Совокупность приемов операций той или иной деятельности способ организации процесса познания это

Совокупность приемов операций той или иной деятельности способ организации процесса познания это

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект – это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (уметь выявлять проблему, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента , анализа, построение гипотез, обобщение );
  5. развивают системное мышление.

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов

Источник

Термины, используемые для работы над проектной деятельностью

Терминологическое поле проектной деятельности

Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.(Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания.

Способ , в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.

Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Способ , предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Метод проектов — целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта .

Проблем а – задача, требующая разрешения, исследования. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Проблема — ( от греч. рroblema — — задача, задание) – осознание субъектом

невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной

ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990)

Задача, содержащая противоречие , не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проект -1. разработанный план сооружения; 2. Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов; замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода

теоретического продукта (проф. Е.С. Полат)

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной или объективной новизной.

Читайте также:  Как восстановить обоняние народные способы

Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата.

Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Источник

Стандартизированная диагностическая работа по проектной деятельности в 7 класс

Стандартизированная диагностическая работа по проектной деятельности обучающегося 7 класса

Фамилия, имя _______________________________ Дата ___________________

1. Укажите номер определения, подходящего к понятию.

способ самостоятельного достижения учебной цели студентом через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим проектным продуктом, и оформленная в виде отчета

целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач

в) Проблема – это…

обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

г) Проблемная ситуация – это…

задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений

д) Деятельность – это…

Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания

е) Метод проектов – это…

6. работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2. Где брать идеи для своих творческих проектов? Выберете несколько верных ответов

а) из учебника; б) списать у друга; в) в ГДЗ; г) в сети Интернет; д) спросить у учителя;

е) из дополнительной литературы.

3. Пронумеруйте последовательно этапы работы над проектом

4. Соотнесите правильно предложенные варианты деятельности с этапом работы над проектом

Реализация имеющегося плана

А. ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги

план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель

Б. Практическое выполнение плана. Ведение дневника хода деятельности. Достижение проектного продукта, написан отчет

В. оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему, установить личный мотив к деятельности

Г.определить цель и образ ожидаемого результата, определить подцели – задачи

укрепить личный мотив к деятельности

Презентация результатов работы

Д. сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. анализ допущенных ошибок оценить, какие изменения произошли в авторе проекта, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.

Д. Демонстрация понимания проблемы, цели, задач; умения планировать и осуществлять работу, найденного способа решения проблемы проекта

5. Подбери правильный ответ к поставленным вопросам из предложенных вариантов

Б.Индивидуальный график проектной работы

3. Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

В.Перечисление основных этапов работы

4. Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Г.Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

5. Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Д.Существует необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

6. Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Е.Соответствие проблеме проекта

7.Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Ж.Достичь цель проекта

6.Творческий проект можно выполнять: Выберете несколько верных ответов.

а) только индивидуально; б) только в группе; в) индивидуально; г) коллективно; д) только в группе;

е) только коллективно.

7.Какое приложение используется для разработки презентации?

А ) Microsoft PowerPoint Б )Microsoft Word В ) Microsoft Exel Г ) Microsoft Access

8.Каждый раз при добавлении в презентацию нового слайда необходимо выбрать

А) дизайн слайда Б) слайд В) тип макета слайда г) макет слайда

9. Как сделать анимацию в презентации? Укажите верный путь:

Создать презентацию – Создать слайд – Напечатать текст или вставить картинку – Выделить текст или картинку – Анимация – Настройка анимации

Создать презентацию – Выделить текст или картинку – Анимация

Выделить текст или картинку – Анимация

Она появляется автоматически

А) Сложенный и отпечатанный лист с двух сторон. Б) Сложенный и отпечатанный лист с одной стороны.

В) Газета Г) Этикетка

11. Рассортируйте номера нижеперечисленных типов проектов по типологическим группам.

МЕТОД И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12. Укажите номер определения, подходящего к понятию.

13. Установите последовательность этапов работы над творческим проектом.

а) аналитический этап; б) подготовительный; в) технологический.

Ответ: 1 -____, 2 -___, 3 -____.

14. Подумайте, как компьютер может помочь при подготовке и защите проекта?

Дай краткое описание (4-6 предложений).

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Ответ к Заданию 1.

5.Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания

1.способ самостоятельного достижения учебной цели студентом через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим проектным продуктом, и оформленная в виде отчета

в) Проблема – это…

4.задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений

г) Проблемная ситуация – это…

3.обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

д) Деятельность – это…

2.целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач

е)Метод проектов – это…

6.работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Читайте также:  Как узнать беременность домашним способом

Задание 1а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество правильно сопоставленных определений. Всего 6 определений . Меньше 3 – неудовлетворительно. 3 – удовлетворительно. 4-5 – хорошо. 6 — отлично.

Ответ к Заданию 2.

личный интерес к решению учебной проблемы

учитель направляет учеников в нужном направлении

учитель не является основным источником знаний, он может только подсказать источники информации

ученик осуществляет самостоятельный поиск решения

Задание 2а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество совпадений ключевых понятий, в том числе синонимов. Всего 18 выделенных слов. 15-18 слов — отлично, 10-14-хорошо, 5-9 — удовлетворительно, меньше 5 — неудовлетворительно.

Ответ к Заданию3.

Задание 3а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество правильно сопоставленных определений. Всего 4 определения . 1– неудовлетворительно. 2 – удовлетворительно. 3 – хорошо. 4 — отлично.

Ответ к Заданию 4 .

Задание 1а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество совпадений последовательности. Всего 6 определений . Меньше 3 – неудовлетворительно. 3 – удовлетворительно. 4-5 – хорошо. 6 — отлично. Рекомендация: проведите работу над ошибками.

Ответ к Заданию 5

1Реализация имеющегося плана

2Практическое выполнение плана. Ведение дневника хода деятельности. Достижение проектного продукта, написан отчет

4определить цель и образ ожидаемого результата, определить подцели – задачи

укрепить личный мотив к деятельности

5сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. анализ допущенных ошибок оценить, какие изменения произошли в авторе проекта, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.

1ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги

план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель

5Презентация результатов работы

6Демонстрация понимания проблемы, цели, задач; умения планировать и осуществлять работу, найденного способа решения проблемы проекта

3оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему, установить личный мотив к деятельности

Задание 6а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество правильно сопоставлений. Всего 6 определении . Меньше 3 – неудовлетворительно. 3 – удовлетворительно. 4-5 – хорошо. 6 – отлично. Рекомендация: проведите работу над ошибками.

Ответ к заданию 6.

2Индивидуальный график проектной работы

Задание 6а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ. Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество правильно сопоставленных определений. Всего 7 сопоставлений. Меньше 3 – неудовлетворительно. 3 – удовлетворительно. 4-5 – хорошо. 6 -7- отлично.

Рекомендация: проведите работу над ошибками.

Ответ к Заданию 7.

МЕТОД И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 7а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ . Самопроверка (2 минуты). Оцените свою работу. (1 мин). Рекомендуемые критерии: количество правильно расставленных типов. Всего 20 типов . Меньше 8 – неудовлетворительно. 9-13 – удовлетворительно. 14-18 – хорошо. 19-20 — отлично.

Рекомендация: проведите работу над ошибками.

Проверочный тест по темам

(Тема 4. Методы работы с источником информации, Тема 5. Правила оформления проекта.)

Тест проводится после изучения соответствующих тем. Рекомендуемое время для выполнения -45 минут. Выдается каждому студенту индивидуально.

Инструкция: Подчеркните правильные ответы и выполните задание по предложенной инструкции. Внимательно читайте вопрос.

Что такое информация?

одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.;

это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт

Наличие каких трех объектов предполагает информация?

Что такое источник информации?

объект, идентифицирующий происхождение информации

субъект, нуждающийся в информации

среда, передающая информацию

Выберите три основных типа источников информации:

Из ниже перечисленного списка выберите основные пути поиска информации

изучение библиотечного каталога.

с помощью поисковых систем в Интернете.

в справочном аппарате лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы.

коммуникативный — возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека

Распределите понятия с их определениями

1это краткая программа какого-нибудь изложения; тематически записанные коротко сформулированные мысли-заголовки.

2слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст

3(греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении

4это точная, буквальная, дословная выписка из какого-либо текста или устной речи с указанием источника.

Расставите алгоритм составления конспекта в правильной последовательности

1Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами).

2Прочитай текст целиком.

3Раздели развернутый лист тетради на две неравные части – слева будет записываться план, справа конспект.

4В каждой части выдели факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль.

5Проверь сделанную работу. Если нужно, исправь, уточни заголовки.

6Выдели в нем логически законченные части. (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца).

7Кратко перескажи главную мысль, а если это трудно, процитируй текст источника, заключая его в кавычки. Основные положения конспекта выписывай на правой стороне листа – против соответствующих заголовков (нумеруя арабскими цифрами).

В библиографических списках используемой литературы и источников информации принято (вычеркните не нужное):

размещать по алфавиту

указывать год издания

указывать дату прочтения

указать место издания и издательство, в котором вышла книга

указывать историю создания книги

указать количество страниц в ней.

если используется материал сайта, то указывается его электронный адрес и его краткое описание

Читайте также:  Рецепт засолки сала с чесноком горячим способом

если используется материал сайта, то указывается автор сайта

Распределите правильно определения

это набор инструкций, которые исследователь получает от руководителя в виде плана, где указываются задачи проводимого исследования, особые индивидуальные требования к осуществлению данного плана

это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования

сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания

та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете

это научное предположение, допущение, истинное значение ​которого неопределенно, пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования

Сопоставьте методы исследования с их определениями

метод, при котором реально существующий объект исследования переносится в создаваемую модель

разложение предмета или явления на свойства и признаки с целью их изучения.

метод, в ходе которого вывод о предмете и явлении делается на основании множества частных признаков

метод, противоположный анализу, где происходит соединение отдельных элементов (свойств, признаков и т.д.) в единое целое

метод, похожий на дедукцию. На основании множества признаков делается общий вывод о предмете и явлении

поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам

деление на группы по какому-либо определенному признаку

основан на рассуждении от общего к частному

точный метод, основанный на определении числовых значений каких-либо показателей

очень популярный метод, используемый для сравнения двух или нескольких предметов по определенному признаку

метод, основанный на объективном восприятии действительности с целью сбора информации о свойствах и отношениях предметов

популярный метод, заключающийся в испытании изучаемых явлений в контролируемых условиях.

Разбейте методы исследования на две группы:

1.Теоретические методы исследования, 2. Практические методы исследования

12.Поставьте последовательно части письменного отчета учебного проекта :

1Основная часть (теоретическая)

13.Что такое аннотация?

a. это метод, в ходе которого вывод о предмете и явлении делается на основании множества частных признаков.

b.это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования

c.это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов работы.

Что включает структура аннотации?

обращение с просьбой

пути ее решения,

15.Что должно отражаться в Выводах проекта?

раскрывается суть проблемы,

достигнута ли цель проекта

определяется объект и предмет исследования

решены ли поставленные задачи

в полном ли объеме выполнен план работы

вносились ли изменения в ход работы, по каким причинам

насколько качественно выполнен проектный продукт

предполагаемые продукт(ы) проекта.

изменилось ли ваше личное отношение к проблеме проекта

как вы оцениваете свою работу

довольны ли вы результатам исследования;

есть ли возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

описывается проблемная ситуация,

аргументируется поставленные цели и задачи проекта.

Список источников информации

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 1998.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты,

Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.

Родионов В.А. Критериальное оценивание: история развития // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 6.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор образовательной среды // Школа здоровья. 2003. № 3.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 342 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1574478

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы