Совокупность психических качеств способов поведения субъекта которая отличает его от других это

Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон). Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.

Подходы к типологии индивидуальности.

Подходы к выделению

Строение тела и характер.

Типология Э. Кречмера

Типология У. Шелдона

Выделение общих психологических типов по К.Г. Юнгу

Подходы к типологии индивидуальности.

Подходы к выделению

Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого (Петухов). Индивидуальность — совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

По другим основаниям выделяются два подхода: диагностико-коррекционный ( ед изучения черта, свойство, она появляется либо из-за влияния среды, либо самого организма, работают с ней диагностикой и коррекцией), конструктивно-психологический ( свойство появляется в своем развитии, в результате решения проблемы, источник его сама личность, работа психологическая помощь, консультирование).

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Источник

Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (Э. Кречмер, У. Шелдон). Выделение общих психологических типов по К-Г. Юнгу

Индивидуальность – совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Читайте также:  Способы зачистки сварных швов после сварки

Каждый из подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

Конституциональная типология Э. Кречмера. Главным идеологом конституцио­нальной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер (1995), опубликовавший в 1921 году работу подиазванием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний — маниакально-депрессивному (циркуляр­ному) психозу и шизофрении — соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочислен­ные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma – тело). Обладает цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, голова имеет яйцеобразную форму. Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos – слабый).

2. Пикник (гpeч.pyknos – толстый, плотный). У него богатая жировая ткань, чрезмер­ная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие параметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon – борьба, схватка). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выраже­на. Лицо имеет форму вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.

4. Диспластик (греч. dys – плохо, plastas – сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропор­циях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тще­душные атлетики и худые пикники.

Э. Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. Он утверждал, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним — Отсюда у людей с тем или иным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Так, например, здоровый индивид с лептосоматическим телосложением обладает свойствами, наминающими поведение шизофреника, пикник в своем поведении обнаруживает свойства, типичные для маниакально-депрессивного психоза. Атлетика же характеризуют некоторые психи­ческие черты, напоминающие поведение больных эпилепсией.

Кречмер выделил основные конституциональные типы телосложения и определил темперамент через эти типы.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по семибалльной шкале, У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов – максимальной) У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения: 1. Эндоморфный тип. Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с из­бытком жировой ткани. 2. Мезоморфный тип. У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой. 3. Эктоморфный тип. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.

Если отдельные параметры имеют одинаковую выраженность, У. Шелдон отно­сит данного индивида к смешанному (среднему) типу.

В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста, У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

К.Г. Юнг создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе – при использовании аналогий из мифологии – сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия – интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция).

Источник

Характер, его строение и формирование. Характер и личность

Характер совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа возникающие личностные проблемы. Свойства характера возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер индивидуальный жизненный стиль.

Читайте также:  Определите стихотворный размер способ рифмовки особенности композиции онегина

Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.

Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта характера отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие «направленности личности «. 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера выраженность этого отношения. 3) цельность характера согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.

Формирование стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Кант: «характер форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в неопределенной ситуации «, «характер достоинство человека «. Кант говорит о том, что не у всех есть характер: «поведение человека без характера зависит от случая «. Нет характера, но есть форма поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем (терапия Фрейда: «излечение словом «). Уход от проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в теле телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок привычка характер судьба. А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности чувство, с которого начинается личность. Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2) физическая агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный стиль стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера уникальность собственного решения своих проблем.

Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер квазикачество. Строение функции: человек становится кемто ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом ВПФ, которые строятся на основе натуральных.

3. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.

Индивидуальность совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

Проблема выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость совокупность свойств и типов поведения. Тип их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга. 2) емкость сумма. Тип целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 3), которые объединяют, задают структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу эмпирическая. Индукция. 2) сверху стратегическая. Дедукция. Задачи выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная. Описание классов характера. Тип характера отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия индивидуальнотиповой портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности понять свой характер, получить возможности управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы.

Строение тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип » целостная структура, а не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения идеальные типы. Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой признак типа: лицо. Тип (1) Астеник (Чехов: «тонкий «): слабое развитие мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик: развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра. (3) пикник (Чехов: «толстый «). Лицо: фас пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых отложений). Соотнесение типа телосложения с психическими заболеваниями. Выделил типовые на основе 2 заболеваний: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер: «шизофрения » (впервые). Основной признак аутизм. Ориентация на себя искаженное восприятие мира. Аутистическое мышление уход от реальности. 2) циклический (маниакальнодепрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость беспричинное уныние. Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник (надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1) Кречмер и др. Отсутствие качественной грани между нормой и патологией. Количественные отличия: малая психиатрия невроз. Шизофрения и МДП центры более общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид (испытывает трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая психиатрия: индивидуальные типы характера. Ганнушкин: типы психопатии. Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции. Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы. Ориентирован на себя: «напоминает готический замок снаружи скромен и бесцветен, внутри роскошные пиры «. Редко имеет друзей, его партнер должен отвечать некоторому идеалу: «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу «. Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). 2) только Кречмер. От пограничных расстройств к нормальной индивидуальности. Предположение о существовании общих биотипов. Биотип единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике яркие революционеры.

Читайте также:  Способы получения жидкого воздуха

У. Шелдон. Выделяет индексы показатели ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.

Психопатии и акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу, эмпирически.

Проблема выделения общих психических типов. Построение сверху, дедуктивно. Назначение: дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга «Психологические типы «. Часть 1: историческая, исследует взаимодействие типов, везде находит пары. Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение направленности, общей установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил: расширение и сжатие. Художник стремится во вне экстраверт. Мыслитель стремится внутрь интроверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического соответствия. Каждый человек обладает обеими установками. Наличие двух психических сфер у человека: сознание и бессознательное. Шаг №3. Идея равновесия. Анализ психических функций: экстраверт эмоциональный человек. Интраверт рациональный человек. Попытка выделить две оси, четыре типа. Шаг №4 отражение полного цикла контакта человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) сенсорика, способность воспринимать мир объективно. Б) эмоции ориентировка на отношение к событиям. В) мышление вскрытие существенных свойств. Г) интуиция способность к прогнозированию будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно различать больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни развития личности, познание себя предполагает развитие.

№ 2. Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатия аномалия характера, которая (1) определяет весь психический облик человека, (2) относительно неизменна при жизни, (3) связана с социальной дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е. Личко: изучение детей. Акцентуация крайний вариант нормы, связанный с резким, излишним подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной устойчивости к другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид).

Ганнушкин: психопатии. Личко: акцентуации.

Группа циклоидов (I II как ее полюса).

I Конституциональновозбужденная группа. Гипертинный тип.

Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.

II Конституциональнодепрессивная группа. Сенситивный тип.

Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.

III Группа лабильных.

Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивнолабильный тип: эмоциональность. Реактивнолабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

IV Группа неврастеников. Астеноневротический тип.

Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

V Группа психастеников. Психастенический тип.

Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства (Л. Н. Т.: «Воскресение «, заседатель суда).

VI Группа параноидов. Не выявлены.

Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.

Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто чтонибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.

VIII Группа истероидов. Истероидный тип.

Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими.

IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип.

Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд.

X Группа конституциональноглупых. Конформный тип.

Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все.

Итог: т.к. характер образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом).

Леонгард: «Акцентуированные личности «. На материале художественной литературы выделяет типы. Акцентуации и психопатии попытки природы наметить те точки, в которых возможна социальная дезадаптация.

Источник

Оцените статью
Разные способы