Совет время создания участники способ формирования

Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг

После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депутатов.

В конце февраля 1917 г. после всеобщей стачки рабочих в Петрограде на заводах начали избирать депутатов в Петроградский Совет. Петроградский Советрабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти, вслед за ним по всей стране создавались Советы рабочих, солдатских, крестьянских и различных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы, которая скоро стала упорядочиваться.

Советы создавали свои исполнительные органы – уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов, хотя практически это объединение произошло после Октября.

Все советские органы были выборными. Первые Советы рабочих депутатов избирались на собраниях трудовых коллективов, солдатские комитеты – по воинским подразделениям и частям, крестьянские Советы – на сельских сходах. В этих выборах не участвовала буржуазия, трудящиеся же обладали всеобщим избирательным правом.

Советы сразу стали органами власти, возникла ситуация двоевластия, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фактическая.

Весной 1917 г. постепенно начиналась большевизация Советов. Этот процесс усилился в августе-сентябре, когда Советы Москвы и Петрограда перешли в руки большевиков. Большевики стали инициаторами созыва II Всероссийского съезда Советов.

II съезд Советов открылся 25 октября 1917 г. Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Предусматривалось также создание органов отраслевого управления – народных комиссариатов (комиссий). Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов.

13 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов, что положило конец существованию двух систем Советов.

14 – 16 марта 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, центральным вопросом повестки дня которого был Брестский мир. Главным решением V Всероссийского съезда Советов, открывшегося 4 июля 1918 г., было принятие первой советской Конституции, закрепившей окончательно власть советов.

Источник

Создание Советов и их деятельность в период между революциями 1917 г.

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. 27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов. 1 марта из­дают «Приказ № 1»: он упразднил дисцип­линарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии воен­ного командования существовала иерархия военных коми­тетов. Совет рабочих не имел четко определенных функций, но обладал реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат.

В июне 1917 г. около 390 местных советов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный коми­тет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньше­вики.

Летом 1917г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредитель­ное собрание или через советы, свободно избранные населе­нием.

Созыв Учредительного собрания задержал двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Со­вещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания (отсроч­ки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой).

Читайте также:  Манипуляция способы ее предотвращения

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть. В первые дни революции стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На Всероссийском совещании Советов в марте — апреле 1917 г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией. В экономической сфере в ходе революции Советы установили рабочий контроль на предприятиях, ввели восьмичасовой рабочий день, регулировали земельные отношения. В июне 1917г. прошел I Всероссийский съезд Советов. Эсеро-меньшевистское большинство в целом выразило поддержку правительству. Большевики же требовали передачи всей власти Советам.

После февральской революции 1917 г. в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах.

В стране функционировали два правительства. Областное, губернские городские, уездные и волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, городские думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов.

В приоритетном положении оказалась система, возглавляемая Временным правительством, потому что у него были опытные кадры, связи, знания, поддержка зарубежных стран и отечественного капитала и т. д.

Отношения между Временным правительством и Петроградским Советом колебались от сотрудничества до соперничества. После неудачной попытки Советов установить единовластие они объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства.

67. Государственный механизм и период между революциями 1917 г.

1сент.1917 г. в результате Февральской буржуазной революции Россия была объявлена республикой. Высший орган государственного управления — Временное правительство (ВП). Оно осуществляло исполнительно-распорядительные функции 3 палат до созыва Учредительного собрания. Эти функции никем не определялись, фактически оно выполняло также функции высшего органа государственной власти.

Возглавил Временное правительство князь Львов. Высшим органом власти считался Сенат. Положение ВП отличалось крайней неустойчивостью. Часто менялся его состав.

Законодательство ВП было вынуждено санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции – новый орган- Главное управление по делам милиции. Ликвидировано министерство императорского двора и канцелярия царя. Государственная дума и Государственный совет бездействовали. ВП создает некоторые новые звенья государственного аппарата.

Проблема правового регулирования трудовых отношений вызвала необходимость появления министерства труда. Его основная функция: принимать рабочих с предпринимателями. Создаются министерство продовольствия и министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Учреждаются Экономический совет — для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет — для регулирования хозяйственной жизни страны. Упраздняется Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен создается министерство вероисповеданий: Департамента по делам православной церкви и Департамента иноверческих религий.

Создается специальная комиссия по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде. На образование комиссии дали свое соглашение лидеры эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии большевиков.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон. 14 сент.1917 г. создано Демократическое совещание, которое высказалось за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган Временный Совет Республики или предпарламент -для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства. В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии большевиков счел ошибочным участие в предпарламенте. На первом же заседании большевистская фракция покинула этот орган.

Читайте также:  Квашенные лисички холодным способом

Изменения в местном управлении. ВП упразднило должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них — губернские, городские и уездные комиссары ВП. Упразднялись волостные сходы и правления, волостные суды. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы.

Судебная система. Упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система осталась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г. Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. В Петрограде учреждались временные суды, действовавшие в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Однако министр юстиции в порядке надзора мог отменить любой приговор временного суда. Просуществовали временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам буржуазии. Последовала отмена наказаний розгами, одевания наручников и кандалов, применения смирительной рубашки.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решения аграрного вопроса, ВП создало в стране разветвленную систему земельных комитетов.

Для улучшения продовольственного дела в стране ВП создало широкую сеть продовольственных органов на местах. Была введена хлебная монополия. Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Продовольственный кризис все больше обострился и неминуемо назревал голод.

Источник

СОВЕТЫ (СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ) В РОССИИ

СОВЕТЫ (СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ) В РОССИИ – выборные политические организации, внепарламентская форма революционной демократии. Возникли весной 1905 в ходе революции 1905–1907 как реакция трудящихся на стремление царя и правительства оттянуть создание представительного органа власти парламентского типа.

Первые формы российского народовластия советского типа появились в марте – апреле 1905 на Надеждинском и Алапаевском уральских горных заводах в форме стачкомов, собраний уполномоченных. Они действовали в масштабе горнозаводских поселков и просуществовали недолго. Поэтому родиной первого совета считается город Иваново-Вознесенк Владимирской губ., где в ходе забастовки 30-тысяч рабочих-текстильщиков 15 мая 1905 был создан первый общегородской Совет рабочих депутатов. Наступательная по характеру забастовка началась с выдвижения рабочими экономических (введение 8 часового рабочего дня, установление минимума зарплаты, улучшение условий труда) и политических (созыв парламента, введение демократических свобод, права на празднование Первого Мая) требований. Власти и предприниматели, заявившие, что намерены вести переговоры лишь с уполномоченными от рабочих, а не с неорганизованной толпой, по сути, сами инициировали создание первого Совета рабочих депутатов.

Бывший по идейной окраске большевистским органом, Совет объединил молодых (средний возраст – 23 года) рабочих, создавших стачечную, финансовую, продовольственную комиссии, организовал рабочую милицию, распорядился закрыть в городе кабаки. Советом руководил президиум из 6 человек под председательством образованного рабочего-гравера, поэта А.Е.Ноздрина (1862–1938). В «вольном» рабочем университете на берегу реки Талки Советом были организованы выступления агитаторов, рассказывавших о нарастающем пролетарском движении по всей России. Добившись ряда уступок от предпринимателей (сокращения рабочего дня до 10 час., увеличения зарплаты на 10%), Совет организованно прекратил стачку через 72 дня.

По примеру ивановцев, рабочие других городов, а следом крестьяне, солдаты стали создавать свои Советы, избиравшиеся открытым или тайным голосованием на митингах и собраниях. Основной избирательной единицей Советов становились коллективы фабрики, завода, колхоза, казачьей станицы, воинской части, то есть общности людей, объединенных общим делом. Депутатами в них могли избираться и те, кто никогда не мог попасть в состав официальной администрации – женщины, представители не титульных наций, члены любых партий. Кандидатуры прилюдно обсуждались, депутатам давались «наказы», за невыполнение которых их отзывали. В рамках избранных советов могли создаваться комиссии (финансовые, продовольственные, судебно-следственные), а также народные суды. Высшими органами советов обычно становились президиумы или исполкомы, в которых основной костяк составляли социалисты – социал-демократы и эсеры, среди которых были и разделявшие большевистские взгляды, выраженные В.И.Лениным: «Советы – не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей». Действуя как такие «боевые организации», Советы организовывали вооруженные выступления и восстания против самодержавия, закупали оружие, формировали боевые дружины, устанавливали связи с солдатами воинских частей. Ряд городов революционной России благодаря Советам смог объявить себя «республиками» (Новороссийская, Красноярская, Люботинская, Рузаевская, Чиатурская и др.) и даже ненадолго ввести внутри контролируемой ими территории некоторые демократические свободы (слова, собраний, союзов) и 8-часовой рабочий день.

Читайте также:  Документирование понятие средства способы

Осенью 1905 городские Советы рабочих депутатов были созданы в Петербурге и Москве, при них начали работать свои органы печати – газеты «Известия». Устанавливавшие контроль над железными дорогами, промышленными и бытовыми предприятиями, охраняемые дружинниками, народной милицией, Советы того времени воплощали народную мечту о государстве без чиновников и опирались и на финансовую поддержку народа (денежные средства в их фонд поступали от частных лиц и революционных организаций). Петербургской совет осуществлял революционно-демократическую власть с 13 октября по 3 декабря 1905 (562 депутата представляли 200 тыс. рабочих со 181 предприятия и от 16 профсоюзов города); Московский – работал с 21 ноября по 15 декабря 1905 (170 депутатов представляли 80 тыс. рабочих 184 фабрик и заводов).

Всего в годы революции 1905–1907 в стране возникло 62 Совета, из которых 35 было образовано в городах. С поражением революции 1905–1907 Советы прекратили свое существование до 1917, когда они стали возникать вновь в ходе Февральской буржуазной революции, предопределив появление двоевластия в России. Число Советов весной 1917 достигло 600, появились первые объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, первый Съезд которых состоялся 3–24 июня 1917.

Октябрьская революция 1917 была осуществлена под лозунгом «Вся власть Советам!», положив начало новому государству – республике Советов, в которой Советы рабочих и солдатских депутатов объединились в 1918 с Советами крестьянских депутатов. И в РСФР, и в СССР выборными органами государственной власти считались Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Однако по мере укрепления нового советского режима повседневная практика входила в противоречие с идеями, заложенными создателями Советов 1905 (участие всех в управлении и обучение управлению всех и каждого, возможность отзыва депутатов, совмещение законодательных и исполнительных функций во имя отказа от «говорильни»). Утверждение партийной диктатуры, стремительное обособление лидеров партии от «партийной массы» и беспартийных, сделало функции Советов формальными. Руководство Советами переходило в руки их президиумов, исполкомов, активно контролируемых партийными функционерами. При этом в наименовании Советов идеологи партии стремились подчеркнуть развитие «народоправства»: с 1936 по 1977 они именовались Советами депутатов трудящихся, с 1977 – Советами народных депутатов.

В 1988 высшим органом государственной власти в СССР вновь был объявлен Съезд народных депутатов (не собиравшийся с конца 1930-х годов и просуществовавший в эпоху «перестройки» всего три года, 1988–1991, семь съездов).

Первый шаг к разрушению власти Советов в России был сделан в марте 1990, когда был введен пост президента, вторым шагом стал распад СССР в декабре 1991, локализовавший советскую систему до территории РФ. Политический кризис 3–4 октября 1993, выразившийся в вооруженном противостоянии сторонников сохранения советской идеи и президента завершился штурмом пропрезидентски настроенными частями армии здания Верховного совета РФ (парламента, «Белого дома») и арестом оппозиционеров.

Эти события завершили историю советской власти в России (1905–1993).

Источник

Оцените статью
Разные способы