Социальный диалог как способ осуществления социального партнерства

Социальное партнерство как высшая форма общественного диалога

Социальное партнерство выступает как высшая форма диалогового взаимодействия. Оно характеризуется целым рядом специфических особенностей, для которых характерны принципы:

— необходимость выработки идентичного понимания проблемы, ее однозначного трактования;

— диалогическая партипация — участие субъектов в поиске общей цели, интересов, потребностей разного уровня;

— диалогический синергизм, т.е. сотрудничество всех субъектов диалога;

— компромисс как способ поиска и утверждения решений через согласование и синтез альтернатив;

— реализация при анализе предмета диалога диалогического подхода, что позволяет при рассмотрении альтернативных и противоположных точек зрения учитывать как объективные, так и субъективные факторы.

Социальное партнерство — это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по направлениям социально-экономического и политического развития.

Социальное партнерство — это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство — это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.

Объекты социального партнерства — реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни под углом зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом.

Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.

Предметом социального партнерства в сфере социально-профессиональной деятельности могут быть отношения по поводу:

— производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;

— создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда,

обеспечения гарантий занятости населения;

— защиты трудовых прав граждан;

— охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание. На общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости социальное партнерство включает в себя:

— определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;

— мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;

— изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;

— выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;

— исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;

— определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.

Система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составить конкретный предмет социального партнерства.

Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

— органы государственной власти;

— органы местного самоуправления.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

— коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров

Социальное партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими наиболее существенными чертами:

Читайте также:  Физические способы обработки продуктов

1. Наемные работники и работодатели, как субъекты социального партнерства, имеют не только общие, но и принципиальные различия, а нередко противоположные социально-экономические и политические интересы; каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.

2. Социальное партнерство — это взаимовыгодный процесс взаимодейст­вия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны. Посредством регулирования социально-трудовых отношений социальное партнерство направленно на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного социально-экономического и политического развития.

3. Социальное партнерство — важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством

4. Социальное партнерство есть альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления социального мира. Вместе с тем, социальное партнерство — антипод социальному соглашательству, т.е. приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой, или попранию, пренебрежению интересов какой-либо из сторон.

5. Отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их являются опора на силовые методы, «клановая солидарность».

6. В социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений корпоративистского толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Корпоративизм, основанный на цивилизованных отношениях согласования и защите интересов работников, работодателей, властных структур путем договоров и соглашений в форме «трипартизма» или «бипартизма», является органической частью демократических систем во многих сторонах со сложившейся рыночной экономикой.

Трипартистские и бипартистские системы социального партнерства имеют свои минусы. К примеру, в 70-е годы XX в. в странах Западной Европы профсоюзы и работники отдельных отстающих отраслей активно выступали против структурных изменений в производстве, экономике, бизнесе, блокируя необходимые прогрессивные изменения.

Социальное партнерство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остро конфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативные и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.

Социальное партнерство, как система взаимодействия заинтересованных субъектов, развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов.

Основные принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков:

— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;

— гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

— социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;

— конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;

— толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.

Принципы социального партнерства не есть результат составления умозрительных схем; они вырабатывались методом проб и ошибок в ходе противоречивого процесса согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Принципы партнерства характеризуют его содержание: преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; согласование социально-экономической политики и политики доходов; согласование критериев и показателей социальной справедливости; установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства; утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении производством.

Рассмотрим подробнее реализацию основных принципов партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип законности в партнерских отношениях.

Взаимное признание законности основных жизненных интересов субъектов партнерства является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности за разработку, принятие и выполнение заключенных договоров и соглашений.

Социальное партнерство развивается с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Международной Организации Труда (МОТ), Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств.

Читайте также:  Семена клена способы распространения

Международные правовые принципы социального партнерства закреплены в соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них наиболее значимыми являются принципы: «трипартизма», многоуровнего сотрудничества, свободы ассоциаций, добровольности и равноправия, обязательности исполнения условий договоров и соглашений, примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов.

Принцип «трипартизма» первоначально нашел воплощение в структуре МОТ, созданной в 1919 году из представителей правительств государств, профсоюзов и предпринимателей. Так получила развитие идея трехстороннего консенсуса, закрепленная затем в конвенции МОТ №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», принятой в 1976г.

В соответствии с данной конвенцией государство должно принять на себя роль социального партнера при подписании общенациональных соглашений по вопросам оплаты и условий труда, занятости населения, его социальной защиты, либо регулярно проводить консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам.

Принцип многоуровневого сотрудничества в соответствии с рекомендациями МОТ №113 означает осуществление сотрудничества и проведение эффективных консультаций между государственными властями, организациями предпринимателей и трудящихся.

Источник

Социальная напряженность, социальный диалог и партнерство в российском обществе.

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д.Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время не разрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.В современной России отмечается рост социальной напряженности, связанный с действиями властей страны, признаками экономической депрессии, и стремительным падением уровня жизни которые чреваты повышением количества деструктивных конфликтных ситуаций в обществе.

Обвал нефтяного рынка и конфликт с Украиной и Западом только усугубят плачевную ситуацию на экономическом рынке России. Индекс социального неблагополучия определяется на основании следующих показателей:

коэффициента младенческой смертности; уровня преступности; уровня миграционной убыли населения; уровня безработицы; объема задолженности по заработной плате; покупательной способности населения.

Социальный диалог — это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регуляции социально-трудовых отношений.

Принципы социального диалога:

репрезентативность и полномочность сторон и их представителей;

независимость и равноправие сторон;

конструктивность и взаимодействие;

добровольность и принятие реальных обязательств;

взаимное уважение и поиск компромиссных решений;

обязательность рассмотрения предложений сторон; приоритет согласовательных процедур; открытость и гласность;

обязательность соблюдения достигнутых договоренностей;

ответственность за выполнение принятых обязательств.

Социальный диалог осуществляется на национальном, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация, транснациональная корпорация) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе. Социальный диалог осуществляется между сторонами социального диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласовательных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений. С одной стороны, государственная власть признает необходимость развития и укрепления гражданского общества и расширения общественного диалога. С другой стороны, эти процессы осуществляются под жестким контролем со стороны самой власти и, вследствие этого, формализуются, обюрокрачиваются, лишаются живого творческого начала со стороны. Гражданское общество в России фактически все более оказывается встроенным в единую вертикаль государственной власти. Соответственно этому, горизонтальные, то есть партнерские, диалоговые связи, разрушаются или симулируются.

Читайте также:  Формы приемы методы способы технологии оценки достижения планируемых результатов

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях.

Принципысоциального партнерства: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.

Социальное партнерствоосуществляется в формах:

1) коллективных переговоров;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основные причины недостаточного развития системы социального партнерства в России являются:

1) нестабильность экономической и политической ситуации в стране;

2) массовое несоблюдение органами государственной власти и предпринимателями взятых на себя обязательств;

3) недостаточная степень организованности и ответственности со стороны работодателей;

4) недостаточная настойчивость и умение профсоюзов вести коллективные переговоры;

5) непонимание сущности социального партнерства большей частью работодателей;

6) отсутствие традиций цивилизованного социально-экономического взаимодействия. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду.

Билет №2
Основные понятия социологии конфликта.
Социальные конфликты в российском обществе

Основные понятия социологии конфликта.

Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Основные понятия социологии конфликта характеризуют процесс взаимного действия и воздействия друг на друга социальных групп— объединениялюдей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами;ценностей — то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме; установок — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации;интересов — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему; идей — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Общие теоретико-аналитические понятия отражают взаимодействие социальных групп и индивидов: соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, протест, борьба, согласие. Эмпирические понятия социологии конфликта фиксируют причины, состояние и степень интенсивности, т. е. социальную напряженность, конструктивность и деструктивность, а также раскрывают способы регуляции и использования конфликта: переговоры, договор, принуждение, согласие, компромисс и др. Социальные конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные среди прочего следующие:1. Социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон.
2. Выявляет ожидания и цели конфликтующих групп. 3. Уменьшает индивидуальные отклонения и аномию в группах (т. к. вступившая в конфликт группа должна быть едина). 4. Усиливает тенденцию созидания и желание обновления. К негативным влияниям конфликта можно причислить следующие:1. Социальный конфликт упрощает и схематизирует решения в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс. 2. Социальный конфликт затрудняет поддержание порядка и устойчивости

Источник

Оцените статью
Разные способы