Современные способы безопасности организации

Содержание
  1. Проблемы информационной безопасности: алгоритм построения системы ИБ с нуля
  2. 1. Заручиться поддержкой руководства.
  3. 2. Определить состав рабочей группы.
  4. 3. Определить риски.
  5. 4. Принять организационные меры.
  6. 5. Выбрать и внедрить меры и средства защиты информации.
  7. 6. Довести информацию до заинтересованных лиц.
  8. 7. Провести мониторинг и оценку.
  9. Как защитить информацию внутри компании: на бумаге или в электронных документах
  10. Виктория Краснова
  11. Выберите информацию, которую стоит защитить
  12. Защитите секретную информацию от сотрудников и сторонних партнеров
  13. Сотрудницу уволили за разглашение коммерческой тайны, но компании пришлось ее восстановить и выплатить зарплату
  14. Компания не заключила договор с сотрудником и потеряла разработанный продукт
  15. Компания дала сотрудникам доступ к личному кабинету партнера и заплатила за это 400 000 ₽
  16. Когда секретная информация защищена сама по себе
  17. Наказать за раскрытие коммерческой тайны
  18. Сотрудники решили продать конфиденциальные сведения и получили по 2 года условно
  19. ИП нарушил условия агентского договора о конфиденциальности и выплатил штраф
  20. Главное
  21. Подписка на новое в Бизнес-секретах
  22. Сейчас читают
  23. Оферта: что это и зачем она нужна
  24. Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
  25. Как ИП оформить банкротство
  26. Рассылка для бизнеса
  27. Чтобы скачать чек-лист, подпишитесь на рассылку о бизнесе

Проблемы информационной безопасности: алгоритм построения системы ИБ с нуля

Представим ситуацию, когда в компании создается подразделение информационной безопасности. Перед руководителем ИБ-отдела очерчен круг задач, выделен бюджет и дана отмашка на старт. Предлагаем рассмотреть алгоритм, который поможет в текучке неотложных дел сфокусироваться на главном.

1. Заручиться поддержкой руководства.

Если отдел информационной безопасности создан по инициативе руководства компании, то проблема решена. Однако в реальности часто ИБ-отдел создается стихийно, при этом существует служба безопасности, которая не очень понимает, что такое технические меры защиты, есть также ИТ-служба, которая воспринимает ИБ-отдел как помеху и т д.

Организация защиты информации на практике ведется одним из способов: «снизу вверх» либо «сверху вниз».

Подход «снизу вверх» наиболее распространен. В данном случае инициатива по всем ИБ-мероприятиям исходит от рядовых специалистов или линейных руководителей. Подход включает в себя написание служебных записок, доведение до руководства информации об инцидентах и прочее. Такой подход малоэффективен, так как высшее руководство компании не до конца понимает целесообразность и необходимость проведения большинства работ по информационной безопасности. В итоге информационной безопасности уделяется малое внимание, ей занимаются по остаточному принципу, работы зачастую носят несистемный характер.

Подход «сверху вниз» предполагает вовлеченность топ-менеджмента и владельцев бизнеса в проблематику информационной безопасности. Данный подход считается более эффективным, поскольку руководство смотрит на информационную безопасность с позиции бизнеса, ведется оценка рисков. Подход позволяет получать требуемые ресурсы и принимать необходимые меры, так как комплексная защита информации на предприятии — инициатива руководства.

На первом этапе следует заручиться поддержкой руководства, а в организации работ придерживаться подхода «сверху вниз».

2. Определить состав рабочей группы.

Важно определить, какие специалисты будут принимать активное участие в работах по информационной безопасности.

Есть мнение, что можно отдать работы по ИБ на аутсорсинг и полностью сосредоточиться на текущих задачах. Это верно лишь отчасти, поскольку никакие внешние эксперты не смогут оценить реальную важность и ценность информационных ресурсов компании, они могут лишь привнести объективный взгляд со стороны. Поэтому в рабочей группе обязательно должен быть представитель владельца информационных ресурсов.

3. Определить риски.

После того как сформирована рабочая группа и получена поддержка действий от руководства, переходим к этапу управления рисками. На этом этапе необходимо:

  • идентифицировать информационные активы, представляющие ценность;
  • провести анализ информационных ресурсов, к защите которых предъявляются требования со стороны законодательства/отрасли;
  • провести анализ информационных ресурсов на существующие уязвимости с точки зрения информационной безопасности;
  • провести анализ источников угроз;
  • проанализировать сами угрозы;
  • оценить возможный ущерб;
  • подготовить отчет для презентации руководству.

После проведения этапа должен быть составлен список определенных угроз и оценен ущерб, который может быть потенциально нанесен компании при реализации этих угроз. При расчете ущерба следует учитывать вероятность наступления тех или иных угроз.

После оценки возможного ущерба необходимо проработать риски по каждой актуальной угрозе.

4. Принять организационные меры.

На данном этапе разрабатываются политики, стандарты, руководства и инструкции, направленные на поддержание системы ИБ. Фиксируется ответственность сотрудников за нарушение требований ИБ, разглашение и нарушение конфиденциальности информации. Важно понимать, что эффективная система ИБ не может существовать без регламентов, инструкций, документов, направленных на ее поддержание.

5. Выбрать и внедрить меры и средства защиты информации.

На этом этапе осуществляется выбор средств защиты информации и оценка их эффективности. Оценка эффективности нужна для понимания, окупятся ли затраты, потраченные на СЗИ. Прибыль здесь косвенная — минимизация рисков, которые были определены ранее.

При выборе мер и средств защиты необходимо руководствоваться правилом: затраты на приобретение, внедрение, настройку, обучение специалистов, сопровождение средств защиты не должны превышать ущерба от реализации угрозы, на защиту от которой эти средства направлены.

Читайте также:  Способ засолки сала сухим способом с чесноком

6. Довести информацию до заинтересованных лиц.

Важно донести до пользователей необходимую информацию по ИБ доступными для них способами. Сотрудникам лучше всего показать на практике, как безопасно работать и взаимодействовать, провести презентацию или обучение. Руководству полезно будет показать убытки, которые может получить компания в случае невыполнения мер по информационной безопасности. Специалистам нужно показать, какими средствами можно пользоваться, а какими нет и почему, а также озвучить ответственность за нарушения этих мер.

7. Провести мониторинг и оценку.

После проведения всех этапов необходимо провести мониторинг и оценку результатов работ. Важно понять, насколько изменилось состояние ИБ.

Например, хорошим показателем будет появление инцидентов или вопросов по ИБ после проведения обучения сотрудников. Если до обучения обращений по инцидентам не возникало, а после обучения стали появляться инциденты, значит, оно прошло не зря.

Но на этом работа не заканчивается. Цикличность работ по ИБ связана с тем, что информационная среда очень изменчива. Происходят изменения внутри самих информационных активов, изменения в информационных технологиях, в способах обработки информации, а значит, нужно снова возвращаться к анализу рисков и актуализации системы ИБ.

Станислав Шиляев, руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как защитить информацию внутри компании: на бумаге или в электронных документах

Сотрудница одной компании отправляла секретные документы, и ей за это ничего не было. А в другой компании за похожее нарушение сотрудники получили по 2 года условно.

Виктория Краснова

Юрист по интеллектуальной собственности

Одна компания обнаружила, что сотрудница отправляет в соцсети фотографии конфиденциальных документов, и уволила ее. Но суд обязал компанию восстановить сотрудницу и выплатить компенсацию и моральный ущерб.

Другая компания узнала, что работники продают секретную документацию. Суд дал каждому 2 года условно.

Решение суда в таких делах зависит от того, насколько грамотно компания охраняет свои секреты.

Мы запускаем серию статей о том, как правильно защитить информацию внутри компании. Это первая обзорная статья, в ней собрали самое важное по теме.

Выберите информацию, которую стоит защитить

Компании хотят защитить информацию, которая помогает им зарабатывать.

Фирменное блюдо в кафе — салат с уникальным соусом. Посетители становятся в очередь, чтобы его попробовать, за ним приезжают из других городов. Хорошо бы хранить рецепт соуса в секрете: если сотрудник продаст его соседнему кафе, выручка упадет и бизнес серьезно пострадает.

В законе нет исчерпывающего списка сведений, которые можно защищать. Руководитель решает это сам.

Обычно компании защищают технологии производства товара, списки поставщиков и клиентов, условия сделок, финансовую отчетность, планы развития. Такую информацию можно включить в коммерческую тайну.

Есть перечень сведений, которые нельзя скрывать:

  1. Информация, которая разрешает заниматься бизнесом: учредительные документы, данные о регистрации.
  2. Сведения о том, что работа компании не вредит людям: отчеты о загрязнении окружающей среды, противопожарной безопасности компании, санитарно-эпидемиологическом состоянии производства и другие.
  3. Информация, которую законы запрещают держать в секрете: годовая бухотчетность АО, задолженность компании по налогам, потребительская информация о товаре и другие.

В таблице — примеры информации, которую можно и нельзя включить в коммерческую тайну:

Можно Нельзя
— Список клиентов и поставщиков

— Способы и принципы ценообразования

— Маркетинговые исследования и рекламные кампании

— Технологические сведения о продукции

— Особенности производственных процессов

— Информация о методах управления и внутренней организации предприятия

— Деловая переписка — Имя генерального директора

— Состав и квалификация персонала

— Потребительская информация о товаре — из чего состоит, когда произведен, условия использования и другое

— Задолженность по зарплате

— Список лиц, которые могут представлять организацию без доверенности

— Номер лицензии на осуществление деятельности

Защитите секретную информацию от сотрудников и сторонних партнеров

Чтобы защитить секретные данные, компании нужно пройти четыре шага:

  • Ввести режим коммерческой тайны.
  • Заключить с сотрудниками договоры на создание продуктов.
  • Защитить интеллектуальную собственность.
  • Ввести режим конфиденциальности с внешними партнерами.

Ввести режим коммерческой тайны. Это минимальная мера защиты информации. Она поможет объяснить сотрудникам, чем они не могут делиться и какое наказание будет, если они разболтают коммерческий секрет.

Чтобы ввести режим коммерческой тайны, компании нужно:

  1. Разработать положение о коммерческой тайне и конфиденциальности.
  2. Ознакомить с ним сотрудников под подпись.
  3. Создать условия для хранения секретных документов.
  4. Обозначить всю ценную документацию грифом «Коммерческая тайна».
  5. Вести журнал доступа к конфиденциальным сведениям.

Стоит сделать неправильно — и вы уже не сможете оштрафовать или уволить сотрудника, который передает ценные сведения конкурентам.

Подробнее об этом расскажем в следующих статьях.

Сотрудницу уволили за разглашение коммерческой тайны, но компании пришлось ее восстановить и выплатить зарплату

Компания уволила секретаря за то, что она отправляла в мессенджере фотографии секретных документов. Сотрудница через суд потребовала восстановить ее в должности и компенсировать зарплату и моральный ущерб.

В компании был неправильно введен режим коммерческой тайны: невозможно было доказать, что документы входят в список конфиденциальных сведений, да и грифа «Коммерческая тайна» на них не было. А еще компания не смогла подтвердить, что сотрудница была ознакомлена с положением о коммерческой тайне.

Пришлось восстановить сотрудницу в должности и выплатить ей компенсацию.

Заключить договоры на создание продуктов. Во многих компаниях сотрудники разрабатывают: пишут коды, статьи, создают музыку, придумывают дизайн для сайтов и книг. По общему правилу все, что сотрудник создает в рабочее время и в рамках служебных задач, принадлежит компании. Но ничто не мешает работнику сказать, что он делал проект в свободное время.

Чтобы не оставаться без ценных наработок, когда человек увольняется, пишите технические задания, заключайте договоры на создание продуктов, подписывайте акты приемки-передачи изобретений и оформляйте передачу исключительных прав на служебное произведение от автора к вашей компании. Об этом тоже расскажем подробнее в следующих статьях.

Компания не заключила договор с сотрудником и потеряла разработанный продукт

Сотрудник компании «Амедико» разработал мессенджер для телемедицины. После увольнения он открыл новую компанию — «Телепат», передал этой компании исключительные права на мессенджер и стал его продавать.

«Амедико» обратилась в суд с требованием, чтобы «Телепат» прекратил продажи мессенджера и выплатил компенсацию 5 млн рублей. Но компания не смогла подтвердить, что мессенджер был создан в рабочее время и в рамках служебных обязанностей. Суд отказал в удовлетворении иска.

Защитить интеллектуальную собственность компании. Вы можете защитить:

  • Объекты авторского права: видео- и аудиозаписи, литературные произведения, картины, логотипы, базы данных, программы.
  • Товарные знаки.
  • Промышленную собственность: изобретения, промышленные образцы, полезные модели.
  • Секреты производства (ноу-хау): любые сведения, имеющие потенциальную или действительную коммерческую ценность.

Если интеллектуальную собственность для компании создают сотрудники, главное — договор на создание произведения, о котором мы уже говорили. При работе с подрядчиками тоже важно прописать в договоре, что права на продукт переходят вам.

Если заказываете логотип в дизайнерском бюро, проверьте, чтобы в договоре была прописана передача прав на логотип и авторский гонорар за это. Также в договору должны прилагаться техническое задание и акту приема-передачи.

Ввести режим конфиденциальности с внешними партнерами. Так партнеры не смогут использовать вашу информацию в своей работе. Если это случится, вы сможете потребовать, чтобы партнер прекратил это делать и выплатил компенсацию.

Вы дали разработчику пароль от вашей CRM, а он скачал себе базу клиентов и продал ее конкурентам. Если по договору это была конфиденциальная информация, можно обратиться в суд.

Режим конфиденциальности может сработать и в более мирных условиях.

Владельцу пекарни нужно оборудование на кухню. Он нашел поставщика, который не только привезет нужные приборы, но и установит их. Пекарю важно, чтобы детали сделки оставались в секрете, и он подробно расписал в договоре, что нельзя рассказывать: название оборудования, стоимость, количество и другие детали поставки.

Поставщик привлек подрядчика для установки оборудования и рассказал, что и в каком количестве нужно установить в кафе. В таком случае хозяин пекарни можете подавать на поставщика в суд и требовать штраф: условия конфиденциальности были нарушены.

Без коммерческой тайны ввести режим конфиденциальности нельзя.

Компания дала сотрудникам доступ к личному кабинету партнера и заплатила за это 400 000 ₽

По договору компания «Терминал Сервис» гарантировала компании «Виакард», что логин и пароль от личного кабинета в их системе будут доступны только одному сотруднику в компании. Но фактически логин и пароль были вывешены на сайте «Терминал Сервис» в свободном доступе. Любой мог зайти в личный кабинет.

Суд счел это нарушением конфиденциальности и оштрафовал «Терминал Сервис» на 400 000 ₽.

Когда секретная информация защищена сама по себе

Есть несколько случаев, когда информацию нельзя разболтать или использовать в личных целях, даже если у компании нет режима коммерческой тайны и конфиденциальности:

Переговоры. Если во время переговоров по сделке вы рассказали партнеру секретную информацию, он не имеет права передавать ее или использовать в личных целях, даже если договор в итоге не заключили.

Договор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Если вы заказываете разработку детали для графического планшета, который хотите выпустить на рынок, или строительный план здания, где будет ваш офис, — партнеры обязаны сохранить в тайне предмет договора, особенности рабочего процесса и его результаты.

Договор подряда. Например, вы передали подрядчику конфиденциальную информацию, которая нужна для выполнения работ. Он не имеет права передавать ее кому бы то ни было без вашего разрешения. Даже заключать договор субподряда, раскрывая ключевые сведения вашего соглашения.

Корпоративный договор — это соглашение, которое учредители подписывают, когда открывают компанию. В нем они договариваются, как будут управлять компанией, как распоряжаться имуществом компании и как из нее выйти, прописывают правила приема новых учредителей. По общему правилу все, что написано в корпоративном договоре непубличного общества, конфиденциально.

Наказать за раскрытие коммерческой тайны

Если не спросил разрешения и поделился вашими конфиденциальными сведениями, можно его наказать одним из таких способов:

Ответственность Наказание Основание
Дисциплинарная В зависимости от вины, по решению руководителя компании:

—замечание ст. 192 ТК РФ Материальная Полное возмещение денежного ущерба, который получила компания утечки секретной информации.

Закон не запрещает применять материальное и дисциплинарное наказание за одно и то же нарушение п. 7 ст. 243 ТК РФ Административная Штраф для граждан — от 500 до 1000 ₽

Штраф для должностных лиц — от 4000 до 5000 ₽ ст. 13.14 КоАП РФ Уголовная Наказание для сотрудника, который нарушил режим коммерческой тайны, в зависимости от тяжести нарушения: штраф до 1 500 000 ₽ и лишение свободы до 7 лет ст. 183 УК РФ

В зависимости от тяжести проступка, наказание может применить компания — объявить выговор или уволить работника — или назначить суд — штраф или тюремное заключение.

Сотрудники решили продать конфиденциальные сведения и получили по 2 года условно

Сотрудники продавали через интернет отчетность компании по одной из товарных категорий. Во время контрольной закупки их поймали.

Сотрудники пытались оправдаться тем, что все данные из отчетности и так можно было найти на официальном сайте компании, но суд не поверил в эти оправдания. В компании был установлен режим коммерческой тайны, где было четко прописано, какие сведения считаются конфиденциальными.

В итоге обоих сотрудников осудили на 2 года условно и запретили переезжать до окончания наказания.

Партнеров тоже можно привлечь к ответственности. Чаще всего через суд добиваются выплаты компенсации.

ИП нарушил условия агентского договора о конфиденциальности и выплатил штраф

ИП заключил с компанией агентский договор, по которому должен был привлекать клиентов и продавать продукцию компании на определенной территории. Потенциальный клиент обратился в компанию, чтобы купить продукцию. По правилам договора клиент был передан ИП. Но ИП отправил клиенту прайс другого производителя. Это стало известно компании.

Она обратилась в суд, чтобы получить компенсацию от ИП за то, что он нарушил условия агентского договора. По нему ИП не должен пользоваться информацией компании, в том числе данными о клиентах, в личных целях.

Суд принял сторону компании и обязал ИП выплатить штраф 100 000₽ и судебные издержки.

Главное

Защищать можно любую информацию, которая может принести вашей компании прибыль, если это не запрещено законом.

Для защиты ценной информации:

  1. Введите в компании режим коммерческой тайны.
  2. Заключите с сотрудниками договоры, по которым все права на разработанные продукты принадлежат вам.
  3. Защитите право собственности на интеллектуальные объекты: товарный знак, изобретения, компьютерные программы, литературные произведения и другое.
  4. Введите режим конфиденциальности с партнерами.

За незаконное распространение коммерческой информации нарушителя могут уволить, назначить штраф до 1 500 000 ₽ или посадить в тюрьму на срок до 7 лет.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Оферта: что это и зачем она нужна

Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье

Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине

Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор

Как ИП оформить банкротство

Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Читайте также:  Самый лучший способ ловли раков
Оцените статью
Разные способы