Современные социологические способы исследования рынка

Содержание
  1. Современные подходы к социологическому анализу рынков
  2. Описание презентации по отдельным слайдам:
  3. Охрана труда
  4. Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
  5. Охрана труда
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Общая информация
  8. Похожие материалы
  9. Конспект урока по курсу Основы духовно-нравствнной культуры народов России ( 5 класс )
  10. Формирование ключевых профессиональных компетенций на уроках экономических спецдисицплин
  11. Методические рекомендации «Использование современных образовательных технологий на уроках «
  12. Эссе «В воспитании всё дело в том, кто воспитатель…»
  13. Презентация «Повреждение сельскохозяйственных машин в нерабочий период»
  14. КТП ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
  15. Нод по познавательному развитию «Зимующие птицы» (вторая младшая группа)
  16. Материал для беседы «Куда пойти учиться»
  17. Вам будут интересны эти курсы:
  18. Оставьте свой комментарий
  19. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  20. Подарочные сертификаты
  21. Становление социологических подходов к анализу рынка.

Современные подходы к социологическому анализу рынков

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Современные подходы к социологическому анализу рынков

В.В.Радаев
Государственный университет
– Высшая школа экономики
Социологическая зимняя школа ГУ-ВШЭ, 2009

Описание слайда:

Современная социология рынков
Понятие рынка
Основные подходы
Волны возникновения и развития

Описание слайда:

Исходное понятие рынка в социологии
Возвращение к родовому понятию
Использование политико-экономического и историко-генетического подходов
Рынок как процесс регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена

Описание слайда:

Специфика новой экономической социологии в трактовке рынка
Укорененность обмена в социальных отношениях
Различие подходов в зависимости от выделяемого аспекта социальных отношений
сетевого
институционального
властного
культурного

Описание слайда:

Три волны возникновения и развития социологии рынков
Возникновение и утверждение новой экономической социологии
Превращение социологии рынков в ядро новой экономической социологии
Серия французских вызовов

Описание слайда:

Первая волна: возникновение новой экономической социологии (рубеж 80-х)
Популяционная экология Хэннан, Фриман 1977
Новый институционализм Мейер, Роуэн 1977
Социокультурный подход Зелизер 1978
Этнографический подходГирц 1978
Сетевой подходУайт 1981
Социология рационального выбораКоулман 1984
Ключевая работа: Грановеттер 1985

Описание слайда:

Первая волна: развитие новой экономической социологии (рубеж 90-х)
Популяционная экология Хэннан, Фриман 1989
Новый институционализм Биггарт 1989; Флигстин 1990
Социология рационального выбораКоулман 1990
Сетевой подходУайт 1992; Берт 1992
Социокультурный подход Зелизер 1994; Доббин 1994
Этнографический подходАболафия 1996
Политико-экономический подход Блок 1990; Эванс 1995

Описание слайда:

Первая волна: фиксация результатов (начало 90-х)

Описание слайда:

Вторая волна: социология рынков становится ядром (вторая полов. 90-х)
Флигстин 1996
Пауэлл и др. 1996
Старк 1996
Мизраки 1996
Уци 1997, 1999
Бейкер и др. 1998
Биггарт, Гиллен 1999
Эванс, Раух 1999

Описание слайда:

Вторая волна: фиксация результатов (начало 2000-х) (1)

Описание слайда:

Вторая волна: фиксация результатов (начало 2000-х) (2)

Описание слайда:

Французские вызовы: П.Бурдье

Описание слайда:

Французские вызовы: экономика конвенций

Описание слайда:

Французский (европейский ?) вызов: перформативный подход

Описание слайда:

Переводы современной классики

Описание слайда:

Последние российские издания

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также:  Минтай порционный замороженный способ приготовления

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 335 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 47 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока по курсу Основы духовно-нравствнной культуры народов России ( 5 класс )

Формирование ключевых профессиональных компетенций на уроках экономических спецдисицплин

Методические рекомендации «Использование современных образовательных технологий на уроках «

Эссе «В воспитании всё дело в том, кто воспитатель…»

Презентация «Повреждение сельскохозяйственных машин в нерабочий период»

КТП ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

Нод по познавательному развитию «Зимующие птицы» (вторая младшая группа)

Материал для беседы «Куда пойти учиться»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311227 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Становление социологических подходов к анализу рынка.

Орловский филиал

КАФЕДРА «МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Вострикова В.В.

Лекция по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Для студентов бакалавриата

Направления подготовки 38.03.01 – Экономика

профили: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(заочная форма обучения)

Орел – 2016

План

1. Становление социологических подходов к анализу рынка.

2. Современные экономико-социологические подходы к анализу рынка.

2.1. Рынок как совокупность социальных сетей.

2.2. Рынок как совокупность социальных институтов.

3. Государство и рынок: парадигмы взаимодействия.

Читайте также:  Способы продвижения товаров fmcg

3.1. Традиционная парадигма взаимодействия государства и рынка.

3.2. Новая парадигма взаимодействия: структурирование рынка государством.

Становление социологических подходов к анализу рынка.

Рынок как форма экономических отношений, предполагающая денежный обмен на основе саморегулирующегося спроса и предложения и свободной конкуренции, был в поле зрения экономистов с самого возникновения экономической науки. Однако социологические подходы к анализу рынка сформировались значительно позже, институционализация социологии рынка как самостоятельного направления в экономической социологии произошла лишь к концу ХХ в. Уже в трудах К. Маркса, М. Вебера, затем К. Поланьи и других ученых были заложены основы социологического изучения рынка как формы социальной интеграции хозяйства, т.е. объединения людей в процессе хозяйственной деятельности.

Начиная с А. Смита и Д. Рикардо, экономисты и философы осознавали определяющую роль рынка в капиталистическом обществе. В XVIII в., когда рыночное общество только формировалось, обмен представлялся естественным состоянием, природной склонностью человека, которую необходимо освободить от груза традиционных ограничений. Согласно либеральной идеологии рынок, если ему не будут мешать государство, традиционные представления о солидарности и патернализме, религиозное морализаторство и т.п., может выступить самостоятельным регулирующим механизмом, который, подобно «невидимой руке» наладит не только гармоничную хозяйственную жизнь, но и урегулирует социальные проблемы и приведет к росту процветания.

Внимание первых исследователей рынка как формы социальной интеграции хозяйства было направлено на природу его основных элементов: товара, акторов и т.д. Вклад К. Маркса в формирование социологии рынка состоит в его анализе товара как не только экономического, но и социального феномена. Товар представляет собой продукт труда, способный удовлетворять реальные потребности людей и включенный в отношения денежного обмена. Меновая стоимость товара, по К. Марксу, отражает общественно-необходимое для его производства рабочее время, в то время как под потребительной стоимостью подразумевается практическая полезность продукта. Именно включенность в отношения обмена делает продукты труда товарами, но при этом товарный обмен скрывает их подлинную социальную сущность: «(Товарная форма) — лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами». Таким образом, сами по себе продукты труда не обладают специфическими свойствами, превращающими их в товары — их делает такими предназначенность для обмена, включенность в отношения купли-продажи и обретения денежного эквивалента их стоимости. Достигая своего конечного потребителя, продукт изымается из обмена и соответственно перестает быть товаром.

М. Вебер в известной работе «Хозяйство и общество» исследовал условия товарного обмена в различные исторические эпохи и показал, что включение в него как продуктов труда, так и социальных групп, регулировалось традициями, моральными и культурными, прежде всего религиозными нормами, а также государством. Некоторые продукты исключались из рыночного оборота, т.е. не могли быть товаром в силу ряда конкретных социокультурных и исторических причин: религиозных запретов на их использование (свинина в мусульманских странах и иудейских общинах); продукты, считавшиеся атрибутами религиозных культов или привилегированными предметами потребления высших классов, и т.д. В периоды войн и голода государство нередко ограничивало свободную торговлю основными продуктами питания или контролировало цены на них. В современных обществах практически везде существуют запреты на свободное обращение на рынках ряда продуктов — наркотических веществ, оружия, алкоголя, некоторых видов услуг и т.д. Практически всегда и везде существуют ограничения на включение в

Читайте также:  Аналоговые способы передачи информации это

рыночные отношения различных социальных акторов. Это осуществляется за счет традиционных ограничений или государственных запретов на продажу каких либо товаров определенным группам людей — оружия представителям низших классов или отдельных этносов (например, на

завоеванных, оккупированных территориях), а также лицам, признанным психически нездоровыми; современные государства, как правило, вводят ограничения на продажу алкоголя и табачных изделий лицам, не достигшим определенного возраста.

Процесс превращения в товар объектов, которые ранее не включались в отношения денежного обмена, называется коммодификацией. Она происходит через трансформацию социальных и культурных отношений, нормативного порядка в обществе, приводящего к включению в рыночный оборот производимых в обществе продуктов и услуг, которые ранее не рассматривались как подлежащие купле-продаже.

Особое внимание этой проблеме уделил К. Поланьи, который в работе «Великая трансформация» проанализировал процессы превращения в товар трех основных факторов производства — труда, земли и денег. В большинстве традиционных обществ они не включаются в отношения денежного обмена, не подлежат купле-продаже и, соответственно, не являются товарами. Их не только никто не производит специально для обмена, но и сама их природа, а также социальные и культурные институты традиционных обществ препятствуют их товаризации, накладывая на нее моральные и социокультурные ограничения. Например, земля не только является естественной предпосылкой бытия человека, но нередко право собственности на нее приписывается носителям верховной власти (фараону и т.п.), воспринимаемым в свою очередь как представители высших, сакральных начал. Труд (рабочая сила) неотделим от конкретного индивида, и собственность на него в традиционных обществах была сопряжена с собственностью на человека — раба. Присвоение и последующая купля-продажа земли и труда (рабочей силы) представляет собой акты отчуждения и абстрагирования, невозможные без дополнительного вмешательства со стороны государства. Поэтому К. Поланьи назвал труд, землю и деньги «фиктивными товарами», т.е. товарами по допущению.

Традиционным направлением изучения рынка в социальных и гуманитарных науках —антропологии, истории, социологии, являются исследования локализованных в пространстве и времени мест, где совершаются товарообмены, встречаются продавцы и покупатели и взаимодействуют на основе принятых там правил, сложившихся отношений, устоявшихся традиций, особенностей мировоззрения, культуры, профессионализма участников. В таких исследованиях понятие рынка приближается к его повседневному, общеупотребительному смыслу базара. Подобные исследования представляют существенный интерес как для экономической социологии, так и для социологии потребления, а также для социологии повседневных

Зарубежная социология рынков стала активно развиваться в 80-х гг. ХХ в., затрагивая как институциональные основы, так и связи между участниками рыночных обменов. В отечественной социологии исследования рынков как систем отношений между продавцами и покупателями, между индивидуальными предпринимателями, построенных на соблюдении определенных формальных и неформальных правил стали развиваться во второй половине 1990-х гг. и к началу 2000-х оформились в самостоятельное направление.

Источник

Оцените статью
Разные способы