- Статьи
- Методы и задачи психологической коррекции
- Цели, задачи и принципы психокоррекции
- Виды коррекционной терапии
- По типу решаемых задач
- По направленности и продолжительности
- По характеру воздействия
- По форме организации
- Методы работы
- Психологическая коррекция: методы, виды, задачи
- Определение понятия психокоррекции
- История изучения психокоррекции
- Виды психологической коррекции
- По типу задач
- По характеру направленности
- По методу воздействия
- По форме организации
- Показания и противопоказания
- Принципы
- Цель психокоррекции и задачи психолога
- Требования к психологу
- Схема сеанса психокоррекции
- Методы и методики
- Куклотерапия
- Психодрама
- Холдинг терапия
- Имаго метод
- Психогимнастика
- Игротерапия
- Арт-терапия
- Музыкотерапия
- Библиотерапия
- Танцевальная терапия
- Сказкотерапия
- Заключение
Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.
Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Источник
Методы и задачи психологической коррекции
Понятие «коррекция» в психологии означает работу специалиста с психическими структурами клиента. Воздействие направлено на исправление тех областей психики, которые функционируют некорректно. Психокоррекция помогает человеку наладить эмоциональный фон, ощутить гармонию с собой и окружающей средой, улучшить самочувствие в целом.
В отличие от практик психотерапевта, методики данной сферы ориентированы на людей, не страдающих психическими расстройствами. Объектом воздействия специалиста становится обычный человек, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами. Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему.
Цели, задачи и принципы психокоррекции
Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи:
- помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития;
- стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу;
- предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию;
- выявить корни детских страхов;
- сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные;
- способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания;
- откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента;
- помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе;
- подтолкнуть клиента к творческому самовыражению;
- улучшить стрессоустойчивость и работоспособность;
- до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты;
- исправить пищевое поведение.
Виды коррекционной терапии
Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.
По типу решаемых задач
Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека.
По направленности и продолжительности
Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики (купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов) и реализацию каузального подхода.
Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении.
По характеру воздействия
По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека. Помогая развить их, специалист добивается исчезновения негативных проявлений.
По форме организации
В зависимости от решаемых проблем психокоррекция делится на общую, частную и специальную. Специальная коррекция является наиболее распространённой. Она помогает, к примеру, справиться с фобиями, побороть проблемы с коммуникацией. Частная форма чаще всего используется в образовательной сфере. В случае с общей психокоррекции речь идёт преимущественно о групповой работе, например, она помогает учителю создать позитивный микроклимат в классе.
Методы работы
Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.
Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:
- методы, основой которых является психоанализ;
- оперантно обусловленные приёмы;
- гуманистическую работу;
- экзистенциальное направление;
- гештальт-коррекцию.
При взаимодействии с детьми выбирают:
- Куклотерапию. Технология предполагает, что клиент создаёт своими руками куклу и как бы оживляет её. Он даёт ей имя, рассказывает свою историю от её лица, использует куклу как персонажа, переживающего те или иные ситуации.
- Психодраму. Помогает нормализовать эмоциональный фон коллектива. Группа людей проигрывает определённый сценарий, в котором у каждого участника своя социальная роль.
- Психогимнастику. Упражнения из этой категории направлены на выработку коммуникативных навыков, преимущественно приёмов невербального общения (интерпретация чужих жестов и мимики, приемлемое выражение собственных эмоций).
Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.
Чтобы психика была в порядке, была возможность жить в гармонии с собой, необходимо вовремя избавляться от негативных мыслей и эмоций. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник
Психологическая коррекция: методы, виды, задачи
Психокоррекция — один из основных подходов работы психолога. Она направлена на то, чтобы помочь клиенту обрести гармонию с собой и с миром, улучшить самочувствие и нормализовать эмоциональный фон. Получается, что психокоррекция – это своего рода «скорая помощь» для психики человека.
Сегодня психокоррекция применяется в педагогической, прикладной и клинической психологии. В данной статье я расскажу, что такое психокоррекция.
Определение понятия психокоррекции
Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.
В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.
Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.
Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.
Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.
История изучения психокоррекции
Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.
Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.
А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.
Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.
Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.
Виды психологической коррекции
Какой бывает психокоррекция? В современной практике психокоррекция распадается на педагогическую, клиническую, спортивную и социальную. В каждом из этих направлений выделяются виды психокоррекции.
По типу задач
Если классификацию видов психологической коррекции строить исходя из задач, которые ставятся перед специалистом, то она будет выглядеть так:
- семейная коррекция – этот вид работы психолога позволяет решить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
- индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.
По характеру направленности
По характеру направленности психокоррекция бывает:
- симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негативных поведенческих проявлений (очевидно, что такой период психокоррекции по частоте встреч не превышает 3-5 занятий);
- каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на определение и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид психокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента на протяжении 10-15 занятий).
По методу воздействия
По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает прямая и косвенная.
Приемы прямой психокоррекции используются, когда цель психологической коррекции состоит в устранении негативных проявлений психики. Психолог воздействует именно на ту сферу психики, которую нужно исправить. Приемы косвенной формы воздействия ориентированы на сильные стороны личности, посредством развития которых исчезают негативные проявления в поведении.
По форме организации
Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога распадается на виды в зависимости от формы организации занятий. Это специальная психологическая коррекция, общая коррекция и частные формы психокоррекции.
Специальная коррекция – это самое распространенное направление работы практического психолога. Специальная психокоррекция используется в тех случаях, когда нужно решить психологические проблемы группы или одного клиента. Например, с помощью специальной психокоррекции можно устранить фобии, побороть застенчивость, улучшить коммуникативные навыки детей и подростков.
Частная психокоррекция чаще всего применяется в образовании. Это метод работы школьных педагогов-психологов, с помощью которого удается помочь детям успешно освоить образовательную программу.
Методики общей психокоррекции в своей работе используют не только психологи, но и учителя. Общая психокоррекция – это технологии работы, направленные на регулирование внутригрупповых процессов в классе, формирование коллектива учащихся и предупреждение возникновения девиантных форм поведения.
Показания и противопоказания
Методы психотерапии и психокоррекции подбираются в зависимости от показаний. Чаще всего показаниями к психокоррекционным занятиям являются:
- низкая стрессоустойчивость;
- преобладание сниженного эмоционального фона у человека;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
- ревность;
- повышенная ситуативная тревожность;
- раздражительность, агрессивность, импульсивность, вспыльчивость;
- затянувшийся стресс, депрессия;
- заниженная самооценка, непринятие себя;
- конфликты в отношениях со сверстниками, социальная изоляция;
- различные фобии;
- трудности социальной адаптации.
Противопоказанием к психологическим коррекционным воздействиям являются психиатрические диагнозы. Серьезные расстройства психики, тяжелая депрессия.
Принципы
Основными принципами психологической коррекции являются:
- Принцип диагностики. Обязательным этапом психологической коррекции является комплексная диагностика. Для выбора форм и методов воздействия психологу нужно установить социальный статус ребенка в коллективе, его индивидуально-типологические особенности, запас социальных навыков.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностического этапа работы становятся отправной точкой для разработки программы психокоррекции.
- Принцип системности. Для достижения стойкого положительного результата в любом направлении психокоррекции нужно вести систематическую работу, предполагающую регулярные встречи с клиентом или группой.
- Деятельностный принцип. Результат работы психолога будет заметен только при условии активности клиента и его включении в деятельность. Психолог должен стимулировать активность клиента, направляя его энергию в нужное русло.
- Принцип коррекции «сверху-вниз». Планируя коррекционное воздействие, психолог ориентируется на зону ближайшего развития клиента. Действия специалиста направлены на то, чтобы опередить естественный процесс созревания психических структур и выработки определенных навыков.
- Принцип коррекции «снизу-вверх». Этот принцип подразумевает опору психолога на зону актуального развития клиента. В соответствии с этим принципом, психолог использует положительное подкрепление нужных качеств. Негативные паттерны поведения купируются.
Цель психокоррекции и задачи психолога
В психологии цель коррекции – это вывод клиента из состояния психологического дискомфорта. Задачи психолога:
- вывести клиента на новый уровень личностного развития;
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы клиента;
- осуществлять профилактику эмоционального выгорания;
- установить причины детский страхов;
- сформировать определенные навыки;
- развивать произвольное внимание, память, мышление;
- помочь клиенту изменить деструктивные установки;
- повысить социально-психологический статус личности в коллективе сверстников;
- помочь человеку в самовыражении и активизации творческого потенциала;
- формировать стрессоустойчивость и улучшать работоспособность клиента;
- снизить действие механизмов психологической защиты личности;
- скорректировать пищевое поведение человека.
Требования к психологу
Системный подход к психокоррекции может продемонстрировать только квалифицированные психотерапевты или психологи. Также психокоррекцию используют в своей работе специалисты в области клинической психологии. К специалисту, ведущему психокоррекционные занятия, предъявляются серьезные требования:
- Этот человек должен иметь базовые знания в области психологии, а также пройти дополнительное обучение по направлению «Психотерапия» или «Психологическая коррекция».
- Специалист, использующий в работе различные виды психологической коррекции, должен уметь выстраивать сотрудничество с представителями смежных профессий: дефектологами, психиатрами, нейропсихологами, психоневрологами, патопсихологами. Совместная работа специалистов необходима в том случае, когда для достижения стойкой положительной динамики в личностном развитии человеку требуется комплексное сопровождение. Так, при тяжелой форме депрессии методы психокоррекции нужно дополнять медикаментозным лечением. Если на диагностическом этапе психокоррекции обнаруживаются органические причины психологических трудностей, то психолог работает совместно с дефектологом.
- Психолог, планирующий заниматься психокоррекцией, должен быть личностно готов к этому. Для этого недостаточно иметь диплом о психологическом образовании и сертификаты, подтверждающие прохождение им курсов повышения квалификации. Психологу нужно пройти курс супервизии, где он сможет избавиться от своих личных проблем. Только излечив свою душу, можно приступать к лечению души другого человека.
Схема сеанса психокоррекции
Все виды психокоррекции могут быть реализованы в двух основных формах: групповой и индивидуальной. Схема психокоррекционного занятия выглядит следующим образом:
- Диссоциация. На этом этапе психологической коррекции основным направлением работы психолога является диагностика. Нужно определить проблему, оценить ее масштаб, выявить ее причины. Кроме того, психологу нужно создать у клиента уверенность в том, что его проблему можно решить.
- Коррекция. На этом этапе психолог реализует серию психокоррекционных занятий в групповой или индивидуальной форме. На этой стадии работает не только психолог, но и клиент. Здесь психолог просит человека: «Опишите свою проблему, назовите примеры эмоций, с которыми можно ее сравнить». Психологические методы преобразования ситуации и коррекции стереотипов поведения выбираются на основе ответов человека. Психолог предлагает человеку посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, выполнить упражнения. Вместе с клиентом он анализирует ситуацию, намечает разные пути ее разрешения.
- Ассоциация. Это заключительный этап сеанса, на котором психолог стремится закрепить в сознании клиента решение проблемы в виде образа-ассоциации. Она становится для человека началом нового жизненного сценария.
Методы и методики
В современной психологии существует большое количество методов психокоррекции. Выбор конкретных методик и технологий работы определяется возрастом клиента. Так, для работы со взрослыми применяют:
- оперантно обусловленную коррекцию;
- психокоррекцию, в основе которой лежит психоанализ;
- трансактный анализ;
- гуманистическую психокоррекцию А. Адлера;
- коррекцию, концентрирующуюся на личности клиента;
- экзистенциальную психокоррекцию;
- гештальт-коррекцию;
- рационально-эмотивную коррекцию;
- НЛП.
При работе с детьми, психолог использует следующие методы психологической коррекции:
- метод замещающего онтогенеза;
- игровые технологии;
- арт-терапию;
- когнитивно-поведенческую коррекцию;
- методики социальной коррекции.
Основными видами методик психологической коррекции являются куклотерапия, психодрама, холдинг-терапия, метод имаго, психогимнастика, игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, сказкотерапия.
Куклотерапия
Куклотерапия позволяет человеку справиться с негативными переживаниями и отрицательными эмоциями, стабилизировать настроение, повысить свою самооценку. Кроме того, данная технология работы стимулирует работу познавательных психических процессов, развивает креативность и способствует самовыражению.
Данная методика предполагает самостоятельное изготовление клиентом куклы, которую ему нужно будет оживить в ходе психологической работы: придумать ей имя, рассказать о себе от лица этой куклы. Коррекционное воздействие осуществляется через проигрывание клиентом различных проблемных ситуаций, главным персонажем в которых является изготовленная им кукла.
Психодрама
Психодрама – это основа групповой психокоррекции. Методика способствует снятию механизмов психологической защиты, творческому самовыражению участников. Психокоррекционный эффект достигается за счет моделирования ведущим различных ситуаций, в которых каждому из участников группы дается та или иная социальная роль.
Психодрама расширяет запас стереотипов поведения у участников группы, дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты.
Холдинг терапия
Основным направлением психокоррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком. Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей.
Имаго метод
Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий. Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения.
Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение.
Психогимнастика
Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида.
Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений. Это:
- упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами;
- упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации;
- психологические этюды;
- упражнения на снятие психологического напряжения в группе.
Игротерапия
При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности.
Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе. Игротерапия является методом психологической коррекции коммуникативных трудностей. В некоторых случаях целью данного вида психологического воздействия является коррекция нарушений умственного развития детей.
По форме организации игровая психокоррекция бывает разной. Это могут быть ролевые, имитационные, театрализованные игры.
Принципы игровой психокоррекции и ее ключевые характеристики определяются возрастными особенностями группы, в которой она реализуется.
Арт-терапия
Арт-терапия – это исцеление творчеством. Данное направление находится на границе между психотерапией и психокоррекцией, так как применяется в обоих направлениях психологической помощи. Какие же приемы психологической коррекции применяют к пациентам психотерапевты, практикующие арт-терапевтический подход? Нижеперечисленные методы относятся к арт-терапевтическим техникам психокоррекции:
- изобразительная деятельность (что из средств будет использовано в процессе рисования, решает сам клиент, выбирая те инструменты, с помощью которых ему легче передать свои чувства и переживания на бумаге);
- бумагопластика (эта техника используется при создании объемных фигур-образов);
- создание мандалы желаний (эта техника используется в тех случаях, когда клиенту нужно помочь поставить цель и наметить пути ее достижения);
- изготовление коллажа (техника используется с целью анализа прошлого жизненного опыта, извлечения из него пользы и прогнозирования будущего).
В рамках психологической коррекции с помощью творчества создаются условия для самовыражения. Это то, чего многим не хватает в привычной жизни для обретения гармонии с миром и с самим собой.
По форме организации работы с клиентом психокоррекция средствами искусства бывает как групповая, так и индивидуальная. Основными механизмами достижения результата в арт-терапии является активное воображение, творчество и сублимация, с помощью которых клиент гармонизирует отношения сознательного пласта своего «Я» и бессознательной его части.
Музыкотерапия
При работе с детьми часто в качестве средства коррекционного воздействия используют музыку: прослушивание мелодий и музыцирование. Этот вид психокоррекции является эффективным методом работы со страхами, речевыми и двигательными расстройствами, нормализации эмоционально-волевой сферы, устранения психосоматических расстройств.
Библиотерапия
В процессе ведения коррекционных занятий бывает необходимость в организации просветительской деятельности. Для решения этой задачи психокоррекции специалист подбирает для клиента литературу по той или иной теме. Параллельно психолог отвлекает человека от его переживаний, способствует его скорейшему выходу из депрессивного состояния.
Танцевальная терапия
Это один из методов групповой психокоррекции. Танцевальная терапия способствует формированию у клиента социальных навыков, помогает ему осознать границы собственного тела, поверить в свои возможности, установить связи между движениями и мыслями, мыслями и чувствами. Приемы танцевальной терапии эффективны при расстройствах эмоциональной сферы, слабом развитии коммуникативных навыков, отсутствии умения выстраивать эффективное межличностное взаимодействие.
Стоит отметить, что танцевальная терапия противопоказана агрессивным пациентам, а также людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это направление психокоррекции, которое используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она применяется для исправления поведения и детского сознания, коррекции эмоциональной сферы.
Психологи используют сказочные сюжеты для формирования у детей нравственных основ личности. Сказка действует лучше нравоучений, запретов и наказаний. Желая быть похожим на положительного персонажа сказки, ребенок перенимает его манеру поведения.
Заключение
Итак, современная психокоррекция предлагает большой арсенал средств исправления ошибок воспитания или дефектов формирования личностных структур. Сегодня в практической психологии нет четкого разграничения между психотерапией и психокоррекцией. Главное правило коррекции в психологии – грамотный подбор технологий и методик, используемых в отношении клиента. Психологические приемы коррекции должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям клиента.
Иногда решить проблему клиента только средствами психокоррекции невозможно. В этом случае психолог рекомендует клиенту дополнительно записаться на консультацию к дефектологу, психиатру или невропатологу.
Источник