Совершенная конкуренция способы максимизации прибыли

Раздел 2. Теория производства

Тема 2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции

Практическая работа 2

Целью данного практикума является закрепление основных положений рыночного механизма в условиях совершенной конкуренции.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, определение оптимума производителя в условиях совершенной конкуренции;
  • во-вторых, закрепление формул подсчета общей и предельной выручки, общего и предельного продукта;
  • в-третьих, усвоение условий максимизации прибыли и минимизации убытков.

Оглавление

Задачи на максимизацию прибыли и минимизацию убытков в условиях совершенной конкуренции

Задача 1

Постановка задачи: Используя данные таблицы, определите оптимальный объем производства фирмы – совершенного конкурента, если цена реализации данного товара 30 у. е.:

Q

TC

Технология решения задачи: В условиях совершенной конкуренции условием максимизации прибыли является МС = Р, поэтому необходимо определить МС. Продолжим таблицу.

Q

TC

МС

Р

МС = Р при объеме 10 ед. – это оптимальный объем производства.

Ответ: 10 ед. продукции.

Задача 2

Постановка задачи: Определите, какой объем лучше выпускать предприятию, продающему товар по цене, равной 15 у. е., и имеющему следующие затраты на производство и реализацию продукции (см. таблицу). Определите максимальную прибыль.

Q

TC

Технология решения задачи: Для решения задачи надо определить предельные затраты и сравнить их с ценой (см. таблицу, расположенную ниже). При объеме производства равном 1 ед., а также при объеме, равном 7 ед. продукции, выполняется условие совершенной конкуренции МС = Р. Но прежде чем сделать вывод об оптимальном объеме производства, надо подсчитать прибыль, а до этого общую выручку.

Q

TC

МС

Р

TR

TPr

Из таблицы видно, что при данной цене товара нет оптимального объема, т. к. производство убыточно, но убытки минимальны, когда МС = Р, поэтому предприятию следует выпускать именно этот объем производства, чтобы минимизировать убытки.

Задача 3

Постановка задачи: Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции 100 т, цена товара 2 тыс. у. е., общие издержки (100 т) составляют 130 тыс. у. е. Определите общую прибыль фирмы.

Технология решения задачи: определяем общую выручку TR = 100 * 2 = 200 тыс. у. е. и сравниваем ее с общими затратами: 200 – 130 = 70 тыс. у. е.

Ответ: 70 тыс. у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Функция общих затрат фирмы имеет вид . Фирма реализует продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 170 $. Определите, какую прибыль получит фирма?

Технология решения задачи: Найдем предельные издержки: . В условиях совершенной конкуренции МС = Р, 10 + 4 Q = 170, отсюда Q = 40 ед.

Затем необходимо подсчитать общую выручку: TR (40) = 40 * 170 = 6800 $ и общие затраты:

TC = 10 * 40 + 2 * 1600 = 3600 $.

Теперь можно определить общую прибыль: TPr = 6800 – 3600 = 3200 $.

Задача 5

Постановка задачи: Фирма, совершенный конкурент, имеет две точки реализации. Спрос в первой определяется функцией

Читайте также:  Способы зарождения биосферы абиогенез

q1 = 80 – P, q2 = 100 – 2P. Определите, какой объем продукции надо произвести, если на рынке установилась цена 42 у. е.

Технология решения задачи: Надо определить спрос на первой и второй точке продаж при цене 42 у. е.: q1 = 80 – 42 = 38, q2 = 100 – 2 * 42 = 16. Общий объем спроса: 38 + 16 = 54 ед. Этот объем и надо произвести.

Ответ: 54 ед. продукции.

Задача 6

Постановка задачи: Общие издержки фирмы, совершенного конкурента, определяются формулой ТС = 10 Q 2 + 24 Q + 88. Оптимальным для фирмы является производство 16 ед. продукции. Определите, какая цена установилась на рынке.

Технология решения задачи: Оптимальный объем производства фирмы-конкурента определяется, исходя из условия

МС=Р, поэтому необходимо найти МС 16-й ед. продукции. , MC (16) = 20 * 16 + 24 = 344 у. е.

Задача 7

Постановка задачи: В краткосрочный период конкурентная фирма производит 100 ед. товара Х при средних постоянных затратах 5 $ и продает их по цене 30 $ за штуку. Как изменится прибыль предприятия, если средние переменные затраты снизились с 20 до 10 $, а цена не изменилась.

Технология решения задачи: Сначала определяется первоначальная прибыль. Для этого рассчитываются общая выручка: TR = 30 * 100 = 3000 $ и общие затраты: ТС = (5 + 20) * 100 = 2500 $. Отсюда общая прибыль равна 3000 – 2500 = 500 $. Затем подсчитываются новые общие издержки: TC = (5 + 10) * 100 = 1500 $. Следовательно, общая прибыль будет равна 3000 – 1500 = 1500 $. Прибыль выросла в 3 раза.

Ответ: увеличится с 500 до 1500 $, т. е. в 3 раза.

Задача 8

Постановка задачи: Фирма планирует выпустить учебник. АС составляют 4 долл. + 4000 долл./Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 6 долл. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

Технология решения задачи: В точке безубыточности АС = Р, т. е. 4 + 4000/Q = 6. 4000/Q = 2, Q = 2000 ед.

Задача 9

Постановка задачи: Используя данные таблицы, определите, ниже какого уровня должна опуститься цена, чтобы фирма – совершенный конкурент прекратила производство в коротком периоде?

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.

  • определить оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции при сопоставлении общей выручки и общих издержек;
  • определить оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции при сопоставлении предельной выручки и предельных издержек;
  • понять, как формируется оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Оглавление

2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.

В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.

В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.

В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Читайте также:  Налоги по способу исчисления бывают

Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.

В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker) . Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p * =MR=AR).

Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы

Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:

1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:

Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)

Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):

Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:

Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)

При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.

Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.

Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль

Если, к примеру, p1>p * , то фирма получает прибыль. Тогда в эту отрасль устремляются дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2. Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1. Возникает избыток предложения и pe падает. Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.

Если p2>p * , то в отрасли величина спроса возрастает до Qd2, а предложения – падает до Qs2. Возникает дефицит и цена растет.

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Выводы

  1. Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.
  2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой.
  3. Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:
    1. Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек.
    2. Сравнение предельной выручки и предельных издержек.
  4. Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек.
  5. В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Вопросы для самопроверки

  1. Какие рыночные ситуации рассматривает экономическая теория?
  2. Каковы отличительные особенности совершенной конкуренции?
  3. Как выглядит кривая спроса конкурентной фирмы и почему?
  4. Почему конкурентная фирма не может сама устанавливать цену?
  5. Почему средняя и предельная выручки конкурентной фирмы равны между собой и совпадают с ценой?
  6. Какими правилами должна руководствоваться фирма в условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли?
  7. Что должна делать конкурентная фирма для минимизации убытков?
  8. Чем определяется оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде?
  9. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма не получает экономической прибыли?
  10. Если фирма не получает экономической прибыли, имеется ли у нее бухгалтерская прибыль?

Литература

  • Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.
  • Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
  • Павлова И. П. Микроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2005. – С. 80-95.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1 / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.

Источник

Оцените статью
Разные способы