- 6 ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ
- Читайте также
- Колонны-символы чисел каменного века
- Императорские регалии и символы
- ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции
- 11.3. Искусство как язык культуры
- Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения
- 3. Язык бюрократии и язык автобиографии
- Символы Шри Ауробиндо и Матери
- Культурология. Шпаргалка
- Оглавление
- Культура как система знаков, символов, кодов, смыслов
6 ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ
6 ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ
В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).
Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).
Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта.
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.
Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.
Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).
Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.
Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Колонны-символы чисел каменного века
Колонны-символы чисел каменного века На массивном монолите № 21 в галерее святилища в нижней его части изображены «отпечатки пальцев», над которыми расположены 18 резных изображений, напоминающих топоры, обращенные сверху вниз. Повторим, всего этих рисунков — 18, то есть
Императорские регалии и символы
Императорские регалии и символы Императорский титул, государственные символы и императорские регалии были не просто государственной символикой, но и неотъемлемой частью этикетной (публичной) части придворной жизни. В России императорскими регалиями являлись герб,
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
11.3. Искусство как язык культуры
11.3. Искусство как язык культуры Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить
Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения
Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные
3. Язык бюрократии и язык автобиографии
3. Язык бюрократии и язык автобиографии Опицин предстает во многих отношениях как уникальная и особняком стоящая личность. Он находился на службе при папском дворе в Авиньоне, но нет сведений о каких бы то ни было его человеческих связях. Это его социальное одиночество
Символы Шри Ауробиндо и Матери
Символы Шри Ауробиндо и Матери Символ Шри АуробиндоТреугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду, обращенный вершиной вверх – отклик Материи в формах жизни, света и любви. Квадрат в центре на пересечении треугольников – символ совершенного
Источник
Культурология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6 ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ
В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры — совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).
Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).
Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта.
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.
Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.
Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации — смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).
Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.
Культура выражает себя и через мир символов — знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства — гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
Источник
Культура как система знаков, символов, кодов, смыслов
Культура рассматривается как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как системы знаков, символов. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор,
традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры — совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которой передается культурно-значимая информация.
Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, и вообще понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.
Связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной, и поэтому понять знаковые системы можно лишь в соответствии с культурным кодом —системой смыслоразличительных признаков.
Культура— это определенное структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое единство основополагающих кодов, которые управляют ее языком, схемами восприятия, ее ценностями, ее практическими видами деятельности и т.п.
Культурный код — это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.
Знак— материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразию — математическую, статистическую, логическую— обработку.
Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код — это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл.
Культурные коды находятся внутри всех языков культуры, но найти их непросто — они проявляют себя при переходе с одного уровня смысла на другой.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык.
Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.
Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности передаваемой в ник информации. Так, например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.
Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывание содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.
Культура — коллективная память. Но «язык — дом бытия» (М. Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте.
Среди наук, изучающих проблему раскодирование информации, выделим особо семиотику и герменевтику.
Семиотика(от греч. — знак) — наука о знаковых системах. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Чарлз Моррис (1901—1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем.
Герменевтика— одна из древних наук, она появилась в я раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.
Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Смысл текста всегда более глубок, чемто значение, которое лежит на поверхности, чем то, на что чувственно указывается в культурном тексте.
Еще немецкий логик Готлиб Фреге (1848-1925) в XIX в.различалпонятие «значение» и понятие «смысл». «Значении» слова отражает общепринятое обозначение того или иного объектаили явления, а «смысл» отражает сведения, информацию о рассматриваемом объекте, своеобразное понимание этого объекта. С помощью слова, знака мы обозначаем его значение и выражаем его смысл.
Французский исследователь Ф. Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено.
Культурный смысл — это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру,постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой смысл, косвенный, переносной смысл, скрытый смысл и т.п. Например, ритуал поведения как культурный символ может:
1)иметь явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем;
2)латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным;
Эти уровнисмыслов связаны с семантическими параметрами культурных символов:
1) экзогенетический параметр — это те истолкования, которые способны дать сами исполнители культурного ритуала;
2) операционный параметр — это тот смысл символа, который раскрывается в практике его применения (через действия, жесты, выражение лица, иконы и т.п.);
3) позиционный параметр выражает тот смысл символа, который вытекает из соотношения этого символа с другими символами и с общим контекстом культуры.
Философия культуры
Философия культуры (культурфилософия) — философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин «культурфилософия» был использован в начале XIX в. представителем немецкого романтизма А. Мюллером. Как самостоятельная сфера философского умопостижения культуры философия культуры сформировалась в конце XVIII —начале XIX в. Однако отдельные размышления и интуиции, связанные с культурой, можно проследить на всех этапах развития европейского сознания.
Стремительное развитие получила философия культуры в ХХ в. Возникло
много новых истолкований самого феномена. Осмысление культуры продолжалось и в русле творчества различных представителей философии жизни. Так, Бергсон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.
Видный представитель философии жизни Шпенглер отвергает традиционный европоцентризм, где история развивается линейно, по схеме «античность — средневековье — новое время», и которая завершается торжеством европейского разума. С его именем связано возникновение «неклассических концепций» исторического процесса в рамках западноевропейской философии. История распадается на жизнь самостоятельных культурных организмов (египетская, индийская, китайская, греко-римская, западноевропейская, майя культуры ), где ни один культурный организм не имеет превосходства над другим. Шпенглер усматривает закономерное динамическое единство в исторических трансформациях различных культур. Одновременно в каждой культуре наличествуют неповторимые и устойчивые черты, сохраняющиеся на всех этапах, возможность морфологического (поиск универсального) и культурного (выявление уникального) изучения истории.
В конце XIX —начале XX в. философия культуры обращается к философскому осмыслению различных фаз или стадий эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению ее феноменов. Представители неокантианской философии Виндельбанд и Риккерт радикально различали «науки о культуре» и «науки о природе». На основе культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.
Теорию цивилизации разработал А. Тойнби, он развивает концепцию самозамкнутых единиц — цивилизаций, на которые распадается историческое существование человечества. Периодичность социокультурных изменений пытался объяснить и П.А. Сорокин. Он провел грандиозную систематизацию современных цивилизационных концепций.
В рамках экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих работах Ясперс, выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур осевого времени и т.д. В работах французских экзистенциалистов А. Камю, Ж.-П, Сартра, Г. Марселя разрабатывались проблемы противостояния культуры и человека, контркультурных тенденций. Особую остроту приобрела проблема кризиса современной культуры.
В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, например, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886-1976) резко выступал против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к нему обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметом, расхожим мнениям и заключается, по мысли Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающей личность, ее самобытность.
Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, но мифологизирует свою жизнь. В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности.
Развивая идеи экзистенциализма, французский философ и общественный
деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) считал любая культура ведет человека к разрушению, так как главный тезис экзистенциализма — «человек — это свобода» предполагает вечную проблему для человека — проблему выбора своего поступка, своей жизни, своей судьбы. Человек всегда находится в ситуации выбора, он осужден на это и самвыбирает свое бытие. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки человека, утверждает Сартр, обусловлены не средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком.Выбирая свои поступки, человек сам создает себя, создает свой мир и становится таким, каким он себя сам создает.
Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая так же резко отрицательно относится к современной ей западной культуре, считая , что она с ее несомненными достоинствами комфорта, безопасности, удобства бытия, рождает и репрессивную терпимость людей, их «одномерность», их интегрированность буржуазное существование, а значит, и формирует нежелание бороться против существующего, за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации. Борьба за свободу человеческого существования по мнению представителя этой школы Г. Маркузе (1898-1979), должна начинаться со всеобщего отрицания, а осуществить эту тактику могут только те люди, которые стоят на обочине современного общества, непроинтегрированные в систему репрессивной терпимости, — в первую очередь молодежь, деклассированные элементы, люди гетто.
Культурная семантика
Культурная семантика — проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т. д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации-смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак — коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака).
Любые культурные порядки могут рассматриваться как средства выражения смысла. Таким образом, в рамки предметной области культурной семантики как междисциплинарной области наук о культуре попадают отношения, связывающие смысл (значение) с реальным предметом, событием, явлением, информацией о котором он является в логике и семиотике такой предмет называется денотатом, а соответствующее ему значение — концептом или десигнатом); со знаком, фиксирующим данный смысл, выступающим как его опредмеченный коммуникативный аналог; с пользователем (индивидуальным или коллективным), который в процессе коммуникации осуществляет означение понимание данного смысла — эти отношения рассматриваются на культурном материале.
Семантический уровень исследования культурных объектов можно выделить уже в работах представителей раннего эволюционизма (Спенсер, Морган, Тайлор), в которых динамика смыслопорождающих процессов выступает в качестве одного из основных аспектов эволюционного развития человечества в макроисторическом масштабе. В исследованиях американских культурных антропологов сформировалась методология отбора и систематизации этноматериала, анализа процессов означения и понимания в различных аспектах культурной организации традиционных обществ (мифологии, верованиях, фольклоре, костюме, прическах и т.д.). Значительный вклад в постановку проблем символической организации культуры был внесен представителями так называемой «философии жизни», которые заострили внимание на уникальности и иррациональном характере появлений жизни, доступных только субъективномупониманию, сопереживанию, вчувствованию (Дильтей), интуиции (Ницше).
Соднойстороны, символ выступает как метафора, упорядочивающая и нормирующая, а следовательно, искажающая хаотически по своей природе поток жизни, ограничивающая человеческую свободу, с другой — символ понимается как основной инструмент культурного развития, а способность к осмыслению, пониманию символических структур — как основной фактор, формирующий культуру. Наиболее четко это прослеживается у Шпенглера (концепция прасимволов, лежащих в основе каждой из локальных культур).
Выявлению факторов, определяющих процессы генезиса смысловых структур и означения, способствовало развитие гештальтпсихологии (Вундт) и особенно психоанализа, показавшего решающее влияние индивидуальных (Фрейд) и коллективных (Юнг, Фромм, Франкл) бессознательных императивов на культурное творчество, смыслопорождение и смысловосприятие. Восприятие культуры как совокупности смыслосодержащих систем (языков культуры) и культурных текстов, построенных на универсальных инвариантных структурах мышления по принципам комбинаторики, предложенное структуралистами, позволило вплотную сосредоточиться на самостоятельном анализе процессов трансформации внешних воздействий в индивидуальные представления (смыслы), а их — в символы, знаковые системы и тексты (культурный материал).
Основные семантические составляющие культуры: процессы порождения, функционирования и интерпретации (понимание )семантических систем (языков культуры) и культурных текстов (смыслосодержащих объектов).
Проблема выявления и классификации дополнительных смысловых характеристик для культурных объектов, очевидно наиболее актуальна (поскольку, например, художественный образ многозначнее математического символа), поэтому проблемаполисемантизма культурного объекта и выделения в нем различных семантических уровней (по ориентации смысла на тот или иной коллектив пользователей, по принципам закрепления информации, по степени ее вербализуемости и т.д.) становится одним из актуальных вопросов культурной семантики. Задача построения специального языка, описывающего семантические структуры естественных языков лингвистике, решена не была. Частным следствием ограниченности любой семантической модели языка явился крах ряда предпринятых в 60-70-е гг. попыток создать на основе ЭВМ универсальный алгоритм построения осмысленного ответа на поставленный вопрос на основе как глубинной синтаксической структуры, так и набора семантических шаблонов-классификаторов. Поиск «золотой середины» между структурным и контекстуальным анализом также стал одной из ключевых проблем культурной семантики, третьей важной проблемой, решаемой в культурной семантике, стало выявление семантических единиц применительно к языкам культуры и культурным текстам. В этих условиях выявление анализируемых единиц и установление единых критериев анализа становится крайне важной и сложной проблемой, актуальной для современного состояниям культурной семантики.
Источник