- Организация современной науки
- Современная наука и ее организация
- Современная наука
- Краткая история возникновения и развития современной науки. Основные концепции науки и их взаимосвязь. Роль и статус науки в современном обществе, ее основные функции. Влияние научного мировоззрения на духовную сферу жизни общества и каждого человека.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Организация современной науки
Основной формой организации современной науки является проявляемое в той или иной форме сотрудничество специалистов и научных учреждений. Оно может осуществляться на международном, национальном и региональном уровнях. Здесь необходимо отметить, что проявление любых форм национализма в науке недопустимо. В современном мире не может быть отдельно существующей национальной научной системы, даже в малой степени изолированной от внешнего мира. Уже самая незначительная изоляция ведет к превращению настоящей науки в псевдо- или лже-науку. На национальном уровне наука должна организовываться преимущественно для достижения двух целей:
— выражение потребностей науки перед государством и обществом;
— демонстрация научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.
Организация науки может поддерживаться различными научными организациями, такими как, например, Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий должна сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, т.к. излишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом отразится на качестве научного исследования, привнося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.
Ученый и научное сообщество
Существует целый ряд установок, которые ученый должен получать от научного сообщества (как правило, в процессе обучения) в порядке стимулирования, но не принуждения. Среди них можно отметить следующие, в т.ч. характерные для наук о Земле:
— постоянное проведение исследовательской работы;
— постоянный поиск новых идей;
— одновременная работа в нескольких направлениях;
— постоянный поиск новых направлений;
— получение широкой подготовки, в т.ч. и по вопросам, которые не входят в круг непосредственных интересов;
— количество исследований конкретных объектов должно быть больше количество общетеоретических работ;
— интенсивные исследования должны преобладать на экстенсивными;
— постоянная полевая практика (даже если исследовательская деятельность ученого не связана с обработкой полевых материалов);
— обучение новых специалистов;
— интернациональность исследовательской деятельности;
— проведение исследований разного значения (локального, регионального, надрегионального, глобального);
— публикация результатов исследований в научных изданиях всех категорий (см. ниже);
— участие в научных совещаниях, конференциях и т.п.;
Помимо этих, в общем, необязательных установок, можно сформулировать 3 важнейшие требования, которые научное сообщество должно ставить перед ученым:
— высокое качество проводимого исследования;
— постоянная работа с литературой и внимание к результатам научных исследований во всем мире;
— опубликование результатов научного исследования.
Основными функциями научного сообщества по отношению к конкретным ученым являются поддерживающая, организующая, ориентирующая и воспитательная.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная направленность научно-исследовательской деятельности
Основным стимулом научно-исследовательской деятельности должно быть удовлетворение интереса к научному познанию самому по себе.
Во всем мире существует единый уровень, определяющий необходимое качество научно-исследовательской работы. Он не может различаться для разных стран, разных типов научных учреждений. Также он не может быть разным для начинающих и более опытных исследователей. Иными словами, требования к качеству научно-исследовательской работы одинаковы везде и для всех.
Качество является единственным ограничителем свободы ученого в рамках осуществляемой им научно-исследовательской деятельности.
Структура научного исследования
Проведение научного исследования включает в себя несколько последовательных процедур:
— поиск тематики для исследования;
— изучение ранее опубликованных работ по выбранной теме, по общетеоретическим вопросам, необходимым для ее разработки, по смежным темам и т.д.;
— получение консультаций от специалистов, которые могут помочь при выполнении данного исследования;
— сбор фактического материала, проведение полевых работ и лабораторных исследований, если они необходимы (также они могут проводиться во время аналитической работы);
— проведение аналитической работы;
— формулировка результатов исследования;
— подготовка научной публикации и, если необходимо, доклада на конференции;
— получение предварительной рецензии у других специалистов;
— окончательная сдача научной публикации в печать.
При проведении научного исследования основное количество времени (до 80%) должно тратиться на изучение опубликованной литературы и получение консультаций. Полевые исследования в настоящее время редко превышают 1-2 недели, а потому на них приходятся лишь первые проценты от общего затраченного на исследование время.
Научная публикация и доклад на конференции являются основными формами представления результатов научного исследования. При этом публикация является предпочтительной и обязательной формой. Подготовка публикации может осуществляться как после проведения исследования и получения результатов, так и по ходу его. Важно отметить, что научная публикация должна иметь новизну, т.е. недопустимо публиковать принципиально одинаковые статьи, хотя возможная их перепубликация для дополнения, изменения, исправления ранее представленных выводов, а также для их перевода на другой язык.
Источник
Современная наука и ее организация
Реферат
на тему Современная наука, ее организация, особенности представления научного знания в образовании
Студент(ка) | Е.С. Филюкова (И.О. Фамилия) | ___________________ (личная подпись) |
Научный руководитель | Е.А. Сидякина (И.О. Фамилия) | ___________________ (личная подпись) |
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
1. 1. Современная наука и ее организация………………….………………. | 4 |
2. Особенности представления научного знания в образовании ………. | 6 |
Заключение……………………………………………………………….…. | 8 |
Список используемой литературы………………………………………… | 9 |
Мы живем в век информации и высоких технологий. Кажется, что человек дал ответ уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые, и мы пробуем найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Задавая вопрос природе, ученый рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука — игра, связанная с риском, а игра — это всегда захватывающе и интересно.
Наука считается одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, антропологические трудности, не принимая во внимание развитие научной мысли. Что такое наука? Какова главная общественная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как появилась Вселенная, как появилась жизнь, как появился человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?
Сегодня эти вопросы стоят в весьма острой форме. Это связано с ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с массовым экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности полного управления социальными процессами.
Современная наука и ее организация
Начало современной науки было положено в Европе в период 15-17 вв. Наука, являясь особой формой познания мира и его преобразования. Она сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должен относиться к ним человек. Несомненно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. В период разрушения системы феодального производства в обществе развивается новое по сравнению со средневековым взглядом на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.
Современная наука существенно отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Стоит заметить, что существуют 3 основные концепции науки:
— наука как знание;
— наука как деятельность;
-наука как социальный институт.
Современная наука представляет собой органичное единство этих трех моментов. Здесь деятельность — ее основа, своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, а социальный институт – это способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Получается, эти три момента и составляют полное определение современной науки.
Первая концепция — наука как знание. Аристотель и Кант понимали науку как многовековая традиция. Которая рассматривается как форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний.
Предоставленная концепция не может раскрыть полное определение современной науки. Если рассматривать науку только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. Направление в науке (стоит опираться только на достоверные проверенные факты и знания) достаточно однообразны и ограниченны. Ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это приводит к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Проанализируем науку как деятельность. Сегодня ее функции представляются нам не только наиболее очевидными, но и изначальными. Стоит учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса. Ведь его результаты ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.
В 50-60-е гг. 20 в. стали появляться работы, в которых был разработан деятельный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться, как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Немного позже наука стала пониматься как социальный институт.
Наука как социальный институт — это социальный способ организации коллективной деятельности ученых, которые являются особенной социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Самая главная форма организации современной науки считается проявляемость в той или иной форме сотрудничества экспертов и научных учреждений. Она может реализовываться на международном, национальном и региональном уровнях. Стоит обозначить, что проявление любых форм национализма в науке недопустимо. В современном мире не может быть отдельно существующей национальной научной системы, даже в малой степени изолированной от внешнего мира. Даже самая незначительная изоляция ведет к превращению настоящей науки в псевдо — или лженауку.
На национальном уровне наука должна создаваться и организовываться преимущественно для достижения двух целей:
— выражение потребностей науки перед государством и обществом;
— показ научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.
Организация науки имеет возможность поддерживаться различными научными организациями, такими как: Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий обязана сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, так как лишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом скажется на качестве научного исследования, принося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.
Источник
Современная наука
Краткая история возникновения и развития современной науки. Основные концепции науки и их взаимосвязь. Роль и статус науки в современном обществе, ее основные функции. Влияние научного мировоззрения на духовную сферу жизни общества и каждого человека.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2017 |
Размер файла | 18,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование — не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука — игра, связанная с риском, а игра — это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.
Ведь наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли.
Сегодня стоят вопросы в весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.
1. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным. наука современный общество духовный
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. Поэтому разработано другая концепция науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
2. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
21 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).
Ниже перечислены одни из главных функций науки:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др;
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
3. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА ДУХОВНУЮ СФЕРУ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческой мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Наука и искусство, являющиеся основой духовной жизни человека, представляют собой продукты творческой деятельности человека.
Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли.
Наука постоянно расширяет область своего ведения. Это расширение границ научного миросозерцания является одним из наиболее характерных и наиболее важных симптомов научного прогресса. Развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса.
Влияние науки на все стороны духовной жизни человека неизбежно. Оно вызывается характером научных истин, во многом резко отличающихся от великих построений философии, произведений искусства, идеалов и концепций религии. Научные истины заставляют философов и теологов менять свои взгляды и концепции и вырабатывать новые более соответствующие и не противоречащие научным знаниям. Процесс борьбы науки с религией привел к становлению научной картины мира. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания различных дисциплин постепенно превратились в основу системы массового образования. Наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей.
Научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными.
Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа научной реальности.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.
Связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.
Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.
Таким образом, наука является одной из важнейших форм культуры общества, а ее развитие — важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человечеством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адрианова Л.А., Андрейченко Г.В., Грачев В.Д. Философия. Учебник. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 245 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С.84
Замалеев А.Ф. Курс лекций по философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов. — М.: Наука, 1995. — 190 с.
Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с
Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.
Щеглов Б.С. Социальная рациональность в контексте современной эпистемологии // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2004. С. 98-104.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Развитие науки. Структура и функции науки. Фундаментальное и прикладное в науке. Функции науки. Влияние науки на материальную сторону жизни общества. Наука и технология. Влияние науки на духовную сферу жизни общества. Наука и развитие человека.
реферат [39,0 K], добавлен 01.12.2006
Теоретическое понятие науки. Некоторые аспекты изучения науки в древние времена. Этапы развития научной мысли в средневековые времена. Связь науки и философии. Современное состояние науки, ее основные концепции. Роль науки в современном обществе.
реферат [33,7 K], добавлен 07.11.2007
Философский анализ науки как специфическая система знания. Общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества.
учебное пособие [524,5 K], добавлен 05.04.2008
История развития науки. Появление мировоззренческих задач, геометрии у древних египтян и шумерской астрономии. Формирование философии. Принцип всеобщей относительности Эйнштейна. Воздействие науки на мировосприятие и ее роль в современном обществе.
эссе [9,4 K], добавлен 13.01.2014
Характерные черты науки и основные отличия ее от других отраслей культуры. Наука, как предмет исследования не только философии, но и науковедения — науки о науке, которая возникла в связи с необходимостью управления развитием науки в современном обществе.
реферат [30,4 K], добавлен 19.02.2011
Наука как особый вид знания и подходы к изучению науки. Позитивизм как философия научного знания, стадии его развития. Роль философии на позитивном этапе. Отличительные особенности неопозитивизма и сущность концепции нейтральных элементов опыта.
реферат [85,6 K], добавлен 17.12.2015
Роль науки в формировании современной картины мира, её социальные функции и место в жизни и развитии общества. Тенденции к интеграции различных отраслей науки, её значение в философском понимании мира человеком и формировании его духовной культуры.
реферат [21,3 K], добавлен 07.12.2016
Источник