Современные способы обработки кожи

Работа с кожей: ее виды, основные техники и инструменты


Содержание

Кожа — один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа — не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении — его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение — уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе — химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части — кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

Основная задача дубления — сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ — они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное — в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

Отделка — финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.

Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки — все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) — материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко — в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи — в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

Читайте также:  Денежный поток косвенным способом

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

Канавкорез (грувер) — позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож — используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

Игла — удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

Штамп — используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина — приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм — также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров — он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

Минимальный набор для начинающих — нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать — в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления — полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники — при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией — получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером — он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

Читайте также:  Крымский бальзам от кашля способ применения

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи — на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

Вторая жизнь кожи

Кожа — благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант — он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет — ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный — проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу — от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую — от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде — все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Источник

Способы художественной обработки натуральной кожи.

История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно – прикладном искусстве.

С давних времен человек украшал изделия из кожи золочением, резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение.

Давайте рассмотрим некоторые способы художественной обработки кожи:

Драпировка и клеевая обтяжка

Художественный прием драпировка — один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Кожу обрабатывают клеем, и наклеивают на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку.

Художественный прием – клеевая обтяжка.

Все украшения на основе обтягивают кожей с обеих сторон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки выкраивайте детали без учета припуска, а припуски всегда сшерфовывают. Благодаря чему место соединения станет совсем незаметно. Иногда обтяжку начинают с изнанки.

Художественный прием – термообработка.

Существует два вида термообработки – на открытом огне (пламя свечи) и прожаривание.

Обработка кожи на свече — заготовленные детали из кожи обрабатываются на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени

Читайте также:  Аварии с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ способы защиты

Прожаривание – на сковороде, и специальными инструментами для создания цветов. Под воздействием температуры кожа «вздувается» и изделие становится выпуклым, такой способ обработки кожи чаще всего используется при изготовлении листьев и цветов.

Художественный прием – аппликация.

Это наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. При аппликации возможно соединение «внахлест».

Художественный прием – плетение.

Этот прием заключается в соединении нескольких полосок кожи, при работе с этим приемом часто применяют элементы макраме. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Художественный прием – перфорация.

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. При помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.

Художественный прием – батик.

Рисунок наноситься готовым расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом. Места, закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет, после росписи воск удаляется, чаще такой отделке подвергают кожу натурального цвета.

Эту технику используют в настенных панно, при изготовлении переплетов. Украшения, изготовленные в технике батика, пользуются большой популярностью.

Художественный прием – золочение.

Для этого применяют термофольгу. Термофольгу вместе с калькой прикрепите к коже, проводят выжигательным аппаратом, нагретой иглой или шилом, переводя рисунок на кожу.

Художественный прием – выжигание (пирография).

В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов, при помощи разогретых штампов и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Художественный прием – тиснение.

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки — когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы.

Тиснение с наполнением — под слой предварительно увлажненной юфти подкладывают элементы будущего рельефа, вырезанные из картона или кусочков шоры. При высыхании кожа твердеет и «запоминает» рельефный декор.

Термо тиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Художественный прием – гравировка (резьба).

Применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами. На лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской.

Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Художественный прием – интарсия.

Этот процесс основан на инкрустации — фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». По предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции, по приготовленным лекалам из кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи клея или эмульсии ПВА.

Существует множество приёмов и способов обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях.

Источник

Оцените статью
Разные способы