Психология человека. Введение в психологию субъективности (91 стр.)
ОБЪЕКТНОСТЬ – естественно-научная установка в познании; взгляд на мир человека как на мир предметов и вещей.
ПАРАДИГМА ГУМАНИТАРНАЯ – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного; гуманитарное знание всегда персоналистично.
ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.
ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ – принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественно-научное знание объектно, беспристрастно и непредвзято.
ПСИХИКА – системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
ПСИХОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ (Психология человека) —отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы ее существования, организации и развития.
ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ – направление психологии, исходящее из признания ценности каждой человеческой личности; полагает человека способным к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, самоосуществлению.
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНАЯ – раздел психологии, изучающий становление субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – методологическая парадигма, ориентированная на нормы и познавательные средства естествознания; объясняет явления душевной жизни причинами естественно-природного характера.
ПСИХОЛОГИЯ ОПИСАТЕЛЬНАЯ – методологическая парадигма, ориентированная на ценности гуманитарного знания, на понимание душевной жизни человека во всей ее полноте, целостности и внутренней связности.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ – методологическая парадигма, определяющая формы, методы и техники работы психолога с внутренним миром, с сознанием человека.
ПСИХОТЕХНИКА – совокупность средств, способов, приемов и методик работы психолога с психикой другого человека или со своей собственной; мастерство регуляции и управления психическими процессами.
РАЗУМ – высший уровень субъектного бытия человека; способность анализировать и обобщать явления внешнего и внутреннего мира; форма и способ существования предметно-практической, общественной и познавательной деятельности человека.
РЕФЛЕКСИЯ – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.
CO-БЫТИЕ – объект и источник развития субъективной реальности; исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого входящего в эту общность.
СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ – фундаментальная категория психологии и педагогики развития субъективности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений.
СОЗНАНИЕ – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания.
СУБЪЕКТ – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения человеком собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
СУБЪЕКТИВНОСТЬ – базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.
СУБЪЕКТНОСТЬ – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН – прижизненно формирующееся объединение психологических и нейро-физиологических структур на основе и с целью достижения жизненных целей человека.
Примечания
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т. 5. С. 15.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские, произведения. М., 1955. Т. 1. С. 203.
Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир философии. М., 1991. С. 84.
В философской антропологии понятие «родовое» синонимично «сущностному», «всечеловеческому»; в этом же смысловом ряду такие понятия, как «родовые способности», «сущностные силы человека», нечто «присущее человеческой природе» и др.
См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М., 1991. С. 50.
Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М., 1991. С.51.
См.: Шарден Т. де П. Феномен человека. М., 1987.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 54.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 202.
Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 13.
Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир философии. М., 1991. С. 86.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т. 5. С. 8.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т. 5. С. 8–9.
Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1–2. С. 109.
См.: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988; Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989; Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 62.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. С. 71–72.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 300.
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. М., 1998. С. 265–266.
История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 227.
Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 95.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 5. С. 197.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 167.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 250–251.
Там же. С. 255–256.
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. С. 183.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1. С. 13.
См.: Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977.
Источник
Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах (101 стр.)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — категория, сопрягающая два полюса: предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, сущностные силы человека; при этом предметность осваиваемой культуры задает тип образования, предметность целей и задач развития человека задает уровень образования. Психологический взгляд на проблему содержания образования фокусируется на его человеческом измерении : на психологических основах определения состава осваиваемой культуры, на возрастно-нормативных координатах построения содержания образования, на психолого-педагогических формах освоения образовательных программ, на изменениях в сознании, деятельности, личности образующихся как результатах освоения ими содержания образования.
Содержание образования ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ — образование, в котором нормативная структура человеческой деятельности (ее смысловые, целевые и структурные составляющие) становится предметом рефлексии и освоения в учебной деятельности. В рефлексии деятельность превращается в содержание образования; при его освоении развивается индивидуальная субъектность учащегося. Основу для введения в образовательную практику деятельностного содержания образования обеспечивают два основных типа учебной деятельности учащихся – исследовательская и проектная.
СОЗНАНИЕ – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осваивать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, само-сознания и рефлексивного сознания разного уровня.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс образования, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, так и активное воспроизводство этой системы индивидом в своей жизнедеятельности. Социализация – это процесс и результат спонтанного усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта общения и взаимодействия между людьми.
СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания. Становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
СУБЪЕКТИВНОСТЬ (субъективная реальность) – базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии. С антропологической точки зрения субъективная реальность есть интегративная характеристика человеческой реальности в целом, которая в своей онтогенетической развертке открывается как становящаяся иерархия способов самоопределения человека в мире и в самом себе.
СУБЪЕКТНОСТЬ — социальный, деятельностно-преобразую щий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека. Субъектность с точки зрения психологической антропологии – это предельная форма явленности человеческой реальности другим. Она всегда связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет ему быть действительным субъектом собственной жизни. Приоритетная антропологическая (гуманистическая) цель и ценность современного образования – обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению.
ФОРМИРОВАНИЕ – процесс оформления индивидуальных способностей человека, становления форм его мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс – это специально построенный процесс инкультурации. Корневая основа термина «формирование» – «форма»; это процесс освоения субъектом совершенных форм познания, способов действий, видов деятельности в различных областях культуры. Формирование как образовательный процесс ориентировано на передачу-освоение эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраивается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.
ЧЕЛОВЕК – индивидуум человеческой природы, обладающий общими для человеческой природы духовно-душевно-телесными качествами и личными (ипостасными) свойствами. Человек является «продуктом культуры» в том смысле, что осваивает культурные ценности, включает их в содержание своей жизни и живет ими (они образуют его жизненносмысловой каркас). Однако человек является еще и творцом культуры. С религиозной точки зрения человек оказывается также и носителем Замысла о нем в этом и ином мире.
Человека ЛИЧНОСТЬ – субъективное начало в человеке, не сводимое к его природным качествам, обладающее собственной волей и свободой самоопределения, воипостазирующее (вбирающее) свою природу и управляющее ею, проявляющее себя в этом мире через эту природу (выделяющее конкретного человека из общечеловеческой природы в нечто самостоятельное и уникальное). Эта самостоятельность предполагает существование у человека сферы уникальных личностных интересов, его способность и потребность в личностном общении и перихоризисе (личностном взаимопроникновении интересов).
Человека ПРИРОДА – сущностное начало человека, определяемое его собственно человеческими качествами. Ее отличает трех составность (дух, душа и тело), участие в бытии видимого и невидимого мира, свойство проходить становление (возрастание) во времени и общность для всего человеческого рода (общие потребности и страсти, добродетели и пороки). Различают три состояния природы человека – первозданное, падшее (наличное) и восстановленное (через преображение и воскресение).
Примечания
См.: Основы психологической антропологии. Т. 1. «Психология человека». М., 1995.
См. Основы психологической антропологии. Т. 2. «Психология развития человека» М., 2000.
Ушинский К.Д . Избранные труды: В 4 т. Т. 4. М., 2005. С. 261.
Источник