Современные способы организации учебного процесса

Современные формы и методы организации учебного процесса

Главная > Реферат

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Современные формы и методы организации учебного процесса

В связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого- педагогическим возможностям класса.

Проводя свои или присутствуя на открытых уроках, иногда приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К.Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется всё теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Схема 1

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Схема 2

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания , в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Схема 3

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Например, использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.

Читайте также:  Способ утепления деревянных окон

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательного интереса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Перейдём вновь к практической стороне нашего семинара.

Мы предлагаем вам поучаствовать в работе мастер-классов. Тема мастер-классов: «Интерактивные методы на уроке».

Прежний состав групп расходятся в аудитории для проведения мастер-классов. На работу мастер-классов -30 минут. После чего все возвращаются обратно.

Мы ставили перед собой цель познакомить вас с некоторыми интерактивными приёмами обучения на уроке. Надеемся, что мы убедили вас в том, что применение интерактивных методов и форм организации учебного процесса является необходимым условием урока.

Использование интерактивных методов актуально тем, что они:

Способствуют росту интереса к предмету

Ускоряют процесс обучения

Улучшают качество усвоения материала

Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию

Способствую сотрудничества учителя и ученика

Развивают коммуникативную компетенцию

По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.

Готовясь к семинару, я встретила одну притчу о Хадже Насреддине. Думаю, она как раз вписывается в тему сегодняшнего разговора.

Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», — ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», -ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», — сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть — нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», — и ушел.
Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Ну а сейчас подведём итог работы. Как вы помните, о чём бы мы с вами сегодня не говорили, в центре нашего внимания всегда стоит урок. На вопрос: «Что должен обеспечить урок?»,- можно дать ответ «Создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем».

«Комфорт» — в переводе с английского –поддержка, укрепление.

«Комфорт» — это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Тема семинара «Современный урок: каким ему быть». Поэтому, поработав в группах, подберите ассоциации к словосочетанию «Современный урок», ответив на вопрос «каким ему быть». Ассоциациями должны послужить прилагательные, начинающиеся на буквы слова «Комфорт» ( выдать листы со словом «Комфорт»)

И закончить наш разговор по уроку мне хочется словами учащихся старшей ступени обучения: «Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать»

Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!

Источник

«Современные технологии, методы и формы организации воспитательно –образовательного процесса»

«Современные технологии, методы и формы организации воспитательно –образовательного процесса»

Алексеева Ирина Викторовна,

Повышение профессиональной компетенции педагогов является одной из главных задач методической работы. В нашем учреждении используются различные формы образования педагогов. Наиболее эффективной эту работу делают активные методы обучения.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка единой педагогической позиции.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Читайте также:  Способы развития мышечной силы

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда . Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей .

9. Нетрадиционные виды уроков : лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» — учителем дается ряд вопросов , работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш ). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог , на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем тему.

«Мозговой штурм» — на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» ( во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора ), «На линии огня» ( каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они — защищаются ). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.

Читайте также:  Способы выживания у растений

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы — «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» — 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток . Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув . С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» — Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» — Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают — развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

— Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому — не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

«Мозговой штурм» (атака)

Контрольный лист или тест

Решение ситуационных задач

Дискуссия группы экспертов

Выступление в роли обучающего

Обсуждение сюжетных рисунков

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

«Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих.

Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.

Источник

Оцените статью
Разные способы