Создать проект способ охраны растений

Проект «Охрана растений». Окружающий мир 3 класс 1 часть.

Проект на тему «Охрана растений» для 3 класса

Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о роли растений в природе. Найти информацию о Красной книге растений и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о необходимости охраны растительного мира. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.

План проекта:

  1. Вступление.
  2. Растения и их роль в природе.
  3. И в жизни человека.
  4. Красная книга России.
  5. Охрана растений.
  6. Вывод.
  7. Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Растительный мир является неотъемлемой частью природного сообщества, которое носит название планета Земля. Без растительности само существование жизни на нашей планете оказывается невозможным.

Роль растительности в природе

Её роль в природе необычайно важна.

Это единственное царство живой природы, которое взяло на себя роль всемирного производителя, или, как ещё называют такие организмы, продуцентов.

Дело в том, что животные не умеют производить органические соединения, которые сами же потребляют. На это способны только растения и процесс фотосинтеза, которые происходит в их листьях.

Это уникальный химический процесс получения живого из неживого. Для его протекания растениям нужны только солнечный свет, углекислый газ и вода. Всё это предметы неживой природы. Однако, в результате их взаимодействия появляются органические вещества, сахара, которые могут использовать в пищу не только сами растения, но и любое другое живое существо на планете.

Так что растительному миру досталась почётная и ответственная роль кормильца планеты.

Вторая важная роль флоры в природе — выработка кислорода. В процессе дыхания, растения, точно так же как и любой другой организм, потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Но в процессе фотосинтеза всё происходит наоборот. Углекислый газ расщепляется, а выделяется кислород.

Считается, что именно растениям мы обязаны тому факту, что у Земли есть атмосфера, богатая кислородом. А ведь именно этот газ необходим для существования жизни.

Сделаем вывод. Главная роль всех растений в природе в том, что они вырабатывают кислород и являются важнейшей частью любой пищевой цепочки.

Роль растений в жизни человека

Не менее важна их роль в жизни человека. Она базируется на тех свойствах растительности, которые мы уже перечислили.

Растения дают нам пищу. Человек с давних пор стал одомашнивать растения, окультуривать их, чтобы удовлетворять свои нужды в пище и некоторых других вещах.

Зерновые растения дают нам хлеб, подсолнечник — масло, тростник и свёкла — сахар, хлопок и лён — ткани. Травами кормятся стада коров, коз, овец, других домашних животных, которые обеспечивают человека мясом и молоком. Цветы дают нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд. И эти примеры можно продолжать бесконечно.

Зелёные насаждения в городах обеспечивают их кислородом и очищают воздух от пыли и других вредных частиц.

Общение с живой природой дарит людям эстетическое наслаждение, радость, настоящее счастье. Леса используют для различных видов терапии, лечения. Особенно славится лечебным эффектом сосновый бор. Его насыщенный кислородом и фитонцидами воздух способствует омоложению, уничтожает микроорганизмы, дарит хорошее настроение и вызывает прилив сил.

Красная книга

Но в своей деятельности человек часто забывает о важности растительного мира. Он нещадно эксплуатирует и вырубает леса, строит на их месте дороги и города. Он отравляет воздух выбросами промышленных объектов и крупных мегаполисов. Он распахивает луга и осушает болота, нарушая хрупкое экологическое равновесие этих природных сообществ.

Многие дикорастущие цветы пострадали из-за своей красоты. В период цветения люди специально ездили в лес и рвали их охапками. А каждый сорванный цветок означает, что никогда больше на его месте не возникнет новое растение.

В итоге многие виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. И только тогда человек задумался о необходимости беречь природу и начал принимать какие-то меры направленные на охрану флоры и фауны.

В 1978 году вышла в свет Красная книга России, в которой были описаны виды растений, нуждающиеся в охране. В настоящее время в неё включены свыше 600 видов растений.

Охрана растений

В настоящее время охрана растений подразумевает под собой не только меры государственной защиты лесов и лугов, но и повышение культуры поведения человека.

Государство немало делает в этом направлении. Созданы многочисленные заповедники и природные парки, в которых запрещена хозяйственная деятельность человека. Регулярно выходят всё новые издания Красной книги. Природоохранное законодательство строго следит за вырубкой лесов, выбросами предприятий, собиранием цветов и ягод.

Но долг каждого человека помогать свой стране в этом благом деле. Мы тоже несём ответственность за состояние наших лесов. Мы можем немало сделать для того, чтобы они росли, а не умирали.

Надо просто соблюдать правила поведения в лесу и на природе. Не протаптывать новые тропы, не ломать веток, не разводить костры возле корневой системы.

Мы должны помнить и о том, что всё в природе взаимосвязано. Что бабочки опыляют растения, и их исчезновение приведёт к гибели цветов. Что птицы и животные разносят семена и помогают деревьям распространяться на новые территории. А потому любой ущерб экологическим связям приводит к катастрофическим результатам.

Вывод:

Мы должны стать природе другом, научиться вести себя ответственно, не губить, а помогать окружающему миру. Растения — наше богатство, огромная ценность, от которой зависит само существование человека. И мы должны позаботиться о том, чтобы работа по охране природы не была просто формальностью, а приносила действенный результат.

Читайте также:  Матричный способ решения систем линейных алгебраических уравнений

Пример презентации – фоторассказа «Охрана растений»

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Источник

Проект «Сохраним растения» (7 класс)

МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат».

Проект «Сохраним растения!»

Автор проекта: Ишманова Алиса, 7 класс

Руководитель: Кариева Диля Габдрафиковна

с. Барда, 2017 год.

МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная

Проект (изготовление плаката) «Сохраним растения!».

Тип проекта по доминирующей деятельности: . Ознакомительно – ориентировочный

По продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 7 – 8 декабря 2017 года.

Автор проекта : Ишманова Алиса, 7 класс

Руководитель: Кариева Диля Габдрафиковна

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало волшебное «Стой!».

Нам казалось все мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать.

Наш мир прекрасный и яркий. Я люблю цветы, деревья: всю природу. К сожалению часто можно столкнуться с тем, что некоторые не понимают, как хрупок и не защищен этот мир растений. Нас в школе на классных часах, на уроках учителя знакомят с Красной книгой.

На планете с каждым годом под воздействием человека сокращается численность растений, некоторые исчезают. Многие не осознают необходимость охраны растений.

Нам необходимо знать растения, охраняемые Красной книгой и соблюдать правила поведения в природе. Мы даже не задумываемся, когда собираем весной ветрениц или же мы их называем подснежниками. Ведь в наших лесах их так много. А ветреница, занесена в Красную книгу района. А прекрасный могучий дуб? Многие в школе это дерево никогда не видели, я тоже. Он растет не везде. Некоторые жители района заготавливают веники из веток дуба. А дуб тоже занесен в Красную книгу.

Когда узнала о конференции «Парк моей мечты», захотела написать проект и подготовить плакат об охране растений «Сохраним растения!». У нас в школе, конечно, имеются печатные плакаты, но я хотела в плакате показать не только охраняемые растения, но и то, почему они находятся под угрозой исчезновения, как нельзя поступать в природе.

Плакат получился красивый и яркий. Я хочу свой плакат повесить в школе, чтобы смогли увидеть обучающиеся, родители, педагоги, особенно обучающиеся младших классов и групп «Особый ребенок». Он наглядно будет напоминать о том, что растения тоже находятся под угрозой исчезновения, их надо охранять. Этот год – год экологии и мой плакат очень актуален.

Цель проекта: изготовление ознакомительно – ориентировочного плаката об охраняемых растениях Бардымского района «Сохраним растения!».

1. Сбор информации об охраняемых растениях Бардымского района через печатные издания, интернет;
2. Придумать фон, содержание плаката;
3. Подобрать и подготовить фотоматериалы из домашнего архива, интернета;
4. Изготовить плакат;
5. Подготовить выступление;
6. Представить плакат на конференции «Парк моей мечты» .

обучающиеся, родители, педагоги заинтересованы содержанием плаката;

обучающиеся, родители понимают необходимость бережного отношения к растениям;

обучающиеся, родители, педагоги соблюдают нормы поведения в природе.

Практическая значимость проекта: плакат «Сохраним растения!» педагоги могут использовать на уроках, на классных часах и во внеурочной деятельности как наглядное пособие.

План реализации проекта.

Сбор информации об охраняемых растениях Бардымского района через печатные издания, интернет.

Подготовка материалов: ватман А-3, цветные карандаши, краски, клей.

2 этап. Основной

Подборка и подготовка фотоматериалов из домашнего архива, интернета.

Рисование фона плаката.

Ишманова А. Кариева Д.Г.

Склеивание фотоматериалов, оформление текстов.

Подготовка презентации проекта.

Защита проекта в школе.

3 этап. Заключительный.

Презентация плаката на межрегиональной проектно – исследовательской конференции «Парк моей мечты»

Размещение плаката на стенде в школе.

Я узнала, что в нашем районе есть много растений, которые занесены в Красную книгу Пермского края, их более шестидесяти видов. В результате моей работы получился интересный познавательный плакат. Думаю, что никто не пройдет мимо, не прочитав его. Плакат будет всем напоминать, какие растения нашего района охраняются. Как надо охранять растения, что нельзя делать.

Дальнейшее развитие проекта.

При работе над плакатом, у нас возникла идея создания в дальнейшем другого социального проекта. В центре Барды находится «Парк Тукая», где многие отдыхают. Мы хотим предложить создать в парке уголок охраняемых растений, где можно посадить дуб, лещину, купальницу, лилию саранку и другие растения Красной книги. Если мы в живую увидим эти растения, то лучше их запомним, будем бережно к ним относится. В парке с охраняемыми растениями могут полюбоваться обучающиеся других школ, все жители района, и гости из других районов, городов. Парк станет самым популярным местом нашего района, настоящим «Парком мечты».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Мир прекрасен своими растениями, так давайте же беречь то, что очень легко уничтожить!

Красная книга Пермского края /науч. ред. А. И. Шепель. – Пермь: Книжный мир, 2008.

Красная книга Бардымского района Составитель Л.Х. Шакирзянова, заведующая отделом обслуживания Бардымской центральной библиотеки.

Особо охраняемые территории Пермской области: Реестр /Отв. ред. С. А. Овеснов. – Пермь: Книжный мир, 2002

Источник

Презентация по окружающему миру в 3-м классе на тему «Охрана растений»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 3 класс

растения кислород лекарство убежище пища Значение растений для животных и человека растения кислород пища Животным растения: дают кислород, пищу, служат убежищем, лекарством. Человек получает от растений: кислород, пищу лекарства, древесину, бумагу ткани – лен, хлопок. бумага ткани лекарство древесина

Читайте также:  Перечислите способы специальной окраски нервной ткани

Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это.

Прочитайте, о чём просят нас ромашки Берегите растения!

Мы рубим лес, устраиваем свалки, Но кто же под защиту всё возьмёт? Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки! Подумайте, а что нас дальше ждёт? “ОХРАНЯТЬ природу – значит, охранять Родину!” М. Пришвин К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

Сбор букетов. Вырубка лесов. Неумеренный сбор лекарственных растений. Вытаптывание. Назовите примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками. Как эти действия человека влияют на мир растений? Такая деятельность людей изменяет условия жизни растений. Очень многие растения становятся редкими. 2 1 4 3

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Охраняется Красной книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими и занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Чтобы сохранить природу и её неповторимость, создают заповедники.

Красная книга Красная книга предупреждает, какие растения находятся в опасности. Она призывает беречь и защищать редкие, исчезающие виды растений.

Многие растения, например, подснежники, ятрышники, водяной орех занесены в Красную книгу России.

Опомнились дети, побежали за матерью, зовут её назад. Но она не слушает, не хочет возвращаться. Так и не вернулась. А потом, когда обида прошла, стала горевать, жалеть покинутых детей и горько плакать. И там, где падали её слёзы, вырастали цветы — кукушкины слёзки. В народе ятрышник называют кукушкиными слёзками. Люди верили, что цветок появился на свет из кукушкиных слёз. Вот что рассказывает старинная легенда. У одной бедной женщины было трое сыновей, но таких ленивых и беззаботных, что она не захотела с ними жить, обратилась в кукушку и улетела в лес.

Водяной орех (чилим) Однолетнее растение, живёт в воде. Гибкий плавающий в воде стебель прикрепляется ко дну прошлогодним орехом, как якорем. При подъёме уровня воды он легко отрывается от грунта и становится свободно плавающим, пока снова не укоренится на мелководье. Листья похожи на берёзовые листочки, образуют розетку и располагаются мозаично, благодаря разной длине черешков. Поэтому на поверхности воды плавают «звёзды», похожие на вязаные ажурные салфетки. Плоды этого растения – костянки с вкусным белым семечком внутри, величиной 2–2,5 см, с четырьмя твёрдыми изогнутыми «рогами». Водяной орех едят в сыром виде, запекают, отваривают с солью. Из чилима готовят муку и крупу, разнообразные блюда и кондитерские изделия. В азиатских странах его подают как закуску, поджаренным и подсоленным. Кроме этого, водяной орех применяется в медицине. Он помогает излечить многие болезни.

Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, кубышка, волчье лыко, купальница.

Купальница У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи — тролли очень любят этот цветок. Поэтому в Скандинавии он называется цветком тролля. И научное имя его — троллиус. У нас это растение называют купальницей, хотя это растение совсем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу — нет. Купальница — многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Хотя это довольно обычное растение, во многих областях оно взято под охрану из-за того, что его активно уничтожают любители букетов.

Кувшинка Ещё недавно во многих озерах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался большой бутон, затем он превращался в прекрасный белый цветок. Бутоны всплывали перед восходом солнца, а раскрывались с первыми лучами солнца. Когда солнце заходило, цветы кувшинок закрывались и опускались в воду до утра. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 4-5 метров. Оборванный цветок теряет упругость, поэтому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у неё созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно. Славянские народы называли кувшинку «одолень травой», верили, что она излечивает от многих болезней, оберегает.

Кубышка Растёт в воде, как и кувшинка. Это её близкий родственник. Своё название растение получило из-за плода, который похож на кубышку. Цветёт растение с конца мая по август. Кубышка — лекарственное растение. Поэтому его обрывали не только из-за цветков, но и из-за лечебных свойств. Это растение, как и кувшинка, не приспособлено для того, чтобы стоять в вазах.

Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.

Колокольчик Колокольчики цветут всё лето. И не только на лугах, но и в перелесках, на обочинах дорог. Существует около 150 видов колокольчиков: крупныe и мелкие, широкие и узкие, тёмно-фиолетовые и бледно-голубые. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.

«ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ» В.Рождественский. Предание гласит о том, что однажды в древней Индии учитель послал врача Чараки в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. Вернувшись из леса, Чараки сказал: “Учитель, я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения”. Даже любой сорняк – это растение, достоинства которого ещё просто не раскрыты. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе и всегда помнить правила сбора лекарственных трав. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

Читайте также:  Укажите основные способы получения фенола

О лечебной силе Подорожника арабские, персидские, греческие и римские лекари знали 2 тысячи лет назад. Еще Авиценна рекомендовал принимать листья подорожника как кровоостанавливающее средство, при опухолях, хронических язвах, при воспалении глаз, заболеваниях почек, печени. Подорожник Пастушья сумка Это не очень заметная невысокая травка с кистью белых цветов на тонком стебельке. Пастушья сумка — лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.

Пижма Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это высокое, стройное растение. Листья пижмы похожи на листья рябины. Отсюда второе название пижмы — дикая рябинка. Цветы — кругленькие, маленькие, величиной с горошину — целые корзиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу и расположенных на одном ypoвне. Запах у этого цветка терпкий. Он служит для того, чтобы отпугивать насекомых. Люди раньше приносили эти цветы в дом, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.

Тысячелистник Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет ещё и ажурные края – отсюда и название «тысячелистник». Поэтому в народе его называли и порезник, и кровавник, и солдатской травой. Тысячелистник не боится ни жары, ни заморозков, ни палящего солнца, цветёт до поздней осени. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения.

Валериана «Валериана» — «здоровье». Лекарственными свойствами обладает только корень растения, но осенью, когда цветы отцвели, стебель засох, и листья пожелтели. Тогда валериану увидеть сложно, и поэтому собирать трудно. Капли валерианы употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении.

1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? Викторина «Лесная аптека» Приложить лист подорожника. 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол. 3. Какая ягода заменяет лимон? Клюква — содержит лимонную кислоту. 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? Чёрная смородина, шиповник. 5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? Отвар из цветков и листьев — хорошее средство от кашля 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице 7. Какие болезни лечит красавица — берёза? Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство

Лекарственные растения душица подорожник одуванчик ромашка

Покажите лекарственные растения

Лекарственные растения Замечательное богатство природы — лекарственные растения. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые встречаются часто: подорожник, валериану, пастушью сумку, тысячелистник, пижму.

Правила друзей природы Не рвите цветы. Не ломайте ветки. Не рубите деревья. Не вытаптывайте растения, ходите по тропинкам. Не собирайте цветы в букеты. Не разводите в лесу костры.

Самостоятельная работа Прочитайте с. 84 – 86 в учебнике. Что выделяют растения? Какой вред человек наносит природе? Как или чем человек наносит вред природе? Назовите растения, занесённые в Красную книгу?

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? 3. Какая ягода заменяет лимон? 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? 5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? 7. Какие болезни лечит красавица-береза? Приложить лист подорожника. Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол. Клюква, содержит лимонную кислоту. Черная смородина, шиповник. Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля. Почки березы используют как мочегонное. Викторина «Лекарственные растения» Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессонице.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-187484

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы