Социальные роли как способ социального контроля

Социальная роль, нормы и социальный контроль.

Понятие социальной роли

Социальной ролью называется ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом и функцией человека в общественном разделении труда.

Социальная роль фиксирует для человека и окружающих задачи и обязанности, связанные со статусом, обеспечивая тем самым предсказуемость социального поведения.

Исполнение роли представляет само себя, то есть роль. Роль демонстрирует институциональную обусловленность поведения, то есть связь с другими ролями.

Роли и статусы можно разделить на:

• аскриптивные (предписанные по естеству, т. е. определяемые рождением, полом, статусом, сословием)

• достижительные, т.е. приобретаемые личными усилиями, напр., профессиональные роли в современном обществе

Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Роли, связанные с повседневным общением в социальной группе, осваиваются в процессе первичной социализации. Профессиональные роли — в процессе вторичной социализации (3-5 лет).

Ролевой конфликт возникает, когда:

• к одному и тому же человеку предъявляются ожидания, связанные с одновременным исполнением различных ролей. Стратегия разрешения конфликта: комбинирование ролей;

• Когда к поведению в роли разными группами предъявляются противоречащие друг другу ожидания. Стратегия разрешения такого конфликта: сегментация ролей по времени.

1. Родоначальник теории социальной роли — американский социолог Р. Линтон (1936 г.) относил к ролевому поведению регулярное воспроизведение определенного стереотипа поведения в ситуациях социального взаимодействия. Он выделил во взаимодействии статусы и связал с ними роли как динамический аспект статуса. По Линтону социальная роль ― это «совокупность культурных образцов, которые связаны с определенной позицией и не зависят от конкретного человека». Он писал в 1945 г., что «социальная система сохраняется, если индивиды, которые занимают в ней ограниченные позиции, могут ходить, передвигаться».

2. Зигмунд Фрейд в теории утраченных объектов (объектов удовольствия — катексиса) объяснил усвоение ролей Другого через усилия индивида сохранить в своей фантазии отношение, приносящее удовольствие.

3.Согласно Парсонсу, ребенок приобретает первичное представление о ролевой структуре общества посредством попыток решения проблем, тем самым в раннем детстве закладываются связи личности и социальной системы. Функция социальных ролей ― нормативная интеграция общества.

4. Представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер) и их последователи (Бергер и Лукман, И. Гофман) в противоположность структурному функционализму подчеркивают социальный конструктивизм ролевого поведения.

Нормативные регуляторы поведения

Социальными нормами называются всеобщие предписания в отношении поведения людей, которые прямо или косвенно ориентированы на систему культурных ценностей и их реализацию в социальной жизни. Нормы определяют поведение человека в повседневной жизни, устанавливая его границы. Поведение, выходящее за границы норм, является отклоняющимся.

Нормы образуют взаимосвязанную систему, они не противоречивы. Функция социальных норм — согласование поведенческих ожиданий в социальном взаимодействии людей.

Нормы обладают общезначимостью, но они связаны с социальным статусом (невозможно следовать норме заботы о детях, не имея их).

Традиции — исторически сложившиеся нерефлектируемые поведенческие комплексы, имеющие большое значение для сохранения общества в силу их исторической значимости. Передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время. Нарушение традиций влечет за собой моральное осуждение.

Привычка — это индивидуальное автоматическое действие, детали и смысл которого не осознаются (квазиавтоматизм, напр., при открывании замка). Привычка может приобрести характер потребности. Тем не менее, люди ориентируются на привычки других людей в социальном взаимодействии. Отступление от привычек не влечет за собой санкций.

Привычки, распространившиеся в социальной группе, называются обычаями. Переход от обычаев к нормам является нечетким. За нарушение обычаев могут быть потребованы объяснения. Частое отклонение от обычаев порождает недоверие к человеку.

Нравы и обычаи — близкие термины. Различие состоит в том, что нравы относятся к моральным обычаям. Например, существует нравственная норма не злоупотреблять алкогольными напитками. Употребление таких напитков не карается, осуждается лишь непристойное поведение на основе пьянства. Однако если человек постоянно выпивает, то соседи осуждают его, даже если он ведет себя спокойно.

Читайте также:  Какие есть способы для того чтобы убрать второй подбородок

Согласно М. Вебер человек, особенно в сфере экономического поведения, осознает, что определенное поведение лучше всего соответствует его интересам. В случае рационального поведения в сфере экономики поведение приобретает «единоообразие, регулятивность и длительность установки и поведения», зачатую более сильные, чем поведение, ориентированное на нормы.

Мода также является регулятором поведения наподобие нормативного. Например, если 90% студентов носит обувь на толстой подошве, то отдельному студенту, скорее всего, не захочется принадлежать к оставшимся 10%.

Понятие социального контроля

Для того, чтобы обеспечить не только знание норм, но и нормативное поведение, общество располагает системой социального контроля.

Социальным контролем называется совокупность средств воздействия общества на человека для обеспечения поведения, соответствующего ролевым ожиданиям.

Социальный контроль осуществляется на формальной (законы) и неформальной (мораль, нравственность) основе.

Структура социального контроля

• Нормативное ролевое поведение/фактическое ролевое поведение

Источник

Социальные роли как способ социального контроля

Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого — определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются B процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека B обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее … так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику.

Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом.

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек…

С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

Что автор называет социальной ролью? Как автор объяснил связь социального статуса и социальных ролей человека?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции ИЛИ совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции;

2) объяснение связи:

— «В сети социальных отношений у каждого — определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль».

Читайте также:  Как сокращать дроби разными способами

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Источник

Понятие социального контроля

Что такое социальный контроль

Под понятием социального контроля подразумевают сознательно сформированную систему мер, направленных на сохранение порядка в обществе. Предотвращение отклонений от нормы – главная задача социального контроля.

Сущность понятия можно рассмотреть в широком или узком смысле. В первом случае речь идет о всеобъемлющей совокупности различных вариантов общественного контроля (нравственном, государственном и др.), во втором – о гласности результатов и оценивания деятельности людей, контроле мнения членов социума.

Общественный контроль имеет свои плюсы и минусы, однако его польза очевидна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура социального контроля представлена двумя элементами:

  1. Социальные нормы. Устанавливают определенные правила взаимодействия индивидов с обществом и государством. Пример: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали и т.д.
  2. Социальные санкции. Создают мотивацию к соблюдению норм, могут быть позитивными или негативными. Пример: почетная грамота, присвоение звания, награждение медалью, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Компоненты контроля взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Признаки социального контроля:

  • направленность на профилактику общественных девиаций и борьбу с ними;
  • опора на санкции;
  • шаблонность и категоричность.

Механизмы социального контроля

Существует три главных метода социального контроля:

  1. Изоляция. Заключается в создании нерушимых границ между нарушителем и остальными членами социума (исключая вариант перевоспитания девианта).
  2. Обособление. Метод предусматривает ограничение контактов нарушителя, но не его полную изоляцию. В этом случае возможно исправление субъекта, возвращение к обычной жизни.
  3. Реабилитация. Процесс подготовки нарушителей к будущему законопослушному исполнению различных социальных ролей.

Государство воздействует на индивида с помощью прямых или косвенных, мягких или жестких методов. Например, прямой и жесткий метод – репрессирование, прямой и мягкий – применение норм уголовного кодекса к личности преступника. Косвенным мягким методом выступает работа СМИ, косвенным жестким – действие норм международного права.

В социальной сфере

Общество состоит из отдельных индивидов и их объединений, постоянно и активно взаимодействующих. Обеспечение стабильности и порядка – один из ключевых факторов прогрессивного развития социума. Человечество на протяжении своего существования разрабатывает нормы и ценности, действие которых необходимо поддерживать. Это объясняет наличие в социуме четко обозначенных санкций.

Социальный контроль может осуществляться как лично самим индивидом (самоконтроль), так и обществом (организациями, группами, государством). Его проявления могут быть формальными или неформальными.

В экономике

В условиях становления рыночной экономики задача по реализации контроля возлагается на плечи потребителей товаров и услуг. Именно от их активности и заинтересованности зависит спрос на ту или иную продукцию, а значит, и предложение. Правило «невидимой руки» рынка остается актуальным. Производители выпускают на рынок ту продукцию, которая нужна потребителю. Так получается взаимная выгода. Производителю – прибыль, потребителю – продукт.

Механизмы контроля в экономике: экспертиза качества товара, закон «О защите прав потребителей», организации, призванные защищать потребителя (Роспотребнадзор).

В религии

В духовной среде механизмами социального контроля выступают сами религиозные учения, организации, их проповедующие, положения священных писаний. В различные периоды существования человечества церковь меняла уровень своего влияния.

Так, в первобытном обществе, жизнь общества была полностью подчинена языческим воззрениям, благодаря чему сложились первые обычаи, исполняемые всеми членами социума. В эпоху Средневековья, когда произошло становление крупнейших мировых религий, на жизнь европейского сообщества решающее влияние стала оказывать христианская церковь. Ее власть практически не имела границ: духовенство обогащалось за счет взимания налогов и продажи индульгенций, а короли постепенно теряли свой авторитет, проигрывая Папе Римскому.

Сегодня в России, как и во многих других государствах, закреплен светский характер взаимоотношений церкви и официальной власти. Ни одна из религий не может провозглашаться государственной, каждый имеет право на свободный выбор веры. Тем не менее, влияние церкви на жизнь общества по-прежнему велико, но сдерживание индивидов от девиаций здесь происходит лишь с позиции нравственности. Использовать меры принуждения, как это было в Средние века, духовные структуры не могут.

Читайте также:  Способы очистки от загрязнителей

Типы социального контроля

В зависимости от того, каким образом осуществляется направление поведения индивида, выделяют два основных типа контроля: внутренний и внешний. Каждый из них имеет свои специфические черты. Общество находится на высоком уровне развития, если у граждан в большей степени развит внутренний контроль. Цель любого современного государства – всеми средствами и способами добиться должного уровня самоконтроля граждан.

Внутренний контроль

Субъект самостоятельно регулирует свое поведение среди других членов социума. Способность к самоконтролю формируется в процессе становления личности (социализации). Нарушая общепринятые нормы, человек испытывает угрызения совести. Совесть, воля и сознание личности – непосредственные элементы внутреннего контроля. Сдерживать собственные действия субъекту удается посредством проявления сознательных волевых усилий.

Внешний контроль

Это система институтов, форм и способов, обеспечивающих исполнение действующих в социуме норм. Укрепился в обществе за счет возникновения разнообразных социальных институтов (школы, армии, государства, производства и т.д.), деятельность которых урегулирована определенными правилами. Для исполнения этих норм утверждены санкции, применяемые к участникам процесса (образовательного, политического, воинской службы и пр.).

Основные виды внешнего контроля

Особенности внешнего контроля в том, что он обеспечивает стабильность в общественной жизни, прежде всего, благодаря формально определенным санкциям. Но стоит учитывать также и стремление индивидов к всеобщему одобрению и поощрению их действий, что часто выражается в неформальном виде.

Формальный

Предполагает наличие разработанной системы наказаний и мер принуждения, которые применяются к нарушителям общественного порядка. Реализуют эти меры правоохранительные органы. В России это полиция, прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, судебные приставы, Следственный комитет, ФСБ и другие инстанции, наделенные широкими полномочиями. Деятельность правоохранительных органов жестко регламентирована законом, а поведение сотрудников должно укладываться в рамки современного законодательства. Решения по конкретным нарушениям они принимают в соответствии с нормами права.

Даже недостаточный уровень правовой культуры общества в целом обеспечивает воздержание от запрещенных действий большинства индивидов из-за боязни наказания.

Неформальный

Проявляется в выражении одобрения или порицания поступков отдельных субъектов другими членами социума. Зачастую контроль осуществляется ближайшими родственниками или друзьями, коллегами, соседями, знакомыми. Важную роль также играет сформированное силами СМИ общественное мнение.

Несмотря на то, что формальные санкции к индивиду не могут быть применены, его действие может вызвать осуждение со стороны окружающих. Это может испортить репутацию человека и отношения с другими людьми, вызвать муки совести, что демонстрирует связь с самоконтролем личности. Среди неформальных мер могут быть: похвала или замечание, выговор или благодарность.

Значение социального контроля в обществе

Общественный контроль необходим для нормального функционирования всех социальных институтов и стабильного мироощущения всеми членами общества. Порядок обеспечивает спокойный и размеренный ритм жизни, цивилизованное решение проблем и прогресс.

Социальный контроль имеет следующие функции:

  1. Регулирование. Поведение людей подчинено установленным социальным нормам и санкциям.
  2. Стабилизация. Контроль поддерживает порядок, предоставляя возможность социуму развиваться.
  3. Охрана ценностей. Множество ценностей, выработанных в современном обществе, нуждается в сохранении. Их нужно защищать от посягательств, беречь, передавать последующим поколениям. Социальный контроль необходим для защиты свободы, прав человека, собственности, чести и достоинства.

Примеры в повседневной жизни

Можно привести массу примеров механизмов действия социального контроля в повседневной жизни.

Пример 1. Гражданин Н. работает машинистом электропоезда в московском метро. Однажды он без уважительных причин опоздал на работу, из-за чего был сорван график движения поездов. Многие пассажиры опоздали по своим делам.

Гражданин Н. совершил дисциплинарный проступок и подвел своими действиями большое количество людей. За это работодатель имеет право привлечь безответственного работника к дисциплинарной ответственности — формальные санкции внешнего контроля. Возможно, нарушителю также выразят неодобрение коллеги, обозначив неформальное наказание.

Пример 2. Ученик 11 класса М. обманул своих одноклассников, о чем стало известно. Ребята бурно выразили свое возмущение, стали избегать общения с ним. М. пришлось перейти в другую школу.

В этой ситуации имеют место нормы морали. Формальных санкций общество к нарушителю применить не может, однако всеобщее порицание действий М. вынудило его покинуть коллектив.

Источник

Оцените статью
Разные способы