- познание художественное
- Полезное
- Смотреть что такое «познание художественное» в других словарях:
- Художественное познание. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Художественное познание.» — Транскрипт:
- Искусство как специфическая форма познания мира. Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Искусство как специфическая форма познания мира. Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством.» — Транскрипт:
- Художественное и научное познание: связь и различие
познание художественное
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .
Полезное
Смотреть что такое «познание художественное» в других словарях:
познание художественное — свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия
познание: форма — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религи … Большая психологическая энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — 1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно выразительно окрашенный (примером такого… … Философская энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь
Познание — Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным… … Википедия
Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… … Педагогический терминологический словарь
познание — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой… … Словарь терминов логики
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Социология: Энциклопедия
ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма освоения действительности в иск ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск ве, включая… … Эстетика: Словарь
Источник
Художественное познание. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемMelons Helen
Похожие презентации
Презентация на тему: » Художественное познание.» — Транскрипт:
2 Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство образное осмысление действительности ; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего ( по отношению к творцу ) мира в художественном образе ; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. образное действительности внутреннего художественном образе творчество
3 Искусством принято называть специфическую форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. « Покорение Сибири Ермаком », Суриков.
4 Специфика искусства как формы художественного познания : искусство является образным и наглядным ; для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов. В литературе — слово, в живописи – цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства, большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.
5 Эмоции, чувства сопутствуют созданию образа дважды : в первый раз когда побуждаемый ими человек запоминает образ, второй когда фиксирует его. Невозможно запечатлеть образ, не испытывая к нему определенных чувств. Воображение – главная составляющая творческого процесса где фантазия связана с реальностью как источника замыслов.
6 Грани художественного образа могут быть различными, в зависимости от цели автора, а также от понимания и проникновения в образ зрителя. Их невозможно выстроить в определенной последовательности, каждая из них имеет право на существование, как имеют право быть разные люди, с многообразными характерами и интересами.
9 Существует множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно — прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
10 И так, художественное познание – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.
Источник
Искусство как специфическая форма познания мира. Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством. — презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемscl436-1.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Искусство как специфическая форма познания мира. Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством.» — Транскрипт:
1 Искусство как специфическая форма познания мира
2 Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» Илья Репин «Царевна Софья»
3 И. Е. Репин «Не ждали» И. Е. Репин « Арест пропагандиста»
4 Искусством принято называть специфическую форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
5 Венера Таврическая Палеолитическая Венера Статуя Уты
6 Специфика искусства как формы художественного познания : Искусство является образным и наглядным Для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов. В литературе- это слово, в живописи- цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.
7 Каждый этап исторического развития вносит свой вклад в мировую культуру. Медный всадник (Фальконе) Александровская колонна (Монферран) Парфенон Статуя Зевса
8 Анри Матисс «Танец» Василий Верещагин «Апофеоз войны»
9 Леонардо да Винчи«Джоконда»
10 Рембрандт «Возвращение блудного сына» Рембрандт «Даная»
11 Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени или индивидуальной манеры художника. Известны следующие стили искусства: Романский Готический
12 Барокко Основные признаки: декоративная пышность, причудливость форм. Классицизм Характерная особенность – обращение к образам античного искусства, четкость, простота.
13 Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
14 Сентиментализм Романтизм Характерные особенности – внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность. И. Шишкин «Корабельная роща» И. Айвазовский «Девятый вал»
15 В. М. Васнецов «Богатыри» «Аленушка»
16 Реализм Характерная особенность – правдивое, объективное отражение действительности. П. А. Федотов «Сватовство майора»
17 В. Г. Перов «Проводы покойника» В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе»
18 Модернизм Характерно использование новых технологических решений и конструкций. Эклектика Сочетание элементов разных стилей.
19 Существует также и множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
23 Палех Дымковская игрушка
25 Основные функции искусства: Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. Компенсаторная – восполняет неудовлетворенность реальной жизнью. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты. Воспитательная – через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.
Источник
Художественное и научное познание: связь и различие
Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.
Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.
Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.
«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.
Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».
Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».
Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.
Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.
Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.
Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.
Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.
Статья на тему Художественное и научное познание
Источник