- Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
- Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
- Виды социальных конфликтов
- Понятие социального конфликта
- Типология конфликтов
- Причины социальных конфликтов
- Виды социальных конфликтов
- Разрешение социальных конфликтов
- Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
- Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными — нет, неверно, могут быть и положительные — уничтожение старого, отжившего.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства — нет, неверно, с появлением человеческого общества.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность — да, верно, долговременные и кратковременные.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам — нет, неверно, могут быть и другие причины, например, национальные.
5) Социальный конфликт — это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов — да, верно.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются — да, верно.
Источник
Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными — нет, неверно, могут быть и положительные — уничтожение старого, отжившего.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства — нет, неверно, с появлением человеческого общества.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность — да, верно, долговременные и кратковременные.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам — нет, неверно, могут быть и другие причины, например, национальные.
5) Социальный конфликт — это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов — да, верно.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются — да, верно.
Источник
Виды социальных конфликтов
О чем эта статья:
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие социального конфликта
Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!
По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.
В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.
Функции социальных конфликтов:
- информирование о социальной напряженности;
- стимуляция решения проблемы, социальных изменений;
- снятие социальной напряженности;
- создание стрессовых ситуаций;
- дезорганизация социальной жизни;
- разрушение социальной системы.
Возможные стадии конфликта:
Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.
Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.
Типология конфликтов
Структура любого конфликта:
Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
Объект конфликта: ценности и интересы.
Фундамент: этнические, экономические, политические.
Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
Последствия: конструктивные и деструктивные.
Субъекты конфликтной ситуации:
свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом
Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.
Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.
Причины социальных конфликтов
Самые распространенные причины конфликтов:
Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
- внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
- межличностные (например, между друзьями);
- межгрупповые (например, конкуренция фирм).
По направленности конфликта:
- горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
- вертикальные (работник против начальства);
- смешанные (и те, и другие).
По функции социального конфликта:
- деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
- конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
По длительности протекания:
По средствам разрешения:
- мирные или ненасильственные;
- вооруженные или насильственные.
По содержанию проблемы:
- экономические;
- политические;
- производственные;
- бытовые;
- духовно-нравственные и т. д.
По характеру развития:
- спонтанные (непреднамеренные);
- преднамеренные (заранее спланированные).
По объему:
- глобальные (II мировая война);
- локальные (Чеченская война);
- региональные (Израиль и Палестина);
- групповые (менеджеры против бухгалтеров);
- личные (бытовые, семейные).
Разрешение социальных конфликтов
Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.
Способы решения социальных конфликтов:
- компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
- переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
- посредничество — использование третьей стороны;
- арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
- применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:
- определить причину конфликта;
- определить цели и интересы конфликтующих сторон;
- стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
- определить пути преодоления конфликта.
Три пути выхода из конфликта:
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.
Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.
Источник
Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4) Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей — нет, неверно, зависят от воли субъективные обстоятельства.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь — нет, неверно.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон — да, верно.
4) Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом — да, верно.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям — да, верно.
Источник
Социальный конфликт это способ взаимодействия индивидов общностей социальных институтов
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов;
− одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: столкновение индивидов или социальных групп по поводу ценностей, власти и т. п.;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) Одно предложение с информацией о причине(-ах) социальных конфликтов, опирающейся на знания курса, например: Основная причина социальных конфликтов — противоречие экономических, политических, духовных интересов различных общественных сил, а также социальное неравенство;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса отличие повода социального конфликта от его причины, например: Поводом социального конфликта может стать любое событие, послужившее последней каплей, переполнившей чашу терпения, в то время как причины представляют собой глубокие социальные противоречия.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие повода социального конфликта от его причины.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются приоценивании
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальный конфликт.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
3. Виды социальных конфликтов:
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта:
5. Способы разрешения конфликтов:
а) поиск компромисса, переговоры;
б) подавление одной стороны другую;
в) медиация, арбитраж и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн.
2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.
5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.
1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн — нет, неверно, возможны и иные формы.
2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество — да, верно.
3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон — да, верно.
4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами — нет, неверно.
5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства — нет, неверно.
Как конфликты могут оказывать положительные воздействия? Разве второе правильно?
Конфликты вскрывают проблемы, уничтожают старые и отжившие формы, например. самодержавие, приводят к новшествам.
У меня вопрос по поводу утверждения под номером пять. В сборнике Рутковской вариант 25, пятое утверждение выделяется как правильное. И как быть?
Укажите, в чём, согласно автору, заключается действие механизма этики ненасилия? С опорой на текст приведите три авторских объяснения действия данного механизма. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный конфликт».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал традиционным. Сильная воля, сильная власть, сильная рука — сила всегда имеет в нашем сознании позитивную окраску: сильный — значит достойный уважения. Иное дело насилие. Насиловать, принуждать, неволить — «действие обидное, незаконное, своевольное» (В. Даль), т. е. действие, понуждающее поступать кого-то вопреки своей воле, желанию, потребности. Но ведь насилие — это только применение силы. А сила обнаруживает себя исключительно в процессе приложения. Провести границу между «ненасильственным» применением силы и собственно насилием не представляется возможным.
Существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства — это общеизвестный факт. Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон. Этика ненасилия — это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического).
Еще раз мы сталкиваемся с парадоксом или с кажущейся несообразностью: прощать должен пострадавший, причём прощать охотно и добровольно, и не в ответ на покаяние, а до всякого покаяния. Механизм «обижен — прости» должен срабатывать почти автоматически.
К жизни оказалось вызванным тихое, но стойкое сопротивление — несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, и искупает его своей неотдачей зла. Он ставит заслон злу, своим добром, своей любовью закрывая мир от разрушительного влияния ненависти. Тот, кто следует этой тактике, стремится открыть причину противоречия, противостояния, противоборства и воздействовать на неё, снять её остроту, а сам конфликт разрешить с наименьшими потерями для конфликтующих сторон. Этика ненасилия — это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.
(по П. Д. Кузнецовой)
Найдите в приведённом тексте два авторских определения сущности этики ненасилия. Приведите их.
1) Этика — это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического).
2) Этика ненасилия — это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.
Автор пишет, что существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства — это общеизвестный факт. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера, подтверждающие мысль автора.
В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:
1) В период Античности существовала практика захват пленных и превращение их в рабов;
2) Дискриминация целых категорий населения в государствах с тоталитарным политическим режимом, например евреев в Третьем Рейхе;
3) В XV-XVII веках в Московском государстве происходит процесс насильственного закрепощения крестьян, приобретение помещиками власти над ними.
Автор пишет: «Провести границу между «ненасильственным» применением силы и собственно насилием не представляется возможным». Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) согласие или несогласие с авторским утверждением.
2) аргументы в подтверждение своей позиции:
— Вслучае согласия может быть указано, что:
а) данная граница может быть проведена, если применение ограничивается защитой от насилия:
б) применение силы означает отказ от равноправного диалога который приносит больше вреда и страданий людям, чем применение силы;
в) применение силы с трудом поддаётся контролю и рискует перейти в насилие, так как часто люди получают удовольствие от подчинения других людей.
— В случае несогласия может быть указано, что:
а) сила может быть применена для защиты от посягательств;
б) для организации коллективной деятельности людей может быть необходима сила во избежание хаоса;
в) сила требуется для победы в спортивных состязаниях, но спортсмены не совершают в ходе соревнования актов насилия друг против друга.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный конфликт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный конфликт — это форма взаимоотношений в обществе, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия (отдельных людей, социальных групп и т.д.)
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) Механизм, лежащий в основе этики ненасилия:
2) Авторские объяснения действия этого механизма:
а) человек как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, и искупает его своей неотдачей зла;
б) ставит заслон злу, своим добром, своей любовью закрывая мир от разрушительного влияния ненависти;
в) стремится открыть причину противоречия и воздействовать на неё, снять её остроту, а конфликт разрешить с наименьшими потерями для конфликтующих сторон.
3) Дано объяснение понятию:
— социальный конфликт — это форма взаимоотношений в обществе, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия (отдельных людей, социальных групп и т.д.)
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие причины возникновения социальных конфликтов:
1) конфликт по поводу материальных ресурсов. (Например, наследники скончавшегося М. ведут тяжбу из-за дележа наследства);
2) бытовой конфликт. (Например, ссора дочери с родителями по поводу необходимости получения высшего образования);
3) конфликт из-за территорий (территориальный). (Например, арабо-израильское противостояние по поводу принадлежности Израилю территорий Голанских).
Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие причины возникновения социальных конфликтов
К юбилею фирмы сотрудникам выписали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в спор с начальником. Отметим, что в этом учреждении решения руководства о премировании сотрудников нередко вызывали недовольство.
Определите по сфере проявления вид этого конфликта. Назовите любые два условия, при которых конфликта можно было избежать. Опираясь на обществоведческие знания, предложите один способ разрешения конфликта, прокомментировав его.
1) вид конфликта — экономический;
2) условия, при которых можно было избежать конфликта, например:
− оформить в письменной форме порядок поощрения работников,
− выдать одинаковый размер премии к юбилею фирмы;
3) способы разрешения конфликта и комментарии, например:
− компромисс — разрешение конфликта через взаимные уступки (например: работники предложат работодателю оформить письменно порядок поощрения работников, а работодатель согласится);
− переговоры — мирная беседа сторон по решению проблемы (например: побеседовав с работодателем, работник выяснит причины данного распределения премии и будет удовлетворён объяснениями).
Могут быть названы другие условия и способы разрешения конфликта.
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указана особенность:
— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;
2) указан фактор:
3) Дано объяснение понятию:
— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, что такое «современные условия»:
— постиндустриальная стадия развития общества;
2) приведены пояснения, например:
— в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность – воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности;
— в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.
Могут быть приведены иные уместные пояснения.
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Особенности социального положения молодёжи:
— высокий уровень мобильности;
— активный поиск своего места в жизни.
Могут быть приведены другие особенности.
2) Отличительные черты неформальных молодёжных объединений:
— демонстративное неприятие общественных устоев;
— попытки уйти от общества.
Могут быть приведены другие отличительные черты.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:
— возрастное неравенство социального статуса;
— неадекватные взаимодействия с институтами социализации;
— принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).
2) Основная линия противостояния:
Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе социальных конфликтов. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие организации и учреждения осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития социальных конфликтов в Российской Федерации? (Назовите любые три организации или учреждения.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития социальных конфликтов в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт».
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный конфликт».
2. Причины социальных конфликтов:
а) противоречия интересов и ценностей;
б) соперничество за обладание ресурсами;
в) дискриминация и ущемление прав социальной группы и др.
3. Уровни протекания социальных конфликтов
а) уровень общества в целом и его сфер (например, экономические);
б) уровень социальных групп и общностей (например, межэтнические);
в) уровень межличностного взаимодействия.
4. Стадии социального конфликта:
а) скрытая: возникновение, зарождение конфликта;
б) инцидент и переход конфликта в открытую стадию:
в) действия сторон в условиях конфликта;
г) разрешение конфликта.
5. Функции социальных конфликтов:
а) конструктивные (способствуют развитию общества);
б) деструктивные (дестабилизация общества, нанесение ущерба, и
6. Классификация социальных конфликтов:
б) по длительности;
г) по последствиям.
7. Разрешение или завершение конфликта:
а) подавление одной из сторон;
в) преодоление разногласий.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 4, 5 и 7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) ответ на вопрос;
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх организаций или учреждений.)
3) три примера, иллюстрирующих реализацию различными организациями или учреждениями деятельности по предотвращению появления и развития социальных конфликтов в Российской Федерации.
Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (. ) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (. )
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.
(. ) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.
Источник