- Социальные конфликты это способ взаимодействия
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
- 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
- Социальный конфликт.
- Структура социального конфликта.
- Участники социального конфликта:
- Стадии общественного конфликта.
- Причины социальных конфликтов.
- Виды социальных конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Роль социального конфликта.
- Разрешение социальных конфликтов.
- Способы разрешения социальных конфликтов.
- Социальные конфликты. Виды и способы разрешения
- Конфликт как способ взаимодействия
- ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические аспекты конфликта
- Структура и виды конфликтов
Социальные конфликты это способ взаимодействия
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными — нет, неверно, могут быть и положительные — уничтожение старого, отжившего.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства — нет, неверно, с появлением человеческого общества.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность — да, верно, долговременные и кратковременные.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам — нет, неверно, могут быть и другие причины, например, национальные.
5) Социальный конфликт — это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов — да, верно.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются — да, верно.
Источник
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
4.6. Социальный конфликт и пути его решения.
ПЛАН.
- Социальный конфликт. Понятие.
- Структура социального конфликта.
- Участники социального конфликта.
- Стадии общественного конфликта.
- Причины социальных конфликтов.
- Виды социальных конфликтов.
- Классификации социальных конфликтов.
- Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
- Разрешение социальных конфликтов.
- Способы разрешения социальных конфликтов.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Структура социального конфликта.
- Субъекты конфликта – участники
- Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
- Условия протекания
- Стратегия и тактика сторон
- Масштаб протекания
- Последствия, результаты.
Участники социального конфликта:
- индивиды
- социальные группы
- организации и объединения.
Стадии общественного конфликта.
- Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
- Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
- Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.
Причины социальных конфликтов.
- Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
- Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
- Различия в целях, представлениях и ценностях.
- Религиозные различия.
- Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
- Неумение общаться и договариваться.
ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.
Виды социальных конфликтов.
- Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
- Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
- Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
- Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
- Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
- Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Классификация конфликтов.
По длительности:
- краткосрочный
- среднесрочный
- долгосрочный
По форме проявления:
По используемым средствам:
По характеру развития:
- преднамеренный (подготовленный)
- спонтанный (стихийный)
По масштабам распространения:
- глобальный (мировой)
- общенациональный
- региональный
- локальный
- групповой
- личный
По результатам:
- конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
- деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.
Роль социального конфликта.
Позитивная.
- Происходит выявление проблем, требующих решения
- Стимулирование дальнейшего развития
- Снятие психологической напряжённости участников конфликта
- Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.
Негативная.
- Создание стрессовых ситуаций
- Нарушение порядка общественной жизни
- Нарушение устойчивости, стабильности.
Разрешение социальных конфликтов.
- Анализ конфликтной ситуации
- Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
- Выбор способа разрешения конфликта.
Способы разрешения социальных конфликтов.
- Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
- Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
- Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
- Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.
Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Социальные конфликты. Виды и способы разрешения
Конспект по обществознанию.
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами и обществом в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей и позиций субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но они всегда основаны на отсутствии согласия между двумя или более сторонами.
В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:
— объект-конкретная причина столкновения субъектов
— два или более субъектов, которые конфликтуют из-за объекта
— инцидент-формальный повод для начала открытой конфронтации.
Конфликтная ситуация — противоречия, возникающие между субъектами по поводу какого-либо объекта.
Существуют следующие типы конфликтов:
1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
— внутриличностное-состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, которые связаны с наличием противоречивых потребностей и интересов, устремлений и могут вызывать аффекты
— межличностные-разногласия между двумя или более членами другой группы или нескольких групп
— межгрупповые-возникают между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями мешают друг другу
2. По направлению конфликтного взаимодействия:
— горизонтальные-между людьми, не подчиняющимися друг другу
— вертикаль-между людьми, которые подчинены друг другу
— смешанный-в котором представлены оба
3. По источнику возникновения:
— объективно-обусловленные-вызванные объективными причинами, устранить которые можно только путем изменения объективной ситуации
-субъективно-обусловленные-связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также ситуациями, создающими препятствия для удовлетворения их желаний, стремлений и интересовПо своим функциям:
— социальные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства
— разрушительные (дезидеративные) — дестабилизирующие социальные системы
4. По продолжительности потока:
— краткосрочные — вызванные взаимными недоразумениями или ошибками сторон, которые быстро реализуются
— длительные — связанные с глубокой морально-психологической травмой или с объективными трудностями
5. По своему внутреннему содержанию:
— рациональный-охватывающий сферу разумной деловой конкуренции, перераспределения ресурсов
— эмоциональный-в котором участники действуют на основе личной неприязни
6. По методам и средствами разрешения:
7. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия:
— экономический
— политические
— семейные и бытовые услуги
— производственные мощности
— духовно-нравственные ценности
— юридические требования
— экологические вопросы
— идеологическая
Стадии протекания конфликта:
1. Предконфликтная ситуация-период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противостоящие группы. На этом же этапе каждая сторона формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
2. Прямой конфликт — активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение командования противника.
3. Разрешение конфликта возможно только тогда, когда конфликтная ситуация устранена, а не только тогда, когда инцидент исчерпан. Разрешение конфликта также может произойти в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей преимущество для одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения противника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
— своевременное выявление причин конфликта
— определение деловой зоны конфликта — причины, проявления интересов, цели конфликтующих сторон
— взаимное стремление сторон преодолеть противоречия
— совместный поиск путей преодоления конфликта
Методы разрешения конфликта:
1. Избегание конфликта
2. Переговоры
3. Использование посредников
4. Откладывание
5. Третейское разбирательство или арбиртраж
Последствия конфликта могут быть:
Позитивными
— разрешение накопившихся противоречий
— стимуляция процесса социальных изменений
— сближение конфликтующих групп
— усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей
Негативными
— напряженность
— дестабилизация
— дезинтеграция
Разрешение конфликта может быть:
Полным — конфликт завершается полностью.
Частичным — конфликт изменяет форму, но сохраняет мотивацию.
Источник
Конфликт как способ взаимодействия
Вид работы: Проект
Тема: Конфликт как способ взаимодействия
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт в социуме – проблема «вечная». Прежде всего, потому, что сама история общества демонстрирует нам и историю самих конфликтов, и историю их предотвращения. Наличие конфликта в обществе естественно именно вследствие многообразия интересов, заложенных в нем самом, которые сами по себе противоречивы и постоянно приводят к их взаимодействию, консолидации или проблеме.
Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Связи с этим проблематика конфликта как форма взаимодействия на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов современности.
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.
Цель курсовой работы заключается в изучение проблематики конфликта как способа взаимодействия между индивидами, а также в всестороннем изучение сущности, особенностей конфликта. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- характеризовать понятие конфликта;
- классифицировать виды конфликта;
- изучить конфликт как феномен взаимодействия;
- определить формы разрешения конфликта.
Объектом исследования представлен конфликт как феномен взаимодействия.
Предмет исследования заключается в типологии и особенностях конфликта.
Степень научной разработанности темы. Тематика конфликта издревле находилось в сфере интересов ученых. Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель, жившие в V – IV вв. до н. э.
По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти XIX в. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.
Среди наиболее выдающихся исследователей отечественной конфликтологии можно выделить Ф.М. Бородкина, Н.М.Коряк[1], А.Г. Здравомыслова[2], А. В. Дмитриева[3], А. Зайцева[4] и других.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, кроме того в работе были использованы электронные ресурсы, а также материалы из Интернета.
В ходе исследования были широко применены такие общенаучные методы как наблюдения, описания, классификация, систематизация и методы сравнительного анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также из списка использованных источников.
Теоретические аспекты конфликта
Понятие конфликт представляет собой сложный многоплановый феномен. Конфликт происходит от лат. слово conflictus что значит столкновения сторон[5]. Под понятием «конфликт» в повседневной жизни мы привыкли воспринимать широкий круг явлений, начиная от конфронтации социальных групп заканчивая бытовыми ссорами.
Как правила, содержание понятия «конфликт» отожествляется через следующие значения:
- состояние открытой, нередко затяжной борьбы или даже войны;
- состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей;
- психическая борьба, возникающая как результат единовременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний или тенденций;
- противостояние характеров или сил в литературном или драматургическом произведении, главная оппозиция, на которой строится сюжет;
- эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее вследствие столкновения противоположных импульсов или из — за неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в научной литературе понятие «конфликт» трактуется неоднозначно. Существует множество трактовок термина «конфликт».
Конфликты являются неизбежной составляющей жизни человека. Так как конфликты порождаются общественным характером человеческого общества, нехваткой ресурсов – это в глобальном смысле. Кроме того причиной конфликтов могут служить несоответствия целей и интересов отдельных людей или же групп. В рамках современной конфликтологии кроме освещения самого феномена конфликта, предлагаются пути управления и разрешения конфликтных ситуаций[6].
Конфликты принято разделять на конструктивные и деструктивные конфликты. Данный метод позволяет не только уменьшить негативные последствия конфликта, но также может способствовать прогрессу в рациональной организации общественных отношений[7].
Понятию «конфликт» в свете гуманитарных наук, также пытались дат определение специалисты в области психологии и теории коммуникации. Нужно отметить, что эти попытки увенчались успехом, так как именно в свете гуманитарных дисциплин конфликт получил более и менее универсальное определение.
Таким образом, понятию «конфликт» было дано следующее определение:
- разногласие, которое возникла на почве недопонимание, и повлекло за собой острые эмоциональные переживания;
- разногласия, возникшие в ходе взаимодействия субъектов которые находились в противодействии друг с другом;
- актуализированное разногласие, то есть воплощенные во взаимодействии конфронтативные ценности, установки, мотивы, которые должны обязательно быть воплощены в столкновении действий»[8].
Штудируя социально-психологические источники по проблематике определения понятия «конфликта» можно прийти к выводу о том что, большинство специалистов сходятся во мнение, что в основе этого понятия лежит смысл столкновения (идей, взглядов, интересов и т.д.).
Таким образом, такое явления как конфликт мы можем наблюдать в процессе предельного обострения разногласии взглядов между двух и более сторон. Обычно этот вид социального взаимодействия сопровождается негативными эмоциями. Негативные эмоции могут проявляться открыто или же могут быть скрытыми. Противостояние сторон возникают на почве отстаивание своих интересов (позиции, суждений, взглядов и т.д.). Каждый субъект конфликта считает себя правым и отстаивает свои интересы.
У субъектов конфликта — конфликт требует обязательного решения. И этот фактор является нормальным психологическим явлением. Без решения конфликтов социальная группа, коллектив не сможет нормально функционировать.
В этих условиях первоочередными задачами классификации выступают уточнения границ того множества конфликтов, которые являются объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии.
Изучая основные признаки конфликта через призму социального явления, конфликтология изучает следующее:
- Осмысление субъектами конфликта противоположной линии взглядов и суждений.
- Прямое или затаенное противостояния сторон, причинение взаимного вреда.
- Напряженность, негативные эмоции по отношению друг другу.
- Привлечение других единомышленников в конфликтное взаимодействие, что влечет за собой[9].
Исследователи в сфере конфликтологии среди основных предпосылок возникновения конфликта отмечают:
- Определенные обстоятельства, которые воспринимаются участниками ситуации негативно и вызывают у них раздражения или причиняют им психологический дискомфорт.
- Нераздельность объекта конфликта. И видения у одной стороны решения своих проблем за счет интересов другой стороны[10].
Таким образом, суммируя полученные данные, можно сделать следующее заключение — несмотря на отрицательный характер и критическое восприятия людьми «конфликта», именно это явление даёт импульс, развитию общества, предотвращая застой и стагнацию.
Структура и виды конфликтов
Испокон веков конфликт представлял собой неотъемлемую часть повседневной реальности человечество. Современный не стал исключением, и к конфликтам, царящим вокруг нас во всех сферах жизни, мы смотрим обыденно.
С развитием общества феномен конфликта стал восприниматься иначе. Ранее конфликт считался как негативное явление, которое вредоносно, влияет на социум. Сегодняшние реалии и научные исследования специалистов в области конфликтологии и психологии позволили сделать им вывод о том что, в конфликте существуют свои положительные моменты. К положительным явлениям конфликта исследователи относят — конструктивную роль конфликта. Необходимо отметить то, что конфликты полезны в меру, и они не должны выходить за определенные черты, которые также определенны конфликтологами. Чрезмерные конфликтные ситуации приводят к стрессу.
Структура конфликта состоит из связей конфликта. Эти связи обеспечивают целостность структуры конфликта и тождественность самому себе. Это позволяет различать феномен конфликта от других явлений социальной жизни. Конфликт не может действовать как единая взаимосвязанная система без наличия устойчивых связей.
Ведущими элементами конфликтного действия являются:
— объективные и субъективные составляющие конфликта.
В ходе изучения структуры конфликта необходимо различать объект и предмет конфликта.
Объектом конфликта могут, выступать природные, социальные и интеллектуальные блага. Исследователи отмечают, что каждый конфликт имеет свою первопричину. Причина в конфликте представляет собой ту ценность, ради которой был вызван конфликт.
Предмет конфликта это определенный «аспект» которому вызван интерес конфликтующих сторон. «Необходимым условием является неделимость предмета конфликта. Определить предмет в конкретном конфликте очень непросто, но его выявление – непременное условие успешного решения конфликта», утверждает И.А. Костюк[11].
Участниками конфликта могут выступать как отдельные личности, так и целые государство и коалиции. Среди участников конфликта существуют основные участники конфликта. Конфликтологи главные противодействующие стороны конфликта называют стержням — костяком конфликта.
В конфликте также существует своя условная сила. Условная сила конфликта выражается в том, что участники конфликта имеют различные ранги, и в зависимости от статуса обладают определенной силой, которая и называется условной силой. При возникновении конфликта необходимо иметь представления о ранге и статусе противника. Знания позволять быстрее решить конфликт и отстоять свой интерес.
В конфликтологии существует свои ранги. Например: нулевой ранг это когда определенный человек разработал определенную идею в споре сами собой. Человек, которые отстаивает свою непосредственную точку зрения, относится к первому рангу, субъект преследующие общие цели причисляют ко второму рангу. Наивысшим рангом относят оппонента, который отстаивает общечеловеческие ценности.
Не возникает сомнений в том, что наивысший ранг обладает наибольшее условной силой входе решения конфликта. В ходе изменения ранга видоизменяются функции и средства их реализации. Функции, как правило, отражаются в степени ответственности сторон в правах и средствах власти.
Социальный статус в конфликте представляется в общих положениях личности или целой групп в обществе. И в первую очередь связанно с наличием регламентированных прав и обязанностей.
Как и в повседневной жизни, так и в ходе конфликта социальный статус играет ключевую роль в содержание отношений. Следовательно статус оказывает большое влияние на позицию того или иного участника конфликта.
Стороны конфликта можно классифицировать на четыре типа:
- внутриличностный конфликт – это когда противостояние происходит внутри личности и связано с его моральными переживаниями;
- межличностный конфликт — это ситуация когда один человек противостоит другому;
- конфликт личность – группа;
- конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования[12].
В ходе изложения материала исследования было упомянуто такое понятие как социальная среда. В конфликтологии под понятием социальная среда понимается та среда, в которой созревает и вспыхивает конфликт.
Конфликты различаются на микро-и макросреду. Под понятием микросреда конфликта понимаются общие условия взаимодействия личностей, которые направлены на межличностные и межгрупповые конфликты. Диапазон микросреды – это малая социальная группа.
Макросреда конфликта состоит из условий, которые напрямую влияют на процесс развития конфликта. Опосредованно макросреда влияет и на развитие конфликта в микросреде, на уровне отдельных личностей и малых групп.
По своей природе социальная среда конфликта делится на три вида:
- физическая;
- общественно-психологическая;
- социальная.
Все вышеперечисленные три вида могут проявиться как макро, так и на микро уровнях социальной системы. Виды социальной среды конфликта могут, служит как условия протекания процесса конфликта, так и могут выступить как объектом конфликта.
Анализируя особенности возникновения конфликта, следует отметить, что конфликт по своему происхождению является объективно-субъективной реальностью. Что позволяет вслед за А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделять объективные и субъективные составляющие конфликта. Как правило, к объективным составляющим конфликта причисляют участников, объект и предмет конфликта. Социальная — психологическая среда, инцидент, а также условия протекания конфликта также являются объективными составляющими конфликта[13].
Субъективные составляющие конфликта – мотивы, цели, интересы, а также позиции участников конфликта[14].
Формируя адекватное восприятие реальности с учетом образованности и развития рациональной составляющей в структуре мышления у современного человека, мы достигаем гармоничного состояния, когда реализм и здравость суждений предопределяет адекватность в отношении к происходящему вокруг.
Источник