Социальное партнерство как высшая форма общественного диалога
Социальное партнерство выступает как высшая форма диалогового взаимодействия. Оно характеризуется целым рядом специфических особенностей, для которых характерны принципы:
— необходимость выработки идентичного понимания проблемы, ее однозначного трактования;
— диалогическая партипация — участие субъектов в поиске общей цели, интересов, потребностей разного уровня;
— диалогический синергизм, т.е. сотрудничество всех субъектов диалога;
— компромисс как способ поиска и утверждения решений через согласование и синтез альтернатив;
— реализация при анализе предмета диалога диалогического подхода, что позволяет при рассмотрении альтернативных и противоположных точек зрения учитывать как объективные, так и субъективные факторы.
Социальное партнерство — это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство — это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство — это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства — реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни под углом зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом.
Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
Предметом социального партнерства в сфере социально-профессиональной деятельности могут быть отношения по поводу:
— производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
— создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда,
обеспечения гарантий занятости населения;
— защиты трудовых прав граждан;
— охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание. На общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости социальное партнерство включает в себя:
— определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;
— мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;
— изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;
— выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;
— исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;
— определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.
Система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составить конкретный предмет социального партнерства.
Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов.
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:
— органы государственной власти;
— органы местного самоуправления.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
— коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— участия работников, их представителей в управлении организацией;
— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров
Социальное партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими наиболее существенными чертами:
1. Наемные работники и работодатели, как субъекты социального партнерства, имеют не только общие, но и принципиальные различия, а нередко противоположные социально-экономические и политические интересы; каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.
2. Социальное партнерство — это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны. Посредством регулирования социально-трудовых отношений социальное партнерство направленно на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного социально-экономического и политического развития.
3. Социальное партнерство — важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством
4. Социальное партнерство есть альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления социального мира. Вместе с тем, социальное партнерство — антипод социальному соглашательству, т.е. приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой, или попранию, пренебрежению интересов какой-либо из сторон.
5. Отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их являются опора на силовые методы, «клановая солидарность».
6. В социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений корпоративистского толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Корпоративизм, основанный на цивилизованных отношениях согласования и защите интересов работников, работодателей, властных структур путем договоров и соглашений в форме «трипартизма» или «бипартизма», является органической частью демократических систем во многих сторонах со сложившейся рыночной экономикой.
Трипартистские и бипартистские системы социального партнерства имеют свои минусы. К примеру, в 70-е годы XX в. в странах Западной Европы профсоюзы и работники отдельных отстающих отраслей активно выступали против структурных изменений в производстве, экономике, бизнесе, блокируя необходимые прогрессивные изменения.
Социальное партнерство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остро конфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативные и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.
Социальное партнерство, как система взаимодействия заинтересованных субъектов, развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов.
Основные принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков:
— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
— гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
— социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
— конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
— толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
Принципы социального партнерства не есть результат составления умозрительных схем; они вырабатывались методом проб и ошибок в ходе противоречивого процесса согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Принципы партнерства характеризуют его содержание: преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; согласование социально-экономической политики и политики доходов; согласование критериев и показателей социальной справедливости; установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства; утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении производством.
Рассмотрим подробнее реализацию основных принципов партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип законности в партнерских отношениях.
Взаимное признание законности основных жизненных интересов субъектов партнерства является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности за разработку, принятие и выполнение заключенных договоров и соглашений.
Социальное партнерство развивается с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Международной Организации Труда (МОТ), Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств.
Международные правовые принципы социального партнерства закреплены в соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них наиболее значимыми являются принципы: «трипартизма», многоуровнего сотрудничества, свободы ассоциаций, добровольности и равноправия, обязательности исполнения условий договоров и соглашений, примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов.
Принцип «трипартизма» первоначально нашел воплощение в структуре МОТ, созданной в 1919 году из представителей правительств государств, профсоюзов и предпринимателей. Так получила развитие идея трехстороннего консенсуса, закрепленная затем в конвенции МОТ №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», принятой в 1976г.
В соответствии с данной конвенцией государство должно принять на себя роль социального партнера при подписании общенациональных соглашений по вопросам оплаты и условий труда, занятости населения, его социальной защиты, либо регулярно проводить консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам.
Принцип многоуровневого сотрудничества в соответствии с рекомендациями МОТ №113 означает осуществление сотрудничества и проведение эффективных консультаций между государственными властями, организациями предпринимателей и трудящихся.
Источник
Социальная напряженность, социальный диалог и партнерство в российском обществе.
Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д.Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время не разрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.В современной России отмечается рост социальной напряженности, связанный с действиями властей страны, признаками экономической депрессии, и стремительным падением уровня жизни которые чреваты повышением количества деструктивных конфликтных ситуаций в обществе.
Обвал нефтяного рынка и конфликт с Украиной и Западом только усугубят плачевную ситуацию на экономическом рынке России. Индекс социального неблагополучия определяется на основании следующих показателей:
коэффициента младенческой смертности; уровня преступности; уровня миграционной убыли населения; уровня безработицы; объема задолженности по заработной плате; покупательной способности населения.
Социальный диалог — это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регуляции социально-трудовых отношений.
Принципы социального диалога:
репрезентативность и полномочность сторон и их представителей;
независимость и равноправие сторон;
конструктивность и взаимодействие;
добровольность и принятие реальных обязательств;
взаимное уважение и поиск компромиссных решений;
обязательность рассмотрения предложений сторон; приоритет согласовательных процедур; открытость и гласность;
обязательность соблюдения достигнутых договоренностей;
ответственность за выполнение принятых обязательств.
Социальный диалог осуществляется на национальном, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация, транснациональная корпорация) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе. Социальный диалог осуществляется между сторонами социального диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласовательных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений. С одной стороны, государственная власть признает необходимость развития и укрепления гражданского общества и расширения общественного диалога. С другой стороны, эти процессы осуществляются под жестким контролем со стороны самой власти и, вследствие этого, формализуются, обюрокрачиваются, лишаются живого творческого начала со стороны. Гражданское общество в России фактически все более оказывается встроенным в единую вертикаль государственной власти. Соответственно этому, горизонтальные, то есть партнерские, диалоговые связи, разрушаются или симулируются.
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях.
Принципысоциального партнерства: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.
Социальное партнерствоосуществляется в формах:
1) коллективных переговоров;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Основные причины недостаточного развития системы социального партнерства в России являются:
1) нестабильность экономической и политической ситуации в стране;
2) массовое несоблюдение органами государственной власти и предпринимателями взятых на себя обязательств;
3) недостаточная степень организованности и ответственности со стороны работодателей;
4) недостаточная настойчивость и умение профсоюзов вести коллективные переговоры;
5) непонимание сущности социального партнерства большей частью работодателей;
6) отсутствие традиций цивилизованного социально-экономического взаимодействия. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду.
Билет №2
Основные понятия социологии конфликта.
Социальные конфликты в российском обществе
Основные понятия социологии конфликта.
Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Основные понятия социологии конфликта характеризуют процесс взаимного действия и воздействия друг на друга социальных групп— объединениялюдей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами;ценностей — то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме; установок — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации;интересов — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему; идей — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Общие теоретико-аналитические понятия отражают взаимодействие социальных групп и индивидов: соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, протест, борьба, согласие. Эмпирические понятия социологии конфликта фиксируют причины, состояние и степень интенсивности, т. е. социальную напряженность, конструктивность и деструктивность, а также раскрывают способы регуляции и использования конфликта: переговоры, договор, принуждение, согласие, компромисс и др. Социальные конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные среди прочего следующие:1. Социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон.
2. Выявляет ожидания и цели конфликтующих групп. 3. Уменьшает индивидуальные отклонения и аномию в группах (т. к. вступившая в конфликт группа должна быть едина). 4. Усиливает тенденцию созидания и желание обновления. К негативным влияниям конфликта можно причислить следующие:1. Социальный конфликт упрощает и схематизирует решения в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс. 2. Социальный конфликт затрудняет поддержание порядка и устойчивости
Источник