Социальный способ производства это

3.5. Социальный и технологический способы производства

Способ собственности и способ хозяйства относятся к со­циальной сфере организации производства. Они выра­жают организацию человека, общества и выражают со стороны человека и общества.

Но ведь есть и технологическая организация, диктуе­мая техникой и технологией, взаимоотношением техники, природы и человека. И такая организация всегда реали­зуется в какой-то качественной определенности, т. е. в способе, но уже в способе технологическом. Наряду с социальным способом производства всегда су­ществует и действует технологический способ.

Один технологический способ производства отличает­ся от другого своей технико-организационно-производи­тельной характеристикой, а коротко — парадигмой, т. е. внутренним смыслом вкупе с внешними его проявлениями

(без внешних проявлений внутренний смысл — вещь в себе, да и только!).

Парадигма — сложное, полисмысловое явление. В каждой конкретной парадигме может «сидеть» сразу не­сколько парадигм, отражающих ту или иную типическую парадигму, как и каждая конкретно-историческая пара­дигма может быть представлена рядом еще более конкрет­ных парадигм. Но так или иначе каждый технологичес­кий способ производства имеет свою парадигму.

Парадигма — явление культурное. Охарактеризовать парадигму — охарактеризовать культуру, но не всю куль­туру по частям и элементам, а суть культуры, ее дух. Однако дух деятельный. Парадигма — существенное и деятельное в культуре.

Парадигма — «идейная начинка» культурной системы, ее наиболее емкая по смыслу и наиболее простая по форме оценка, сконцентрированная и сжатая до «точки» мера, способная «обозреть» и «измерить» качественное бытие системы.

В парадигмах, относящихся к технологическим спосо­бам производства, сосредоточивается сущностная и функ­циональная характеристика производительных сил, их организации.

Существуют индустриальные производительные силы, центральное место в которых занимают машина и машин­но-фабричная технология. Индустриальные производи­тельные силы являются выражением индустриальной, т. е. машинно-фабрич’ной, парадигмы. Можно судить и иначе: индустриальная парадигма воплощена в индустриальных производительных силах. Главная отличительная черта индустриальной парадигмы — машинное орудие труда, производные — машинный труд, фабричная организация труда, подчинение труда машине, способность машины к неограниченному развитию, рост производительности, под­чинение природы и ее неограниченное потребление, воз­можность полного удовлетворения потребительского спро­са, глобализация (планетизация) производства.

Индустриальная парадигма практически выражается в ряде индустриальных парадигм, что связано с этапами (уровнями) развития, конкретно-историческими особен-

ностями внедрения индустриальной парадигмы. Так, индустриальная парадигма может быть реализована как парадигма: а) простых машин и технологий, б) слож­ных машинно-технологических систем, в) суперсложных машин и технологических систем.

История развития человечества — это не только исто­рия развития социальных, но и технологических способов производства.

Технологический и социальный способы производства не существуют раздельно, а сочетаются вместе в рамках человеческой культуры, того или иного пространственно-временного ее воплощения. Взаимодействие технологичес­кого и социального способов производства очевидно, го­раздо менее очевидны характер и способ этого взаимо­действия.

То, что технологический и социальный способы произ­водства должны качественно соответствовать друг другу, как и то, что они качественно влияют друг на друга, не вы­зывает сомнения. Труднее ответить на вопрос о степени, тесноте, жесткости соответствия обоих способов произ­водства, равно как и о степени и характере зависимости одного от другого.

Вряд ли можно отрицать, что индустриальный техно­логический способ может реализоваться в рамках индуст­риального же социального способа производства.

Между технологической и социальной организациями нет жесткой качественной связи. Крепостничество жиз­неспособно и в индустриальных системах, а демократия возможна в архаических обществах. Технология не на­столько требовательна, чтобы осуществляться в одной и только одной социальной оболочке, ей могут соответство­вать — и соответствовать весьма эффективно — разные отношения собственности и хозяйства.

Логика развития технологии и логика развития соци­ума — разные. Разумеется, развитие технологии влияет на социум, а социум — на развитие технологии, но влияют они друг на друга не тем, что качественные изменения одного непосредственно требуют соответствующего ка­чественного изменения другого, а тем, что изменение одно­го дает возможность изменения другого, но изменения уже и по его — этого другого — логике. Технологическое качество и социальное качество — разные по природе ка­чества. Они должны соответствовать друг другу, ибо реа­лизуются совместно в рамках общего целого — культу­ры, но соответствовать они должны не непосредственно, а через ту же культуру, т. е. как части общего целого.

Характер собственности на производительные силы связан, конечно, с характером производительных сил, но не настолько, чтобы одно непосредственно предопредели­ло другое. Техническая парадигма не так уж прямо соот­ветствует социальной, а тем более одной и только одной со­циальной парадигме. Ручной труд, например, применялся и применяется во всех известных истории социальных спосо­бах производства, хотя, разумеется, у ручного труда раз­ное соответствие всем этим социальным способам.

Социальный способ производства задается культурой, обществом, человеком, а не технологией, хотя последняя и не остается к нему безучастной. Социум не только реагирует на технику, но и направляет ее развитие, контро­лирует и определяет. И если уж ставить вопрос о приорите­те во взаимоотношениях техники и социума, то предпочте­ние надо отдать’социуму. Именно социум ответствен за технику, и ответствен тем, что он ответствен. за сам со­циум.

Читайте также:  Способы проецирования эпюр монжа

Составляют ли технологический и социальный способы производства единство? Да, составляют: один без другого не существует. Но можно ли считать, что они составляют единство как качественно однозначные составные части способа производства вообще? Нет, нельзя. Единство технологического и социального способов производства более сложное, чем единство одного качества. Это качест­венное единство качеств, т. е. единство качественно раз­ных систем. В таком единстве находится место и неедин-

ству. Способ производства вообще является единством технологического и социального способов производства, но таким единством, при котором возможно сочетание одного технологического способа с разными социальными и соот­ветственно одного социального способа с разными техно­логическими. Решающая роль в определении способа производства всегда за социальным способом, а в пределах последнего — за собственностью.

Источник

Содержание

Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений. Иначе говоря, способ производства — это исторически определённое диалектическое единство производительных сил и производственных отношений — двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причём это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым.

Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой.

Поскольку две стороны способа производства находятся в диалектическом единстве, то каждая из этих сторон предполагает другую и не может существовать без другой стороны. Более того, каждая из сторон в себе самой уже содержит свою противоположность и является в известном смысле своей противоположностью:

  1. Производительные силы на определённой ступени развития обладают специфическим для данной ступени общественным характером, при этом такие производительные силы общественного труда, как разделение и кооперация труда, специализация и концентрация производства и т. п., прямо выступают стороной производственных отношений — технико-производственными (или организационно-производственными) отношениями.
  2. Производственные отношения, являясь внутренней формой организации производительных сил и двигателем их развития, выступают и как специфическая социальная производительная сила, а в качестве технико-производственных отношений и прямо включаются в производительные силы общества.

Таким образом, каждая из сторон способа производства полагает свою противоположность, реализует самоё себя в своей противоположности.

В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. «Способ производства материальной жизни, — отмечал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» [1]. В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка (см. Общественно-экономическая формация). Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм) (см. Первобытнообщинный строй, Рабовладельческий строй, Феодализм, Капитализм, Коммунизм). В марксистской литературе дискутировался вопрос о правомерности выделения азиатского способа производства, однако представляется более убедительной точка зрения, что он является лишь модификацией одного из докапиталистических способов производства.

Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной способ производства, нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства (например, античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки (см. Базис и надстройка), обладающей относительной самостоятельностью.

На определённой ступени развития производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. При этом в известных пределах производственные отношения обладают способностью в рамках данного способа производства приспосабливаться к требованиям производительных сил без изменения своей качественной определённости. Однако это достигается за счёт усиления внутренних противоречий существующего способа производства, в недрах которого накапливаются материальные предпосылки нового общественного строя, развиваются общественные силы, способные провести коренные социально-экономические преобразования. В классово-антагонистических способах производства конфликт между производительными силами и производственными отношениями приводит к замене одного способа производства другим в результате социальных революций. В условиях коммунистического способа производства утверждается планомерная организация производства на основе господства общественной собственности, что открывает возможности для безграничного совершенствования производительных сил и повышения эффективности общественного производства. Возникающие противоречия при социализме между ростом производительных сил и производственными отношениями не антагонистичны и разрешаются путём совершенствования производственных отношений, в результате сознательного управления общественными процессами.

Источник

Общественный способ производства

Общественное производство в самом общем виде независимо от той или иной хозяйственной системы представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Процесс производства жизненных благ отражает и, более того, является результатом двух видов взаимодействий и взаимосвязей:

Читайте также:  Все способы избавиться от кругов под глазами

1.Человек и природа;

2.Отношения между людьми в процессе их хозяйственной деятельности.

Материальное производство явл. основой существования и развития человеческого общества.

Человек — венец природы — мера всех вещей.

Общественное производство включает: материальное производство и нематериальное производство.

В материальном производстве: пр-во продуктов и пр-во услуг. Нематериальное пр-во: пр-во нематериальных услуг, создание нематериальных благ.

Сфера услуг и непроизводственная сфера не тождественны.

Инфраструктура — совокупность отраслей, видов хозяйств, в результате функционирования которых создаются общие условия производства и жизнедеятельности людей.

Существует производственная инфраструктура и социальная И. ПИ — транспорт, связь, энергоснабжение и т.д. СИ — образование, медобслуживание и т.д.

ОСП — единство ПС и ПО в их взаимосвязи и взаимодействии.

1.Производственные силы (люди и средства производства).

Технический способ производства характеризуется как способ соединения работников со средствами производства (ручной способ производства, машинное производство, автоматизированное, комплексное, механизированное производство).

Источник

Социалистический способ производства — Socialist mode of production

Социалистический способ производства , также упоминается как коммунистический способом производства , то нижняя ступень коммунизма или просто социализм , как Карл Маркс и Фридрих Энгельс использовал термины коммунизм и социализм взаимозаменяемо, есть особая историческая фаза экономического развития и соответствующая совокупность общественных отношений, которые возникают из капитализма в схеме исторического материализма в рамках марксистской теории . Марксистское определение социализма является то , что экономическим переходом. В этом переходном периоде единственным критерием производства является потребительная стоимость (т. Е. Прямое удовлетворение человеческих потребностей или экономических требований), поэтому закон стоимости больше не управляет экономической деятельностью. Марксистское производство координируется посредством сознательного экономического планирования . Раздача продукции построена по принципу « каждому по его вкладу ». Социальные отношения социализма характеризуются тем, что пролетариат эффективно контролирует средства производства либо через кооперативные предприятия, либо через государственную собственность или частные кустарные инструменты и самоуправление . Прибавочная стоимость переходит к рабочему классу и, следовательно, к обществу в целом.

Марксистская концепция социализма стоит в отличии от других ранних концепций социализма, прежде всего ранних форм рыночного социализма на основе классической экономики , такие как симбиоз и рикардианский социализм . В отличие от марксистской концепции, эти концепции социализма сохранили товарный обмен ( рынки ) на труд и средства производства, стремясь усовершенствовать рыночный процесс. Марксистская идея социализма также была категорически против утопического социализма . Хотя Маркс и Энгельс очень мало писали о социализме и не удосужились предоставить какие-либо подробности о том, как он может быть организован, многие социологи и экономисты-неоклассики использовали теорию Маркса в качестве основы для разработки своих собственных моделей социалистических экономических систем . Марксистский взгляд на социализм служил точкой отсчета во время дебатов о социалистических расчетах . Согласно «Оксфордскому справочнику Карла Маркса» , «Маркс использовал множество терминов для обозначения посткапиталистического общества — позитивный гуманизм, социализм, коммунизм, царство свободной индивидуальности, свободное объединение производителей и т. Д. Он использовал эти термины как взаимозаменяемые. представление о том, что «социализм» и «коммунизм» являются отдельными историческими этапами, чуждо его творчеству и вошло в лексикон марксизма только после его смерти ».

Сам Маркс не использовал термин « социализм» для обозначения этого развития. Вместо этого Маркс назвал это коммунистическим обществом, которое еще не достигло своей высшей ступени. Термин социализм был популяризировал во время русской революции по В. И. Ленину . Эта точка зрения согласуется с ранними концепциями социализма, в которых закон стоимости больше не управляет экономической деятельностью, и помогает им. Денежные отношения в форме меновой стоимости , прибыли , процентов и наемного труда неприменимы к марксистскому социализму.

СОДЕРЖАНИЕ

Способ производства

Карл Маркс описал социалистическое общество как таковое:

Здесь мы имеем дело с коммунистическим обществом, не в том виде, в каком оно возникло на собственных основах, а, напротив, в том виде, в каком оно возникло из капиталистического общества; которое, таким образом, во всех отношениях, экономически, морально и интеллектуально, все еще запечатлено родинками старого общества, из чьего лона оно выходит. Соответственно, индивидуальный производитель получает обратно от общества — после того, как были сделаны вычеты — именно то, что он ему дает. Он вложил в нее свой индивидуальный труд. Например, социальный рабочий день состоит из суммы индивидуальных часов работы; Индивидуальное рабочее время отдельного производителя — это внесенная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает справку от общества о том, что он предоставил такое-то количество труда (после вычета его труда в общие фонды); и с этим свидетельством он извлекает из общественного запаса средств потребления столько же затрат на рабочую силу. То же количество труда, которое он отдал обществу в одной форме, он получает обратно в другой.

Социализм — это пост- товарная экономическая система, и производство осуществляется для непосредственного производства потребительной стоимости, а не для получения прибыли . При социализме накопление капитала оказывается недостаточным, поскольку производство осуществляется планомерно независимо от накопления капитала. Однако существовали и другие концепции экономического планирования, включая децентрализованное и совместное планирование . Одной из главных рукописей Маркса является посмертный труд под названием Grundrisse , опубликованный в 1953 году. В этой работе исследуются мысли Маркса относительно производства, потребления, распределения и социального воздействия капитализма . Коммунизм считается живой моделью для людей после капитализма. Акцент делается на справедливом распределении благ, равенстве и оптимальной среде, в которой люди могут жить, чтобы развивать свои лучшие способности (искусство, политика и философия, среди прочего) для достижения счастья и удовлетворения внутренних потребностей. Цель Маркса заключалась в разработке социальной системы , которая устраняет различия в классах между пролетариатом и буржуазией . При этом исчезают напряжение и разногласия, заставляющие рабочих работать в плохих условиях за низкую заработную плату. Согласно Марксу, капитализм — это система, которая гарантированно рухнет, потому что крупные компании будут покупать небольшие компании , что приведет к монополии . В таком сценарии очень небольшое количество людей контролирует большую часть денег и власти . Бедность для масс восторжествует. Значительный капитал для покупки продуктов в капиталистической производственной системе будет недоступен. Маркс постулировал, что если рабочим платят достаточно, чтобы они все еще могли покупать продукты на капиталистическом рынке, они станут важными участниками в обеспечении господства капитализма во всем мире .

Рыночные силы заставляют капиталистов производить потребительные стоимости в погоне за меновой стоимостью. Социалистическое производство предполагает рациональное планирование потребительной стоимости и согласование инвестиционных решений для достижения экономических целей. При таком подходе циклические колебания, которые происходят в капиталистической рыночной экономике , не существуют в социалистической экономике. Ценность блага в социализме — это его физическая полезность, а не воплощенный труд, издержки производства и меновая стоимость, как в капиталистической системе. Социализм использует системы, основанные на стимулах, поэтому неравенство все еще будет существовать, но оно будет уменьшаться, поскольку рабочие являются рабочими-собственниками. Таким образом, неравенство также уменьшается, а капитал и власть распределяются более широко. Метод компенсации и вознаграждения в социалистическом обществе будет основан на подлинной меритократии по принципу « От каждого по способностям, каждому по его вкладу ».

Продвинутая стадия социализма, называемая коммунизмом верхней стадии в Критике Готской программы , основана на социалистическом способе производства. Однако он принципиально отличается от социализма низшей ступени. В то время как социализм предполагает общественную собственность ( пролетарского полугосударственного аппарата) или кооперативную собственность ( кооперативное предприятие рабочих ), коммунизм будет основан на общей собственности на средства производства . Классовые различия , основанные на собственность на капитал перестает существовать, наряду с необходимостью для государства. Переизбыток из товаров и услуг стало возможным благодаря автоматизации производства , которые позволяют для товаров , которые будут распределены в зависимости от потребностей , а не заслуга.

Социальные отношения

Основной целью социализма с точки зрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса было осуществление человеческой свободы и индивидуальной автономии . В частности, это относится к свободе от отчуждения, навязываемого индивидам в форме принудительных социальных отношений, а также материальной нехватки , когда индивид вынужден заниматься деятельностью только для того, чтобы выжить, чтобы воспроизвести себя. Целью социализма является создание среды, в которой люди могут свободно выражать свои подлинные интересы, творческую свободу и желания, не ограничиваясь формами социального контроля, вынуждающими людей работать на класс собственников, которые экспроприируют и живут за счет прибавочного продукта .

Социализм как совокупность социальных отношений определяется степенью планирования экономической деятельности в обществе ассоциированными производителями, так что прибавочный продукт, производимый обобществленными активами, контролируется большинством населения посредством демократических процессов. Продажа рабочей силы будет отменена, чтобы каждый человек участвовал в управлении своим учреждением в качестве заинтересованных сторон или членов, при этом никто не имел принудительной власти над кем-либо еще в вертикальном общественном разделении труда, которое следует отличать от несоциального, технического разделения. труда, который все еще существовал бы при социализме. Структура стимулов меняется в социалистическом обществе с учетом изменения социальной среды, так что индивидуальный труд рабочего становится все более автономным и творческим, создавая чувство ответственности перед его или ее учреждением как заинтересованной стороной.

Роль государства

В марксистской теории государство — это «институт организованного насилия, который используется правящим классом страны для поддержания условий своего правления. Таким образом, государство существует только в обществе, разделенном на враждебные социальные классы. «. Государство рассматривается как механизм, в котором доминируют интересы правящего класса. Он подчиняет себе другие классы, чтобы защитить и узаконить существующую экономическую систему .

После пролетарской революции государство изначально должно было стать орудием пролетариата . Завоевание государства пролетариатом является предпосылкой создания социалистической системы. По мере построения социализма меняются роль и масштабы государства. Классовые различия, основанные на собственности на средства производства, постепенно ухудшаются. Концентрация средств производства все больше попадает в руки государства. Когда все средства производства переходят в собственность государства, основная функция государства меняется. Политическое правление посредством принуждения людей ослабевает из-за создания и применения законов, научного управления и управления производственными процессами. В результате государство становится субъектом экономической координации, а не механизмом классового или политического контроля, и перестает быть государством в марксистском смысле.

Источник

Читайте также:  Три способа по английски
Оцените статью
Разные способы
Часть серии о
марксизм