- Социальные потребности ребенка в дошкольном возрасте
- Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте
- Социальные потребности, доминирующие в дошкольном возрасте
- Основные потребности ребенка
- Классификация базовых потребностей по Маслоу
- Основные психологические потребности детей
- Потребность в безопасности
- Потребность в принадлежности к группе
- Потребность в уважении и признании
- Потребность в саморазвитии
- Базовые потребности ребенка и их реализация консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Социальные потребности ребенка в дошкольном возрасте
Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте большинство значимых изменений в личности ребенка основаны на его активном вхождении в мир социальных отношений. Ребенок перемещается из мира вещей в мир людей, происходит расширение социальных связей ребенка с миром и наполнение его общением с близкими взрослыми. Кроме того, ребёнок постепенно расширяет спектр взаимодействия с социумом через контакты с ровесниками и посторонними людьми.
У ребёнка возникает потребность налаживания и расширения личностных отношений с другими людьми, которая направляет его к цельном поиску и познанию социальной сферы.
Общение из внеситуативно-познавательного превращается во внеситуативно-личностное, которое позволяет ребенку выстраивать социальные связи и взаимоотношения. Одной из основных сфер социальных потребностей в данном возрасте, является потребность в общении ребенка с окружающими взрослыми. Ведущим мотивом становится мотив личностного взаимопонимания и сопереживания со стороны старшего партнера по общению.
Социальные потребности, доминирующие в дошкольном возрасте
- Потребность в самоидентификации;
- потребность во внимании и доброжелательности;
- потребность в расположении и признании;
- потребность в общении с окружающими людьми;
- потребностью в общении со сверстниками;
- Потребность в уважении сверстников.
Реализуя потребность в самоидентификации, дошкольник стремится быть похожим на значимого взрослого (родителей, родственников, взрослых друзей)существующий образ для ребёнка позитивно окрашен, отношение дошкольника эмоционально. Ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознаёт себя мальчиком или девочкой.
Свое социальное поведение дошкольник старается «включить» в окружающую микросреду, соответственно её требованиям и нормам. Ребёнок может обращать внимание на то, как двигается, как поздоровался и т.д., опираясь на внешнюю сторону социального взаимодействия.
Потребность в общении с окружающими людьми побуждает ребенка усваивать принятые в социуме нормы поведения, устанавливать отношения с партнерами по взаимодействию и решать конфликты приемлемым в социуме способом. В этом возрасте происходит усвоение моральных и нравственных норм и социально установленных действий. Ребенок заинтересованно осваивает эти, новые для него, формы поведения.
Еще одна группа социальных мотивов для ребенка дошкольного возраста связана с потребностью в общении со сверстниками. Если в отношениях со взрослыми дети выступают как объект регуляции, то внутри детского микросоциума каждый ребёнок становится и объектом и субъектом регуляции. Это оказывает влияние на становление этических норм и саморегуляции.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка уже на третьем году жизни. Если в раннем возрасте контакты со сверстниками были ситуативными, малосодержательными, а порой даже приводили конфликту, в дошкольном возрасте ребёнок осваивает правила совместной игры и взаимодействия.
Постепенно, общение со сверстниками становится внеситуативными, дети могут образно рассказывать о произошедших с ними событиях, о прочитанных книгах, фильмах, показывает свои умения и знания, подчерпнутые из разговоров взрослых и т.д.
Важнейшей социальной потребностью является также стремление завоевать уважение сверстника. Для ребёнка старшего дошкольного возраста очень важна его репутация и авторитет в той социальной группе, к которой он принадлежит.
Таким образом, среди социальных потребностей, одной из важнейших является потребность в общении. Она всегда имеет содержание и может представлять собой совместную деятельность, разговор, решение задания и др.
Потребность в познании окружающего мира через общение с окружающими людьми даёт возможность познания себя через другого и познания другого человека.
Источник
Основные потребности ребенка
Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.
Содержание:
Классификация базовых потребностей по Маслоу
Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.
Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.
- На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
- На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
- На третьем уровне – потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
- Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
- Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.
У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.
Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.
Основные психологические потребности детей
Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.
По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.
Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.
Потребность в безопасности
Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.
Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.
Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.
Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.
Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.
Потребность в принадлежности к группе
Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.
С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.
Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.
Потребность в уважении и признании
К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.
Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.
Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.
Потребность в саморазвитии
Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.
Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.
Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.
Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.
Источник
Базовые потребности ребенка и их реализация
консультация
Краткое описание базовых потребностей ребенка дошкольного возраста и как и для чего их необходимо содействовать их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_dekabr.docx | 362.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые потребности ребенка и их реализация
Каждый этап развития ребенка сопровождают потребности, удовлетворение которых является главным условием здорового и гармоничного развития его психики.
К первичным потребностям ребенка дошкольного возраста относятся: потребность чувствовать себя в безопасности, а также потребность в любви, эмоциональном и телесном контакте, во внимании к своим интересам и переживаниям, в принятии своих особенностей.
К специфическим потребностям, относящимся непосредственно к возрасту, относятся:
Потребность в самостоятельности, в определении и укреплении своих границ, а также в активном познании окружающего мира.
Базовые потребности ребенка раннего возраста
любви и принятии
Потребность в самостоятельности
Потребность в активном познании окружающего мира
Как же можно удовлетворить эти потребности? И почему это так важно?
Время от времени каждый ребенок сталкивается с болью физической или эмоциональной. Боль существует для того, чтобы ребенок смог осознать границы своих возможностей и избежал потенциальных опасностей. Мудрый родитель, не впадающий в панику при каждом падении или травме ребенка, но дающий ему теплую заботу и поддержку в такие моменты, помогает ему осознать, что падение или проигрыш – это не поражение, что разбитая коленка или сломанная игрушка не обозначают, что мир небезопасен. Что боль или обида пройдет, а прожить ее поможет участие и поддержка родителей.
Если же вместо поддержки ребенок получает упреки и нотации, он может связать получение травм с осознанием того, что он слабый, никчемный, что он не способен справиться с трудностями, встречающимися у него на пути. Если мама слишком эмоционально переживает его неудачи и падения, то ему передается этот страх: «Уж если даже большая и сильная мама так напугана, значит со мной происходит действительно что-то страшное. Следовательно, мир полон опасностей и самое безопасное – ничего не делать самому».
Потребность в любви и признании обусловлена тем, что ребенок, получающий достаточно любви, внимания, одобрения (похвалы) и признания его успехов имеет достаточный ресурс для самореализации, веру в свои силы, в успешную реализацию своих планов. Акцентируя свое внимание на успехах ребенка, пусть даже и маленьких, взрослый помогает ему научиться сосредотачиваться на возможностях, которые ему открываются. Следовательно, фокус его внимания будет направлен на возможные варианты и способы решения поставленных им задач для достижения цели.
Если же взрослые наоборот будут направлять свой взор на ошибки и неудачи своего малыша, если у них есть привычка сравнивать своих детей с другими не в их пользу, то это может существенно ослабить у ребенка желание действовать, развиваться. Или же его мотивация будет носить соревновательный характер, где ради победы и ради того, чтобы добиться любви и признания у своих родителей «все средства хороши».
Потребность в самостоятельности у ребенка появляется к трем годам, ибо в этот возрастной период ребенок открывает себя как отдельную личность. Ребенок начинает осознавать, что способен влиять на окружающий мир, стремится проявлять свою волю и мнение, восставать против ограничений. Таким образом ребенок впервые начинает осознавать свои и чужие границы. Подавляя его волю, игнорируя его мнение или наоборот – во всем ему потакая, взрослые лишают его возможности сформировать адекватную самооценку и здоровое представление о своих и чужих границах.
Потребность в познании окружающего мира стимулирует саморазвитие, раскрытие талантов и возможностей вашего малыша, которые лучше всего раскрываются при реализации остальных (вышеописанных) потребностей.
Чтобы потребность в развитии и самореализации ребенка была реализована, необходимо прислушиваться к тому, что его интересует, поддерживать его интересы к любым занятиям: даже если они на первый взгляд кажутся бесполезными. Родительская поддержка в том, что является для ребенка значимым, увлекательным, интересным – это одновременно и реализация потребности в безопасности, и в любви и принятии, и в самостоятельности, и в самореализации.
Удовлетворение всех этих потребностей помогает ребенку почувствовать в полной мере безусловную родительскую любовь, научиться принимать свои чувства и желания, принимать свои ограничения и видеть свои перспективы. А что еще нужно для успешного будущего вашего малыша?
Источник