Понятие и структура формы государства
Категория «форма государства» непосредственно связана с категорией «сущность государства» в основном понятийном ряду теории государства и права.
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность[6,с.124].
Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «формообразования», организации и функционирования государства, является в этом отношении научной, практически истинной абстракцией. Вне анализа этой стороны государства невозможно понимание способов реализации его сущности. Эта чисто познавательная сторона категорий соответствует и объективному положению — неразрывной связи государства как организации политической власти, выражающей как общие, так и частные интересы экономически господствующих политических сил, стоящих у власти, со способами его организации.
Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явления, представляющего диалектическое единство содержания и формы.
Существуют различные точки зрения на понятие «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления и формы государственного устройства) политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства или область методов осуществления классового господства.
Интересна точка зрения, согласно которой следует различать внутреннюю и внешнюю форму государства; под первой понимается демократия, а под второй — конкретная организация политической власти. Так как демократия есть разновидность политического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства, а совокупность форм правления и государственного устройства представляет собой внешнюю форму.
Государство, как и любой другой объект, предлагается рассматривать также как функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в динамическом аспекте считается политический режим, а в статическом — форма правления и форма государственного устройства.
Традиционно считается, что под формой государства следует пони мать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон): формы правления, фор мы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый — «политическую динамику», отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
Данный подход встречает и возражения, так как поскольку форма есть организация содержания, то она не может быть совокупностью ее же сторон, ибо форма любого явления вообще не может быть единством, совокупностью элементов. Таким образом, данное понятие формы государства по определению соответствует содержанию, между тем под формой следовало бы понимать различные способы связи между указанными элементами. Кроме того, политический режим включается как однопорядковый элемент, наряду с формой правления и формой государственного устройства, хотя по отношению к ним он выступает определяющим фактором. «Практически политический режим может реализоваться только в определенной форме правления и форме государственного устройства, вне которых он не может существовать»[4,с.87].
Следует присоединиться к данному мнению, ибо как понятие «форма государства» отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов (в данном случае явлений, свойств, отношений) — способа организации конкретных государств.
Таким образом, в юридической литературе не выработано единого понятия формы государства, что затрудняет и решение проблемы классификации его форм.
Форму государства как объективную реальность и как понятие следует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:
• форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
• форму государственного устройства (государственного единства) — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
• политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.
Демократический политический режим в классическом выражении реализуется в такой форме правления, когда законодательные органы формируются путем демократически организованных выборов с участием оппозиции, когда обеспечивается система сдержек и противовесов властей в государстве, эффективна судебная и конституционная власть, местным органам предоставляется в известной форме самоуправление, вплоть до признания за отдельными ее частями суверенитета. Тенденция к авторитаризму обусловливает соответствующие изменения в форме правления и форме государственного устройства: рост делегированного законодательства со стороны органов исполнительной власти, стремление одной из властей нарушить принцип разделения государственной власти, усиление централизации власти (что часто ведет к авторитаризму власти президента), ограничение самостоятельности местных органов самоуправления и т. п.
Несмотря на существенную роль политического режима, не следует отождествлять его с понятием формы государства в целом, а форму правления или форму государственного устройства рассматривать как элементы или составные части политического режима, даже ссылаясь на известное положение о том, что демократия — это родовое понятие формы государства.
Можно согласиться с необходимостью рассматривать политический режим в качестве самостоятельного понятия, но любое явление многогранно, поэтому понятие формы государства было бы неполным, если не принимать во внимание динамику его функционирования, что можно проследить, только учитывая роль и значение политического режима как совокупности способов осуществления государственной власти.
Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.
Источник
Форма государства
Формы правления государства
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:
- форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
- форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
- политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.
Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.
Юридические свойства монархии:
- бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;
- занятие трона по наследству или по праву родства;
- представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
- безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:
- во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);
- монархический престол передается по наследству.
Виды монархий
Неограниченные (абсолютные) — вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.
Ограниченные (конституционные) — монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.
- парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;
- дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.
Республика
Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.
Юридическими свойствами республиканской формы правления
- ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
- ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
- представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республик
Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).
Президентские — республики, в которых взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).
Смешанные — республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).
Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).
Виды форм государственного устройства
1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).
2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).
Политический режим
Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.
Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.
Виды государственных режимов
1. Демократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.
2. Антидемократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.
Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.
Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.
Источник