- Раздел 2. Теория производства
- Тема 2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
- Практическая работа 2
- Оглавление
- Задачи на максимизацию прибыли и минимизацию убытков в условиях совершенной конкуренции
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Раздел 2. Теория производства
- Оглавление
- 2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
- 2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
- Выводы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
Раздел 2. Теория производства
Тема 2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
Практическая работа 2
Целью данного практикума является закрепление основных положений рыночного механизма в условиях совершенной конкуренции.
Задачами практикума являются:
- во-первых, определение оптимума производителя в условиях совершенной конкуренции;
- во-вторых, закрепление формул подсчета общей и предельной выручки, общего и предельного продукта;
- в-третьих, усвоение условий максимизации прибыли и минимизации убытков.
Оглавление
Задачи на максимизацию прибыли и минимизацию убытков в условиях совершенной конкуренции
Задача 1
Постановка задачи: Используя данные таблицы, определите оптимальный объем производства фирмы – совершенного конкурента, если цена реализации данного товара 30 у. е.:
Q
TC
Технология решения задачи: В условиях совершенной конкуренции условием максимизации прибыли является МС = Р, поэтому необходимо определить МС. Продолжим таблицу.
Q
TC
МС
Р
МС = Р при объеме 10 ед. – это оптимальный объем производства.
Ответ: 10 ед. продукции.
Задача 2
Постановка задачи: Определите, какой объем лучше выпускать предприятию, продающему товар по цене, равной 15 у. е., и имеющему следующие затраты на производство и реализацию продукции (см. таблицу). Определите максимальную прибыль.
Q
TC
Технология решения задачи: Для решения задачи надо определить предельные затраты и сравнить их с ценой (см. таблицу, расположенную ниже). При объеме производства равном 1 ед., а также при объеме, равном 7 ед. продукции, выполняется условие совершенной конкуренции МС = Р. Но прежде чем сделать вывод об оптимальном объеме производства, надо подсчитать прибыль, а до этого общую выручку.
Q
TC
МС
Р
TR
TPr
Из таблицы видно, что при данной цене товара нет оптимального объема, т. к. производство убыточно, но убытки минимальны, когда МС = Р, поэтому предприятию следует выпускать именно этот объем производства, чтобы минимизировать убытки.
Задача 3
Постановка задачи: Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции 100 т, цена товара 2 тыс. у. е., общие издержки (100 т) составляют 130 тыс. у. е. Определите общую прибыль фирмы.
Технология решения задачи: определяем общую выручку TR = 100 * 2 = 200 тыс. у. е. и сравниваем ее с общими затратами: 200 – 130 = 70 тыс. у. е.
Ответ: 70 тыс. у. е.
Задача 4
Постановка задачи: Функция общих затрат фирмы имеет вид . Фирма реализует продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 170 $. Определите, какую прибыль получит фирма?
Технология решения задачи: Найдем предельные издержки: . В условиях совершенной конкуренции МС = Р, 10 + 4 Q = 170, отсюда Q = 40 ед.
Затем необходимо подсчитать общую выручку: TR (40) = 40 * 170 = 6800 $ и общие затраты:
TC = 10 * 40 + 2 * 1600 = 3600 $.
Теперь можно определить общую прибыль: TPr = 6800 – 3600 = 3200 $.
Задача 5
Постановка задачи: Фирма, совершенный конкурент, имеет две точки реализации. Спрос в первой определяется функцией
q1 = 80 – P, q2 = 100 – 2P. Определите, какой объем продукции надо произвести, если на рынке установилась цена 42 у. е.
Технология решения задачи: Надо определить спрос на первой и второй точке продаж при цене 42 у. е.: q1 = 80 – 42 = 38, q2 = 100 – 2 * 42 = 16. Общий объем спроса: 38 + 16 = 54 ед. Этот объем и надо произвести.
Ответ: 54 ед. продукции.
Задача 6
Постановка задачи: Общие издержки фирмы, совершенного конкурента, определяются формулой ТС = 10 Q 2 + 24 Q + 88. Оптимальным для фирмы является производство 16 ед. продукции. Определите, какая цена установилась на рынке.
Технология решения задачи: Оптимальный объем производства фирмы-конкурента определяется, исходя из условия
МС=Р, поэтому необходимо найти МС 16-й ед. продукции. , MC (16) = 20 * 16 + 24 = 344 у. е.
Задача 7
Постановка задачи: В краткосрочный период конкурентная фирма производит 100 ед. товара Х при средних постоянных затратах 5 $ и продает их по цене 30 $ за штуку. Как изменится прибыль предприятия, если средние переменные затраты снизились с 20 до 10 $, а цена не изменилась.
Технология решения задачи: Сначала определяется первоначальная прибыль. Для этого рассчитываются общая выручка: TR = 30 * 100 = 3000 $ и общие затраты: ТС = (5 + 20) * 100 = 2500 $. Отсюда общая прибыль равна 3000 – 2500 = 500 $. Затем подсчитываются новые общие издержки: TC = (5 + 10) * 100 = 1500 $. Следовательно, общая прибыль будет равна 3000 – 1500 = 1500 $. Прибыль выросла в 3 раза.
Ответ: увеличится с 500 до 1500 $, т. е. в 3 раза.
Задача 8
Постановка задачи: Фирма планирует выпустить учебник. АС составляют 4 долл. + 4000 долл./Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 6 долл. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?
Технология решения задачи: В точке безубыточности АС = Р, т. е. 4 + 4000/Q = 6. 4000/Q = 2, Q = 2000 ед.
Задача 9
Постановка задачи: Используя данные таблицы, определите, ниже какого уровня должна опуститься цена, чтобы фирма – совершенный конкурент прекратила производство в коротком периоде?
Источник
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- определить оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции при сопоставлении общей выручки и общих издержек;
- определить оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции при сопоставлении предельной выручки и предельных издержек;
- понять, как формируется оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker) . Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p * =MR=AR).
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
Если, к примеру, p1>p * , то фирма получает прибыль. Тогда в эту отрасль устремляются дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2. Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1. Возникает избыток предложения и pe падает. Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.
Если p2>p * , то в отрасли величина спроса возрастает до Qd2, а предложения – падает до Qs2. Возникает дефицит и цена растет.
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Выводы
- Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.
- Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой.
- Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:
- Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек.
- Сравнение предельной выручки и предельных издержек.
- Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек.
- В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Вопросы для самопроверки
- Какие рыночные ситуации рассматривает экономическая теория?
- Каковы отличительные особенности совершенной конкуренции?
- Как выглядит кривая спроса конкурентной фирмы и почему?
- Почему конкурентная фирма не может сама устанавливать цену?
- Почему средняя и предельная выручки конкурентной фирмы равны между собой и совпадают с ценой?
- Какими правилами должна руководствоваться фирма в условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли?
- Что должна делать конкурентная фирма для минимизации убытков?
- Чем определяется оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде?
- Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма не получает экономической прибыли?
- Если фирма не получает экономической прибыли, имеется ли у нее бухгалтерская прибыль?
Литература
- Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.
- Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.
- Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
- Павлова И. П. Микроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
- Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2005. – С. 80-95.
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1 / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.
Источник