- Социология. Шпаргалки
- Оглавление
- Методы социологии: классификация, виды, описание
- Что такое методы социологии?
- Основные методы социологии
- 1. Общенаучные методы
- 2. Специальные методы
- Заключение
- Основы социологии
- Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания
- Лекция 1
Социология. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Социология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- 1. Социология как наука
- 2. Объект и предмет современной социологии
- 3. Структура социологии
- 4. Функции социологии
- 5. Категории и законы социологии
- 6. Социологическое исследование и его виды (начало)
- 7. Социологическое исследование и его виды (окончание)
- 8. Программа социологического исследования
- 9. Социология в системе гуманитарных наук
- 10. Теоретические предпосылки социологии
- 11. Социальное знание в эпоху античности
- 12. Социальная мысль Средневековья и эпохи Возрождения
Из серии: Зачет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Социологическое исследование и его виды (начало)
Социологическое исследование — это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.
Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:
· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;
· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;
· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;
· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.
Различают три основных вида социологических исследований:
1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;
2) описательное — более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;
Источник
Методы социологии: классификация, виды, описание
Социология – это наука об обществе, входящие в него системы, а также закономерности функционирования и развития общества, социальных институтов, формирующихся отношениях и группах.
Таким образом, объектом изучения социологии является общество, а именно, его внутренние механизмы функционирования и строения, принципы развития структурных элементов. Отдельного внимания заслуживают особенности взаимоотношений между обществом и личностью. Одним из неотъемлемых элементов социологии, как и любой другой науки, являются методы.
Что такое методы социологии?
С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо».
Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности.
Основные методы социологии
В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.
1. Общенаучные методы
В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы:
1.1. Метод сравнительного анализа
Определение имеющихся схожих черт и различий между двумя изучаемыми объектами. Сравнение – инструмент, позволяющий лучше понять конкретную ситуацию, а также способствует формированию понимания причин использования конкретного образования. В данном подходе основой является предпосылка о наличии общих закономерностей проявления социального поведения. Она основывается на том, что достаточно много компонентов культуры, социальной и политической жизни различных народов обладают множеством схожих черт. Сравнительный анализ подразумевает сравнение двух однотипных явлений, чтобы можно было выделить конкретные пункты и характеристики для сравнения. Сравнительный метод позволяет серьезно расширить кругозор исследователя, а также в собственных наработках учитывать опыт других стран и народов.
1.2. Исторический метод
Подход, заключающийся в изучении динамики развития конкретного объекта.
1.3. Количественный анализ
При использовании данного метода происходит отказ от изучения содержания, а все внимание уделяется изучению явления по его форме проявление. Создание математического описания позволяет завершить научный анализ, ведь вершиной проявления научного знания является возможность использования математического аппарата. В социологии также используются математические подходы, в основном – методы качественного анализа. Использование математического аппарата позволяет лучше сориентироваться в общем нагромождении фактов, а также смоделировать имеющиеся социальные процессы.
Однако на практике моделирование социальных процессов является крайне слабой задачей из-за слабости имеющегося математического аппарата. Здесь потребуется использование качественно нового математического аппарата, который значительно отличается от того, что используется в несоциальных науках.
1.4. Системный подход
Изучение конкретного объекта во всем наборе его взаимосвязей с другими категориями объектов, формирование понимания имеющихся структурных образований и зависимостей.
1.5. Абстрагирование
Абстрагирование – особый метод социального познания, который подразумевает выделение определенных свойств, качеств и взаимосвязей в социальных фактах. Впоследствии производится их обобщение от изучаемого социального факта, на основе чего формируются конкретные понятия. Эти понятия позволяют проводить различные мыслительные действия над объектами, например, формировать следственно-причинную связь.
2. Специальные методы
Эта категория включает в себя методики, которые были разработаны для дальнейшего использования в рамках конкретной науки. В социологии можно выделить следующие специальные методы:
- Наблюдение – сбор информации посредством визуального фиксирования всех происходящих событий и явлений. Характерными чертами данного метода являются планомерность и систематичность. Подразумевает наличие непосредственной связи с объектом.
- Социальный эксперимент – способ получения информации посредством воздействия на изучаемый объект некоторых факторов, которые определены заранее.
- Биографический метод – метод, использующий множество подходов, каждый из которых направлен на изучение конкретной жизненной истории человека, при этом обязательно учитывается субъективная интерпретация собственной жизни и социальной реальности. При использовании данного подхода производится изучение следующих источников: официальные документы, устные свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений.
- Метод обобщения характеристик. В его основе лежат представления и мнения о конкретном субъекте, а именно, что думает окружение о качествах конкретного субъекта. После того, как будет произведен сбор всех окружающих мнений, производится их анализ и обобщение, что позволяет сделать объективные выводы о сильных и слабых сторонах изучаемого субъекта.
- Методика парных сравнений. Ее использование подразумевает выделение конкретных предпочтений с целью проведения их последующего попарного сравнения в средних значениях. Сначала производится составление экспериментальной группы, каждому члену которой подбирается партнер, а опрашиваемые будут выбирать конкретный критерий.
- Метод идеальных типов. Этот инструмент изучения был разработан М. Вебером, который использовал его в собственных социологических исследованиях. По его мнению, идеальный тип – некоторый утопический, совершенный формат объекта. Идеальные типы используются для построения гипотез и применяется для решения исследовательских задач — понимания, объяснения, систематизации.
- Метод опроса. Характеризуется сбором конкретной информации по узкому направлению. Здесь подразумевается сбор ответов в различной форме, а также их последующая систематизация. Все методы опроса можно классифицировать на интервью и анкетирование. Интервью подразумевает сбор информации в режиме реального времени, а анкетирование – сбор количественных данных.
Заключение
Стоит отметить, что в социологии отсутствует идеальный метод, который мог бы предоставить на 100% верную информацию, и лишь комплексное исследование с использованием множества методик позволяет достичь наиболее прогрессивных и качественных результатов.
Источник
Основы социологии
Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.
Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).
2. Социология в системе гуманитарных наук
Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.
Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.
Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.
Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.
Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.
Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.
Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.
Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.
Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.
Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.
Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.
Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.
Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.
Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.
Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.
Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.
Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.
3. Структура социологии
Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;
2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;
3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;
4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.
На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.
2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Виды специальных социальных теорий:
1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;
3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.
3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.
В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.
В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.
В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.
В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.
Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.
Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.
Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.
Лекция 1
Термин «социология» впервые ввел в научный оборот Огюст Конт. В главных своих сочинениях – «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.
Источник