Совокупность способов действия обучающегося обеспечивающих его способность

универсальные учебные действия
статья на тему

совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Скачать:

Вложение Размер
uud.docx 16.99 КБ
uud.2docx.docx 20.57 КБ
universalnoe_uchebnoe_deystvie_kak_psihologo.docx 23.04 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

  • Личностные УУД.
  • Метапредметные УУД.
  • Познавательные УУД.
  • Коммуникативные УУД.
  • Регулятивные УУД.

— действие смыслообразования (интерес, мотивация);

— действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

— формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

— формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

— эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

— формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

— формирование желания выполнять учебные действия;

— использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

— В сфере личностных УУД будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника;

— личностная мотивация учебной деятельности;

— ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Общеучебные универсальные действия

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия

— имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

— составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

— В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

— использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

— овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

— формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

— формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

— формирование умения работать в парах и малых группах;

— формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

— В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

— учитывать позицию собеседника (партнера);

— организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

— адекватно передавать информацию;

— отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

— участие в проектах;

— подведение итогов урока;

— зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

— мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

— самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

— «найди отличия» (можно задать их количество);

— работа с разного вида таблицами;

— составление и распознавание диаграмм;

— работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

— поиск информации в предложенных источниках;

— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

— составь задание партнеру;

— отзыв на работу товарища;

— групповая работа по составлению кроссворда;

— «отгадай, о ком говорим»;

— диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

— «подготовь рассказ. », «опиши устно. », «объясни. » и т. д.

Предварительный просмотр:

3. Определение понятия «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности , включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы , 2) учебную цель , 3) учебную задачу , 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

— построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;

— определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

— выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

— определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;

— разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.

Перспективной задачей должна стать разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного и начального образования. Учебно-методический комплекс должен обеспечить организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий.

4. Номенклатура универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ) ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный . Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .

1.Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

— знаково-символические — моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

— умение структурировать знания;

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятия, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей,

— построение логической цепи рассуждений,

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002) .

Источник

Читайте также:  Обучение детей способам словообразования
Оцените статью
Разные способы