Современная наука включает иррациональные способы объяснения действительности

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Структура иррационального: вера, интуиция, здравый смысл, воображение, бессознательное.

Основатель иррационализма – древнегреческий философ Плотин

Антитеза рационального – одностороннее понимание самой рациональности.

Открытая рациональность – способность рациональности к самокритике, принятию новых идей.

Виды рациональности: логическая, эмпирическая, оперативная, нормативная

Рациональность (лат. — разум), придающая решающее значение мышлению (рассудку и разуму), многообразна по своим формам, одной из которых является научная рациональность. Для последней — в отличие от других ее форм — характерно «понятийное творчество», работа с идеализированными объектами, акцентирование внимания на собственно познавательной, когнитивной (лат. — знание, познание) стороне постижения мира, а не на эмоциях, страстях, личных мнениях и т.п. В современной философии науки научная рациональность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности — индуктивистская, дедуктивистская, эволюционная, реалистическая и др. Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Однако если в других формах духовной деятельности когнитивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны (социальную, культурную, нравственную и др.).

Особенность современного научного познания состоит в усилении интереса к основаниям и предпосылкам знания.

Сегодня иррациональные знания понимаются как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, как неосознаваемые грани самого разумного. В науке иррациональное предстает в науке как не принявшие рациональные, логически определенные формы знания.

Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонент знания, которые выражаются либо в личностном неявном знании, либо в различных формах бессознательного, оказывающих существенное влияние на познавательную и исследовательскую деятельность ученого.

Неявные формы в научном знании – традиции, обычаи повседневности, здравого смысла, предмнения, предзнания, предрассудки.

Неявное знание м.б. понято как неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, как важная предпосылка и условие общения, познания и понимания.

Однако не всякое выраженное знание м.б. неявное. Знание м.б. объективировано неязыковыми средствами, например, в деятельности, жестах, мимике, танца, музыки.

Существование неявного знания, молчаливого знания означает, что человек знает больше, чем он может сказать.

В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, но вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процесса познания.

Понятие рациональности включает в себя разумность, целесообразность, систематичность, согласованность и упорядоченность, передаваемость и логичность суждений, действий, поведения. Существует рассудочная рациональность (жестко следующая нормам, правилам) и разумная рациональность (критически анализирующая все правила). Одна из особенностей современного научного и философского познания состоит в существенном возрастании саморефлексии науки. Наука стремится осмыслить диалектику рационального и иррационального в научном знании и деятельности. В результате обнаруживаются почти не фиксируемые ранее компоненты знания, особенно дологического и интуитивного плана. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки,понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, неосознаваемые грани самого разума. Иррациональное присутствует как необходимый творческий компонент познавательной деятельности.

Источник

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при помощи иррациональных элементов.

Иррациональное познание

Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.

В рамках классического рационализма зарождается представление об особой способности интеллектуальной деятельности, получившей название интеллектуальной интуиции. Благодаря интеллектуальной интуиции, мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. К характерным чертам интеллектуальной интуиции можно отнести следующие:

  1. интуитивное познание как непосредственное, согласно рационализму XVII века, должно отличаться от рассудочного познания, опирающегося на логические определения, силлогизмы и доказательства, то есть специфика интуитивного познания состоит вне зависимости от умозаключения и доказательства;
  2. интуиция — один из видов интеллектуального познания, но, что важно отметить, его высший вид.

Учение об определяющей роли в человеческом познании такой иррациональной способности как интуиция, было развито в интуитивизме, получившем наибольшее развитие во второй половине 19 — начале 20 века. Интуитивисты утверждали, что для познания недостаточно ни опыта, ни разума. Для постижения жизни, которая признавалась единственной реальностью, необходима особая форма познания, в качестве которой и выдвигается интуиция. Но это уже не та интеллектуальная интуиция, которая лежала в основе познания у рационалистов, например, у Декарта, а интуиция, деятельность которой противоположна деятельности разума. Например, А. Бергсон считал, что интуиция и интеллект — два противоположных направления работы сознания. Согласно интуитивизму, разум со своей логикой способен описывать мёртвую природу в физике, но он совершенно беспомощен в познании живой человеческой действительности, постигаемой только при помощи интуиции. Интуиция здесь рассматривается как форма непосредственного знания, постигающего действительность, минуя показания органов чувств и разума. Интуиция — форма непосредственного вживания в действительность. Поскольку единственной данностью является для нас жизнь, а она нами, прежде всего, переживается, а не познается, то мы, согласно Бергсону, способны её воспринять непосредственно. Путь этого непосредственного постижения и есть интуиция. В отличие от разумного, интеллектуального постижения, интуиция, по Бергсону, есть акт простой и даёт нам не относительное и одностороннее знание, а абсолютное. Интуиция — это род интеллектуальной деятельности, с помощью которой можно перенестись внутрь предмета, чтобы слиться с ним и постичь, что в нем есть единственного и невыразимого. В современной философии принято считать, что в реальном процессе мышления интуиция тесно связана с логическими процессами, хотя признается, что ее механизмы существенно отличаются от принципов и процедур логики и характеризуются своеобразными способами переработки и оценки информации, которые пока ещё изучены крайне слабо. Интуиция не автономный способ познания, он связан с рациональными элементами, но при этом отдельные звенья цепи остаются на уровне бессознательного.

Еще одним иррациональным элементом в познании, близким к интуиции, выступает инсайт. Инсайт (от англ. insight — проницательность, понимание) трактуется как акт непосредственного достижения истины, «озарение», как внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации. Научным путем инсайт был открыт представителем гештальтпсихологии В. Келером в 1917 году в исследовании решения проблем человекообразными обезьянами. В дальнейшем в гештальтпсихологии понятие инсайта используется для описания того типа человеческого мышления, при котором решение задачи возникает не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Таким образом, в процессе решения сложной задачи происходит переструктурирование ситуации, находится новое видение проблемы, условия задачи начинают видеться и пониматься иначе. Нахождение нового понимания происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным переживанием, которое получает название ага-переживания. Механизм инсайта в отличие от рационального познания базируется не на общелогических приемах и методах, таких как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и т. п., а на мгновенном постижении решения проблемы.

Читайте также:  Nutrilon 1 способ приготовления

Процесс познания, также как и процесс творчества, невозможен без участия воображения. Воображение представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации, возможного будущего (продуктивное воображение). Воображение зависит не только от непосредственных впечатлений, но и от содержания памяти. Воображение нельзя жестко противопоставлять мышлению, разуму, поскольку воображение во многих случаях подчиняется логике мышления. Но в то же время воображение не относится к рациональному способу постижения действительности, так как может обретать относительную самостоятельность и протекать по своей собственной «логике», выходя за пределы обычных норм мышления. Воображение действует в обход стандартов логики мышления, выходит за пределы непосредственно данного. Воображение помогает познанию мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Иррациональные элементы в процессе познания не ограничиваются вышеперечисленными. К иррациональным элементам познания следует также отнести эмоциональную сферу, влияющую на процесс познания, магические практики, практики медитации в восточных религиях и в эзотеризме и др.

Заключение

Итак, познание представляет собой единство не только рационального и чувственного моментов, но включает в себя различные иррациональные элементы, связанные с ролью бессознательного в психике человека и предполагающие недостаточно ясно выявленную их связь с рациональной составляющей познавательной деятельности.

Источник

Урок 5. Иррациональное мышление

Предыдущий урок мы закончили на утверждении, что одной из самых серьезных преград на пути развития критического мышления является иррациональное мышление.

Но что же это такое? Почему оно свойственно многим людям? Какое влияние оно оказывает на жизнь и деятельность человека? Как от него избавиться и нужно ли это делать? На эти и некоторые другие вопросы мы ответим в пятом уроке.

Содержание:

Начать стоит с характеристики иррационального.

Иррациональное и его характеристика

Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное – это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.

Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.

Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.

Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.

Типология иррациональных мыслей и их влияние

Иррациональные мысли – это мысли, мешающие объективному и адекватному восприятию окружающей действительности, а с позиции поведенческой психологии – даже служащие причиной появления необоснованной тревоги.

Всего можно выделить три категории иррационального мышления и соответствующие им типы мыслей:

Преувеличение. Сюда относятся мысли типа: «Она заметила, что я был не уверен в себе», «Они точно подумали, что со мной что-то не так», «Он видит меня насквозь» и т.д. Сверхобобщение. Сюда относятся мысли типа: «Если я струсил тогда, значит, струшу и сейчас», «Он со всеми так общается – и меня не обойдет стороной», «Этот экзамен не сдал никто – у меня нет шансов» и т.д. Чтение мыслей. Сюда относятся мысли типа: «Она считает, что я злой и конфликтный», «Я знаю, что ты обо мне думаешь», «Он понял, что я плохо о нем подумал» и т.д.

Есть и другие типы подобных мыслей, но в той или иной степени они будут относиться к одной из категорий иррационального хода мыслей. Самая же большая их опасность в том, что они продуцируют запуск катастрофического мышления: человек с головой погружается в безосновательные волнения и панику, а его способность принимать решения и действовать полностью парализуется. Ни о каком критическом мышлении здесь не может быть и речи.

Злободневные наглядные примеры иррационального мышления вы можете найти в книгах, посвященных работе с ним. Вот несколько вариантов:

  • «Думай медленно… Решай быстро» Канеман Даниэль
  • «Эмоциональный интеллект» Гоулман Дэниел
  • «Эмоциональная гибкость» Дэвид Сьюзен
  • «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган
  • «Триггеры. Формируй привычки – закаляй характер» Голдсмит Маршалл и Рейтер Марк

Здесь же будет логично поговорить немного и о том, как влияет иррациональное мышление на то, что делает человек.

Как уже стало ясно, иррационально значит нелогично, ненаучно и без какой-либо критики. Иррациональные действия направлены на получение результата, однако сами поступки никак заранее не обдумываются и не оцениваются. Здесь нет осмысленных заблаговременно возможных вариантов развития хода событий, разрешения вопросов или решений задач.

Все это, как правило, имеет самую прямую связь со спонтанным проявлением чувств и эмоциями, раздражающими или успокаивающими мысли. Иррациональные личности могут наблюдать проявления действительности вне пределов их логических объяснений, а также склонны верить неподтвержденным фактам просто потому, что они довлеют над другими.

Такие люди пренебрегают использованием так называемых жизненных инструкций, т.е. продуманных стратегий поведения и алгоритмов действий. Основой такого поведения в большинстве случаев служит вера человека в положительный исход, даже если он совершенно не понимает практические основы и причины успеха в случае его достижения. Чаще всего успех объясняется удачей или благосклонностью судьбы.

Но с практической и тем более с критической позиции позволить себе так себя вести может либо очень духовный человек, либо ребенок. К тому же, размышляя или делая выводы, эффективно руководствоваться правилом сохранения энергии, и мыслить иррационально, просто опираясь на шаблоны и первую поступившую информацию, менее затратно с точки зрения расхода времени и сил. Но если основанные на воспитании или полученном опыте знания иррациональны, ничего хорошего из этого не выйдет.

Вот лишь небольшой перечень факторов, препятствующих эффективному мышлению и правильным действиям – иррациональное мышление:

  • Спонтанно и безосновательно.
  • Уводит человека в сторону от правильных мыслей.
  • Может помешать человеку в процессе ежедневной деятельности.
  • Снижает эффективность в профессиональной и других сферах.
  • Часто активизируется тогда, когда это не нужно.
  • Служит причиной раздражительности, депрессии и тревоги.
  • Нарушает адаптацию к внешнему миру.
  • Не отличается гибкостью.
  • Служит причиной развития перфекционизма.
  • Продуцирует страх публичных выступлений.
  • Продуцирует страх общения с авторитетами и более осведомленными людьми.
  • Снижает мотивацию к достижению новых результатов.
  • Может погрузить человека в одиночество.
  • Служит причиной проблем в личной, социальной и профессиональной жизни.
  • Порождает зависимость от других людей и общественного мнения.
  • Способствует развитию вредных привычек.
Читайте также:  Как засолить сало обычным способом

Поведенческая психология, да и банальный житейский опыт говорят о том, что чем скорее человек осознает иррациональность и нелогичность своих мыслей и действий, тем быстрее в его жизни начнут происходить благоприятные перемены: сократится количество негативных событий и ошибок, станет более крепкой психика и повысится устойчивость к стрессам, повысится личная продуктивность и эффективность, сформируется критический подход к обработке информации.

Мыслить иррационально для здравомыслящего человека неправильно. Но одолеть эту помеху на пути развития критического мышления можно только тогда, когда известны причины ее появления. И о них стоит поговорить детальнее.

Причины иррационального мышления

Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:

  • Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны.
  • Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека.

Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:

Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то).
Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то).
Катастрофизация (если это случится – это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.)
Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.)

Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится – это означает конец для меня, я этого не переживу».

В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных человеческих страхов.

Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.

Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую. К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.

Как бороться с иррациональным мышлением?

Преодолеть иррационализм непросто, но при должном усердии и систематических тренировках это вполне возможно. Важно лишь знать, что делать. Способов же существует немало, и сейчас мы с ними вас познакомим.

Определение иррациональных мыслей

Определять иррациональные мысли сложно только на первом этапе. Часто они появляются в голове очень быстро и автоматически, берутся, словно из ниоткуда, и уловить их осознанно почти нереально. По этой причине задачу можно упростить: заведите себе блокнот, куда в течение дня и ежедневно вы будете записывать мысли, способные вызвать у вас негативные эмоции, тревогу и переживания. С практикой определять их появление станет легко, т.к. ваш мозг будет натренирован и адаптирован к этому.

Установление объективности мыслей

Когда вы спокойны, расслаблены и ничто вас не тревожит, задайте себе вопрос: «Насколько объективны мои мысли?». К примеру, кто-то сегодня не захотел с вами общаться, а вы сразу начали себе надумывать не бог весть что. Но посмотрите на ситуацию критически: быть может, он просто устал и был не в духе? А если вы при общении с кем-то проявили немного робости, на самом ли деле этот кто-то составит о вас негативное мнение?

Чтобы лучше осознавать необъективность своих мыслей, воспользуйтесь простым приемом: посмотрите на ситуацию с новой стороны. Т.е. если вы видите, что человек проявляет ту же робость, вы сразу думаете об этом человеке плохо? А если вы не хотите в данный момент с кем-то общаться, это означает, что он вам не нравится? Скорее всего, все обстоит совсем не так. Всегда оценивайте ситуацию с нескольких сторон, и жизнь станет намного проще и интереснее.

Подмена иррационального рациональным

Еще один метод – планомерная замена иррациональных мыслей рациональными, более объективными. Но ощутимого результата тут можно ждать лишь через некоторое время. На первых шагах может чувствоваться психологический дискомфорт, но его нужно смело преодолевать ежедневными тренировками. Постепенно новая привычка закрепится и войдет в вашу зону комфорта.

Вот пример хороших мыслей, которыми можно подменить иррациональные: «Вполне возможно он не заметил моей робости», «Мне вообще могло показаться, что она не хочет общаться», «Да они, скорее всего, обо мне даже и не думали» и т.п.

Если обобщить три этих способа, можно сделать такой вывод: например, вам предстоит через несколько минут выйти на контакт с малознакомым человеком. Времени до встречи становится все меньше, а ваша тревога становится все сильнее. И как раз сейчас самое время спросить у себя, почему же вам страшно. Скорее всего, страх связан с тем, что ваш будущий собеседник может заметить какие-то особенности в вашем поведении: слегка неуверенный голос, небольшая дрожь рук и т.д., отчего у него сложится отрицательное представление о вас. Вот здесь-то и стоит применить навыки критического мышления:

  • Мысли собеседника могут быть заняты чем-то другим в момент общения.
  • Собеседник может не заметить особенностей вашего поведения.
  • Даже если собеседник что-то заметит, он вряд ли будет это анализировать, и через несколько минут уже забудет о вас.

Вы и сами видите, что ничего страшного на самом деле нет. Злую шутку играет иррациональное мышление. Но при регулярном проведении подобной процедуры тревожные состояния постепенно начнут отступать и терять силу.

А вот еще несколько хороших приемов борьбы с иррациональным, которые предлагает нам поведенческая психология:

Не впадать в крайности

Оценивая какую-то ситуацию, старайтесь избегать крайностей вроде «это точно плохо», «только это – хорошо», «это конец», «так или никак вообще» и т.д. Преодолеть подобные мысли можно несколькими путями:

1 Исключить из своего лексикона слова, выражающие крайности, такие как «никогда» или «всегда». Перестаньте использовать эти термины в отношении себя, окружающих людей и мира, в котором живете.
2 Принять тот факт, что нет плохих или хороших людей, плохих или хороших ситуаций. В любом человеке и любой ситуации при желании можно найти плюсы и положительные стороны.
3 Отказаться от категоричного мышления. Иногда полезно принять себя вместе со своими недостатками и слабостями, чем убеждать себя и других в их отсутствии. Нередко это помогает оправдать свое поведение и мышление.
Читайте также:  Способы как разбудить подругу

Помните, что крайности всегда идут только во вред.

Избегать катастрофичности в мыслях

Преувеличивая масштаб и значимость проблемы, вы делаете хуже самому себе. Говоря о чем-то неприятном, не стоит придавать «не очень хорошо» форму «кошмарно». Отношение к проблемам и неприятностям легко изменить:

  • Задумайтесь над тем, что проблемная ситуация пусть и не хороша, но вовсе не ведет к неминуемой гибели и краху всех надежд.
  • Попробуйте сравнить проблемную ситуацию с чем-то по-настоящему страшным, к примеру, со смертью кого-то из близких, или тем, что чувствуют бездомные или несправедливо заключенные люди.

Также можно попытаться самому успокоить себя:

  • «На самом деле в этом нет ничего страшного, чтобы так переживать».
  • «Да, неприятно, но на этом жизнь не заканчивается».
  • «В любом случае все образуется».
  • «От этого еще никто не умирал».

Такие вещи на самом деле работают. Проверьте на себе.

Размышлять объективно

Если вы замечаете, что вам свойственны преувеличения и иррационализм, и вы часто рисуете себе картины страшных последствий даже при незначительных проблемах, тренируйтесь думать объективно:

Жизнь преподносит не только испытания, но и радостные события, и за черной полосой всегда последует белая.
Даже если исход какой-то ситуации и может быть плохим, его вероятность крайне низка.
Зачем переживать из-за того, что не случилось? Скорее всего, ничего плохо не произойдет, а тревога – лишь пустая трата энергии.

Моделируйте разные варианты развития событий, а затем прогнозируйте вероятность наступления каждого из них.

Психически расслабляться

Многих часто посещает мысль «я больше так не могу». Но это свойственно иррациональным и неуверенным в себе людям. Чтобы побороть иррациональные мысли, нужно переформулировать свое убеждение и убедить себя в том, что, несмотря на сложности в текущий момент, через некоторое время вам станет легче и вы решите свои проблемы.

И, подытоживая этот раздел, осталось сказать только, что самым эффективным способом преодолеть иррационализм и негативные переживания является критический подход: ставьте под сомнение свои чувства и ощущения и анализируйте нелогичные и иррациональные мысли, лежащие в их основе.

Иррациональное мышление порождается желанием человека верить в свои фантазии. Это почти бессвязные рассуждения, не имеющие никаких логических обоснований и основанные на чувствах и предположениях. Рациональное и критическое мышление, напротив, состоит в том, что за основу размышлений и будущих действий берутся только обоснованные логикой и причинно-следственными связями факты и свидетельства. Польза и эффективность такого подхода очевидна и неоспорима, но вы все-таки скажем о ней несколько слов.

Преимущества рационального мышления

Рациональное мышление помогает делать выводы и принимать решения, используя для этого логические цепочки. Желание мыслить критически и рационально способствует работе над своими недостатками. Когда в расчет берутся логические размышления, человек перестает совершать спонтанные поступки, а это минимизирует возникновение неприятных неожиданностей.

Когда мы мыслим рационально, мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, можем объяснить то, что раньше казалось необъяснимым, становимся более спокойными и находим наиболее короткие и эффективные пути достижения своих целей, получаем возможность фокусироваться на наиболее приоритетных в данный момент вещах.

Научиться рационально мыслить не составляет никакого труда. Все, что нужно – следовать небольшому ряду простых правил и советов:

Все размышления должны начинаться с поиска достоверной информации. Не всегда это бывает просто, но выстраивать логические цепочки, ведущие к правильным выводам и действиям, без проверенных данных невозможно. Размышляя о чем-то, всегда брать в расчет то, что неверной может быть не только позиция другого человека, но и ваша собственная. Интересуйтесь у окружающих, что они думают о предмете ваших мыслей. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных ракурсов. Не берите за основу своих суждений о действиях и поведении окружающих лишь внешние проявления. Вы уверены, что человек не желает с вами общаться? На чем основывается такой вывод? На домыслах или логике? Догадки еще ничего не значат. Вы должны стремиться к выяснению правды. Когда хотите убедиться в чем-то, ищите подтверждающие это факты. Никогда не додумывайте за человека и не принимайте за него решения, не пытайтесь прочитать его мысли. Одно из правил эффективного общения – внимательно слушать своего собеседника и воспринимать только то, что он говорит. Если при общении с человеком у вас возникают сомнения в искренности его поступков и слов, просто задайте ему несколько прямых вопросов, выскажите беспокоящие вас мысли и попробуйте пообщаться доверительно.

Преимущества рационального мышления можно наглядно продемонстрировать на таком примере: вы пообщались с человеком и он озвучил вам свои недовольства и упреки, объяснил, что ваши взгляды и действия для него неприемлемы. Первое, что хочется сделать в ответ, – это отплатить той же монетой. Однако что будет в результате, кроме недопонимания, ссор и неприязни? Возможно, еще больше душевного дискомфорта и долгосрочный разрыв отношений.

Намного эффективнее будет постараться сохранить спокойствие, равновесие и собственное достоинство. И рациональное мышление предлагает в этом случае поступить гораздо проще: проанализировать свои действия и слова, вызвавшие критику и недовольство собеседника, и принять критическое мнение со стороны. Нужно приходить к компромиссу – искать взаимопонимания и согласия по вопросу, на который у вас имеются разные взгляды. Одновременно с этим следует дать понять другому человеку, что проблемные ситуации могут быть разрешены без унижений, скандалов и обид, и для вас это приемлемо.

Рациональный подход и развитие критического мышления будут способствовать тому, что вы вернете себе спокойствие и психологический комфорт. В любой ситуации, когда вы оказываетесь во власти иррациональных мыслей, вызванных эмоциями, усталостью, переутомлением или стрессами, как можно скорее прогоняйте их от себя.

Не важно, кто вы: химик, физик, математик, военный, бизнесмен, простой работник фирмы или студент, рациональное и критическое мышление может стать для вас эффективным средством для достижения целей, решения повседневных и профессиональных задач, улучшения общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, самопознания и развития своих способностей.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В заключительном уроке нашего курса мы коснемся еще одного важного вопроса, касающегося критического мышления – работы с информацией. Именно с ней нам приходится сталкиваться каждый день, и от ее достоверности зависят наши выводы и суждения, эффективность принимаемых решений и грамотность действий.

Источник

Оцените статью
Разные способы