Монополия
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.
То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.
При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.
Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.
Причины создания монополий
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
Виды монополий
На практике выделяют следующие виды монополий:
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
субъект монополии (монополиста);
товарные границы монопольного рынка;
формы контроля и регулирования его деятельности;
компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
Формы монополий
На практике выделяют следующие формы монополий:
Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Преимущества и недостатки монополий
Достоинства монополии заключаются в следующем:
Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
К недостаткам монополии можно отнести:
▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:
отсутствию стимула развивать новые технологии;
не эффективному расходованию ресурсов;
не справедливому распределению доходов.
Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
При этом специальные государственные органы:
предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
следят за уровнем конкуренции на рынке.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник
11. Монополия и антимонопольная политика
1. В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится…
снижать объём продукции, а цену увеличивать
увеличивать объём продукции, а цену снижать
увеличивать цену и объём продукции
предприятия, не входящие в монополистические объединения
новые, только выходящие на рынок фирмы
фирмы – лидеры рынка
фирмы, действующие только на региональных рынках
3.Конгломеративным, слияние фирм является, когда…
фирмы производят один и тот же продукт
компания приобретается без уведомления её руководства
для совместного размещения кредитов или осуществления совместного промышленного проекта с целью извлечения монопольных прибылей
компании, вступающие в объединение, связаны не производственными, а финансовыми интересами
4.Естественная монополия возникает в случае, если…
предприятие добывает или владеет редкими ресурсами
предприятие производит продукцию, качество которой выше, чем у других
предприятие остается на рынке в единственном числе
так решило правительство
5.Монополист максимизирует доход…
снижая цену и повышая выпуск продукции
снижая цену и выпуск продукции
повышая цену и снижая выпуск продукции
повышая цену и выпуск продукции
6.Равновесие на монопольном рынке в долгосрочном периоде означает, что товары продаются по ценам…
7. Основным объектом борьбы внутри картеля являются…
контрольные пакеты акций
8.Наиболее типичным примером монополии внутри одной отрасли является…
9.Заполните пропуск.._________ означает сосредоточение в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
10.Монополист, максимизирует прибыль, его затраты составляют ТС = 20Q+100, эластичность спроса по цене постоянна и равна -2, монополист назначит цену, равную…
11.Отношения монополиста-продавца и монопсониста — покупателя представляют собой…
12.Максимальный валовой доход монополии достигается при таком объеме производства, когда…
предельный доход принимает максимальное значение
предельный доход равен предельным издержкам
предельный доход равен нулю
средние общие издержки минимальны
13.У монополиста МС ATC
14.Государство может создавать официальные барьеры для вхождения в отрасль с помощью…
патентов и лицензий
15.Если в результате введения налога монополист будет получать нулевую экономическую прибыль, то это…
заставит его снизить цену
не вызовет с его стороны никаких действий
вынудит его повысить цену
заставит его сократить производство
возникает случайно, когда в силу стечения обстоятельств фирма становиться единственным производителем и поставщиком товара
защищена от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений
необходима для достижения эффективного использования ресурсов
производит продукцию, качество которой выше, чем у других
17.Монополист, максимизирующий прибыль, снизит цену на свою продукцию, если…
18.Временное соглашение о ценах и рынках сбыта является…
19.Затраты монополиста ТС = 0,5Q 2 +10Q +2000, спрос на его продукцию задан уравнением QD = 120-2P, коэффициент Лернера равен.
20.Заполните пропуск. Монополист выбирает объем выпуска, соответствующий ___________ кривой спроса.
не эластичному участку
точке с единичной эластичностью на
21.С ростом объема продаж валовой доход монополиста…
может и увеличиваться, и уменьшаться
22. Причиной появления монополии не может быть…
производство однородного продукта
высокие барьеры для вступления в отрасль
долговременная положительная отдача от масштаба
производство уникального продукта
23.Объединение предприятий и заключение соглашения между ними по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольных прибылей, называется…
24.Для измерения монопольной власти в экономической теории используют…
25.Создание акционерных обществ…
не может использоваться как способ образования монополий
является единственным способом образования монополий
характерно только при создании государственных монополий
может использоваться как способ образования монополий
26.Наличие в руках экономического субъекта редких и свободно не воспроизводимых ресурсов характеризует …
27.Концентрация, как условие возникновения монополий, означает…
слияние мелких и средних предприятий в одно крупное
укрупнение производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала
приобретение патентов на открытия и изобретения
28.Монополия – рыночная ситуация, при которой на рынке действует.
один продавец и один покупатель
один покупатель или один продавец
29.Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объём выпуска, при котором…
предельные издержки равны общим издержкам
предельный доход равен общим издержкам
предельный доход равен предельным издержкам
предельные издержки равны цене товара
30.Монополистическое объединение не возможно в форме.
31.Чистые потери общественного благосостояния при монополии соответствуют площади…
32.При монополии не достигается эффективное распределение ресурсов, так как…
33.C точки зрения общества монополия…
производит оптимальный объем продукции
производит минимально необходимый объем продукции
34.Уменьшение объема выпуска наверняка принесет монополисту…
увеличение предельного дохода
35.В ряде отраслей государство защищает позиции монополий, так как…
пытается таким образом снизить остроту ценовой конкуренции
эти отрасли обслуживают широкие слои населения
пытается добиться оптимизации использования отраслевой мощности
эти отрасли – естественные монополии
36.Главной целью слияния и поглощения не может быть…
увеличение производительности труда
улучшение управляемости компанией
захват новых рынков сбыта
37.Наличие рыночной власти в условиях монополии означает, что…
цена не зависит от спроса
цена выше предельного дохода
монополисту гарантирована высокая прибыль при любых условиях
монополист может выбрать любой объем выпуска
38.Монополист устанавливает цену…
выше цены спроса
выше предельного дохода
равную равновесной цене
равную предельным издержкам
39.В длительном периоде монополист в отличие от совершенного конкурента …
не может изменить размеры своего предприятия
не может получать положительную экономическую прибыль
заинтересован в изменении масштабов своей деятельности
защищен от конкуренции других фирм
40.В условиях монополии предельный доход…
равен предельным издержкам
41.Если существует лишь возможность будущей монополизации рынка, государству целесообразнее применять…
поведенческий подход, так как он либерален
структурный подход, так как он жёстче
поведенческий подход, так как он жёстче
структурный подход, так как он либерален
42.Участник картеля может увеличить свою прибыль…
продавая свой товар по более низкой цене, чем у других участников картеля
проводя активную неценовую конкуренцию
ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цены
настаивая на постоянном повышении согласованной цены всех участников картеля
43.Главной целью слияния и поглощения не может быть…
увеличение производительности труда
улучшение управляемости компанией
захват новых рынков сбыта
44.В антимонопольной политике структурный критерий применения санкций предполагает, что государство …
автоматически вмешивается в случае превышения фирмой определённой законом доли рынка
применяет антимонопольные меры только, при доказанных монополистических злоупотреблениях
не вмешивается, при превышении фирмой определённой законом доли рынка
не наказывает крупных производителей, только мелких
45.Временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких-либо товаров для создания дефицита и повышения цен на данные товары называется…
46.Характеристикой конгломерата не является то, что фирмы-участники…
сохраняют высокую степень самостоятельности
обязательно действуют в одной отрасли
не связаны между собой технологически
находятся под единым финансовым контролем
47.Монополизм – это состояние экономики, которое …
не связано с конкуренцией
48.В пределах одной отрасли не может возникнуть такая форма монополии, как…
49.Всеобщая форма монополий появилась и стала типичным явлением…
в первой половине ХХ века
во второй половине ХIХ века
во второй половине ХХ века
в первой половине ХIХ века
50.В России такая форма монополии, как трест, получила наибольшее распространение в…
в легкой промышленности
51.Суть конкурентной борьбы за «кошелек потребителя» сводится к тому, что она ведется…
монополиями, продукция которых удовлетворяет одни и те же потребности
монополиями, продукция которых удовлетворяет разные потребности
налоговыми органами государства
методами недобросовестной конкуренции
52.Целью монополий, значительно снижающих цены, является…
более полное удовлетворение покупательского спроса
уход от налогов
«расчистка» рынка от аутсайдеров
53.В рыночной экономике не существует монополизации…
Источник