Социальный конфликт способы разрешения план

Социальный конфликт способы разрешения план

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие социальный конфликт.

2. Основные причины возникновения конфликтов:

а) неблагоприятные условия работы;

б) неудовлетворённость оплатой труда;

в) психологическая несовместимость людей;

г) различие существенных интересов и принципов;

д) перераспределение влияния в группе или между группами;

е) идеологические разногласия (политические и религиозные);

ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,

3. Виды социальных конфликтов:

г) конфликт принадлежности;

д) конфликт с внешней средой.

4. Стадии развития межгруппового конфликта:

5. Способы разрешения конфликтов:

а) поиск компромисса, переговоры;

б) подавление одной стороны другую;

в) медиация, арбитраж и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Источник

Тема 3.1 Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций

Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опросник множественного выбора.

Психологическая дезадаптация проявляется:

  • в нарушении восприятия пространства и времени;
  • нарушениях памяти, внимания, мышления;
  • в проявлении необычных психических состояний;
  • выраженными вегетативными реакциями.

Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

Психические состояния

Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

  • чувства;
  • настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);
  • внимание (сосредоточенность, рассеянность);
  • воля (решительность, растерянность, собранность);
  • мышление (сомнения);
  • воображение (мечты) и т. д.

Дезадаптивные психические состояния

Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

Закон Йеркса-Додсона

Профилактика неблагоприятных психических состояний

Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

Виды конфликта

Социальный конфликт

Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Конфликт влияет на:

  • психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;
  • взаимоотношения оппонентов;
  • качество индивидуальной деятельности;
  • социально-психологический климат группы;
  • качество совместной деятельности.

Последствия конфликта

Деструктивные последствия конфликта:

  • затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;
  • усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;
  • противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;
  • проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;
  • уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;
  • снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

Конструктивные последствия конфликта:

  • в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;
  • в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;
  • в эмоциональной разрядке;
  • в психологическом обновлении отношений;
  • в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Структура конфликта

  • Объективный уровень
  • Субъективный уровень
  • Объективный уровень
  • предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;
  • основные участники конфликта;
  • второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;
  • факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;
  • факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

Субъективный уровень

  • образ конфликтной ситуации каждой из сторон;
  • потребности сторон;
  • опасения сторон;
  • позиции сторон;
  • актуальное психическое состояния участников конфликта;
  • динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

Карта конфликта

Потребности стороны А Опасения стороны А
Индивидуально-психологические особенности стороны А

Актуальное психическое состояние стороны А

Позиция стороны А

Второстепенные участники А

Второстепенные участники Б

Позиция стороны Б

Актуальное психическое состояние стороны Б

Индивидуально-психологические особенности стороны Б

Потребности стороны Б Опасения стороны Б

Причины конфликта

  • Объективные причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Объективные причины

Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

Атмосфера соревнования и конкуренции.

Личностные причины

Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт
Соперничество Уступка урегулирование
Соперничество Компромисс урегулирование
Соперничество Сотрудничество урегулирование
Соперничество Уход затухание
Компромисс Уступка урегулирование
Компромисс Компромисс урегулирование
Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Компромисс Сотрудничество урегулирование
Компромисс Уход затухание
Уход Уступка затухание
Уход Сотрудничество затухание
Уход Уход затухание
Уступка Уступка урегулирование
Уступка Сотрудничество урегулирование
Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Стратегии поведения

  • Соперничество
  • Компромисс
  • Уход
  • Уступка
  • Сотрудничество

Динамика конфликта

  • Этапы развития конфликта:
  • Развитие доконфликтной ситуации
  • Развитие собственно конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной ситуации

  • возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
  • ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
  • попытки разрешить неконфликтными способами;
  • начало предконфликтной ситуации.

Развитие собственно конфликта

  • инцидент;
  • переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт;
  • завершение конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации
  • частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • полная нормализация взаимодействия.

Основные этапы и фазы конфликтов

Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА». Социальный конфликт.

Социальный конфликт.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

Социальный конфликт.

1.Сущность понятия «социальный конфликт».

  1. Структура социального конфликта:
  • субъекты конфликта,
  • предмет конфликта,
  • условия протекания,
  • стратегия и тактика сторон,
  • масштаб конфликта,
  • последствия и результаты.
  1. Основные причины возникновения конфликтов:
  • социальная неоднородность общества;
  • различия в уровнях доходов, власти, образования;
  • социально-психологические особенности человека;
  • религиозные различия и др.
  1. Виды конфликтов по участникам:
  • внутриличностный,
  • межличностный,
  • межгрупповой или социальный.
  1. Виды конфликтов по предмету спора:
  • экономический,
  • политический,
  • профессиональный,
  • этнический,
  • культурный.
  1. Виды конфликтов по результатам:
  • конструктивный,
  • деконструктивный.

7.Особенности наиболее острых социальных конфликтов:

  • политический конфликт,
  • национальный конфликт.

8.Пути разрешения конфликтов:

  • применение силы,
  • компромисс,
  • посредничество,
  • арбитраж.
  1. Негативные и позитивные последствия социальных конфликтов.

10.Напрвления политики государства по предотвращению социальных конфликтов и по их конструктивному разрешению.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Читайте также:  По способу организации структуры эвм
Оцените статью
Разные способы