- Как улучшить условия труда без повышения зарплаты
- Улучшение условий и охраны труда: составляем план
- Зачем нужен этот план?
- Нормативная база для разработки плана
- Какие мероприятия по улучшению условий труда можно включить в план
- Как составить план по улучшению условий труда
- Где взять образец плана
- Утверждение плана
- Как повысить эффективность труда: лучшие практики российского бизнеса
- Бережливое производство
- Цифровизация логистики
- Система мотивации полевого персонала
Как улучшить условия труда без повышения зарплаты
Многие сотрудники сталкиваются с проблемой не самых лучших условий труда на работе и недостаточной заработной платой. Вместе с тем не каждый работодатель может позволить себе удовлетворить эти две потребности единовременно. Попробуем рассмотреть варианты решения такой непростой задачи.
Более 70% российских предприятий финансово пострадали от последствий пандемии. Недавние исследования «Авито.Работа» и GigAnt выяснили, что каждому второму россиянину не хватает средств на повседневные покупки и оплату кредитов, из-за чего 23% жителей ищут подработки, а 53% — дополнительные возможности для заработка.
В целом после пандемии во всех регионах выросли зарплатные ожидания россиян и при этом ужесточились требования к кандидатам. Сотрудники нуждаются в комфортных рабочих условиях и прибавке к зарплате, но не у всех работодателей есть ресурсы для нововведений. О том, как улучшить условия труда без повышения зарплаты, расскажет основатель и CEO финтех-компании «Деньги Вперед» Павел Гужиков.
Альтернативы заработной платы
В случае если у работодателя нет возможности повысить зарплату, можно найти другие решения, которые улучшат обстановку на рабочем месте и в деловых процессах. Такие варианты подойдут для тех, кто:
- не намерен уходить из данной компании лишь из-за отказа в повышении зарплаты;
- является ценным сотрудником, к мнению которого готовы прислушиваться;
- готов пойти на компромиссы работодателя, так же как и работодатель готов уступить в чем-то сотруднику.
Далее рассмотрим пять способов, равноценных повышению заработной платы, в рамках рабочего процесса.
Вариант 1. Компенсация
Вы можете попросить у своего руководителя компенсацию за питание, проезд до работы, сотовую связь, спортивный зал и т. д. В этом случае многое зависит от вашей сферы деятельности и текущих обязанностей. Зачастую в крупных компаниях уже есть договоры с операторами связи или, например, кейтерингом. Кроме того, такая просьба совершенно законна, что подтверждается в ТК РФ статьями 164, 165, 168 и 169.
Есть также вариант попросить о гибкой выплате заработной платы — это не повлечет увеличения расходов на фонд оплаты труда, зато сильно улучшит вашу жизнь и снизит градус финансового напряжения, который возникает в ожидании аванса или зарплаты. Существующие сегодня сервисы дают возможность снимать уже заработанные деньги хоть каждый день вместо того, чтобы нервничать или брать краткосрочные займы под грабительские проценты. Сэкономив на переплатах по кредиту и адаптировав график обязательных и крупных платежей (например, за ипотеку), вы станете чувствовать себя куда комфортнее
Вариант 2. Обучение
Как правило, в компаниях заложен бюджет на обучение сотрудников и есть соответствующие соглашения со сторонними организациями. Так, 80% компаний полностью оплачивают внешнее обучение своих сотрудников. Оно может проходить в виде курсов, тренингов или мастер-классов.
Такая просьба должна хорошо восприниматься работодателем, поскольку в результате обучения он получит более продвинутый персонал, который потенциально может обеспечить компании больший рост. А сотрудник, в свою очередь, увеличит экспертность в сфере работы и узнает что-то новое.
Вариант 3. Карьерный сдвиг по горизонтали
Данный способ подойдет для тех, кто не планирует подниматься вверх по карьерной лестнице в ближайшее время. Его следует воспринимать больше как обучение внутри компании. Возможно, вам всегда было интересно попробовать своими руками сделать работу коллеги из соседнего отдела и понять ее суть.
Вовремя сделанный горизонтальный переход может привести к карьерному росту в будущем, поскольку помогает значительно прокачать свои навыки и умения.
Кроме того, совершая такой переход, даже на время, вы лучше начинаете понимать процессы в компании, что также влияет на общую производительность и эффективность.
Вариант 4. Переход на более свободный график или смена формата работы
Самый очевидный из всех способов в случае отказа в повышении зарплаты — попросить изменить условия работы на те, которые будут для вас более комфортными. Тем более что после пандемии удаленная работа стала более распространена как в нашей стране, так и во всем мире. По данным «Работа.ру», четверть опрошенных сотрудников хотят навсегда остаться на «удаленке».
Кроме варианта удаленной работы, это могут быть плавающее или просто более позднее начало рабочего дня, четырехдневная неделя при условии, что работник справляется с поставленными задачами, или гибридный формат работы (совмещение работы в офисе с удаленной работой).
Вариант 5. Переустройство рабочего места
Для более эффективной работы вам, возможно, нужен новый, более мощный компьютер, принтер в кабинет, чтобы не бегать на другой этаж, удобное кресло, новый стол, кондиционер или замена ламп. Опросы, проведенные специалистами HeadHunter и «Здорового офиса», показали, что более 90% опрошенных отмечают прямую связь между удобством рабочего места и эффективностью работы.
Все это не требует слишком больших затрат от руководства в сравнении с поднятием заработной платы. Поэтому велика вероятность, что работодатель согласится на это предложение.
Повышение заработной платы не единственный способ улучшить условия труда и сделать свою работу намного лучше и приятнее. Если руководитель пока не готов сделать вам прибавку, да и в целом вы хорошо живете на нынешнюю зарплату, то стоит подумать об альтернативных путях закрытия своих потребностей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник
Улучшение условий и охраны труда: составляем план
План по улучшению условий и охраны труда — это специальный план мероприятий, утверждаемый локальным нормативным актом организации сроком на один год. Такой план обязан составлять каждый работодатель, в особенности тот, у которого присутствуют опасные условия труда.
Зачем нужен этот план?
Каждый работодатель обязан улучшать условия труда, создавать оптимальную и безопасную трудовую среду, согласно ст. 163 ТК. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда обязателен, если на охрану труда затрачиваются значительные средства, и работодатель собирается за счет этих затрат уменьшить взносы в ФСС на травматизм. Вернуть можно до 20% взносов, уплаченных за прошлый год.
Для этого до 1 августа подается заявление в ФСС в произвольной форме. Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год.
Нормативная база для разработки плана
Разрабатывать план по улучшению условий и охраны труда нужно в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- ст. 212, 226 ТК. Ст. 226 Трудового кодекса РФ. Предписывают производственному предприятию тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Собственно, план мероприятий и определяет, куда будут потрачены выделяемые средства.
- Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Этот документ содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы.
- ГОСТ 12.0.230.1-2015. Этот госстандарт описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику.
Хорошие и безопасные условия труда должны быть обеспечены:
- рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
- использованием разумных норм работы и отдыха;
- улучшением технологических процессов и оборудования;
- подбором профессиональных кадров.
Какие мероприятия по улучшению условий труда можно включить в план
Перечень всех возможных мероприятий есть в указанном выше приказе Минздравасоцразвития № 181н. Приведенный здесь список не исчерпывающий:
- специальная оценка условий труда (СОУТ);
- модернизация или закупка более современного оборудования;
- монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
- совершенствование систем сигнализации и оповещения;
- обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты (особенно актуально в нынешних «коронавирусных» реалиях);
- освещение рабочих мест в соответствии с нормативами;
- оснащение производства пунктами первой медицинской помощи, или улучшение имеющихся;
- устройство комфортных зон для отдыха;
- отдельная столовая (или иное помещение для приема пищи), что тоже актуально в период пандемии;
- установка кулеров с питьевой водой;
- проведение обязательных профилактических медосмотров.
Список можно еще продолжать, каждый пишет по актуальности и необходимости. Особенно, как уже указывалось, необходимо обратить внимание на разъяснения Роспотребнадзора по противодействию распространения заболеваний. Сообразно рекомендациям можно внести изменения существующий план. Кстати, делать это в течение года допустимо, тем более, если это пойдет на пользу сотрудникам.
Полный перечень мероприятий есть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:
- организационные;
- санитарные;
- технические;
- общие;
- частные;
- индивидуальные.
Организация может расширить перечень.
Как составить план по улучшению условий труда
Чтобы составить данный план, не получится просто сесть и написать его на бумажке. Весь процесс придется разбить на несколько этапов:
- Руководитель организации издает приказ о назначении ответственной рабочей группы, и лица, регламентирующего направление ее работы.
- Создается сама группа из сотрудников предприятия.
- Группа разрабатывает проект плана мероприятий, проект проходит согласование с руководством.
- Разрабатывается смета, согласно утвержденному плану.
Для разработки плана группа проводит анализ подобных мероприятий за прошлые годы. Если план составляется впервые можно воспользоваться наработками коллег и поискать формы в интернете. Но лучше конечно обращаться к профессионалам, которые учтут особенности именно вашего предприятия.
Компания Аттек на технологическом рынке уже более 20 лет. Мы не только подготовим для вас план мероприятий, соответствующий действующему законодательству, но и обучим ваш персонал. Да, составной частью обеспечения безопасной работы является регулярная проверка знаний по безопасности и обучение собственных специалистов. В нашем учебном центре вы сможете обучить все категории ваших работников в одном месте, в том числе с применением дистанционных технологий.
При составлении сметы по плану необходимо учитывать ряд важных факторов:
- Необходимость СОУТ.
- Необходимость модернизации оборудования.
- Виды деятельности организации.
- Наличие или отсутствие предписаний контролирующих организаций (к примеру, ГИТ).
Кто входит в рабочую группу по разработке плана
В рабочую группу входит руководство предприятия всех звеньев. Выделяют три уровня управления системой:
- высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
- среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
- младшее — прорабы, мастера, бригадиры.
Из числа руководителей каждого из звеньев выделяются люди для формирования рабочей группы. Состав рабочей группы утверждает руководитель своим приказом.
Где взять образец плана
Типовая форма указанного плана по улучшению условий и охраны труда предлагается в указанном приказе Минздравасоцразвития № 181н. Самое главное, что там должно быть — сведения о финансировании запланированных мероприятий.
Также в плане должна быть информация о лицах, ответственных за его реализацию на предприятии. Как правило, это руководители подразделений и специалисты, назначенные ответственными в положении об охране труда.
Обязательно должны быть обозначены сроки исполнения плана, как в целом, так и отдельных мероприятий.
Утверждение плана
Подготовленный и надлежащим образом проработанный проект плана по улучшению условий и охраны труда проходит согласование во всех подразделениях. Опционально оформляется акт при участии профсоюза (это необязательно, но используется в крупных компаниях).
При утверждении плана возможны его корректировки «на местах». После этого план мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.
После того, как он прошел все стадии согласования, в крупных компаниях или по требованию профсоюза может потребоваться его публикация на сайте компании. Для этого, а также для внесения текущих изменений, рекомендуется назначить отдельное ответственной лицо (им может быть и руководитель).
Источник
Как повысить эффективность труда: лучшие практики российского бизнеса
Бережливое производство
Предприятие, работающее по системе бережливого производства, отличают чистота, наличие разметки маршрутов, маркировки мест хранения предметов и памяток по системе 5S (инструкции по эффективной организации рабочего пространства).
Основные эффекты от внедрения бережливого производства:
- повышение производительности и вовлеченности сотрудников,
- распространение философии постоянного улучшения,
- минимизация отходов и уменьшение запасов производственных материалов: благодаря тому, что компания точно рассчитывает, что и в каком количестве необходимо для производства продукции, материалы не залеживаются на складах и затраты на их хранение сокращаются.
Этапы внедрения:
- Формирование команды, которая будет внедрять изменения. Это команда «агентов изменений», члены которой пользуются авторитетом среди работников компании, обладают в коллективе не только экспертным, но и социальным капиталом.
- Диагностика состояния предприятия, включающая в том числе диагностику состояния рабочих мест, технического обслуживания, систем управления запасами и менеджмента качества.
- Развертывание бережливого производства. Реализация инициатив сотрудников по устранению потерь и совершенствованию процессов на рабочем месте, первое использование отдельных инструментов, например, системы 5S.
- Переход от улучшения отдельных процессов к внедрению изменений на всех стадиях производства. Выстраивание потока создания ценности — последовательности всех операций, включая движение материалов и информации, в ходе создания продукта. Внедрение системы канбан — совокупности инструментов и технологий, которые позволяют контролировать объем и перемещение всех деталей и узлов на производстве.
- Непрерывное улучшение качества, распространение культуры постоянного совершенствования.
Риски при внедрении:
- слабая поддержка высшим руководством,
- сопротивление рядовых сотрудников,
- временные затраты: для полного внедрения системы понадобится не менее трех лет, а это длительный срок для современных проектов, требующих быстрых побед и немедленных результатов.
Технологии бережливого производства получили широкое распространение в российских компаниях и продолжают оставаться мейнстримом среди практик повышения эффективности на производственных предприятиях.
Цифровизация логистики
Рост электронной коммерции и уберизация изменили представление о транспортной отрасли. Сейчас многие компании из других отраслей охотно изучают практики логистических провайдеров.
Основные эффекты от внедрения цифровых решений в логистике:
- увеличение объемов экспорта и импорта,
- сокращение сроков доставки,
- упрощение документооборота.
Этапы внедрения:
- Анализ существующей логистики предприятия.
- Создание цифровой модели, которая будет полностью учитывать существующие характеристики и условия хранения продукции, работы складских систем, транспортных служб и цепочки поставок.
- Создание риск-моделей: резкий скачок спроса, падение объемов на производстве, изменение стоимости элементов цепи поставок. Выявление узких мест и возможностей оптимизации сроков и расходов.
- Прогнозирование новых сценариев доставки (например, склад-постамат).
- Рассмотрение инструментов, доступных компании и максимально отвечающих требованиям «скорость+прозрачность»:
- геопозиционирование транспортных средств,
- электронный документооборот,
- трекинг заказов,
- автоматизация маршрутных листов.
Риски при внедрении:
- неготовность контрагентов и партнеров к электронному документообороту,
- правовые риски: в будущем при появлении новых нормативно-правовых актов сферы транспорта и логистики есть риск, что инициативы компаний окажутся вне правового поля, и от этих практик придется отказаться.
Несмотря на риски и определенную сложность в реализации, цифровые решения в логистике стремительно набирают популярность. В целом цифровизация остается основным трендом бизнеса в последние годы.
Система мотивации полевого персонала
Мотивированный продавец достигает лучших результатов. В секторе потребительских товаров наиболее эффективной считается система вознаграждения, которая одновременно учитывает объем продаж и стимулирует необходимые модели поведения сотрудников.
Основные эффекты от внедрения системы мотивации:
- обеспечение роста выручки,
- повышение результативности и клиентоориентированности торгового персонала.
Этапы внедрения:
- Определение баланса фиксированной и переменной части зарплаты:
— высокий оклад отчасти решает классическую проблему ретейла, снижая текучку персонала, однако блокирует намерение работать лучше;
— высокая переменная часть — потенциал для перевыполнения показателей, позволяет определить самых успешных продавцов, но вызывает затруднения, когда речь идет о контроле фонда оплаты труда (ФОТ). В случае массового перевыполнения плана продаж ФОT может сильно увеличиться. Работодателю будет сложно рассчитать, какую сумму нужно закладывать на оплату труда в каждом месяце. - Ввод в систему премирования определенных категорий товаров, фокусных артикулов. Учет «процессных» показателей (поддержание нормативов выкладки, соблюдение стандартов продаж). В плане KPI также могут фиксироваться доли продаж отдельных товаров, а именно: сколько процентов от всей проданной продукции должны составлять товары конкретной марки.
- Гарантия прозрачного расчета премиальной части зарплаты. Необходимо предоставлять сотруднику детальные отчеты не реже 1 раза в неделю.
- «Продажа» системы мотивации сотруднику: пояснение связи каждого KPI с будущим доходом и получение обратной связи — что сотрудник планирует делать для достижения целей.
Риски при внедрении:
- сложность для восприятия: сотруднику будет трудно прогнозировать результат,
- снижение «жесткости» показателей ФОТ: из-за учета переменной части зарплаты размер ФОТ будет нестабильным: то уменьшаться, то увеличиваться.
Источник