- Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
- Познание — это.
- Формы познания — чувственное и рациональное
- Виды познания (научное, творчество, самопознание)
- Методы познания
- Комментарии и отзывы (3)
- Теория познания
- Суть и основные проблемы теории познания
- Проблемы теории познания
- Методы теории познания
- Направления теории познания
- Немного о концепциях истины
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
- субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
- объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
- мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
- Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
- цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
- результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
- Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
Познание через чувства включает в себя:
- ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
- восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
- представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
- понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
- суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
- умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
- Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
» alt=»»>
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
- Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
- классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
- познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
- конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
- абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
- аналогия (как это?) – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
- дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
- идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
- моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
- формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
- через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
- эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
- измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
- сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Источник
Теория познания
Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
- Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
- Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
- Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Проблемы теории познания
Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.
Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.
Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.
Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»
Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.
Методы теории познания
Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:
- объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
- содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
- главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
- рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
- мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
- субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
- рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
- метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.
Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.
Все методы научного познания делятся на две больших группы:
- Общенаучные методы. Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
- Частнонаучные методы. Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.
Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:
- Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
- Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
- Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
- Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.
Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.
Главные методы теоретического познания:
- Анализ, суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
- Синтез, суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.
Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.
- Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
- Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.
Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.
- Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
- Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.
Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:
- Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
- Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
- Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.
Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.
Направления теории познания
Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.
- Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
- Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
- Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
- Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.
Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.
Немного о концепциях истины
В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.
Ученые выделяют следующие концепции истины:
- Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
- Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
- Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
- Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
- Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
- Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
- Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.
Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.
Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.
Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.
Источник