Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности для решения вопросов

Главные вопросы экономики (продолжение)

Экономическая система и её функции

Ранее мы уже затрагивали вопрос о том, как люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).

В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым издавна обычаям (по традиции); путём отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка.

Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем. Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно условно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы.

Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

Типы экономических систем

Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основных типов экономики.

Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так, как раньше).

Обитатели африканских джунглей или островов южных морей, канадские эскимосы ведут хозяйственные дела на основе вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно.

Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племён Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти в ряде слаборазвитых и развивающихся стран. Например, в некоторых штатах Индии сохраняется полунатуральное хозяйство.

Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В условиях рынка предприятия соперничают за лучшие условия и результаты своей деятельности. В этом проявляется конкуренция, подробнее о которой вы узнаете в следующих параграфах.

В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок — это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Если каждый участник экономики действует в своих интересах, то как же решается проблема справедливого распределения благ? Приобретение потребителями произведённого продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги. Чем больше доход потребителя, тем большую часть продукта он сможет приобрести. Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот. Именно цены, свободно формирующиеся в процессе купли-продажи, дают ответ на вопросы: что, как и для кого производить? О том, как действует рынок, каким образом цены способствуют эффективному распределению и использованию экономических ресурсов, вы подробно узнаете на последующих уроках.

Читайте также:  Розв язати систему матричним способом

Источник

Экономические системы

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей, направленной на решение главных вопросов экономики. Различают несколько основных типов экономических систем.

Традиционная экономика – экономическая система, в основе которой лежит следование обычаям и традициям, определяющим характер использования ограниченных ресурсов. Она предполагает широкое привлечение немеханизированных форм трудовой деятельности, использование отсталых технологий, общинных способов ведения хозяйства, натурального обмена.

Рыночная экономика – предусматривает организацию хозяйственной жизни на основе многообразия форм собственности, предпринимательства и конкуренции, либеральном ценообразовании. В ней решение главных вопросов экономики происходит в результате взаимодействия продавцов и покупателей в условиях рынка.

Командная экономика – экономическая система, в которой главенствующая роль принадлежит государству, чьи органы принимают наиболее важные экономические решения. Государство выступает как организатор хозяйственной деятельности общества. Для этого типа экономической системы характерно наличие государственной собственности на средства производства, централизованного планирования производственных процессов, распределение и потребление материальных благ. На современном этапе экономики многих стран представляют смешанный тип.

Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, предполагающий нахождение земли и капитала под контролем частных собственников, при этом в процессе распределения ограниченных ресурсов принимают участие как рынки, так и государственные органы.

Источник

Основные термины , по курсу Обществознания 8 класс
материал по обществознанию (8 класс)

Терминология и определения по обществознанию для 8 класса по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_termin_za_kursu_obshchestvoznaniya_8_klass.docx 22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основные термин за курсу 8 класс

  1. Агенты социализации — факторы, помогающие становлению личности, — семья, ровесники, сверстники, друзья и приятели; к ним также относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, которые помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения.
  2. Акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций.
  3. Акция — ценная бумага, свидетельствующая о доле в акционерном капитале общества, подтверждающая право на участие в управлении обществом и получение дивидендов.
  4. Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности.
  5. Альтернативная стоимость — цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
  6. Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента.
  7. Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
  8. Безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и стабильного заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
  9. Биологическое и социальное в человеке — две стороны человеческой сущности. Первая — природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе — свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе.
  10. Блага — всё, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.
  11. Валюта — денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны.
  12. Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
  13. Внешнеторговая политика — государственная политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.
  14. Глобализация — стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.
  15. Глобальные проблемы — проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран.
  16. Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.
  17. Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
  18. Гражданственность — моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству.
  19. Гуманизм — человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать.
  20. Дефицит государственного бюджета — превышение государственных расходов страны над государственными доходами.
  21. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) — сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
  22. Жизненные ценности и ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом, государством.
  23. Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.
  24. Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель рода человеческого.
  25. Индивидуальное частное (единоличное) предприятие — предприятие, принадлежащее гражданину на правах частной собственности.
  26. Инфляция — процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары и услуги.
  27. Командная экономика — экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества.
  28. Конкурентоспособность товара — способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.
  29. Конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке.
  30. Кредит — предоставление денег или товаров в долг на определённый срок, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.
  31. Личность — человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством.
  32. Малое предприятие — предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции.
  33. Международная торговля — совокупность торговых связей и внешнеторговых отношений между торгующими друг с другом государствами.
  34. Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми эти страны обмениваются.
  35. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда наёмного работника.
  36. Мировое хозяйство — взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.
  37. Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности.
  38. Мораль — особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
  39. Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода.
  40. Наркомания — болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности.
  41. Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.
  42. Непрерывное образование — процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости.
  43. Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.
  44. Образование — процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.
  45. Общественные блага — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
  46. Общественные отношения — относительно устойчивые связи между индивидами, большими и малыми группами, этносами и другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности.
  47. Общество — совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.
  48. Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.
  49. Ответственность — способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.
  50. Отклоняющееся поведение — поведение, которое не согласуется с социальными нормами.
  51. Отрасль экономики — совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги.
  52. Патриотизм — моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов.
  53. Подоходный налог — обязательный платёж, взимаемый государством с доходов физических и юридических лиц.
  54. Потребности — нужда в чём-либо необходимом для поддержания
  55. жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
  56. Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям и хозяйственным организациям.
  57. Предложение — желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
  58. Предпринимательство — самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.
  59. Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.
  60. Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
  61. Производительность труда — количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.
  62. Производство — процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.
  63. Равновесная цена — цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.
  64. Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями.
  65. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
  66. Рынок — 1) место купли-продажи товаров и услуг; 2) совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
  67. Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.
  68. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
  69. Свобода — возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.
  70. Свобода совести — право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
  71. Смешанная экономика — современное хозяйство, в котором активную роль в решении основных экономических вопросов играют как рынок, так и государство.
  72. Смысл жизни — философские размышления о цели, предназначении, содержании и направленности жизни, своём месте в мире.
  73. Собственность — принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам — собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности.
  74. Совесть — внутренний самоконтроль того, как мы выполняем свой моральный долг.
  75. Социализация — процесс становления личности.
  76. Социальная мобильность — изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
  77. Социальная структура — совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами.
  78. Социальные нормы — признанные правила, образцы поведения или действий индивидов, социальных групп. Социальный статус — положение человека в
  79. обществе или группе, наделяющее его определёнными правами и обязанностями.
  80. Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.
  81. Спрос — желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку.
  82. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.
  83. Страхование — экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм.
  84. Субсидия — помощь в денежной или натуральной форме, предоставляемая государством гражданам и хозяйственным организациям, местным органам власти, другим государствам.
  85. Товар — продукт труда, произведённый для продажи.
  86. Товарищество — объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела.
  87. Традиционная экономика — экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.
  88. Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.
  89. Факторы производства — основные ресурсы, используемые в процессе

Экономика — хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

Экономическая свобода — возможность для участников хозяйственной деятельности выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, способов потребления благ и распределения доходов.
Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.
Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Этническая группа — общность, члены которой имеют объединяющие их устойчивые особенности культуры (включая язык) и осознают своё отличие от других подобных общностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование покурсу «Мир истории»- 6кл. коррекционное обучение

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником И.М. Бгажниковой, Л.В.Смирновой «Мир истории»-6кл (коррекционное обучение).

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс — общество, 9 — история, 9- краеведение, 9 — обществознание.

Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс.

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада.

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест — урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест — урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под.

Урок обществознания в 5 классе «Наша Родина — Россия» (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)

Конспект урока обществознания с учётом ФГОС.

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з.

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби.

Источник

Читайте также:  Способы выражения обстоятельства условия
Оцените статью
Разные способы