- ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты
- Что такое социальный институт?
- Социальные институты, их виды
- Структура социальных институтов
- Признаки социальных институтов
- Функции социальных институтов
- Формальные и неформальные социальные институты
- Социальные институты как отражение социальных потребностей
- СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты
Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».
В общественных науках употребляется термин « социальный институт».
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.
Структура социальных институтов
Структура, то есть элементы целого.
Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.
- Цель и сфера деятельности социального института
- Функции
- Социальные роли и статусы
- Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
Функции социальных институтов
- Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
- Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
- Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
- Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
- Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
- Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.
Формальные и неформальные социальные институты
Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)
Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Социальные институты как отражение социальных потребностей
«Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Институты социальные — элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Изучение институтов, как отмечал Г. Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменений, сломов.
Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».
Социальная норма — общее правило, обличенное в абстрактную модель взаимодействия участников соответственных общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и однообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности. Институциированные социальные нормы относительно стабильные. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.
Социальный обмен — это обмен между членами общества, организациями и сферами общества, находящимися в различных структурных позициях (по
литических, экономических, культурных и т.д.).
Каждый социальный институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На основе формализованных форм и производится социальный обмен.
Социальные институты в развитых, высоко институциализированных обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие. Образуя систему, социальные институты обуславливают функционирование социального организма — общества.
Социальные институты в большинстве случаев исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, технических достижений, передаче навыков и норм социального поведения, социальной интеграции.
Внешними атрибутами социальных институтов являются соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.
Определяющим условием появления социальных институтов являются соответствующие социальные потребности. Социальные потребности — особый вид потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом.
Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда».
Размер социальных потребностей ограничен характером и масштабами общественного производства, спецификой производственных отношений и социокуль
турной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.
Потребности социальных групп характеризуются: массовидностью проявлений, устойчивостью во времени и пространстве, инвариативностью в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп, взаимосопряженно- стью. Сопряженность потребностей в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей, что обуславливает образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет необходимость в удовлетворении предметами социально-бытового предназначения. Это, в свою очередь, породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а значит появление рабочих мест и потребность в специалистах и т.д.
Целесообразно выделить следующие социальные области, удовлетворение потребностей в которых, обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп: производства и распределения товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества; охраны среды нормального психофизиологического жизнеобеспечения, в том числе для простого (или расширенного) демографического воспроизводства; познания и саморазвития; коммуникации и средств связи; воспитания и обучения детей; контроля поведения членов общества в аспекте соблюдения норм права; обеспечения экономической, социальной и иных аспектов безопасности общества.
Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей индивида (запросов индивида). Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение — порождает социальные конфликты и несет угрозу социальной безопасности.
Таким образом, социальные институты ведущие компоненты социальной структуры общества, интегрирующие и координирующие множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающие социальные отношения в различных сферах общественной жизни.
Социальная структура общества, роль и место в ней социальных групп и социальных институтов являются основополагающими для определения субъектов и объектов социальной политики, ее целей, приоритетов, технологий.
Контрольные задания и задачи для самопроверки Назовите ключевые элементы социальной структуры общества. Определите коренные отличия социальной группы, социальной общности, социального слоя. Дайте определение категории «социальное положение» Охарактеризуйте общество, для которого присуще классовое деление и назовите основное отличие от общества с кастовым делением. По каким основаниям выделяются статистические социальные? Приведите примеры социальных статистических группировок. Субъектами и объектами каких социальных отношений выступают реальные социальные группы? Приведите примеры социальных групп в соответствии с социально- экономической классификацией типов социальных группировок. Приведите примеры социальных групп в соответствии с стратификационной классификацией типов социальных группировок. Определите основное отличие социально-экономического и стратификационного подходов к типизации социальных группировок. В чем состоит суть взаимосвязи социальных институтов с социальными нормами и социальным обменом? Чем отличаются социальные потребности от запросов индивидов? В чем сущность ранжирования социальных потребностей? Приведите примеры социальных институтов и определите их роль в жизни и развитии общества. Литература Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Социально-экономическое положение трудящихся: перемены в условиях радикальных реформ. В кн.: Социальнотрудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.,1996 г, — с. 133-137. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. М., 2000 г. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996 г. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995 г. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. Москва-Белгород, 1995 г.
Источник
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Одной из важных черт института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Мы затрагиваем эти аспекты социальной жизни во 2, 4 и 16-й главах. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие » социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идет о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве)
Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами,
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей, согласно классификации ГЛенски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские институты содействуют защите членов общества и их биологическому воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 3. Социальная структура
РЕСУРСЫ И ИНСТИТУТЫ
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты, связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:
1) землю или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
2) труд или мотивация и навыки людей;
3) капитал или богатство, вкладываемое в средства производства;
4) организацию или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.
Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Так, в семье существуют роли мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, сестры, двоюродной сестры, дяди и тети. Все эти роли связаны с множеством прав и обязанностей, определяющих характер интеракции (взаимодействия) людей, которые включены в определенный институт: матери — сына, двоюродной сестры — двоюродного брата, дяди — племянницы и т.д. В учебных институтах многие роли тоже точно определены: учитель, ученик, администратор, секретарь, сторож; для их усвоения требуются определенные образцы взаимодействия людей, исполняющих именно эти роли.
Однако данная характеристика институтов в какой-то мере вводит в заблуждение. Институты представлены как совершенно устойчивые и неизменные образования. Поэтому в заключение этой главы следует подчеркнуть разнообразие форм и изменчивость институтов. В примитивных и земледельческих обществах экономические потребности удовлетворяются главным образом с помощью института семьи и системы родственных связей, в рамках которых осуществляется основная производственная деятельность. Например, в крестьянских семьях родители, дети и подчас другие родственники сами работают на своих фермах; им даже в голову не приходит использовать труд «наемного работника», который не является членом семьи или родственником. В коммерческом и промышленном обществе роль семьи в производственной деятельности значительно снижается, она ограничивается ведением домашнего хозяйства и заботой о детях; производство товаров и услуг осуществляется главным образом такими организациями, как фабрики и конторы, которые отделены от семьи.
Следует также подчеркнуть, что институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Что касается института медицины, то с развитием новых технологий, например усовершенствованных сканирующих устройств и почечного диализа, не только возникли новые роли (скажем, специалистов по медицинской технике), но изменились даже традиционные отношения между практикующим врачом и пациентом: они перешли в отношения между многочисленным персоналом больницы и пациентом. Реанимационная технология не только кардинально изменила возможности врачей спасать жизнь пациентов, но и стала причиной возникновения множества этических проблем, связанных с ответственностью за жизнь человека. Кто решит, например, отключать ли реанимационное оборудование, если пациент безнадежно утратил почти все свойства живого организма, — члены его семьи, врач или должностное лицо, выступающее в качестве посредника, скажем судья?
Или другой пример: в связи со снижением рождаемости и ростом средней вероятной продолжительности жизни населения нынешняя семья с двумя-тремя детьми, которые наверное доживут до взрослого возраста, значительно отличается от прежней семьи с восемью-двенадцатью детьми, многие из которых умирали после рождения или в детстве.
Подчеркивая важность изменчивости институтов, мы подробно проанализируем причины и следствия этого процесса в 13-17-й главах (где рассматриваются институты семьи, религии, образования, экономическая и политическая системы). В заключительной главе мы снова вернемся к теме социальных изменений, включая изменения институтов.
Источник