Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 11. Сознание
Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.
Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.
Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Лекции по искусству. Книга 1
Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Учебное пособие для школьников и педагогов
Ольга Германовна Левина
Методика взыскания долгов. Полный курс
Лаконичная философская энциклопедия. ЛАФИЭНИЯ ЛФЭ. Третье издание
Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие
Олег Сергеевич Кривченко
Cogito ergo sum
Основы философии. Опорный конспект
Сергей Анатольевич Поваляев
Краткий курс философии для бакалавров
Галим Рамилевич Башаров
Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Артем Юрьевич Патрикеев
Философия науки и техники. Проблемы начала XXI века
Международные экономические отношения: конспект лекций
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 1 (А)
Источник
Сознание как способ выражения отношения к миру. Сущность сознания.
Философия, опирающаяся на современное естествознание, в объяснении сущности сознания исходит из трех основных принципов:
а) сознание есть функция мозга;
б) сознание — отражение действительности, субъективный образ объективного мира;
в) сознание — продукт общественного развития.
Согласно первому принципу единственным органом в организме человека, вырабатывающим сознание, мышление, является головной мозг человека. У человека нет других органов, способных мыслить, чувствовать, переживать, т. е. производить духовное. Все ссылки на то, что сердце тоже что-то чувствует, даже предсказывает («Ведь чуяло же сердце, что не надо было так поступать», — говорят иногда при экстремальных ситуациях), не соответствуют данным естествознания. Оно «чувствует» так же, как кончики пальцев, любая часть тела, где есть рецепторы. Сердце — очень важный орган в организме человека, но оно выполняет другие функции.
Второй принцип объяснения сознания исходит из концепции, согласно которой оно представляет собой идеальную форму материального мира, т. е. воспроизведение объекта в мозгу человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, воззрений и т. д. Иначе говоря, по содержанию сознание есть субъективный образ объективного мира: оно представляет собой идеальную форму материального мира, т. е. не имеет ни цвета, ни размера, ни вкуса, ни запаха, ни массы, ни конфигурации. Вместе с тем оно носит индивидуальный характер: у каждого человека собственное сознание — взгляды, представления, ощущения, ценностные ориентации и т. п. Нет двух людей, которые абсолютно тождественно воспринимали бы один и тот же объект, особенно сложные процессы природной и социальной действительности, ибо у людей неодинаковой жизненный опыт, уровень образования, различные, иногда противоположные интересы, ценностные ориентации, социальные позиции и т. п. Субъективность образа означает также неполноту отражения, ибо ощущения, представления и т. п. никогда не охватывают, не исчерпывают того или иного свойства объекта. Они отражают особенности, признаки вещей, процессов лишь с большей или меньшей степенью приближения.
Третий принцип означает, что сознание есть продукт конкретно-исторической эпохи, социального времени. По сути оно носит социально обусловленный характер, являясь отражением условий жизни людей, их общественного бытия, жизненных обстоятельств. Каково общественное бытие людей, таково и по содержа нию их сознание. Одновременно социальность сознания означает, что оно возникает, формируется только в обществе, общении с людьми. Если новорождённого изолировать от общения, сознание не возникает — оно остается лишь на уровне психического отражения. В реальной жизни таких «экспериментов» было немало.
Итак, сознание — философская категория, обозначающая отражение действительности в идеальной форме в виде идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, переживаний и т. п. Оно представляет собой внутренний мир мыслей, эмоций, других духовных образований человека, которые непосредственно не воспринимаются и не могут стать объектами предметно-практической деятельности. Существование сознания в философии выражается понятиями «субъективная реальность», «идеальное».
На первых этапах развития философской мысли духовные образования обозначались понятием «душа», которая рассматривалась как некое безличное духовное начало, лишенное индивидуальной неповторимости. Высказывались суждения о том, что сознание выступает как элемент в структуре души, в которой имеется глубинный слой, лежащий за пределами знания и не подчиняющийся ему: интуитивное, бессознательное, инстинктивное. До сих пор соотношение понятий «сознание» и «душа» вызывает разные суждения. Некоторые утверждают, что они существуют отдельно друг от друга, не связаны между собой.
Что такое душа и существует ли она отдельно от сознания? Понятие души (греч. psyche, лат. anima) восходит к древним религиозным верованиям о наличии в теле человека или животного активного духовного начала, которое оживляет, одушевляет его, определяя его интеллектуальные способности и жизненную позицию. В новой европейской философии понятие души стало употребляться преимущественно для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии душа отождествляется с психикой, некоторые философы рассматривают сознание как лишь осознанное (рационализированное) отражение действительности, куда психическое как эмоциональное не входит.
На наш взгляд, отделить душу от сознания недопустимо и представить ее существование отдельно от сознания невозможно, ибо душа есть не что иное, как определенная направленность сознания, его конкретное состояние, аспектная характеристика. Для сравнения: душевный человек — это человек, способный к сопереживанию, сочувствию, умеющий понять другого, поставить себя на его место. И наоборот, бездушный человек — это не человек без души, а просто черствый, эгоистичный, равнодушный, сухой, холодный, безучастный.
Структура общественного сознания
Общественное сознание изучается с двух сторон — гносеологической п социологической. Гносеология рассматривает его как отражение объективной действительности и оценивает с точки зрения того, в какой степени верно, полно и глубоко общественное сознание п его формы передают реальную социальную действительность. Социология обращается к нему как к социальному явлению, моменту, выражению деятельности людей, общественно-исторической практики, которая неразрывно связана с экономической и социальной жизнью. Она учитывает также, как и что отражается в общественном сознании из изменившихся и изменяющихся условий
жизни, каково его содержание в определенный момент и какие социальные функции оно выполняет.
Гносеологический и социологический подходы к анализу общественного сознания неотделимы, ибо фплософско-социологпче-ская наука исследует его и с точки зрения соотношения материального и идеального в обществе (гносеология), н с точки зрения того, какую социальную основу, действительность, социальную структуру, экономические отношения оно отражает, каково его содержание в конкретные эпохи социальной жизни, какие функции оно реализует (социология).
Общественное сознание обладает весьма сложной структурой, которая зависит от богатства и многообразия самого объекта отражения (общественного бытия) и тех социальных потребностей, которые обслуживаются различными компонентами этого сознания. Оно подразделяется на уровни, сферы и формы.
В гносеологическом аспекте выделяют два уровня: научно-теоретический и обыденно-практический (эмпирический). Научно-теоретическое сознание — это теоретически разработанные взгляды и накопленные ествественно-научные знания, которые представляют собой результат деятельности теоретиков, ученых. Обыденно-практическое, или эмпирическое, сознание — сознание массы людей, возникающее в процессе их повседневной деятельности, будничной практики. Сюда относятся трудовые знания, представления об окружающем мире, традиции, нравы, обычаи и т. п. Эти уровни отличаются по глубине проникновения в действительность. На первом знание проникает в сущность явлений и процессов, устанавливая их причинно-следственные связи, формулируя законы и закономерности развития объективного мира; на втором оно обычно не поднимается до теоретического осмысления, а ограничивается рамками повседневного опыта.
В социологическом аспекте общественное сознание подразделяется на сферы и формы.
Политическое сознание
Политическое сознание включает не только политические учения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, которые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу н в той или пион конкретной обстановке. Оно формирует также отношение’ к вопросам войны и мира.
Пще раз подчеркнем, что во всех случаях, когда речь идет о политике политических учениях, программах, платформах, целях и т. д., ? они всегда связаны с вопросом о власти.
Источник
Значение слова «сознание»
1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания. □ Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант. После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Н. Островский, Как закалялась сталь. || Мыслительная деятельность, осмысление окружающего. Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания. Ушинский, О народности в общественном воспитании. — У него [мальчика] свое течение мыслей! — Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, — нужно также уметь и мыслить на его манер. Чехов, Дома.
2. Филос., психол. Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. □ Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология. || Филос. Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов. Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.
3. Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей. Рост политического сознания. □ [У крестьян] много неприязни к тиранящей их бюрократии, но мало гражданского сознания. 185 Морозов, Повести моей жизни. — Мы победим, потому что мы — с рабочим народом! — Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти. М. Горький, Мать.
4. Ясное понимание чего-л. Сознание долга. Сознание своей правоты. □ [Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.
5. Признание в своей вине, проступке. — Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы. — А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал — да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии».
В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
СОЗНА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по глаг. сознать-сознавать в 1 знач. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. Ленин. С. своего долга. С. своей вины. 2. Действие по глаг. сознаться-сознаваться в 1 знач. С. преступника в своем преступлении. 3. Мысль, чувство, ощущение. Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей. Некрасов. Его угнетало с. невозможности спасти больного. С. неловкости сказанного. 4. Способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира. Ленин. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Ленин. С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма
в сознании трудящихся.
Молотов. Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания. Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет с. людей. 5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. Водка ослабила его тело, но не погасила сознания. М. Горький. Больной потерял с. Лежать без сознания. К больному вернулось с. Потеря сознания. Прийти в с.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
созна́ние
1. филос. психол. процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека
2. социол. осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоёв
3. восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; ум, разум
4. способность осмысленно воспринимать окружающее ◆ Он пришёл в сознание. ◆ Потерять сознание.
6. конкретная мысль о чём-либо, чувство, ощущение чего-либо ◆ Меня мучило сознание собственной вины.
Источник