Современные формы оценивания в начальной школе
статья
В статье представление таких современных форм оценивания учебных достижений обучающихся, как безотметочное оценивание, самооценивание, взаимооценивание, портфолио, рейтинго-накопительная система оценивания. Вышеперечисленные формы оценивания позволяют более объективно оценивать индивидуальные достижения обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_otsenivaniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы оценивания в начальной школе
Сейчас становится актуальным формирующее оценивание. Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т.е. умение оценить себя.
Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка направлена на стремление ученика улучшить свою отметку, планировать корректировкуобучения и улучшать её. Но для начала необходимо заинтересовать ребёнка, вовлечь его в процесс оценивания. Это можно сделать с помощью вопросов, задаваемых ученикам, наблюдением учителя, чтобы удержать их интерес, дискуссией, анализом работ, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание, проверкой понимания, то есть повторением только что изученного и рефлексией.
Исходя из этого, можно сказать, что целью формирующего обучения является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Этим обусловлены его основные характеристики: формирующее оценивание:
• Центрировано на ученике
• Формирует учебный процесс
• Опирается на качественное образование
Вводя формирующее оценивание, нужно преобразовать сам процесс обучения. Чтобы оценивание действительно было формирующим, его результаты должны использоваться для корректировки учения и преподавания.
Вместе с формирующим оцениванием появились формы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Как правило, такое обучение осуществляется в 1 классе, но сейчас оно внедряется во 2-4 классы, а также в основную школу (5-11 классы).
В 1 классе не допускается любая знаковая символика, заменяющая цифровую отметку. Допускается только словесная форма оценки, которая может использоваться во всех классах. Оценочное суждение является основным средством оценки при безотметочном обучении. Оно позволяет показать ученику его личную динамику. Словесная оценка должна быть содержательной, чёткой, с полным анализом, присутствовать в течение всего урока и иметь только положительную характеристику. При анализе ответа или работы ученика оценочным суждением (словесной оценкой) учитель даёт оценку по схеме: достижения – недочёты – достижения, т.е он сначала выделяет то, что должен делать ребёнок и подчеркивает то, то у него получилось; затем выявить то, что не получилось; и в конце опять возвращается к положительным моментам, а также объясняет, как можнодобиться лучшего результата. Если учитывать эти правила, ученик может адекватно проанализировать свою деятельность и добиться больших успехов.
Одним из видов словесной оценки является поощрение. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе.
При безотметочном обучении в последующих классах могут быть использованы условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц. Например:
1. «Лист индивидуальных достижений», в котором отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Он заводится на каждого ребёнка. В нём фиксируются продвижения ученика в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала учеником, потом учителем. Он представляет собой таблицу, в которой написаны основные формируемые навыки и умения и пустые ячейки, где ставятся баллы, например, 0 – не научился, 1 – частично научился, 2 – в полной мере научился. В результате, по каждому учебному предмету можно судить о наличии у учащегося предметных знаний и действий с предметным содержанием.
2. «Лесенка достижений», при которой фигурка, символизирующая уровень владения данным навыком, ставится на определённую ступеньку.
3. «Дробь», знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.
Безотметочное оценивание даёт возможность учащимся быть самостоятельными и ответственными, а также следить за своими успехами и недочётами.
Самооценка – это внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности. Умение оценивать свою деятельность имеет важное значение в формировании таких качеств ребёнка как ответственность, самостоятельность и активность. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от сформированности у них самооценки. Поэтому важно формировать навыки самооценивания начиная с 1 класса. Самооценка может как мотивировать, так и подавлять учебную активность.
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач реформы образования, так как ребёнок должен овладеть не только предметными ЗУН, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Чтобы ребёнок научился адекватно оценивать себя и свои работы, необходимо вводить критерии, по которым ученики будут оценивать свою деятельность.
Самооцениванию, как правило, принадлежат работы учащихся, активность на уроке, работа в группе над проектом, работа в паре и др.
Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.
Правильно применённое критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников. Особенно важен первый этап урока, на котором вводятся критерии для оценивания. Полезным будет обсуждение с учениками критериев, чтобы учитель и учащиеся пришли к общему пониманию, что будет оцениваться и зачем. После этого целесообразно показать на примере, как оценивать работу. Следующим этапом должно стать подробное ознакомление с балльной шкалой, можно провести несколько проб совместного оценивания. И только теперь учащиеся могут оценить свои работы, а после этого обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.
Особенно перспективно для развития учащихся использовать данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении продолжительного периода.
Для эффективного самооценивания необходимо:
➢ Понимание учащимися, как оценивается его работа, деятельность
➢ Развитие навыка критического мышления
➢ Концентрирование внимания учащимися на своих целях
Конечно, чтобы самооценивание помогало детям развиваться, его нужно проводить регулярно. Учителю необходимо планировать на него время и каждый раз напоминать детям о целях и критериях оценки работ.
Правильно подготовленное и систематически проводимое самооценивание на уроке:
➢ Даёт учителю возможность оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников
➢ Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению
➢ Предоставляют ученику и учителю объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации и анализа ➢ Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям
➢ Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентного участия родителей в учебном процессе
Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.
Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.
Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:
1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе
2. Обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание.
3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.
В процессе взаимооценивания те, кто выступал в роли оценивающих экспертов, дают развёрнутое, обоснованное и аргументированное объявление результатов. Они фиксируют достоинства и недостатки, а также предоставляют предложения, как можно улучшить работу.
Также взаимооценивание может быть парным, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.
Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.
4. Портфель учебных достижений
Важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является портфель достижений — портфолио.
В современной системе образования портфолио понимают как:
1. Сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов
2. Процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника, которые обычно называют портфолио-работой
Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. При использовании портфолио предметом оценки и последующего совершенствования становятся академические достижения обучающегося, личностные и метапредметные результаты.
В начале работы с портфолио необходимо чётко понять и сформулировать, для чего и с какой целью будем формировать портфолио. Целью работы над портфолио может быть:
➢ Формирование умения отбирать, систематизировать результаты своего труда
➢ Освоение работы, связанной с анализом собственной деятельности
➢ Освоение приёмам лаконичного представления материалов
Процесс работы над портфолио можно разделить на несколько направлений:
1. Систематическая работа с портфолио, его анализ и обсуждение позволяют формировать у детей ту группу метапредметных результатов, которые относят к разделам регулятивных и коммуникативных навыков и связаны с самооценкой, самоконтролем и планированием.
2. Когда ребёнок обсуждает, проектирует и понимает структуру своего портфолио, он лучше понимает мотивы своего обучения, то есть у него повышается осознанность действий.
3. Формирование внутреннего учебного плана ребёнка и прямая работа на индивидуализацию образовательного процесса. Регулярная саморефлексия ребёнком своей деятельности даёт ему обратную связь, которая позволяет вносить изменения во внутренний план.
4. Создание для обучающихся возможности самостоятельно соотнести свои успехи с успехами своих сверстников и требованиями образовательных стандартов.
Портфолио через систему взаимосвязанных работ позволяет достаточно хорошо продемонстрировать прогресс в развитии навыков и умений работать на результат и сами результаты такой деятельности. Основным преимуществом портфолио является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
5. Рейтинго-накопительная система (РНС)
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Такая система даёт возможность непрерывно контролировать учебную деятельность школьника. Она используется в некоторых школах вместе с пятибалльной системой оценивания.
Рейтинговая оценка характеризуется высоким уровнем управляемости учебного процесса за счёт проектирования технологической карты с заранее запланированными условиями деятельности; активизацией познавательной деятельности учащихся; выбора учащимися индивидуальных стратегий обучения.
Этапы внедрения рейтинговой системы:
1. Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником
2. Ознакомление учащихся и родителей
3. Процесс заполнения карты
4. Подведение итогов
5. Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал
Технологическая карта состоит из двух модулей: обязательный и вариативный. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. В каждом модуле прописываются определённые виды деятельности, которые сформулированы в виде результатов. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале. Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку «отлично», 71 — 85% — оценку «хорошо», а 56 — 70% — оценку «удовлетворительно».
Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
➢ определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
➢ получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
➢ дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
➢ отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
Источник