Социальная устойчивость — Social sustainability
на стыке трех составляющих
Социальная устойчивость является наименее определенным и наименее понятым из различных подходов к устойчивости и устойчивому развитию . Социальной устойчивости в общественном диалоге уделялось значительно меньше внимания, чем экономической и экологической устойчивости.
Есть несколько подходов к устойчивости. Первый, который постулирует триаду экологической устойчивости, экономической устойчивости и социальной устойчивости, является наиболее широко принятой в качестве модели для решения проблемы устойчивости. Концепция «социальной устойчивости» в этом подходе охватывает такие темы, как: социальная справедливость , благосостояние , справедливость в отношении здоровья , развитие сообщества , социальный капитал , социальная поддержка , права человека , трудовые права , размещение , социальная ответственность , социальная справедливость , культурная компетентность , сообщество. устойчивость и адаптация человека.
Второй, более свежий подход предполагает, что все области устойчивости являются социальными: включая экологическую, экономическую, политическую и культурную устойчивость. Все эти области социальной устойчивости зависят от отношений между социальным и естественным, причем «экологическая область» определяется как человеческая причастность к окружающей среде. В этом смысле социальная устойчивость охватывает всю человеческую деятельность. Это актуально не только для сфокусированного пересечения экономики, окружающей среды и социального. (См. Диаграмму Венна и диаграмму Кругов устойчивости ).
Содержание
Определения
Согласно Совету социальных служб Западной Австралии (WACOSS): «Социальная устойчивость достигается, когда формальные и неформальные процессы, системы, структуры и отношения активно поддерживают способность нынешнего и будущих поколений создавать здоровые и пригодные для жизни сообщества. Социально устойчивые сообщества являются равноправные, разнообразные, взаимосвязанные и демократические и обеспечивающие хорошее качество жизни ».
Другое определение было разработано Social Life, британским социальным предприятием, специализирующимся на локальных инновациях. Они определяют социальную устойчивость как « процесс создания устойчивых, успешных мест, способствующих благополучию, путем понимания того, что людям нужно в местах, в которых они живут и работают. Социальная устойчивость сочетает в себе дизайн физического мира с дизайном социального мира — инфраструктуры для поддержки социального и культурная жизнь, социальные удобства, системы взаимодействия с гражданами и пространство для людей и мест для развития ».
Габаритные размеры
Социальная жизнь разработала структуру социальной устойчивости, которая имеет четыре аспекта: удобства и инфраструктура, социальная и культурная жизнь, голос и влияние, а также пространство для роста.
Нобелевский лауреат Амартия Сен выделяет следующие аспекты социальной устойчивости:
- Справедливость — сообщество предоставляет равные возможности и результаты для всех своих членов, особенно для самых бедных и наиболее уязвимых членов сообщества.
- Разнообразие — сообщество продвигает и поощряет разнообразие
- Взаимосвязанность / социальная сплоченность — сообщество обеспечивает процессы, системы и структуры, которые способствуют связанности внутри и за пределами сообщества на формальном, неформальном и институциональном уровне.
- Качество жизни — сообщество обеспечивает удовлетворение основных потребностей и способствует хорошему качеству жизни для всех членов на индивидуальном, групповом и общественном уровне (например, здоровье, жилье, образование, занятость, безопасность)
- Демократия и управление — сообщество обеспечивает демократические процессы и открытые и подотчетные структуры управления.
- Зрелость — человек принимает на себя ответственность за постоянный рост и совершенствование через более широкие социальные атрибуты (например, стили общения, поведенческие модели, косвенное образование и философские исследования)
Также мы можем говорить об устойчивом человеческом развитии, которое можно рассматривать как развитие, которое способствует развитию способностей нынешних людей без ущерба для возможностей будущих поколений. В парадигме человеческого развития окружающая среда и природные ресурсы должны быть средством достижения более высоких стандартов жизни, так же как доход представляет собой средство увеличения социальных расходов и, в конечном итоге, благосостояния.
При социально ответственном инвестировании (СРИ) часто рассматриваются различные аспекты социальной устойчивости . Критерии социальной устойчивости, которые обычно используются фондами и индексами SRI для оценки публично торгуемых компаний, включают: сообщество, разнообразие, отношения с сотрудниками, права человека, безопасность продукции, отчетность и структуру управления.
Недавно дизайн был определен как ключевой стратегический инструмент для достижения социальной устойчивости.
Библиотечные ресурсы о социальной устойчивости |
|
Заявление и проверка
В Руководящих принципах предпринимательской деятельности и прав человека ООН говорится, что страны обязаны «уважать, защищать и соблюдать права человека и основные свободы» и что коммерческие предприятия обязаны соблюдать все применимые законы и уважать права человека. Как производство, так и закупка товаров и услуг должны быть задокументированы для подтверждения соответствия этим международным принципам и законам.
Руководящие принципы ООН также включают систему отчетности, которая учит компании, как сообщать о своем взаимодействии с проблемами прав человека. Кроме того, такие ресурсы, как Free2Work, Глобальная инициатива по отчетности и Ресурсный центр по вопросам бизнеса и прав человека, предоставляют информацию о раскрытии информации в организациях и показателях социальной устойчивости. Сертификаты от международно признанных и аккредитованных организаций доступны для помощи в проверке социальной устойчивости продуктов и услуг. Лесной попечительский совет (бумага и лесопереработка) и Kimberly Process (алмазы) являются примерами таких организаций и инициатив.
Источник
Социальные ориентиры экономики и социальная политика
В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают безличностным и безликим «фактором» производства.
Изменившиеся реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.
Так, обобщающим, доминантным ориентиром социально–экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.
Социальная устойчивость – такое состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.
Формами проявления социальной устойчивости являются:
— отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;
— достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;
— наличие социальных гарантий;
— надежность социальной защиты;
— наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры;
— отсутствие социальных конфликтов и противостояний.
Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики, который определяется системой социальных индикаторов (лат. – указателей).
Система социальных индикаторов – совокупность указателей, используемых для фиксации колебаний и отклонений в социальном положении населения и его групп.
Мировая теория и практика выработали к настоящему времени 4 основных группы социальных индикаторов.
1–я группа системы социальных индикаторов составляют комбинированные индикаторы уровня жизни населения. Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.
Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей.
рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
санитарно–гигиенические условия жизни;
потребление продовольственных товаров;
образование и культура;
условия труда и занятость;
доходы и расходы населения;
стоимость жизни и потребительские цены;
Перечисленные показатели рассматриваются как основные. Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста. О показателях ВВП на душу населения надо сказать особо, так как существуют попытки использовать его в качестве обобщающего. Эксперты считают, что использование этого показателя, тем более для целей международного сопоставления уровней жизни, возможно только по натуральной форме – через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Трудности международных сопоставлений в основном связаны с учетом курсов национальных валют.
В отечественной литературе в качестве показателей уровня жизни выделяют 8 показателей (см. рис. 10.1.).
Показатели, определяющие уровень жизни | |
Реальные доходы населения | Продолжительность рабочего дня |
Обеспеченность работой | Возможность получения образования |
Жилищно-бытовые условия | Уровень культурного и коммунально-бытового обслуживания |
Развитие социального обеспечения и социального страхования | Уровень медицинского обслуживания |
Рис. 10.1. Показатели уровня жизни
Уровень жизни можно определить путем сопоставления фактического уровня обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, услугами, жильем и т.д. с «потребительской корзиной», которая включает набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления (минимальные – «черта бедности» или рациональный – наиболее благоприятный для человека) среднего жителя страны.
Качество жизни населения характеризуют следующие показатели:
условия и безопасность труда;
наличие и возможности использования свободного времени;
культурный и образовательный уровень населения;
физическое развитие и продолжительность жизни;
личная и имущественная безопасность и т.д.
2–я группа – индикаторы доходов. Согласно ежегоднику Всемирного банка «Социальные индикаторы развития» за 1995 год в группе стран с низкими доходами (695$ и меньше) оказались Армения, Грузия и Таджикистан, а в группе со средними доходами (695–8625$) – среди 99 государств были все остальные страны СНГ.
С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП– индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе:
— ожидаемой продолжительности жизни;
— реального душевого ВВП.
По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте, Россия – на 62, Украина – на 78 месте.
3–я группа – индикаторы социального участия. Эти показатели, полученные на основе социологических опросов, свидетельствуют о мере способности субъекта (семьи) следовать социальным нормам и традициям (например, по структуре питания, социальному поведению) и сохранять свой социальный статус.
4–ю группу составляют субъективные индикаторы. Сам субъект определяет, скажем, бедный он или богатый.
Социальная устойчивость общества обеспечивается прежде всего на основе социальной политики государства. Понятие, критерий, формы, инструменты и источники социальной ориентации государственного регулирования экономики представлены на рис.10.2. В центре этой системы находится взвешенная реалистическая социальная политика.
Социальная политика– совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
— достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
— обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
— улучшение социальной инфраструктуры.
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политикиявляются:
— принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
— принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
— принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Стратегические цели переходной социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально–трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ранжирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.
В настоящий момент неотложными являются обеспечение условий для социального и физического выживания людей. В среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; а в долговременной перспективе это приближение уровня и качества жизни к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно–технической революции.
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним прежде всего относится: прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания; своевременная выплата заработной платы и пенсий; замедление расширения зоны бедности и безработицы; приостановка разрушения социальной сферы.
В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей.
Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер. По консолидированному бюджету Республики Беларусь объем социально значимых расходов (на социальную сферу, а также различного рода субсидии и дотации, выплату компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций пострадавшему населению в результате катастрофы на ЧАЭС) возрос и составляет в 2001 году 49,3% расходов бюджета против 47,3% в 2000 году и 45,9% в 1999 году.
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики (рис.10.3.) можно выделить пять важнейших структурных частей:
политику регулирования доходов населения;
политику обеспечения занятости;
политику социальных гарантий;
политику социальной защиты;
политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции.
Источник