Социальные группы способ взаимодействия

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Содержание:

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.
  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Источник

Взаимодействия в социальных группах

Взаимодействие— это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

1)оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

2)оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;

3)оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

4)оно выражает субъективные намерения участников.

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

П. Сорокин выделяет следующие типы социального взаимодействия:

♦ организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;

♦ организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;

♦ организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично — добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

Большинство организованных социальных систем взаимодействия — от семьи до церкви и государства, отмечает Сорокин, принадлежит к типу организованно-смешанных. Встречаются также неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.

Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем зависимее жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.

Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, причем не важно, встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает воздействовать на поведение или психологию другой, процесс можно считать законченным.

Весь социальный порядок является системой, которая делает непрерывными огромное число действий интеракции, хотя они уже казались завершенными.

Взаимоотношения бывают солидарными, антагонистичными или смешанными. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если они конфликтны, то это — антагонистическая форма интеракции, когда совпадают отчасти — это смешанный тип.

Читайте также:  Баклажаны с помидором способ приготовления

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон и их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

В длительно существующих организованных группах П. Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений:

♦ семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);

♦ договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора; солидарность эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.);

♦ принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий — частично договорные, семейные, принудительные.

П. Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; конкретных людей и групп; материализованных ценностей общественной жизни. В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

♦ односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая, религиозная группа, профессиональный, политический или научный союз);

♦ многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Источник

Социология

Лекция № 7
СИСТЕМА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

1. Социальные взаимодействия. Типы и теории.
2. Социальные группы. Понятия и виды.
3. Поведение человека в группе.

1
Человек, являясь по своей сути социальным существом, в процессе сво-ей жизни и деятельности вступает в разнообразные взаимодействия с другими людьми. Под социальным взаимодействием подразумевается «система взаимо-обусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Социальные взаимодействия не исчерпывают многообразия соци-альных связей, которые выстраиваются в логической последовательности сле-дующим образом:
1) социальные контакты (мимолетные, кратковременные связи, напри-мер, в общественном транспорте);
2) социальные действия (поведение с осознанной направленностью на других, например, учет возможной реакции окружающих, который лежит в ос-нове длительного прихорашивания перед зеркалом молодой девушки);
3) социальные взаимодействия (например, кооперация, конкуренция и конфликт);
4) социальные отношения (упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия, например, дружба).
Из перечисленных видов социальных связей наиболее теоретически раз-работаны социальные действия и взаимодействия. Родоначальником теории со-циального действия был выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, который понимал данное понятие, как действие человека. которое по предполагаемому действующим лицом или. лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него» . В определении смысла того или ни соци-ального действия Вебер видел главную задачу социологической науки. Основ-ной особенностью социального действия Вебер считал его осознанный харак-тер. По его мнению, столкновение двух велосипедистов может быть явлением случайным и не носить характера социального действия, но брань и конфликт, либо извинения — это уже социальные действия. В данном примере сложно провести четкие контуры «социальности» действий велосипедистов. Все прояс-няется, если рассмотреть типологизацию социального действия, которую пред-ложил немецкий социолог. Он расположил четыре типа социального действия (см. также лекцию №2) по мере нарастания их рациональности:
— аффективные действия, которые совершаются под воздействием сильных эмоций (например, скандал);
— традиционные действия, которые совершаются просто потому, что так принято поступать (например, здороваться при встрече;
— ценностно-рациональные действия, которые определяются ценностя-ми, присущими человеку (например, отказ Джордано Бруно поступиться своей теорией и спасти таким образом свою жизнь;
— целерациональные, которые определяются осознанной целью и осознанным выбором способов ее достижения (например, действия предприни-мателя).
Данные варианты социальных действий представляют собой идеальные типы. В чистом виде они крайне редки в жизни, но необходимы для интерпре-тации реальных действий людей, которые представляют собой комбинации этих типов. Американский социолог Т. Парсонс несколько модифицировал тео-рию социального действия. Во первых, он предложил не ограничиваться прин-ципом рациональности, а во-вторых, соединил анализ социального действия с учением о социальных ролях. Парсонс исходил из того, что общество является доминирующим в трихотомии «общество — группа – индивид». Оно есть моти-вированная совместная деятельность людей, и чтобы познать общество, надо свести его анализ к действиям людей . Таким образом, в качестве предмета со-циологии Парсонс определяет социальные действия. Они, по его мнению, имеют определенную структуру: действующее лицо, цель, условия (ситуация), нормы, реакция другого лица. В обществе функционирует система социальных действий людей, которая способствует возникновении. социальных отношений — устойчивой связи взаимно ориентированных социальных действий. Взаимо-действие людей в обществе ¬носит структурированный характер. При этом от-дельный человек принимает участие в процессах социального взаимодействия, преследуя свои различные цепи. Но цели во-многом связаны с общественными нормами (правилами игры) и ценностями, которые существуют в культуре дан-ного общества. Выбор человеком целей своих действий происходит не произ-вольно, а в рамках определенных ценностей и нормативно регулируется обще-ством. Ключевыми понятиями в данном контексте являются статус, социаль-ная роль, и социальный контроль. Статус означает деперсонифицированную социальную позицию в обществе, связанную с ранжированностью социальных отношений.
В связи с этим понятие статуса поэтому связано с понятием престижа. Статус служит определению и конкретизации взаимодействий между людьми, задавая некую матрицу. Например, в университетской аудитории взаимодейст-вие задается двумя основными статусами — профессора и студента. Студенты строят свое поведение в аудитории, исходя из своих прав и обязанностей по от-ношению к профессорам, а профессора таким же образом строят свое поведе-ние по отношению к студентам.
Социальный статус тесно связан с типичными для общества отноше-ниями власти, подчинения и зависимости, которые в той или иной форме при-сутствуют во всех видах социальных отношений. Различают два главных спо-соба обретения статуса — предписание и достижение. Предписанный статус — это социальная позиция, которая дается от рождения или связана с принадлеж-ностью к какой-либо группе. Скажем, быть принцем, женщиной, «благородным рыцарем», графиней означает получение статуса на основе предписаний. Стать же ученым, олимпийским чемпионом, инженером и даже «вором в законе» можно только на основе достижений. Достигнутый статус означает социальную позицию, получение которой связано с проявлением индивидуальных способ-ностей и усилий. Правда, в жизни существует много статусов, которые связана одновременно и с предписаниями, и с достижениями. Получить хорошо опла-чиваемую работу гораздо легче, если человек уже принадлежит к привилегиро-ванной социальной группе.
Другой важнейший компонент социального взаимодействия — роль, яв-ляющаяся моделью ожидаемого поведения, которая связана с данным статусом. Статус подразумевает различные права и обязанности. Культурные нормы предписывают определенное поведение обладателю того или иного статуса. Это также называют ролевыми ожиданиями. Ролевое исполнение поведения яв-ляется, таким образом, функцией статуса. Через роль личность связывается с социальной структурой, а статусно-ролевая система выступает как матрица со-циальной структуры общества. Люди получают определенный статус и игра-ют социальные роли (студентов, профессоров, менеджеров, политиков). В рамках статусно-ролевой позиции существуют права, т.е. ожидания того, как будут вести себя люди по отношению к данному человеку, и обязанности — ожидания других, что человек будет вести себя соответственно занимаемому статусу. Все это делает возможным существование системы социальных отно-шений. Конкретный индивид может пребывать одновременно в нескольких ста-тусно-ролевых позициях. Ученик Парсонса Роберт Мертон отмечал, что одному статусу может соответствовать целый ряд ролей. Так, например, женщина мо-жет иметь статус жены и исполнять роли полового партнера и хозяйки. Если она еще и работает, скажем преподавателем, то исполняет роли коллеги для со-служивцев и учительницы для детей. Множественность статусно-ролевых по-зиций личности приводит к противоречиям и ролевым конфликтам (семейные обязанности женщины могут мешать ее служебным обязанностям). Общество порой вынуждено заставлять своих членов выполнять социальные роли и кор-ректировать ролевые отклонения, которые могут возникать. Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях (пред-писания, запреты, положения, приказы, репрессии) и реализуется через социа-лизацию, групповое давление и принуждение.
Среди теорий социального взаимодействия наиболее распространены теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология и дра-матический анализ. Теория обмена Дж. Хоманса основана на бихевиорист-ской модели (стимул-реакция). Люди вступают во взаимодействие, взвешивая все возможные вознаграждения и затраты в соответствии с четырьмя принци-пами: 1) чем больше вознаграждается определенное действие, тем чаще оно по-вторяется; 2) если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; 3) если награда велика, то человек готов приложить больше усилий; 4) когда потребности близки к насыщению, то прилагаемые усилия становятся меньше.
Наряду с трактовкой общества в рамках позитивизма и структурного функционализма существует субъективная, интеракционистская модель соци-альных взаимодействий. Согласно данному подходу, общество — «конструи-руемая реальность», возникающая в повседневном взаимодействии (интерак-ции) людей. Отсюда предметом социологии считается процесс взаимодействия на микроуровне. Реальность — это результат взаимодействий, основанных на интерпретации ситуации, в которой они происходят. Например, девушка, отве-чая на вопрос молодого человека о том, который сейчас час, может по-разному интерпретировать данный вопрос и соответственно по-разному себя вести. Скажем, понять ситуацию как попытку завязать знакомство или как мимолет-ный контакт. Символический интеракционизм, разработанный Дж.Мидом и Г.Блумером, утверждает, что поведение определяется значением, которое люди придают словам, жестам, предметам и другим символам. Один и тот же жест может интерпретироваться как значимый, и тогда строится одна модель пове-дения; и незначимый — тогда следует автоматизированная реакция. Схема взаимодействия выглядит так: стимул — символ — реакция.
На конструирование реальности огромное влияние оказывает культура общества, задающая параметры такого конструирования, которые воспринима-ются как «естественные». Так называемая теорема Томаса гласит, что ситуа-ция, которая определяется как реальная, реальна и по своим последствиям. Культура задает пространство смыслов и значений, согласно которым и проис-ходит интерпретация ситуации взаимодействия. Этим можно объяснить знако-мый каждому путешественнику «культурный шок», когда привычные для него жесты, предметы и понятия неожиданно оказываются имеющими совершенно другое значение. Например, в Японии протянутая для рукопожатия рука тради-ционно интерпретировалась как недружественный жест, и в данном случае не важно, что хотел на самом деле действующий субъект. Теорема Томаса нацели-вает на анализ того, как партнер по взаимодействию определил ситуацию.
Именно в ежедневном процессе взаимодействия, который связан, преж-де всего, с речевыми конструкциями, задающим упорядоченность социальной реальности, сосредоточивает свое внимание этнометодология . Основатель этой теории Г.Гарфинкель ставил задачу вскрыть неписанные правила, которые упорядочивают взаимодействие, но не являются очевидными. В 60-е годы его студенты проводили провокационные эксперименты. Когда студента спраши-вали: «Как поживаешь?», он отвечал: «А что Вы имеете в виду: мое здоровье, финансовое положение, учебу или что?». Собеседник, как правило, выходил из себя и кричал: «Да я просто был с тобой вежлив и мне плевать на то, как ты живешь!». Отсюда Гарфинкель делал вывод о языковом нормировании правил социального взаимодействия. Этнометодология, встав в жестокую оппозицию традиционной социологии, в свою очередь, подверглась критике за: 1) идею сверхупорядоченности социальных взаимодействий; 2) игнорирование фактов непонимания между людьми и феномена социальной структуры. Сегодня роль этой теории не столь заметна, как в 60-е годы.
Коллега Г.Гарфинкеля Э.Гоффман разделял его идею о схематизирован-ности повседневной жизни. Социальное конструирование реальности, по его мнению, сходно с тем, как актеры играют свои роли на сцене театра. Свою тео-рию он назвал драматургическим анализом и определял ее как анализ соци-альных взаимодействий в терминах театральной постановки. Статус при этом связывался с солирующей или второстепенной партией, а роль — сценарием. Сердцевиной теории Гоффмана являлась идея самопрезентации, с помощью ко-торой человек управляет впечатлениями других людей и воздействует таким образом на них. Жесты, одежда, тон голоса — все это создает нечто вроде сцени-ческой постановки, где человек играет главную роль. Одна из главных задач здесь — создать себе идеализированный имидж. Независимо от того, каковы их реальные мотивы и намерения, люди склонны убеждать действия соответству-ют общеразделяемым и одобряемым стандартам. Например, врачи склонны публично утверждать, что их работа для них не столько зарабатывание денег «благородное дело помощи страждущим больным», «вклад в науку» и т.п. Са-мое неприятное в самопрезентации — потеря лица, которая приносит вред не только тому, кто его теряет, но и может дезорганизовать всю ситуацию взаимо-действия. Отсюда ценность тактичности, которая призвана помочь сохранить лицо и контекст ситуации. Такт — один из приемов конструирования социаль-ной реальности. Рассмотрим этот процесс на примере ситуации в кабинете вра-ча-гинеколога. Если врач мужчина, ситуация приобретает некую двусмыслен-ность, поэтому общество создает особый сценарий взаимодействия в таких слу-чаях. Во-первых, присутствие медсестры — женщины как бы препятствует ин-тимности; во вторых, дизайн кабинета и одежда врача призваны исключить всякий намек атмосферу, предполагающую близость; в-третьих, язык общения официален и задает некую обезличенность. Таким образом, сам процесс чисто медицинской помощи приобретает социальный контекст. Работы Гоффмана показали, что хотя индивидуальность и спонтанность имеют место в процессе ролевого поведения, тем не менее социальное взаимодействие во многом скон-струировано из сходных элементов и поэтому нормировано. Шекспировские слова о том, что весь мир театр, а люди в нем актеры, могут быть использованы в качестве главного тезиса теории драматического анализа.

Читайте также:  Документ выполненный способом тайного письма

2
Взаимодействуя между собой, люди не могут обойтись без таких прояв-лений своей социальной сущности, как чувство принадлежности к общности и идентификация себя с другими людьми, Другими словами, практически каж-дый человек является членом какой-либо социальной группы. Термин «соци-альная группа» используется для обозначения феномена, «когда два или более человека, имеющих высокий уровень идентичности, взаимодействуют на по-стоянной основе» . Каждый член общества может быть охарактеризован как представитель той или иной группы — семейной, этнической, дружеской, кон-фессиональной и т.п.
Образование социальных групп в обществе обычно связывают с:
1) жизненной необходимостью, вытекающей из социальной
природы человека (социализация);
2) необходимостью достижения целей, не доступных одному человеку (бригада строителей);
3) удовлетворением потребностей в социальном одобрении, уважении и самореализации, которое невозможно вне группы;
4) необходимостью ослабления разрушительного влияния негативных чувств (беда любит компанию).
Образуя группы, люди не только определенным образом взаимодейст-вуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, они также подчи-няются внутригрупповым нормам поведения и считаются членами данной группы с точки зрения других людей (вспомним теорему Томаса).
В одних случаях взаимодействия в группах носят более личностный, в других — более формальный характер. В этом плане различают первичные и вторичные группы. Первичной называют группу, сравнительно небольшую по размеру, где отношения между людьми длительны и основаны на личностных факторах (родство, дружба, любовь). Типичный пример и самая важная пер-вичная группа — семья. Именно первичная группа выступает агентом ранней со-циализации, формируя поведение и личность человека. Она же задает социаль-ную идентичность, поэтому члены первичных rpyпп воспринимают себя как некое коллективное «мы» (братство, клуб). Сила первичных связей дает чело-веку комфорт и ощущение безопасности. Члены первичных групп оказывают не только эмоциональную, но и зачастую финансовую поддержку друг другу. Причем данный тип взаимоотношений мыслится на взаимной основе. Если это не происходит, то появляется ощущение, что тебя просто используют, и это от-рицательно сказывается на взаимоотношениях. Несмотря на периодические конфликты, члены первичных групп чаще всего сохраняют статусно-ролевую структуру. Братья и сестры всегда будут братьями и сестрами. Не случайно распространено мнение, что первичная группа и есть та клеточка (по аналогии с живой клеткой), из которой складывается общество.
Вторичные группы обычно больше по размеру, и взаимодействие в них основано на общих целях и интересах. Вторичную группу образуют индиви-дуумы, работающие в одной фирме, учащиеся в одной студенческой группе, депутаты, состоящие в одной парламентской фракции. Здесь формируется ткань вторичны (более безличных) отношений. Они более кратковременны и менее эмоциональны. Вторичная группа менее значима с точки зрения соци-альной идентичности. Хотя и во вторичной группе люди могут говорить о себе, употребляя термин «мы», границы между членами группы и не членами группы менее четко выражены по сравнению с первичными группами. Сказанное не означает, что вторичные отношения напрочь лишены эмоциональности и чисто формальны, но эмоциональные и личностные факторы взаимодействия здесь вторичны по сравнению с групповыми целями. Если члены первичных групп имеют значение сами по себе, то члены вторичных групп оцениваются с точки зрения того, чем они могут быть полезны. В то же время данные различия ско-рее идеальная типизация. В жизни можно встретить вторичные группы с сильно выраженным акцентом на «семейный тип» взаимоотношений. Например, тра-диционные японские фирмы, где большое значение придается взаимным мо-ральным обязательствам работников и работодателей.
Другой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Это группы, на которые человек ориентируется в своих оценках, реше-ниях и поведении. Молодой человек, размышляющий о том, как его семья от-несется к девушке, с которой он встре¬чается, считает семью референтной груп-пой. Также банкир, считающийся с мнением коллег по поводу своей кредитной политики, оценивает своих сослуживцев как референтную группу. Одновре-менно референтными будут не только те группы, к которым человек принадле-жит, но и те, к которым он хотел (ингруппа) или активно не хотел бы (аут груп-па) принадлежать. Выражения типа «ты что, ненормальный?» служат как раз тому, чтобы, используя референтную группу, воздействовать на оценки или по-ведение партнера по взаимодействию. Референтными могут быть как первич-ные, так и вторичные группы. Все группы типа «in» и «out» порождаются раз-делением общества на «мы» и «они». При этом «нам» приписываются те цен-ные свойства, которых нет у «них». Все это способствует созданию более опре-деленных границ между социальными группами и социальной индентификаци-ей людей. Одновременно с помощью «in» и «out» групп воспроизводится база для конфликтов. Этноцентризм и расизм, например, — результатом возвыше-ния одних групповых черт и норм в ущерб другим. К чему это приводит на практике, известно.
3
Взаимодействие людей в группах имеет ряд характерных особенностей, которые в социологии называются групповой динамикой. Речь идет прежде всего о феноменах лидерства, группового конформизма и сплоченности. В се-мье, на работе или на отдыхе взаимодействие людей выстраивается таким обра-зом, что кто-то приобретает большой статус и занимает более влиятельную по-зицию, что позволяет им оказывать сильное воздействие на других членов группы. Для характеристики такого явления используют понятие «лидерство». Лидер — это член группы, который: 1) имеет возможность влиять на поведение других; 2) определяет направление И осуществляет координацию деятельности; 3) разрешает споры и принимает решения. В то же время лидер концентриро-ванно выражает групповые интересы и ценности. Даже в бандитской шайке ли-дер должен не просто «давить» авторитетом и силой, а использовать их для достижения целей, которые одобряются шайкой, и вести себя в соответствии с принятым «кодексом чести».
Различают «инструментальное лидерство», которое связано с процессом достижения главных целей группы, и эмоциональное, связанное с процессом улучшения коллективного самочувствия членов группы (душа общества). В ев-ропейской культуре такое «разделение труда» четко выражено. Например, в семье инструментальным лидером является муж и отец, жене же традиционно отводится роль эмоционального лидера. По стилю лидерства выделяют три идеальных типа: а) либеральный (невмешивающийся); б) авторитарный (дик-тующий решения и берущий на себя всю ответственность); в) демократический (разделяющий ответственность с членами группы на базе совместно принятого решения). Выбор стиля лидерства зависит не только от ситуации и от группо-вых целей, а также от индивидуальных характеристик самого лидера.
Другой важной характеристикой групповой динамики является группо-вое давление и конформизм. Конформизм подразумевает требование и одно-временную готовность следовать внутригрупповым нормам. Показателен в этом смысле эксперимент, проведенный в начале 60-х годов XX в. С.Мильграмом в Йельском Университете США. Одним студентам поручалась роль «учителя», другим «ученика». Учитель должен был требовать, чтобы уче-ник запоминал ряд слов и воспроизводил их без ошибок. Для стимуляции при-лежного учения учитель располагал аппаратурой, позволяющей выбирать для нерадивых учеников с помощью разряда тока от 15 до 450 вольт. Естественно, «ученики» были заранее предупреждены, что никаких ударов током не будет, но их попросили сыграть так, будто им больно. «Учителя» об этом ничего не знали. Аппаратура была сконструирована таким образом, что исключала воз-действие током. В процессе эксперимента оказалось, что 2/3 «учителей» не ос-танавливались даже перед применением электрошока в 450 вольт. Мильграм предположил, что «учителя» настолько входили в роль, что, по их мнению, обя-заны были добиться, чтобы ученики выучили все задания. Эксперимент был повторен таким образом, что один «ученик» имел сразу трех учителей, двое из которых были ассистентами Мильграма. В этом случае эксперимент показал, что один испытуемый «учитель» ориентировался на действия своих «коллег» в большей мере, чем на свое мнение.
Групповое давление и конформизм ярко продемонстрировали и экспе-рименты С.Эша. Группе из 6 — 8 человек давалось задание оценить сравни-тельную величину разных отрезков прямых. Причем разница была очевидна. Но когда испытуемый попадал в группу, которая специально начинала выска-зывать мнение, прямо противоположное мнению, то примерно более 30% ис-пытуемых соглашались с неверным ответом, если его разделяло большинство. Опираясь на эти и другие исследования, социологи склонны утверждать, что большинство индивидов конформно и не может противостоять групповому давлению. Но, наверное, не стоит считать конформность исключительно отри-цательной характеристикой человека. Во многом благодаря ей поведение лю-дей в группах отличается предсказуемостью и стабильностью. Только мень-шинство способно противостоять групповому давлению, но именно оно и спо-собствует социальным изменениям. Еще одна важная характеристика группо-вой динамики — сплоченность. Для сплоченной группы типично:
1) ярко выраженное чувство «мы»;
2) тесная кооперация в достижении групповых целей;
3) защита группы от внешней критики или агрессии;
4) готовность пожертвовать личным во имя групповых интересов.
На сплоченность влияют, во-первых, размер группы (чем она больше, тем труднее поддерживать сплоченность); во-вторых, стабильность состава группы (ротация членов группы отрицательно сказывается на сплоченности); в-третьих, степень вовлеченности и ответственности членов группы за общие де-ла. Чем сложнее ритуал принятия новых членов группы, тем, как правило, жестче требования следовать групповым нормам и выше сплоченность.
На уровень сплоченности влияет также и такой фактор, как образ врага, который усиливает внутригрупповую солидарность и интеграцию. В США был проведен довольно простой, но показательный в данном контексте экспери-мент. В лагере скаутов для поощрения конкуренции в трудовых и спортивных делах было создано два отряда — «красных дьяволов» и «бульдогов». Админи-страция лагеря всячески способствовала усилению соперничества между ними. В конце концов начались жесткие конфликты, которые уже не удавалось пога-сить привычными способами. Тогда руководство лагеря создало образ врага в лице скаутов соседнего лагеря, сказав, что они пренебрежительно отзываются о спортивных и трудовых возможностях «бульдогов» и «красных дьяволов» и готовы их легко посрамить как в спорте, так и в труде. Все это резко усилило лояльность к «своим» на фоне наростающей враждебности к «чужим». Кон-фликты прекратились, и лагерь зажил одной семьей, озабоченной победой над общим «противником».
В заключение отметим, что именно изучение малых социальных групп сегодня вызывает большой интерес социологов. Помимо удобства для экспери-ментирования и наблюдения из-за своего сравнительно небольшого размера, они выступают элементарными частицами социальной структуры, в которой зарождаются и развиваются социальные процессы.

Читайте также:  Основные способы обработки металлов резанием

Вопросы для самоконтроля
да.
1. Что такое социальное действие?
2. Сравните теории социального действия М. Вебера и Т. Парсонса.
3. В чем сущность понятий «социальный статус» и «социальная роль»?
4. Дайте характеристику взглядам интеракционистского подхода.
5. Поясните на примерах действия «теоремы Томаса».
6. Почему люди образуют группы?
7. Какие виды групп вы знаете?
8. Поясните на примерах процессы групповой динамики.

Источник

Оцените статью
Разные способы