Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Многоуровневую бюрократическую систему России считают одной из главных проблем при ведении бизнеса. Она не только во многом усложняет развитие отечественного предпринимательства, но и провоцирует нарушения – все больше бизнесменов предпочитают «прятаться в тень», чтобы избежать трудностей с «канцелярщиной». О необходимости преодоления этой проблемы и снятия с предпринимателей груза ответственности говорят давно, но кардинальных изменений пока не наблюдается.
По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди факторов, препятствующих открытию собственного дела в России, бюрократия занимает второе место (22% ответов) сразу после высоких налогов (25%). Отсюда и статистика, показывающая, что, по мнению 62% респондентов, вести честный бизнес в нашей стране невозможно.
Но действительно ли все так печально?
С одной стороны, государство пытается создавать условия, способствующие упрощению для предпринимателей начала официальной деятельности. Самый простой пример – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Это несложная процедура, предусматривающая небольшой пакет документов в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». От заявителя потребуются: заявление (форма Р21001), ксерокопия всех страниц паспорта, квитанция об оплате госпошлины и уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (в трех экземплярах), если необходимо.
УСН, кстати, тоже помогает снизить долю бюрократического бремени, поскольку заменяет оплату трех налогов (НДС, НДФЛ и налога на имущество) одним. Несложно подсчитать, во сколько раз это облегчает жизнь предпринимателя.
С другой стороны, именно малый бизнес с организационно-правовыми формами ИП и ООО в основном страдает от бюрократии. Большое количество надзорных органов и частые проверки, «замораживающие» работу предприятия, явно не идут тому на пользу. А с учетом коррупционной составляющей, нередко проявляющейся в ходе визита аудиторов, «тиски» сжимаются еще сильнее.
Спасаясь от перегруженного надзора и контроля, предприниматели «уходят в тень». Раз не позволяют существовать легально, обременяя поборами и бумажной волокитой, зачем платить и официальные налоги? – к таким выводам нередко приходят они. Звучит логично, но в то же время пугающе. В 2018 г. доля теневого сектора российской экономики составила около 20% ВВП, то есть порядка 20 трлн руб.
К чему это может привести в дальнейшем? Вероятнее всего, к увеличению налогов, которые лягут как раз на плечи «играющих в открытую» предпринимателей. А затем – к росту цен на продукцию, что совсем некстати, учитывая падение доходов населения страны с 2014 г.
Разумеется, проблема излишней бюрократизации волнует не только граждан и предпринимателей, она напрямую касается самих госорганов, и государство старается оптимизировать процесс документооборота, снижая количество бумаг там, где это возможно.
За последние годы многое сделано для того, чтобы уйти от излишних бюрократических процедур во взаимодействии с судебными и налоговыми органами. Например, процессуальные документы можно подать в арбитражные суды в электронном виде, как и сдать отчетность посредством Интернета, без визита в налоговые органы. Также есть возможность заказать через Интернет многие документы – это касается как бизнеса, так и частных лиц (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРН). Благодаря указанным мерам снизилась нагрузка на офисы за счет уменьшения очных обращений и существенно возросла скорость обработки данных.
Многие подобные документы требуют подписи, в этом случае допустимо воспользоваться электронной цифровой подписью. ЭЦП надежнее рукописной подписи на бланке, которую намного проще подделать, и отличить подделку в состоянии только эксперт. Тем не менее от фальсификации ЭЦП тоже никто не застрахован, хотя подобные случаи очень редки. Доказательствами недействительности оформленной электронной подписи (в случае, если она поддельная) будут:
–квалифицированный сертификат (выдается в удостоверяющем центре, его нужно сохранить);
подписи получившего электронную подпись лица;
регистрационное дело в удостоверяющем центре.
ЭЦП необходима, чтобы обмениваться посредством Интернета не только информативными письмами, но и юридически значимыми документами (договорами, актами и т.д.). Для организации указанного документооборота можно использовать любой вид ЭЦП – в зависимости от целей, а также договоренности пользователя с другими участниками электронного обмена информацией.
При этом, как уже не раз отмечалось, участники данной формы документооборота экономят время и освобождают себя от многочисленных встреч, общаясь посредством Сети. Кроме того, для электронного документооборота характерны централизованная структура, систематизированное хранение электронных документов, процесс согласования также существенно упрощается.
«Забюрократизированность» наблюдается и при совершении сделок с недвижимостью в аспекте взаимодействия с Росреестром ввиду большого объема документов. Так, наиболее удобный способ оформить сделку с недвижимостью – заключить договор у нотариуса, который затем направит в электронном виде документы на регистрацию в Росреестр. Но оказание данной услуги занимает длительное время, необходимо отсканировать множество документов, поэтому нотариусы зачастую даже не стремятся ее оказывать. В данный момент стала доступна онлайн-регистрация договоров аренды.
В целом регистрация перехода прав на недвижимость – сложный и трудозатратный процесс, требующий изучения большого количества документов, поэтому говорить об упрощении в этой сфере пока рано.
Конечно, многочисленные документы, справки и проверки усложняют жизнь, но в то же время, если бы их не было, наблюдали ли бы мы изменения в лучшую сторону? Или, наоборот, ощутили бы снижение качества товаров и продукции, халатное отношение торговых точек к безопасности на производстве и противопожарным нормам?
Другое дело, что сложившийся механизм требует оптимизации. На мой взгляд, необходимо стремиться к обоюдному сотрудничеству между бизнесом и контролирующими органами, чтобы предписания Роспотребнадзора, Росздравнадзора и других служб выполнялись осознанно, а не «для галочки», а проверки ставили собой цель не оштрафовать собственника, а указать на недочеты и помочь их исправить. Не стоит забывать и о пересмотре перекрестных требований ведомств, «конфликтующих» друг с другом и создающих для бизнесменов лишние барьеры. К исключению подобных условий следует подойти с особой тщательностью.
Сегодняшняя ситуация с бюрократизацией переломная. Все больше ведомств переходят на взаимодействие в режиме онлайн, упрощают порядок оказания услуг, а значит – сложный документооборот, толстые папки и десятки справок постепенно уходят в прошлое.
Источник
Проблема дебюрократизации и практические варианты её решения
34. Проблема дебюрократизации и практические варианты её решения.
Дебюрократизация — это процесс ограничения сферы деятельности и функций бюрократии (буквально «господство канцелярии») в обществе, процесс ослабления или отмены предписаний, ограничивающих самостоятельность предприятий и учреждений данного общества с целью улучшения их функционирования и взаимодействия.
Под дебюрократизацией экономики следует, прежде всего, понимать устранение излишних барьеров, установленных государством на пути развития свободного предпринимательства и устранения необходимости непосредственного взаимодействия предпринимателей с чиновниками по вопросам повседневной деятельности;
Речь идет о барьерах, не дающих того положительного результата, на который они были рассчитаны, либо дающих неоправданно низкие результаты.
В России проводится активная политика по дебюрократизации экономики. И в основном данный процесс сводится к упорядочению регулирующих, контрольно-ревизионных функций государства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность. В данном направлении начиная с 2000 года принимались такие законы как
Меры, предусмотренные этими законами, были безусловно нужными и полезными. Число лицензированных видов деятельности значительно сокращалось, началось внедрение принципа «одного окна» при регистрации, упорядочивалось проведение проверок и контрольных мероприятий, обязательные стандарты жестко регламентировались. Однако это совсем не означало победу в деле дебюрократизации.
В настоящее время на федеральном уровне продолжают приниматься так называемые законы «о дебюрократизации» (например ФЗ от 01.01.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный устранить злоупотребления при проведении проверок контролирующими органами, Федеральный закон от 01.01.2001 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
Также и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются меры направленные на дебюрократизацию внешней среды функционирования бизнеса, дебюрократизацию управления, предполагающую децентрализацию принятия решений и переход к системе управления по результатам, в которой оценка качества принимаемых решений должна производиться не столько по показателям осуществляемых действий, сколько по конечным результатам и влияние на экономику и общество.
Так дебюрократизация экономики предусматривает прежде всего разработку мер по упорядочению деятельности регулирующих функций органов государственной власти (ОГВ) региона и органов местного самоуправления (ОМС), сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Так например, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются следующие меры:
— установление запрета на осуществление ОГВ и ОМС любой приносящей доход деятельности, если иное не установлено ФЗ;
— установление четких процедур реализации уполномоченными ОГВ и ОМС разрешительных процедур, предусматривающих регистрацию обращений, сроки и порядок их рассмотрения, подготовку мотивированного ответа, порядок обжалования принятых решений и т. д.
Также с целью дебюрократизации регистрационных и разрешительных процедур, в некоторых регионах предусматривается создание многофункциональных центров предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг (Владимирская область).
В то же время ведется определенная работа с целью обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по устранению административных барьеров, обобщаются проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Реализация системы мер по преодолению бюрократизма, делятся на универсальные — необходимые в любом об-ве; специфические — свойственные конкретным типам об-ва; ситуативные актуальные для конкретной соц. обстановки. К первым относятся повышение общей и управленч. культуры масс, введение грамотного делопроизводства, использование ЭВМ и др. средств автоматизации управленч. процессов. Важный метод Д. — упрощение процедур управления, придание им наглядности и обозримости для граждан, работников. Ко вторым — открытость процессов принятия общих решений, сокращение гос. аппарата, свобода доступа к социально значимой информации, повышение роли обществ. организаций в сравнении с гос. и т. д. К третьим можно отнести наряду с названными преодоление прежде всего такой разновидности управленч. патологии, как господство структуры над функцией, снятие ряда ограничений на трудовую и обществ. самодеятельность, развитие гос-обществ. управления (по примеру нек-рых творч. организаций, ставших партнерами соответствующих гос. органов), введение состязательности программ кандидатов при выборах руководителей, депутатов и делегатов, рассекречивание статистики и т. д. Генеральная цель Д. — преобладание движения политич. и управленч. процессов «снизу», от масс, к центру над обратным процессом (централизации). Д. есть одна из форм демократизации обществ. отношений. Мероприятия типа децентрализации, создания контрольных органов, введения новых процедур выработки и принятия решений сами по себе являются лишь предпосылками Д. и оказывают дебюрократизирующее воздействие лишь в той мере, в какой способствуют повышению соц. активности граждан, работников. Без такого эффекта бюрократизм может даже усилиться. При этом следует иметь в виду, что Д. не может быть абсолютной, бюрократизм в современном об-ве полностью не искоренен, периодически возрождается и усиливается, поскольку невозможно совершенно ликвидировать его причины. Поэтому процесс Д. — постоянная проблема и необходимая компонента функционирования и развития системы соц. управления, обществ. отношений в целом. Д. — это форма соц. борьбы, в к-рой противодействуют разные, в т. ч. и противоположные интересы, что связано с усилением напряжения в обществ. отношениях. Как реакция на засилье бюрократизма, процесс Д. может перерастать в широкое обществ. движение, для к-рого, однако, характерны периоды подъема и спада. Вследствие этого наиболее значимыми факторами Д. являются рост повседневного правового и политич. самосознания масс, и на этой основе — освоение прогрессивных соц. механизмов выявления и решения обществ., организационно-управленческ. проблем.
(Создание особых орг. структур бюрократии (адхократия) – отсутствие иерархии, строгой подчиненности, гибкость, адаптивность)
— реализация системы мер по преодолению бюрократизма (см.), к-рые делятся на универсальные — необходимые в любом об-ве; специфические — свойственные конкретным типам об-ва; ситуативные актуальные для конкретной соц. обстановки. К первым относятся повышение общей и управленч. культуры масс, введение грамотного делопроизводства, использование ЭВМ и др. средств автоматизации управленч. процессов. Важный метод Д. — упрощение процедур управления, придание им наглядности и обозримости для граждан, работников. Ко вторым — открытость процессов принятия общих решений, сокращение гос. аппарата, свобода доступа к социально значимой информации, повышение роли обществ. организаций в сравнении с гос. и т. д. К третьим можно отнести наряду с названными преодоление прежде всего такой разновидности управленч. патологии, как господство структуры над функцией, снятие ряда ограничений на трудовую и обществ. самодеятельность, развитие гос-обществ. управления (по примеру нек-рых творч. организаций, ставших партнерами соответствующих гос. органов), введение состязательности программ кандидатов при выборах руководителей, депутатов и делегатов, рассекречивание статистики и т. д. Генеральная цель Д. — преобладание движения политич. и управленч. процессов «снизу», от масс, к центру над обратным процессом (централизации). Д. есть одна из форм демократизации обществ. отношений. Мероприятия типа децентрализации, создания контрольных органов, введения новых процедур выработки и принятия решений сами по себе являются лишь предпосылками Д. и оказывают дебюрократизирующее воздействие лишь в той мере, в какой способствуют повышению соц. активности граждан, работников. Без такого эффекта бюрократизм может даже усилиться. При этом следует иметь в виду, что Д. не может быть абсолютной, бюрократизм в современном об-ве полностью не искоренен, периодически возрождается и усиливается, поскольку невозможно совершенно ликвидировать его причины. Поэтому процесс Д. — постоянная проблема и необходимая компонента функционирования и развития системы соц. управления, обществ. отношений в целом. Д. — это форма соц. борьбы, в к-рой противодействуют разные, в т. ч. и противоположные интересы, что связано с усилением напряжения в обществ. отношениях. Как реакция на засилье бюрократизма, процесс Д. может перерастать в широкое обществ. движение, для к-рого, однако, характерны периоды подъема и спада. Вследствие этого наиболее значимыми факторами Д. являются рост повседневного правового и политич. самосознания масс, и на этой основе — освоение прогрессивных соц. механизмов выявления и решения обществ., организационно-управленческ. проблем. Лит. см. к ст. Бюрократизм. .
Источник