Союз русского народа
«Союз русского народа» (СРН) — одна из крупнейших национально-монархических партий консервативного толка — возник в ноябре 1905 года во многом как реакция на появление в России либеральных и радикально левых политических партий, поставивших задачу смены государственного строя.
В ноябре в Петербурге состоялся I учредительный съезд cоюза и были сформированы руководящие органы, в том числе Главный совет, председателем которого избрали известного русского педиатра доктора медицины Александра Дубровина. Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых были крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Пуришкевич, редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут, богатый курский помещик, статский советник Николай Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Соболевский, известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иловайский и другие. Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой выступал сам Дубровин.
В августе 1906-го Главный совет партии утвердил партийный устав и принял программу партии, идейной основой которой стала «теория официальной народности», разработанная графом Сергеем Уваровым ещё в 1830-е, — «самодержавие, православие, народность». Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:
1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;
2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;
3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;
4) приоритетное развитие русской нации — великороссов, малороссов и белорусов.
Тогда же под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня», которую первоначально возглавил Грингмут. Кстати, за основу этой организации взяли древнюю форму русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации. А само название «Чёрная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т.е. «чёрными», сотнями. Между прочим, именно такие «чёрные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое спасло страну в 1612 году.
Вскоре среди руководителей СРН стали нарастать острые противоречия. В частности, товарищ (заместитель) председателя Главного совета Пуришкевич, обладавший незаурядной харизмой, начал постепенно оттеснять Дубровина на второй план. Поэтому в июле 1907-го в Москве был срочно созван II съезд «Союза русского народа», на котором сторонники Дубровина приняли постановление, направленное против неуёмного самоуправства Пуришкевича, который в знак протеста против данного решения вышел из состава партии. Однако история не закончилась и получила дальнейшее развитие на III съезде СРН, состоявшемся в феврале 1908-го в Петербурге. На сей раз группа именитых монархистов, недовольных политикой Александра Дубровина, обратилась с жалобой к члену Главного совета графу Алексею Коновницыну, что привело к новому расколу не просто в самом центральном руководстве, но и в её региональных отделах: московском, киевском, одесском и других. В результате в ноябре 1908-го Пуришкевич и его сторонники, в число которых входили ректор Московской духовной академии Антоний Волынский, томский архиепископ Питирим и тамбовский епископ Иннокентий, вышедшие из состава СРН, создали новую организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела».
Тем временем обстановка внутри СНР продолжала ещё больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» явилось отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября. Лидер СРН Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считал, что любое ограничение самодержавной власти принесёт крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Николай Марков полагал, что Манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счёт, а подчиниться воле монарха.
По мнению ряда современных историков, такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении СРН оказался лично заинтересован премьер-министр Пётр Столыпин, стремившийся создать в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов). Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам Дубровин, и его сторонники крайне негативно относились ко всем «трём китам» столыпинской внутренней политики:
1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию — Всероссийский национальный союз;
2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путём преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;
3) наконец, они являлись противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований Столыпина.
В декабре 1909-го, пока лидер СРН пребывал на лечении в Ялте, в Петербурге произошёл «тихий переворот» и к власти пришёл его новый заместитель граф Эммануил Коновницын. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почётного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился. Однако вернуть прежнее влияние в партии так и не смог, и в 1911-м она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя». Таким образом, политика Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой насчитывалось до 400 000 членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой. Неслучайно бывший одесский градоначальник генерал Иван Толмачёв в декабре 1911 года с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».
ТУПИК «МУЖИЦКОГО ДЕМОКРАТИЗМА»
Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 году был создан Совет монархических съездов, однако воссоздать единую организацию не получилось.
Позже в общественном сознании вполне основательно сформировали лживый кровожадный образ «Союза русского народа» и «Чёрной сотни», который до сих пор формирует негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю. Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:
1) были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;
2) использовались реакционными кругами в своих узкоклассовых корыстных интересах;
3) выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов.
Между тем на совести «Чёрной сотни» было всего три политических убийства, тогда как на совести левых радикалов — десятки тысяч. Достаточно сказать, что, по последним данным современной американской исследовательницы Анны Гейфман, автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами «Боевой организации эсеров» в 1901–1911 годах стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра (Николай Боголепов, Дмитрий Сипягин, Вячеслав Плеве), 7 губернаторов (великий князь Сергей Александрович, Николай Богданович, Павел Слепцов, Сергей Хвостов, Константин Старынкевич, Иван Блок, Николай Литвинов).
О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские учёные и деятели русской культуры, как химик Дмитрий Менделеев, филолог Алексей Соболевский, историки Дмитрий Иловайский и Иван Забелин, художники Михаил Нестеров и Аполлинарий Васнецов, и многие другие.
Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом: почему произошёл крах СРН и других патриотических партий? Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство явилось первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом». А это оказалось совершенно не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Чёрную сотню» следовало немедленно остановить, и её остановили. Ведь неслучайно самый проницательный политик той поры Владимир Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это — темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».
Источник
Партия национальной идеи «Союз русского народа»
Идеи русского национализма появились и стали развиваться в контексте общеевропейского движения в XIX веке. Российская власть не рассматривала националистов как свою идейную опору даже в перспективе. Поэтому такого рода политические деятели вызывали у властей скорее подозрение, чем сочувствие. Гонений на зарождавшееся движение не планировали, но и помощи не обещали.
В отечественной черносотенной трактовке русской нации рассматривались две её стороны: имперская и этническая. Они не были тождественны, но органично сливались в идее государства. Имперская сторона признавала лидирующую функцию за русской нацией (вместе с малороссами и белорусами). Русская этническая общность почитала империю идеалом государственности.
История создания Союз русского народа
Русские националисты активизировались в самом начале XX века, когда в верхних слоях российского общества проявилась тенденция к космополитизму. Первой заметной организацией националистического толка было «Русское собрание» проповедовавшее монархизм клерикализм и ограниченный антисемитизм. В 1905 году представители высшей аристократии создали в Москве «Союз русских людей», с идеалом допетровской Руси.
Почти в то же время консервативный публицист и историк В.А . Грингмут основал «Монархическую партию», занявшую крайне правую позицию в политическом спектре России. Он же придумал своему движению название «Чёрная сотня», наподобие «чёрных, низовых сотен» Козьмы Минина, спасших Русское царство в Смутные времена. Противники националистов превратили это историческое название в символ «еврейских погромов».
«Союз русского народа» (СРН) образовался сразу после провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года. Манифест подтолкнул стихийный взрыв политической активности. СРН возник в охваченной революционными событиями России, как реакция повсеместную активизацию левых общественно-политических движений. На этот раз в создании СРН приняли деятельное участие власти, в лице высших сановников и Департамента полиции.
Структура и лидеры партии
Во главе Союза русского народа стоял Главный совет, образованный 8 ноября 1905 года. В нём председательствовал врач и популярный политический деятель А. И. Дубровин. Историк и писатель В. М. Пуришкевич стал его первым заместителем. Сразу же после образования партии, ячейки Союза русского народа появились почти во всех крупных городах Российской империи, их базой становились черносотенные организации, имевшиеся на местах.
Численность СРН, в разные времена колебалась вокруг цифры 400000 членов организации, в 400-х отделениях, 66-ти губерний. Особенно плотно отделы СРН располагались в районе «черты осёдлости » евреев. В Союзе функционировала полувоенная система, делившая рядовых членов на десятки во главе с десятником, сотни во главе с сотником и тысячи во главе с тысяцким. Главный совет СРН, включал в себя 12 членов и 18 кандидатов в члены. Вошедшие в партию организации могли сохранять свои уставы и названия.
Социальная база Союза русского народа была разнолика. Ядро составляли интеллигенты: врачи, инженеры, юристы и т. п. Немало было представителей торгово-промышленной буржуазии. В СРН дозволялось вступать чиновникам и даже военным. Много было рабочих, ремесленников, а так же крестьян. Членский билет за первым номером имел известный священник Иоанн Кронштадтский. В списках партии числился сам император Николай II. А вот дворян в СРН было мало, они в основном входили в Союз русских людей и Русское собрание.
Идеология и программа партии
Националистическая идеология Союза русского народа чётко просматривалась в принципиальном положении Устава, гласящем, что членами СРН могут быть только природные русские. Ограничений по полу, возрасту, сословной принадлежности или уровню достатка не было. Главным условием было Православное вероисповедание. Идеологической платформой СРН являлась формула графа Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность».
Программа Союза русского народа оговаривала основные постулаты своего движения:
В духовной жизни России Православие должно занимать первенствующее положение.
Неограниченный характер самодержавия должен оставаться неизменным.
Полномочия Государственной Думы не должны выходить за рамки совещательной функции.
Методы реализации программных установок
Политические методы решения социально-экономических проблем были противоречивыми:
СРН критиковал российский бюрократизм;
проводил активную антидумскую политику;
выступала за сохранение помещичьей собственности на землю;
советовал государству выкупать у частных владельцев земли и продавать их земледельцам по доступной цене;
в проблеме фабрично-заводских рабочих предлагал своё содействие в примирении между ними и предпринимателями;
в национальном вопросе СРН провозглашал: «Россия для русских» и требовал кардинально ограничить евреев в правах.
Эти идеи, несмотря на открытый радикализм, имели широкую популярность в народе. Мало того, многие люди активно поддерживали боевые дружины СРН в погромах и другие мероприятия против инородцев.
Историческая роль и оценка деятельности Союза русского народа
Некоторая аморфность и личные амбиции лидеров привели организацию к политическим противоречиям и расколу. В конце концов, Дубровин лишился правительственного финансирования, и его партия перестала иметь сколь-нибудь заметное значение в политической жизни страны.
Тем не менее , Союз русского народа сыграл на определённом этапе весьма неординарную роль в российской истории. Организация намеревалась стать в глазах русской общности оплотом идеи самодержавия, Православной соборности и верности императору. Однако даже в глазах авторитетных современников СРН стал выглядеть нелицеприятно .
С. Ю. Витте называл Союз сборищем воров и хулиганов, а их лидеров представлял как « нерукопожатных изгоев». Даже П. А. Столыпин, одной рукой давая субсидии (150 тысяч рублей на медийные нужды), другой жёстко пресекал имевшие место беспорядки с участием черносотенцев. Он открыто называл Союз русского народа источником нарушения законности и порядка. Такого же мнения придерживался и его преемник В. Н. Коковцев. Впоследствии уже советская историография строила свою оценку СРН, основываясь на этой точке зрения.
Источник