- Сознание Сущность, феномен и развитие сознания
- Сознание и психические процессы
- Теоретические основы сознания
- Исследование мозга, функциональная асимметрия
- Феномен сознания
- Развитие сознания
- Понятие сознания
- Критерии сознательного поведения
- Связь сознания с протекающими в мозгу процессами
- Сознание как отражение действительности (гносеологический аспект).
Сознание
Сущность, феномен и развитие сознания
Сознание и психические процессы
С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Для познания окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем.
Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.
В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.
Теоретические основы сознания
Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:
Аноэтичное сознание(процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.
Ноэтичное сознание(семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.
Автоноэтичное сознание(эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.
Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее.
Исследование мозга, функциональная асимметрия
Следующий этап в изучении сознания — исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.
Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.
Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.
Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.
У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.
Из этого можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступности информации: легко- и труднодоступная.
Легкодоступная информация быстро перебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступная информация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти в сознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, что изучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.
Феномен сознания
В чем же состоит тайна феномена сознания? Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества, итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого сознания стало бы вряд ли возможным.
Вначале у живых организмов появилась первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.
Отражение является информационным взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого организма является все, с чем этот организм взаимодействует.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.
Развитие сознания
У простейших организмов, а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.
Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.
Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.
Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.
У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта .
Объединив все перечисленные стадии психики человек «добавил» чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.
Понятие сознания
Итак, сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.
Критерии сознательного поведения
Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.
Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Мозг современного человека сформировался в результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган. Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем, что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старика дряхлеет, угасают и функции сознания.
Связь сознания с протекающими в мозгу процессами
Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
- Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
- Стержнем сознания, способом его существования является знание.
- Труд развивает сознание.
- Речь (язык) формируют сознание.
- Сознание является функцией мозга.
- Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
- Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.
Источник
Сознание как отражение действительности (гносеологический аспект).
(см. приложение «Теория отражения»)
«Сознание человека всегда рассматривалось философами и физиологами, психологами и медиками как наивысшая ступень в саморазвитии материи, прежде всего мозга, и совершенствования культурной жизни людей. Сознание как уникальнейшее свойство материи проявляется в физиологии человеческого мозга, целенаправленно отражая бытие природы, общества и человека, обобщая, оценивая и творчески конструируя знания о них. Благодаря этому современный человек способен предвидеть и прогнозировать будущее людей, целенаправленно, в своих интересах преобразовывать действительность. Сознание, отражая вещи, предметы, явления и процессы, происходящие в мире, конструирует новые знания о природе, обществе и человеке, тем самым проявляя себя как познавательно- деятельное начало. А эта изначально активная творческо-созидательная деятельность людей проявляется так или иначе в их сознании. …Все, что ближе всего к человеку по его бытию (т.е. сознание), дальше всего от человека по степени познаваемости»[5].
В современной философии существует несколько подходов к проблеме природы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Широко распространенная точка зрения. Она основана на множестве естественно-научных исследований и фактов. Это:
· головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
· сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
· человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
· медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (н., применение психотропных средств).
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:
· образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
· сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
· никому со стороны не удалось «увидеть» сознание другого человека (мозг как анатомический орган еще не сознание).
Солипсизм – крайне идеалистическая точка зрения на природу сознания. Согласно солипсизму, сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. (Р.Декарт, Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между этими крайними направлениями находятся:
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи. Но сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
Умеренный материализм считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности).
В современной российской философии наиболее распространена умеренно материалистическая точка зрения.
В настоящее время общепризнано, что всем материальным образованиям присуще свойство отражения.
Отражение является моментом любого взаимодействия. Все изменения одного явления под воздействием другого представляют в широком смысле отражение.
Материя порождает различные формы отражения, как на уровне живой, так и неживой природы.
«В философии сознание понимается как специфическая форма идеального отражения и духовного освоения действительности… Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Оно включено в эту деятельность и является моментом взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической деятельности. Активность сознания находит свое выражение в избирательности, в целенаправленности, в специфических его характеристиках как процесса (акты сознания, их содержание, познавательные средства, цель и др.). Деятельность высокоорганизованной нервной системы, мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания»[6].
Спиркин А. Г.: «Сознание возникает как отражение и осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни человека и общества».
Сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей.
А.Г. Спиркин определяет сознание как способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в объективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях.
Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание.
Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту[7].
Таким образом, сознание является высшей, свойственной только человеку и связанной с речью функцией мозга, которая заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека (А.Г. Спиркин).
Сознание представляет собой целостную систему. «Сознание есть динамическая и противоречивая реальность, посредством которой познаются и преобразуются все иные виды и формы реальности — природная, социокультурная, культурно-символическая и другие, включая ее саму»[8].
Сознание является проявлением особенности человеческого бытия. «Как высшая форма психосоциокультурного состояния человека, оно органично взаимосвязано с активной социально-культурной жизнедеятельностью людей, логическим мышлением, использованием языка символов и смыслов. Сознание — это бытие неких чувственных образов и умозрительных понятий, для которых в нормальных условиях в той или иной степени характерно ясное и отчетливое понимание того, с чем человек сталкивается в своей жизнедеятельности»[9]. Поэтому суть и смысл человеческого сознания состоит в понимании содержания всех накопленных человечеством знаний.
Источник