Совокупность налогов налоговое законодательство способы исчисления

Налоговая система. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Действующее законодательство не содержит дефиниции термина «налоговая система», в то время как в научной и учебной литературе существует значительное количество определений понятия «налоговая система».

Налоговая система была впервые определена в Законе РФ N 2118 от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке. Данное определение подвергалось критике со стороны правоведов, экономистов и практических работников, при этом стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно «пристегнуть» платежи неналогового характера к налоговым платежам [7, с. 66-67].

В то же время некоторые авторы придерживаются именно «узкого» подхода в понимании налоговой системы. Так, Н.В. Миляков указывает, что налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Автор подчеркивает, что понятие «налоговая система» и применяемое Налоговым кодексом РФ словосочетание «система налогов и сборов» — синонимы [6, с. 83].

В литературе неоднократно отмечалась некорректность отождествления понятия «система налогов» с понятием «налоговая система». В частности, на это указывает авторский коллектив Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, определяя систему налогов как совокупность отдельных налогов, обладающую организационно-правовым и экономическим единством, а налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения [13, с. 238]. Такого же понимания налоговой системы придерживается С.Г. Пепеляев, при этом подчеркивая, что понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов — только элемент налоговой системы [8, с. 262].

Существуют, по сути, схожие определения налоговой системы как основанной на определенных принципах системы урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения [10, с. 129; 12, с. 149].

Э.Д. Соколова предлагает определение налоговой системы государства как правовой формы налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения [11, с. 31].

Имеющиеся в специальной литературе определения налоговой системы разнообразны, однако значительная их часть исходит из установления тех или иных элементов налоговой системы.

Так, К.С. Бельский определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относится налоговая платежеспособность, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения [1, с. 55].

Авторский коллектив И.А. Майбурова дает определение налоговой системы как целостного единства четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [7, с. 68].

И.И. Кучеров указывает, что в широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Составляющими этой сложной системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права [4, с. 215].

В.Г. Пансков придерживается следующего определения: налоговая система — совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства [9, с. 171].

Согласно позиции Л.Н. Лыковой, налоговая система любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов [5, с. 82].

Существуют и иные подходы к определению налоговой системы. По мнению В.В. Коровкина возможны два подхода к определению налоговой системы. Первый исходит из определения сущности и функционального назначения системы, второй базируется на определении ее содержания. Согласно первому налоговую систему можно определить как императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны. Согласно второму под налоговой системой понимается взаимосвязанная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени [3, с. 197].

Читайте также:  Как заболеть лучшие способы

М.Н. Карасев указывает, что налоговая система, опосредуя большую часть или большинство общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является формальным выражением налоговой политики государства. Автор делает вывод о возможности характеристики налоговой системы с двух позиций. С одной стороны, как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений [2, с. 164].

Налоговые системы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы подразделяют на:

либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП;

умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП;

жесткофискальные, позволяющие перераспределить посредством налогов более 40% ВВП [7, с. 70-71].

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы подразделяют на:

подоходные, делающие основной акцент на обложение доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;

умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов;

косвенные, делающие основной акцент на обложение потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов [7, с. 71-72].

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы делятся на:

централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений;

умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений;

децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений [7, с. 72].

1. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 48-55.

2. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. — 224 с.

3. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. — 576 с.

4. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфроР, 2009. — 473 с.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. М.: Дело, 2004. — 400 с.

6. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 383 с.

7. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 519 с.

8. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. — 591 с.

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 680 с.

10. Парыгин В.А., Тадеева А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 480 с.

11. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. N 1. С. 28-31.

12. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. — 368 с.

13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект». 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. — 528 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также:  Зоология способы питания растений

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Источник

Тест и задания по теме: «Налоги»

1. Совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля это

1) налоговая политика 2) налоги 3) налоговая система 4) налоговый кодекс

2. Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий -это

1) налоговая политика 2) налоги 3) налоговая система 4) налоговый кодекс

3. Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом?

1) распределительная 2) фискальная 3) социальная 4) стимулирующая

4. Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот?

1) распределительная 2) фискальная 3) социальная 4) стимулирующая

5. Фискальная функция налогов состоит в том, что

1) налоги отражают признание особых заслуг граждан
2) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта
3) налоги формируют доходы госбюджета
4) налоги позволяют контролировать деятельность фирм

6. Контрольная функция налогов состоит в том, что

1) налоги сглаживают неравенство доходов граждан
2) налоги формируют доходы госбюджета
3) налоги могут ограничить развитие экономического субъекта
4) налоги позволяют судить о доходах экономических субъектов

7. С увеличением дохода ставка налога возрастает . Это

1) прогрессивный налог, 2) косвенный налог,

3) акцизный налог, 4) пропорциональный налог.

8. Функция налогов заключается:

в стимулировании государством использования ресурсов определённым способом;

в увеличении средств, направляемых на финансирование гос. расходов;

в перераспределении доходов;

верно всё вышеперечисленное.

9. Налоги можно назвать пропорциональными, если величина средней налоговой ставки:

не изменяется с увеличением дохода;

не изменяется с уменьшением дохода;

не изменяется при любом изменении дохода;

изменяется в соответствии с изменением дохода.

10. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях:

приведёт к увеличению поступлений от этого налога;

может привести как к росту, тек и к снижению поступлений от этого налога;

приведёт к снижению дефицита гос. бюджета;

ни к чему не приведёт.

11. Какова одна из целей налоговой политики государства?

1) принуждение предпринимателей к повышению зарплаты работников
2) защита экономических интересов предприятий
3) обеспечение постоянного роста производства в стране
4) перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения

12 Видом налога, взимаемого с физических лиц, является

1) налог на имущество предприятий
2) налог на добавленную стоимость
3) налог на имущество
4) налог на прибыль

13. Система налогов на производителя обеспечивает:

высокую производительность труда;

14. Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

прямой налог 3) косвенный налог

государственная пошлина (сбор) 4) натуральный налог

15. К какому виду налогов относит c я налог на наследство?

1) к прямым 2) к косвенным 3)к акцизам 4) к налогу на добавленную стоимость (НДС)

16. Все граждане страны С., владеющие автомобилями и другими автотранспортными средствами, ежегодно уплачивают в казну государства специальный налог, пропорциональный мощности их автотранспортного средства. Автомобили и автотранспортные средства – это

1) объект налога, 2) субъект налога, 3) единица налога, 4) ставка налога.

Читайте также:  Это был самый вернейший способ решения проблемы

17. Полных налоговых отчислений от фирм ожидает в первую очередь

1) государство 2) кредиторы 3) потребители 4) держатели акций

18. Предприятие уплачивает

1) налог на имущество физических лиц
2) единый социальный налог
3) подоходный налог
4) налог на наследство

19. Объектом косвенного налогообложения является

1) доход 2) товар 3) имущество 4) земля

20. Специальный налог на товары, ввозимые из-за границы, называется

1) подоходным налогом

2) таможенной пошлиной

3) налогом на имущество

4) налогом на прибыль

21. Ук ажите верные высказывания.

1. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над расходами.

2. Налоги — единственный источник финансирования государственных программ.

3. Налоги — обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

4. Налоги в РФ взимаются в денежной форме.

5. Налоги в РФ являются основным источником государственного бюджета.

6. Рост собираемости налогов может привести к инфляции

Какое слово пропущено в схеме?

Налог на прибыль

Налог на имущество

В1.Заполните пропуски в схеме

Функции налоговой политики

В3. Установите соответствие видов налогов:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В3. Установите соответствие между понятием и его определением:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Г) Косвенные налоги.

1) Налоги на товары государственной монополии, заложенные в цену товаров.
2) Поощрение развития промышленности и торговли при соблюдении активного внешнеторгового баланса.
3) Экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
4) Передаваемое частным лицам право на торговлю товарами государственной монополии.
5) Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов и имущества.

В4. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

6) приблизительность размера для налогоплательщиков

В4 (1). Выберите из приведенного перечня российских налогов прямые налоги.

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество;

налог на наследство

В4 (2) Выберите из приведенного перечня российских налогов косвенные налоги.

единый социальный налог;

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество;

С6(2012). Проиллюстрируйте тремя примерами влияние доступности кредитов для индивидов и фирм на экономическое развитие страны

— удовлетворение потребностей получателей кредитов.

— возможности расширения производства для удовлетворения потребностей потребителей,

— создание условий для конкуренции между производителями и т.д.

С6. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах , допустим:
1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);
2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;
3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства. Значение налоговой системы может быть раскрыто на других примерах.

С7. (2012) Гражданин Z . решил заняться предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. За консультацией он обратился в налоговые органы, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере нужно уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять такую информацию. Назовите любые два права налогоплательщика.

права на льготное налогообложение, требование соблюдать налоговую тайну

С7. Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:
A) определите сумму налога для первого субъекта налога;
Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах);
B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.

Пояснение.
1) ответы на первые два вопроса задания:
А) сумма налога для первого субъекта налога составляет 4000 руб.;

Б) величина налоговой ставки для второго субъекта налога составляет 10%;
2) обоснование ответа на третий вопрос:
принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода.

Источник

Оцените статью
Разные способы