Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития
статья по русскому языку на тему
Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_sposobov_prakticheskoy.doc | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
«Учитель — это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Этого можно добиться, используя мультимедийные презентации на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
В презентациях учитывается изученный материал, способность данного класса и особенности программы, к тому же используются рисунки, схемы, таблицы, заставки .
(СЛАЙД 2 — 6)
Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые (например, «Орфографический морской словарь». – М., 1974), словари-справочники для работников печати, школьные.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется работе со словарями. Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще». Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы — исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора и письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т. е. входят в детское употребление.
Игры: “Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока .
- Глухой – ф, звонкий -…
- Предпоследняя буква в слове “ветер”.
- Стоит за буквой Р.
- Суффикс в слове “речной”.
- Первая буква алфавита.
« Четвёртое лишнее”. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
- Корова, медведь, лиса, заяц.
- Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
- Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность
- Делимое, множитель , делитель, частное.
5.Произведение, сумма, разность, слагаемое ,частное
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы . Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
Источник
Совершенствование опыта практической деятельности через интерактивные формы методической работы
Совершенствование опыта практической деятельности педагогов через интерактивные формы методической работы в условиях внедрения ФГОС ДО
Недбальская И.В., заместитель директора по УВР МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. Одним из ключевых ресурсов становится компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач. А это, в свою очередь, требует от педагогических работников больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения образовательной деятельности, преобразования предметно-пространственной среды. В соответствии с этим разработка системы научно — методического сопровождения эффективной подготовки для введения ФГОС ДО на данном этапе является острой необходимостью для оказания помощи и выработки алгоритма профессионального взаимодействия педагогов, в грамотной организации образовательного пространства в новых условиях.
Поэтому в системе научно-методического сопровождения нашего Учреждения выделили следующие направления:
1. Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС ДО.
Мы провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО, требований к качеству услуг дошкольного образования, мониторинг готовности, чтобы определить уровень готовности Учреждения и педагогов.
Первым результатом по определению необходимых изменений и дополнений в деятельности учреждения стала нормативная база:
-сформирован банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО;
-подготовлены локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие введение ФГОС ДО.
Второй результат — разработана образовательная программа Учреждения в соответствии с ФГОС ДО; рабочие программы педагогов.
Разработан план-график повышения квалификации педкадров на 2015 – 2016 гг.
Определены ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями стандарта.
2. Вторым направлением деятельности стало создание условий для повышения профессионального уровня педагогов по вопросам внедрения ФГОС ДО.
В этот период основная цель методической работы – оказание квалифицированной помощи воспитателям.
В организации методической работы наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу. Контингент педагогов представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательной деятельности, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Как выяснилось, сложнее всего приходится педагогам, имеющих педагогический стаж свыше 20 лет. У них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы, ранее сложившаяся методика проведения занятий доминирует. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС ДО. Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательной деятельности, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».
Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы.
Мы стремимся постоянно изучать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого и, опираясь на них, формировать такую систему методического сопровождения деятельности педагогов, в которой поддержка будет адресной, дифференцированной, следовательно, более эффективной.
В связи с этим особую актуальность в нашем детском саду приобрели интерактивные формы работы с педагогическим коллективом.
Мы построили модель методического сопровождения практической деятельности педагогов через использование интерактивных форм работы в условиях внедрения ФГОС ДО.
В соответствии с моделью деятельность нашей методической службы осуществляется по трем блокам:
Цель организационно-методического блока — поддержка формирования и развития кадрового потенциала, внедрение эффективных технологий образования воспитанников.
Для реализации данного блока разработан план методической работы с ориентацией на проблемы внедрения ФГОС ДО, включающий разные формы работы с использованием ИКТ.
Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов – факторы, которые необходимо учитывать в процессе внедрения ФГОС ДО. В нашем Учреждении реализуется план-график повышения квалификации педагогов. Педагогический коллектив ДОУ составляет 23 человека (18 воспитателей), из них: 19 человек имеют высшее образование. Квалификационную категорию имеют 20 педагогов (91%): 15 человек — высшую категорию, 1 — первую.
Пять человек – награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Руководитель имеет государственную награду Орден Почета РФ, медаль «За заслуги перед Ставропольским краем».
Курсы повышения квалификации по ФГОС ДО прошли 22 воспитателя, директор и заместитель директора по УВР.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
С помощью информационных технологий педагогам удобно:
составлять списки детей;
собирать сведения о родителях;
вести мониторинг развития детей;
создавать различные бланки документов;
оформлять родительские уголки;
делать консультации и рекомендации для родителей;
создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).
обучающие тематические презентации, видеоролики.
Слайд-шоу к массовым мероприятиям и утренникам.
Мультимедийный проектор дает возможность организации НОД с детьми, совместной деятельности с родительской общественностью и социумом.
Грамотно построенная система использования ИКТ работы с педагогическими кадрами, стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов,
Создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия приводит к повышению их профессионального уровня.
Но, наиболее сложным сегодня для педагогов дошкольных учреждений является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.
Педагоги нашего ДОУ имеют компьютерную технику (ноутбуки, моноблоки, мультмедийное оборудование, интерактивные доски, планшеты, компьютерные столы).
По результатам работы можно сделать вывод , что внедрение информационных технологий в образовательный процесс привело к тому, что использование компьютера в ДОУ стало более широким:
В настоящий момент почти все педагоги ДОУ в своей работе используют не только приложения MS Office, но и Интернет ресурсы.
В ДОУ создана единая сеть WiFi .
Цель информационно-методического блока — обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО, организация обмена опытом профессиональной деятельности.
Для реализации данного направления проводятся ежемесячные педагогические вторники, на котором педагоги обсуждают публикации по ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях, вместе ищем ответы на возникающие вопросы, например, чем отличается планирование проектной деятельности от традиционного тематического планирования. Также изучаем опыт работы других регионов; размещаем публикации педагогов из опыта работы на сайте Учреждения , педагоги принимают участие в научно-практических конференциях, организуем выставки методической продукции в методическом кабинете: буклеты, памятки для педагогов и родителей, методические рекомендации, глоссарий основных понятий ФГОС ДО. Систематизируем, постоянно обновляем и пополняем информационные ресурсы образовательного процесса. Идет работа по созданию медиатеки.
Цель мониторингового блока — получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий контроль состояния и результативности образовательной деятельности.
Для реализации мониторингового блока организуются анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов. Ведем мониторинг соответствия развивающей среды требованиям ФГОС.
Таким образом, данная модель методического сопровождения практической деятельности педагогов через использование интерактивных форм работы в условиях внедрения ФГОС ДО позволила повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать не только условия для введения ФГОС ДО, но и достичь новых образовательных результатов .
Диагностика-мониторинг педагогов показал, что на данный период нет педагогов, которые не владеют знаниями основных положений ФГОС, значительно сократилось число педагогов, испытывающих проблемы мотивационного характера, уменьшился процент педагогов, слабо владеющих ИКТ ( с 25% до 5%). А также повысился уровень использования педагогами инновационных технологий (87% используют данные технологии в образовательной деятельности).
В заключении приведу высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов — о начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Так вот, чтобы стандарт не превратился в тормоз, мы стараемся, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится.
Источник