Форма государства
Формы правления государства
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:
- форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
- форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
- политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.
Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.
Юридические свойства монархии:
- бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;
- занятие трона по наследству или по праву родства;
- представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
- безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:
- во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);
- монархический престол передается по наследству.
Виды монархий
Неограниченные (абсолютные) — вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.
Ограниченные (конституционные) — монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.
- парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;
- дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.
Республика
Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.
Юридическими свойствами республиканской формы правления
- ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
- ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
- представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республик
Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).
Президентские — республики, в которых взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).
Смешанные — республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).
Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).
Виды форм государственного устройства
1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).
2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).
Политический режим
Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.
Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.
Виды государственных режимов
1. Демократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.
2. Антидемократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.
Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.
Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.
Источник
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 28. Форма государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Форма государства.
- Форма правления.
- Форма государственно-территориального устройства.
- Форма политического режима.
Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.
Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству
Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.
Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.
Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.
Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.
Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.
В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.
Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.
Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.
Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.
Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:
Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:
-монополия на власть единственной партии;
— культ личности вождя;
-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;
— централизованная, командная экономика;
— права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;
Авторитаризм — это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).
Основными чертами авторитарного режима являются:
— монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;
— оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;
-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;
— опора на армию, церковь, бюрократию.
Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Признаками демократии являются:
— гарантия и защита прав и свобод человека;
— реальное осуществление принципа разделения властей;
— регулярное проведение выборов на конкурентной основе;
— гласность, отсутствие цензуры в СМИ;
— политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;
— подотчетность органов власти избирателям;
— демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Вставьте верные термины в предложение:
«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».
Правильный вариант ответа:
«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».
2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением
Форма государственного устройства
состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением
Форма политического режима
административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением
Форма государственного устройства
административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
Форма политического режима
совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением
Источник