Интерпретация данных исследования
Комментируя полученные результаты обследования, диагност зачастую недостаточно учитывает специфику использованного метода, не анализирует смысл полученных данных, не имеет представления о том, что такое их интерпретация. По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существует фактов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии. Подобное явление характерно для естественных наук, но в еще большей степени оно присуще гуманитарным наукам.
Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими словами, интерпретировать что-то — значит приписать (присвоить) этому содержательный смысл.
Роль и значение интерпретации велики. Правильная интерпретация позволяет сопоставлять научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира; порождать практические рекомендации; предлагать оптимальные способы действия и т.п. Обычно интерпретация основывается на исходных данных. Исследователи выделяют два таких уровня исходных данных: содержательный и формальный. Как правило, исходными данными называют данные содержательного уровня.
Содержательный уровень данных — это совокупность опытных (эмпирических) объектов (допустим, участников группы), рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (например, их межличностными отношениями). Эмпирическая система с отношениями — это модель реальности, в которой каждый объект является носителем интересующих нас явлений, отношений. От других отношений этих объектов мы абстрагируемся, т.е. не учитываем их, считая несущественными.
Формальный уровень данных — это совокупность результатов измерений. В процессе измерения каждому представленному в опыте объекту приписывается некоторый формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. Обычно в этом процессе мы присваиваем числа определенным психическим свойствам и их отношениям.
Используя тот или иной математический метод, мы предполагаем, что элементы применяемых при измерении математических систем позволяют реализовать ряд условий.
1. Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами (допустим, ценностными предпочтениями обследуемых). Например, применяя порядковую шкалу для измерения удовлетворенности межличностными отношениями, мы предполагаем, что отношения больше/меньше между ответами обследуемых (т.е. между приписываемыми им числами) соответствуют аналогичным отношениям между реальными «удовлетворенностями» тех же обследуемых.
2. Определенные отношения между элементами математической системы отражают соответствующие опытные (эмпирические) отношения даже тогда, когда намеренное моделирование последних в процессе измерения не производилось. Подобная уверенность обычно базируется на содержательных гипотезах, опирающихся на интуицию исследователя.
3. Интересующее исследователя явление отражается в математической модели, для идентификации (распознавания) параметров которой предназначен используемый метод. Так, например, применяя анализ линейных корреляций, мы предполагаем, что между значениями зависимой и независимой переменных существуют линейные связи.
Возможность идентификации параметров модели, определяемой математическим методом, также опирается на ряд предположений: о характере распределения рассматриваемых признаков (например, требование нормальности распределения значений параметра); о механизмах формирования исходных данных (например, предположение о наличии среди обследуемых некоторого «идеального» объекта, степени сходства с которым определяют значимость ранжируемого объекта) и т.п. Нередко подобные предположения не подвергаются практической проверке, а исследователю бывает недостаточно интуитивной оценки их справедливости.
В процессе интерпретации первичных данных необходимо применять два принципа интерпретации:
1) принцип согласованной интерпретации. Согласно этому принципу, интерпретацию результатов применения математического метода необходимо согласовывать с интерпретацией исходных данных; 2) принцип дополнения формализма. В соответствии с указанным принципом, если содержательные соображения не отразились в интерпретации исходных данных, то необходимо их отразить при интерпретации результатов применения метода.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Социальная психология в образовании
Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими словами, интерпретировать что-то — значит приписать (присвоить) этому содержательный смысл.
Роль и значение интерпретации велики. Правильная интерпретация позволяет сопоставлять научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира; порождать практические рекомендации; предлагать оптимальные способы действия и Т.п. Обычно интерпретация основывается на исходных данных. Исследователи выделяют два таких уровня исходных данных: содержательный и формальный. Содержательный уровень данных — это совокупность опытных (эмпирических) объектов (допустим, участников группы), рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (например, их межличностными отношениями). Эмпирическая система с отношениями — это модель реальности, в которой каждый объект является носителем интересующих нас явлений, отношений. От других отношений этих объектов мы абстрагируемся, т.е. не учитываем их, считая несущественными.
В процессе измерения каждому представленному в опыте объекту приписывается некоторый формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. Обычно в этом процессе мы присваиваем числа определенным психическим свойствам и их отношениям. Формальный уровень данных — это совокупность результатов измерений. Как правило исходными данными называют данные содержательного уровня.
Используя тот или иной математический метод, мы предполагаем, что элементы применяемых при измерении математических систем позволяют реализовать ряд условий.
- Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами (допустим, ценностными предпочтениями обследуемых). Например, применяя порядковую шкалу для измерения удовлетворенности межличностными отношениями, мы предполагаем, что отношения больше/меньше между ответами обследуемых (т.е. между приписываемыми им числами) соответствуют аналогичным отношениям между реальными «удовлетворенностями» тех же обследуемых.
- Определенные отношения между элементами математиче ской системы отражают соответствующие опытные (эмпириче ские) отношения даже тогда, когда намеренное моделировани последних в процессе измерения не производилось. Подобн уверенность обычно базируется на содержательных гипоте опирающихся на интуицию исследователя.
3. Интересующее исследователя явление отражается в математической модели, для идентификации (распознавания) параметров которой предназначен используемый метод. Так, например, применяя анализ линейных корреляций, мы предполагаем, что между значениями зависимой и значениями независимой переменных существуют линейные связи.
Источник
Значение слова «интерпретация»
ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ, -и, ж. Книжн. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-л. Интерпретация закона. Интерпретация текста. || Творческое раскрытие образа или музыкального произведения исполнителем. Новая интерпретация 6-й симфонии Чайковского. [От лат. interpretatio — разъяснение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Интерпрета́ция (лат. interpretatio — «разъяснение, истолкование») :
Интерпретация (методология) — совокупность значений (смыслов), придаваемых, так или иначе, элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).
Интерпретация (литературоведение) — истолкование текста с целью понимания его смысла.
Интерпретация (музыка) — художественное истолкование музыкального произведения музыкантом-исполнителем.
Интерпретация (программирование) — покомандное выполнение исходного кода программы интерпретатором без предварительной компиляции.
Интерпретация (психоанализ) — центральный этап «техники психоанализа» (предшествующий этап — обнаружение проблем; следующий — проработка).
Интерпретации квантовой механики — различные философские воззрения на сущность квантовой механики как физической теории, описывающей материальный мир.
Интерпретация в математической логике — см. Логика высказываний и Логика первого порядка.
ИНТЕРПРЕТА’ЦИЯ [тэ], и, ж. [латин. interpretatio] (книжн.). 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-н. И. законов. И. текста. 2. Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-н. музыкального, литературного произведення или драматической роли. Артист дал новую интерпретацию роли Хлестакова.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
интерпрета́ция
1. действие по значению гл. интерпретировать, истолкование, разъяснение смысла чего-либо ◆ Очевидно, книга человеческих судеб скудна сюжетами, но богата интерпретациями. Макс Фрай
2. искусств. творческое переосмысление и раскрытие образа, темы, литературного или музыкального произведения и т. п. ◆ Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку.
3. комп. пошаговое исполнение команд программы (в противоположность компиляции)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: справить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
тесты. 01. Причины существующего интереса к психодиагностике Выберите один ответ
Название | 01. Причины существующего интереса к психодиагностике Выберите один ответ |
Дата | 14.06.2021 |
Размер | 31.88 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | тесты.docx |
Тип | Документы #217356 |
01. Причины существующего интереса к психодиагностике Выберите один ответ: b. Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений (алкоголизм, наркомания и др.) c. Естественная для человека потребность в познании, прежде всего – в познании самого себя d. Доступность тестовых средств e. Необходимость творческой реализации себя как личности, как субъекта профессиональной карьеры и социальных отношений 02. ____ как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку Выберите один ответ: a. Дифференциальная психология d. Общая психология e. Психологическая диагностика – Верно 03. ____ предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Выберите один ответ: a. нет верного ответа — Верно b. теоретическая психодигностика c. функциональная диагностика d. прикладная психодиагностика 04. ____ рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных». Выберите один ответ: a. нет верного ответа — Неверно b. практическая психодиагностика c. прикладная психодиагностика d. теоретическая психодиагностика -Верно e. функциональная диагностика 05. ____(1) изучает законы психики, ____(2) изучает особенности психики Выберите один ответ: a. психология(1) психодиагностика (2) — Верно b. Психология(1) Физиология(2) c. Физиология (1) Психодиагностика (2) d. Психодиагностика (2) Психология (2) e. Психодиагностика (1) Физиология (2) 06. ____ психодиагностики очень обширен и включает: 1)Методологические и конкретные методические (практические) принципы построения диагностических методик и формулирования психодиагностических заключений, 2)Методы и конкретные психодиагностические методики, 3)Психометрику – математическую методологию обнаружения индивидуальных различий, 4)Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их пользователям Выберите один ответ: a. предмет — Верно e. нет верного ответа 07. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.д. это . подход Выберите один ответ: a. интегральный — Неверно c. нет верного ответа e. инструментальный — Верно 08. Психодиагностика признается самостоятельной научной дисциплиной, главное назначение которой разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека это . подход Выберите один ответ: b. нет верного ответа — Неверно e. конструирующий — Верно 09. Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. это . подход Выберите один ответ: a. гностический — Верно d. нет верного ответа — неверно 10. Суть – ориентация на теоретические аспекты психодиагностики. Он обобщает длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и рассматривает ее в виде самостоятельной научной дисциплины, занимающейся проблемами постановки психологического диагноза это . подход Выберите один ответ: c. интегральный — Верно d. гностический — неверно e. нет верного ответа 01. В Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по следующим видам искусства Выберите один или несколько ответов: a. верховой езде — Верно b. стрельбе из лука — Верно c. музыке — Верно d. знанию ритуалов и церемоний — Верно e. умению читать и писать – Верно 02. Учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности Выберите один ответ: a. Физиогномика — Верно b. Френология — Неверно 03. Учение Франца Йозефа Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа Выберите один ответ: a. Френология — Верно e. Физиогномика – Неверно 04. Это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Выберите один ответ: b. Графология — Верно 05. Одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Выберите один ответ: b. Хиромантия — Верно 06. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ____ веков под воздействием требований практики. Выберите один ответ: c. нет верного ответа 07. Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Выберите один ответ: a. нет верного ответа b. Дж. Кэттелл — Неверно e. Ф. Гальтон — Верно 08. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили Выберите один или несколько ответов: a. нет верного ответа b. Дж. Кэттелл — Неверно c. А. Бине — верно e. Д. Симон — Верно 09. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили Дж. Кэттелл и Ф. Гальтон. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно b. верно – Неверно 10. Закладывает основы психотехники – прикладного направления, которое занималось преимущественно проблемами профессионального отбора. Выберите один ответ: c. Д. Симон — Неверно e. Г. Мюнстерберг — Верно 11. Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала Выберите один ответ: b. тестология — Верно e. нет верного ответа 12. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается Выберите один ответ: a. 1879 год — Верно c. 1878 год — Неверно d. 1880 год — Неверно e. Нет верного ответа 13. Основателем экспериментальной психологии был Выберите один ответ: a. В.Вундт — Верно f. Г. Мюнстерберг 14. Одним из первых исследователей в экспериментальной психологии считается Выберите один ответ: c. Ф. Гальтон — Неверно f. Г. Мюнстерберг g. Г. Фехнер — Верно 15. Исторически не менее важный, источник психологической диагностики заключен в Выберите один ответ: a. дифференциальной психологии — Верно b. общей психологии c. возрастной психологии d. социальной психологии e. педагогической психологии 16. Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли Выберите один или несколько ответов: a. В. Анри — Верно c. А. Бине — Верно e. Д. Симон — Неверно g. Г. Мюнстерберг 17. Направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов – это Выберите один ответ: a. дифференциальная психология — Неверно b. общая психология c. возрастная психология d. социальная психология e. педагогическая психология f. тестология — Верно 18. Термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Выберите один ответ: a. Г. Роршаха — Верно c. Ф. Гальтона — Неверно f. Г. Мюнстерберга 19. Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе термин интеллектуальный тест, был Выберите один ответ: e. Дж. Кэттелл — Верно f. Г. Мюнстерберг – Неврено 20. Создатель самой популярной в начале XX в. серии интеллектуальных тестов. Выберите один ответ: b. А. Бине — Верно e. Дж. Кэттелл — Неверно f. Г. Мюнстерберг 21. Первая серия тестов — Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) появилась в Выберите один ответ: a. 1905 г — Верно d. 1925 г — Неверно 22. Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно b. верно – Неверно 23. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были групповыми и позволяли вести опыт только с одной группой. Использовать их могли лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую квалификацию. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно b. верно – Неверно 24. Счет проективным методикам ведется с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в Выберите один ответ: a. 1904-1905 годах — Верно b. 1910-1911 годах c. 1900-1905 годах d. 1915-1916 годах — Неверно e. Нет верного ответа 25. Триумф проективной диагностики связан с появлением в ____(1) г. «Психодиагностики» автора (2) Выберите один или несколько ответов: a. Г. Роршаха (2) — Верно b. 1921 (1) — Верно 26. Тест тематической апперцепции (ТАТ) был создан в ____ совместно с Х.Морган. Выберите один ответ: a. 1935 г. Г. Мюрреем — Верно b. 1925 г. Ф. Гальтоном c. 1945 г. Дж. Кэтеллом d. 1915 г. А. Бине e. Нет верного ответа 01. Какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики Б.Г. Ананьева? Выберите один или несколько ответов: a. Организационные — Верно b. Субъективные — Неверно c. Интерпретационные — Верно d. Эмпирические – Верно e. Обработки данных – Верно 02. Методические принципы, лежащие в основе классификации психодиагностических методов в классификации А.А. Бодалева, В.В. Столина. Выберите один ответ: a. объективные тексты b. стандартизированные самоотчеты d. все ответы верные — Верно e. проективные техники 03. Й. Шванцер выделяет группы психодиагностических методов, опираясь на следующие основания Выберите один ответ: a. количество получаемых показателей b. правильность решений c. все ответы верные — Верно d. форма ответов e. психическая активность испытуемых f. используемый материал 04. Методические принципы, лежащие в основе психодиагностических методов в классификации А.А. Бодалева, В.В. Столина. Выберите один ответ: a. количество получаемых показателей b. правильность решений c. все ответы верные — Неверно d. форма ответов e. психическая активность испытуемых f. используемый материал g. нет верных ответов — Верно 05. Их делят по форме, по цели использования, по содержанию.По форме . могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные, вербальные и невербальные. Выберите один ответ: a. опросники – Неверно b. нет верного ответа c. психофизиологические методы e. проективные техники – Неверно 06. Они могут быть открытого и закрытого типа. Делятся на ____ личности (диагностика качеств личности) и ____ (информация о человеке, не касающаяся его психических особенностей. Это могут быть данные об истории жизни, семейном положении, возрасте Выберите один ответ: a. тесты — неверно b. психофизиологические методы — Неверно c. опросники — Верно d. нет верного ответа e. проективные техники 07. Они раскрывают личность человека в глобальном смысле, т.е. раскрывают его со всех сторон. Полученная информация максимально достоверная. Выберите один ответ: a. проективные техники — Верно c. нет верного ответа d. психофизиологические методы — Неверно e. тесты – Неверно 08. Измеряют свойства нервной системы, темперамент, генотипические, наследственные особенности человека Выберите один ответ: b. проективные техники d. нет верного ответа — Неверно e. психофизиологические методы — Верно 09. К числу преимуществ наблюдения относится: Выберите один или несколько ответов: a. отсутствие значительных затрат времени — Неврено b. не требует согласия испытуемого — Верно c. преднамеренное восприятие психических явлений с целью их изучения — Верно d. системное, целенаправленное восприятие психических явлений с целью их изучения — Верно e. нет верных ответов – Неверно 01. Особенности содержания определения «тест» состоят в том, что Выберите один или несколько ответов: a. Это один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др — Верно b. Это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта — Верно c. Это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности — Верно d. Это метод измерения, который может использовать исследователь без психологических знаний — Неверно e. Это метод измерения, который не обязательно должен соответствовать высокой степенью объективности, надежности и валидности- Неверно 02. ____ психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Выберите один ответ: a. Объективность — Верно 03.Объективность психологического теста означает, что Выберите один ответ: a. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от образования экспериментатора b. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от разработчиков теста c. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от условий тестирования d. первичные показатели, их оценка и интерпретация зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора e. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора — Верно 04. 1) Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов, 2) Единообразие оценки выполнения теста, 3) Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Эти три условия называют Выберите один ответ: a. процедурой тестирования b. этапами валидизации психологического теста c. этапами стандартизации психологического теста — Верно d. этапами проведения 05. Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов Выберите один или несколько ответов: a. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.) — Верно b. Стандартный бланк для выполнения данного теста -Верно c. Учет влияния опыта респондента в тестировании — Верно d. Временные ограничения выполнения данного теста — Верно e. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования – Верно 06. Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика Выберите один ответ: a. кривой стандартного распределения b. кривой психологического распределения — неверно c. кривой нормального распределения — Верно d. кривой социального распределения e. кривой тестового распределения 07.Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие Выберите один ответ: a. Объективность — неверно b. Надежность — неверно c. Валидность — Верно d. Стандартизация — неверно 08. когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен, то это показывает его Выберите один ответ: b. Надежность — Верно 01. В психологическом измерении существует несколько типов шкалирования признаков. Выберите верные виды шкал Выберите один или несколько ответов: a. порядковая (ранговая) — Верно b. интервальная — Верно c. ретестовая — Неверно d. отношений — Верно e. номинативная – шкала наименований – Верно 02. Показатель – это количественная величина, измеряемая в тесте. Для нее используется ранговая шкала — это верно? Выберите один ответ: 03. совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.) – это Выберите один ответ: a. интерпретация — Верно e. нет верного ответа 04. Формальный уровень данных— это совокупность опытных (эмпирических) объектов (допустим, участников группы), рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (например, их межличностными отношениями). Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 05. Содержательный уровень данных — это совокупность результатов измерений. Обычно исходными данными называют данные содержательного уровня.Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно b. верно – Неверно 01. При проведении диагностического обследования, необходимо учитывать: Выберите один или несколько ответов: b. Объектисследования — Верно c. Предмет исследования — Верно d. Подготовку исследователя — Неверно e. Время исследования – Неверно 02. При проведении диагностического обследования, необходимо учитывать возможные ограничения: Выберите один или несколько ответов: a. по времени -Верно b. по диагностическим материалам — Верно c. по профессиональной компетентности — Верно d. по точности — Верно e. по принципиальности — Верно f. по месту проведения – Неверно 03. Для первоначального ознакомления с диагностическими процедурами следует применять легко реализуемые методики, а с развитием навыков обследования и интерпретации переходить к более сложным процедурам. Это верно? Выберите один ответ: 04. Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует ____ с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей Выберите один ответ: a. нет верного ответа — Неверно c. период диагностики d. период знакомства — неверно e. период ознакомления — Верно 05. В систему взаимодействия «экспериментатор—испытуемый», входит много различных переменных. Выберите один или несколько ответов: a. ситуационные переменные — Верно b. переменные цели обследования и задания — Верно c. переменные исследователя и обследуемого — Верно d. переменные познавательных процессов — Неверно e. переменные мотивационно-волевых процессов — Неверно f. субъективные переменные — Неверно g. объективные переменные – Неверно 06. Стандартизация условий тестирования касается не только инструкций и всего того, что связано с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановки тестирования. Верно ли это? Выберите один ответ: 07. Факторы, определяющие включение методик в программу обследования Выберите один или несколько ответов: a. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност — Верно b. Валидность и надежность методик — Верно c. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях — Верно d. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку и интерпретацию результатов — Верно e. Уровень квалификации исследователя -Верно f. Наличие компьютерной обработки данных для конкретных методик – Неверно 08. Программа методик должна состоять из следующих элементов: Выберите один или несколько ответов: a. инструкции для испытуемого — Верно b. содержания самого теста или группы тестов — Верно c. ключа к расшифровке полученных результатов — Верно d. инструкции по интерпретации результатов тестирования — Верно e. пример интерпретации результатов тестирования — Неверно f. раздаточный материал – Неверно 09. Для решения узкоспециальной задачи программа состоит из 1-2 методик. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 10. Предварительная подготовка экспериментатора к сеансу обследования не обязательно должна включать точное запоминание инструкции, приобретение тестовых материалов, оптимальное их размещение, подробное знакомство с процедурой проведения, предварительный инструктаж ассистентов и т.п. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 11. Какие требования необходимо соблюдать при диагностике? Выберите один или несколько ответов: a. следовать процедурам стандартизации даже в незначительных подробностях — Верно b. регистрировать любые нестандартные условия эксперимента — Верно c. при интерпретации результатов учитывать условия тестирования — Верно d. при проведении тестировании использовать бланковые методики на бумажных носителях — Неверно e. все ответы верные — Неверно f. нет верных ответов – Неверно 12. От соотношения методик в программе обследования зависит интерпретация результатов обследования. Верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 13. Завершающий этап планирования психодиагностического обследования связан с решением технических вопросов проведения обследования. Выберите один или несколько ответов: a. какой инструментарий будет использован? — Верно b. можно ли обрабатывать результаты на компьютере? — Неверно c. насколько репрезентативна выборка? — Верно d. насколько программа соответствует целям диагностики? — Верно e. все вопросы верные? – Неверно 14. Заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало интересам, потребностям и уровню подготовки тех, кто его получит. Это верно? Выберите один ответ: 15. Заключение эффективно, если в нем отражены среднестатистические свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследовании которых соответствуют средним показателям. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 01. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Это верно? Выберите один ответ: Выберите один ответ: a. опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком c. является ведущим, стержневым качеством когнитивного развития d. является ведущим, стержневым качеством целостного личностного развития e. все ответы верные – Верно 03. Понятие «интеллект» (англ. — intelligenc) как объект научного исследования было введено в психологию Выберите один ответ: a. Ф. Галътоном — Верно 04. Понятие «интеллект» (англ. — intelligenc) как объект научного исследования было введено в психологию Выберите один ответ: a. в конце XIXв — Верно b. в конце XXв — Неверно c. в начале XIXв — неверно d. в начале XXв — неверно e. нет верного ответа 05. Коэффициент интеллектуальности (IQ) часто называют синонимом интеллекта. Это верно? Выберите один ответ: 06. В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты оправдали себя как средства измерения интеллекта, рассматриваемого как общая способность или группа способностей. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 07. Для правильной интерпретации результатов тестирования интеллекта следует знать: Выберите один или несколько ответов: a. о степени тренированности испытуемого в выполнении тестов — Верно b. о мотивации выполнения теста — Верно c. об эмоциональном состоянии во время тестирования — Верно d. о влиянии на тестовые оценки личности экспериментатора — Верно e. о предшествующей тестированию деятельности испытуемого — Верно f. о профессионализме испытующего – Неверно 08. Давно известно, что средний уровень и диапазон так называемых способностей к обучению, выявляемых специальными тестами, широко варьируют в разных семьях запада. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно 09. Психологи установили, что заметные подъемы и спады IQ у детей могут быть вызваны следующими причинами: Выберите один или несколько ответов: a. изменениями в структуре семьи — Верно b. увеличением или уменьшением семейного дохода — Верно c. переездом на новое место жительства — Верно d. посещением детского сада — Верно e. нет верных ответов – Неверно 10. Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно применяются для диагностики интеллекта у Выберите один или несколько ответов: a. детей с неразвитой речью — Верно b. детей, не умеющих читать и писать — Верно c. детей дошкольного возраста с дефектами речи — Верно d. детей с задержками умственного развития — Верно e. неграмотных и не умеющих читать любого возраста — Верно f. иностранцев – Верно 11.Чаще всего те психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуются в связи с понятием психологического развития. Это верно? Выберите один ответ: a. неверно — Верно b. верно – неверно 12. Показатели умственного развития, рассматриваемые отечественными психологами, зависят от содержания теоретических концепций умственного развития, которых он придерживается. Среди них чаще всего отмечаются следующие: Выберите один или несколько ответов: a. особенности психических процессов (преимущественно мышления и памяти) — Верно b. характеристики учебной деятельности — верно c. показатели творческого мышления — верно d. особенности развития темперамента — неверно e. характеристики эмоционально-волевой сферы – неверно 13. Интерес к вопросам психологической диагностики интеллектуального развития в отечественной практике резко возрос в Выберите один ответ: a. 60-70-е гг. XX в — Верно b. 50-60-е гг. XX в c. 70-80-е гг. XX в — Неверно d. 40-50-е гг. XX в e. 30-40-е гг. XX в 14. Одним из научных коллективов, первым взявшимся за адаптацию зарубежных тестов интеллекта, была руководимая ____ лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного вос-питания АПН СССР. Выберите один ответ: a. Л.А. Венгером — Верно d. П.Я. Гальпериным e. Ю.Б. Гиппенрейтер 15. Социально-психологические нормативы – это требования ____ Выберите один ответ: a. закрепленные, в форме правил, предписаний b. которые, присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках c. общественного мнения взрослых членов общества d. закрепленные в традициях воспитания и образования e. закрепленные в обычаях повседневной жизни f. все ответы верные — Верно 01. В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не просто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств, — мотивов, стремлений, установок, привычек и т. д. Это верно? Выберите один ответ: 02. Отметьте личностные опросникив списке: Выберите один или несколько ответов: a. типологические опросники -Верно b. опросники черт личности — Верно c. опросники мотивов — Верно d. опросники интересов — Верно e. опросники ценностей — Верно f. опросники установок (аттитюдов) — Верно g. опросники характера – Неверно 03. Комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы», «согласованные паттерны» — это Выберите один ответ: a. тип личности — Верно b. черта личности f. установка (аттитюд) – Неверно 04. MMPI широко охватывает такие области, как Выберите один ответ: b. Социальные отношения c. Политические отношения d. Религиозные отношения e. Сексуальные отношения f. Вопросы образования g. Вопросы семьи и брака h. Невротические и психотические типы поведения — Неверно i. Все ответы верные — Верно 05. К базисным шкалам MMPI относят следующие: Выберите один или несколько ответов: a. ипохондрии — Верно b. депрессии — Верно c. истерии — Верно d. психопатии — Верно e. акцентуации – Неверно 06. К базисным шкалам MMPI относят следующие: Выберите один или несколько ответов: a. женственности—мужественности — Верно b. паранойяльности — Верно c. психастении — Верно d. шизоидности — Верно e. гипомании — Верно f. социальной интроверсии — Верно g. психопатии – Верно 07. Понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Выберите один ответ: b. черта личности — Верно f. установка (аттитюд) – неверно 08. Опросник X. Шмишека(Schmieschek Fragebogen), предназначенный для диагностики Выберите один ответ: a. ипохондрических типов личности b. депрессивных типов личности — неверно c. истерических типов личности d. психопатических типов личности e. акцентуированных типов личности — Верно 09. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личкопредназначен для диагностики типа ____ характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Выберите один или несколько ответов: a. психопатии — Верно b. акцентуации — Верно c. психастении — Неверно d. шизоидности — Неверно e. гипомании — Неверно f. социальной интроверсии- Неверно 10. Определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое – это Выберите один ответ: b. черта личности — Неверно c. мотивация — Верно f. установка (аттитюд) 11. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности- это Выберите один ответ: a. тип личности — Неверно b. черта личности d. интерес — Верно f. установка (аттитюд) 12. Выраженная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий – это Выберите один ответ: b. черта личности e. ценность — Неврено f. установка (аттитюд) — Верно 13. Качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми – это Выберите один ответ: a. тип личности — неверно b. черта личности e. ценность — Верно f. установка (аттитюд) 01. Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным психологом Выберите один ответ: a. Бодуэн Де Куртенэ b. Т. Томашевский c. нет верного ответа e. Я. Рейковским — Верно 02. Я. Рейковский выделяет ряд основных направления в работе психодиагноста — это Выберите один или несколько ответов: a. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов — Верно b. Осуществление диагноза деятельности — Верно c. Диагностика генезиса механизмов регуляции — Верно d. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности — Верно e. Диагностика познавательных процессов – Неверно 03. Верно ли что, при диагнозе деятельности задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен Выберите один ответ: 04. Верно ли, что при диагностике эмоциональных процессов Рейковский особое внимание уделяет изучению «истории дидактических процессов» индивида, важной для анализа приобретенных знаний и умений, а также рекомендует внимательно изучать «историю воспитательных процессов», в которой формируются системы ожиданий, потребностей и отношений. Выберите один ответ: a. неверно — Верно 05. Верно ли, что при В диагностике генезиса механизмов регуляции определяют, какова степень соответствия между характеристиками ситуации и особенностями эмоциональных реакций по длительности, силе, знаку и содержанию эмоций. Выберите один ответ: a. неверно — Верно 06.конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования — это Выберите один ответ: a. медицинский диагноз b. заключение психолога-эксперта — Неверно c. нет верного ответа — неверно d. психологический диагноз — Верно e. психологическая справка-заключение 07. Причины психологических ошибок в концепции 3.Плевицкой следующие: Выберите один или несколько ответов: Источник |