- Основа системно-деятельностного подхода в образовании — формирование умения учиться. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
- Понятие «универсальные учебные действия»
- Функции универсальных учебных действий
- Виды УУД
Основа системно-деятельностного подхода в образовании — формирование умения учиться.
статья на тему
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_umeniya_uchitsya.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Основа системно-деятельностного подхода в образовании — формирование умения учиться
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[2, 38]
В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход – организация условий для активного действия детей. Он предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям на основе толерантности, диалога межнациональных отношений;
— учет индивидуальных возрастных, психических особенностей учащихся;
— разнообразие образовательных траекторий;
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться.
Наиболее разработанной в психологическом плане является в настоящее время теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Так, Д.Б. Эльконин показал, что единицей учебной деятельности является «учебная задача», решение которой преобразует не только предмет, на который воздействует субъект деятельности (учащийся), а самого учащегося, формируя его знания, умения, навыки, взгляды, мировоззрение. В.В. Давыдов определил, что учебная деятельность — это усвоение теоретических (научных) знаний, а формирование учебной деятельности — это формирование умения учиться самостоятельно и творчески. Задача учителя, таким образом, не давать готовые знания, а научить учащихся самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Учиться правильно — это учиться мыслить.
Умение учиться – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности, резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения означает, что ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.
Умение учиться производится в практике учебной деятельности учащихся, умело управляемой учителем. Умелость эта определяется тем, какие задачи ставит он перед учениками, как помогает им находить рациональные средства их выполнения, какое место остается для доступной учащимся активности и самостоятельности, как согласуются методы управления работой детей учителем и родителями.
Учитель строит свою работу по формированию у учащихся умений учиться в системе. Эта работа основывается на следующих взаимосвязанных компонентах: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение, оценка хода и результатов процесса обучения и его корректировка.
Взаимосвязанность этих компонентов обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться.
Изменение одного из компонентов системы влечет за собой изменение других. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства (содержание, методы, организационные формы, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся, технические средства обучения).
Действие процесса обучения выражается в цепи переходов системы из одного состояния в другое до тех пор, пока не наступит такое, которое удовлетворит заданным целям. Например, учитель проводит серию тренировочных упражнений по овладению вычислительным навыком до тех пор, пока не убедится, что сформировано умение определенного уровня развития. Организуемая при этом деятельность учащихся выглядит как последовательность учебных действий, управление которыми осуществляется с учетом взаимосвязи уровней развития умений и мотивов.
Если умения переходят на более высокий уровень развития, необходимо изменение системы работы учителя. Здесь важно, чтобы педагогические средства были бы соответствующими уровням развития у школьников у школьников умений учиться во взаимосвязи с мотивами учебных действий.
Совершенствование умений репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности является сложным процессом. Развитие умений за период обучения в школе осуществляется от низших к более высоким уровням. С другой стороны, этот же процесс представляет собой постепенное изменение соотношения между репродуктивными и продуктивными умениями, которое зависит от возраста учащихся и особенностей обучения. По мере развития продуктивных умений повышается их роль в обучении, но при этом совершенствуются и репродуктивные умения. Это соответствует диалектической взаимосвязи между воспроизводящими и творческими компонентами мышления учащихся.[1, 18]
Умение учиться включает все виды действий: логические, психологические, специфические. Эти действия сначала входят в процесс учения как предмет, который учащиеся должны усвоить. После их усвоения, когда они входят в состав познавательной деятельности учащихся, такие действия можно использовать как средства усвоения новых действий и включить их в состав понятия « умение учиться ». Причем одно действие может выполнять несколько функций: сначала быть предметом усвоения, а затем — его средством. Каждый раз, когда ученик усваивает новое действие, он должен овладеть средствами ее усвоения. Итак, вся совокупность действий, необходимых для усвоения новых, и составляет умение учиться этим новым действиям. Учитель должен уметь выделять те действия, которые необходимы для усвоения данного раздела, данной темы. Каждый раз, когда ученик приступает к изучению нового материала, он должен иметь те знания и действия, на основе которых строятся новые. Если это условие не выполнено, то ученик не может понять новый материал.
Кроме того, школьник должен располагать такими действиями, которые необходимы для прохождения этапов усвоения. К ним относятся: умение включаться в работу по речевой инструкции, умение кодировать, моделировать, умение работать с текстом и многие другие.
Умение учиться включает в себя:
— рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: «Чему учиться?»;
— продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться.
Условиями для развития умения учиться должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
Взаимосвязь уровней развития умений и мотивов позволяет проанализировать особенности управления учителем познавательными действиями учащихся.
На первом уровне развития умений учитель показывает учащимся образцы способов решения учебно-познавательных задач, предъявляет требования к их применению. Под влиянием учителя и под его контролем школьники включаются в воспроизводящую деятельность, в которой формируются соответствующие этой деятельности умения.
На втором уровне развития умений управление познавательными действиями учеников проходят таким образом, что вместе с инструктажем и показом образцов деятельности учитель в работе использует небольшую степень самостоятельности учащихся, вызванной ситуативным интересом.
На третьем уровне развития умений отмечается устойчивый интерес учащихся к учебным действиям. Учащиеся перестраивают известные им способы деятельности для выполнения задания в новой ситуации. Управление такими действиями включает в себя подбор учителем заданий в новой ситуации.
Четвертый уровень характеризуется преобладанием потребности в творческих действиях. Здесь учащиеся самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезу, обсуждают ее, разрабатывают, а затем реализуют план поиска и делают выводы. Решение задач осуществляется разными способами. Педагогическое руководство состоит в создании необходимых условий для проявления творчества учащихся, в рекомендациях по самообразованию и самовоспитанию.
Знание взаимосвязей уровней развития умений и мотивов учебных действий позволяет определить особенности управления учителем различными познавательными действиями, что необходимо для реализации целостного подхода к системе работы учителя по формированию у учащихся умений учиться.
Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (УУД) как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
- Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро.
Формирование развивающей среды первоклассников как основы системно-деятельностного подхода
Главной отличительной особенностью ФГОС НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий г.
Выступление на педагогических чтениях «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС»
Выступление на педагогических чтениях «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС».
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения».
Формирование проектировочных умений на основе системно — деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно — деятельностного подхода в урочной деятельности.
Формирование проектировочных умений на основе системно — деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно — деятельностного подхода в урочной деятельности.
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея.
Источник
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Источник