Социально приемлемые способы выражения злости

Оказывается, злиться тоже нужно правильно. Врач-психоневролог – о том, как выражать эмоции без вреда для своего здоровья

CityDog.by и культ.центр «Корпус» продолжают помогать себе и вам. Мы провели уже 5 онлайн-встреч с психологами, где вместе разбирались с тем, как легче переживать кризисы, жить в городе и не бояться выделяться, поднимать сложные темы и разрешать конфликты.

А сегодня публикуем конспект лекции врача-психоневролога Натальи Наумовской. Она рассказала о том, откуда берется злость, какие реакции она вызывает и как научиться эту самую злость корректировать.

Содержание

Уже сегодня, 12 октября, в 19:00 врач-психотерапевт Станислав Ярошевич проведет последнюю лекцию цикла, где расскажет, как помочь подростку быть собой.

Встречаемся в 19:00 – надо только зайти на YouTube-канал CityDog.by.

Что такое злость?

Ответ на этот вопрос часто связан со стереотипами. Например:

  • злость – это негативная эмоция, и злиться нельзя (запрет на злость);
  • злиться неприлично, хорошие люди не злятся;
  • злых не любят, с ними не дружат.

Но на самом деле злость – это сильная эмоциональная реакция, которая возникает на негативное с нашей точки зрения событие.

Чаще всего причина злости – конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это любая ситуация в нашей жизни, которая не соответствует нашим представлениям о том, как все должно быть.

Как чувствует себя наше тело, когда мы злимся?

В такие моменты в теле есть напряжение мышц лица, кистей рук, мышц ног. В этот момент наше тело наполнено энергией, так как злость с точки зрения эволюции очень хорошая эмоция: она дает нам силы защищаться и отстаивать свои права.

Откуда берутся эти телесные реакции? Оценка того, насколько ситуация благоприятна или неблагоприятна для нас, запускает выброс «гормона злости» – кучу нейромедиаторов и нейропептидов, адреналин. Этот выброс запускает реакцию вегетативной нервной системы (она управляет работой всех органов нашего тела без нашего сознательного контроля). Как следствие, появляется учащение дыхания и пульса, напряжение мышц и повышение давления и потоотделения.

То есть включается известная система «бей или беги» – когда наступает опасность, мы должны или драться, или спасаться и прятаться. И в результате в момент злости у нас запускаются телесные реакции, необходимые, чтобы выжить в случае нападения. А в современном мире наша злость в привычном с точки зрения эволюции виде зачастую не реализуется, и напряжение застревает в нашем теле.

Что не так с нашей привычной реакцией на злость?

Результат злости в конфликтной ситуации – действие. А после мы оцениваем свое поведение в конфликтной ситуации: нравится нам или нет, принесло ли это действие нам пользу.

В нашей культуре обычно используется два типа реакции на злость:

  • проявление злости в виде какой-то степени агрессии;
  • подавление злости.

И в зависимости от вариантов реакции на злость мы чувствуем себя по-разному.

Так, человек, который проявляет злость, расслабляется, со временем успокаивается, но очень часто сожалеет о своих действиях. А если человек подавляет свою злость, то он обычно чувствует или напряжение, или истощение и потерю энергии, может злиться на себя и окружение или испытывать грусть, что не смог себя защитить. И все это тоже приводит к сожалению.

Читайте также:  Какие виды сварных соединений выполняются способом эшс

И получается, что мы сожалеем о любой реакции на злость: обычно мы недовольны либо своим поведением в конфликте, либо его последствиями.

На обе ситуации реакция общества тоже будет разной. Если человек умеет, пусть даже и резко, отстаивать свою позицию (что на самом деле хорошо, и такие люди часто значительно здоровее), у окружения он вызывает негативную реакцию. И в то же время есть очень позитивная реакция социума на людей, которые не умеют говорить «нет». Их все любят, считают хорошими людьми и хорошими сотрудниками.

Что делать, чтобы избежать последствий своей злости?

В первом случае, когда вы проявили злость и отстояли свои границы, но более агрессивным способом, чем вам бы хотелось, достаточно просто извиниться.

Если же вы подавили злость, а свои интересы защитить не удалось, то нужны эффективные лично для вас способы справиться со стрессом. Это может быть йога, танцы, спорт – каждому человеку нужно самому понять, как он лучше расслабляется после стресса.

Найти свой метод снятия стресса проще, если знать ваш способ восприятия реальности: визуал, аудиал, кинестетик или дигитал. Например, для кинестетиков лучше всего могут подойти танцы, а если они сопровождаются приятными визуальными образами, то подойдут еще и визуалам. Аудиалам будет полезно побеседовать с близким человеком, идеальный вариант для кинестетика-перфекциониста – наведение порядка. Визуалам и кинестетикам также подойдет спа, ароматерапия.

Методика прогрессивной мышечной релаксации позволяет снять напряжение там, где оно «застряло»: мы должны напрячь нужную группу мышц, подержать тело так секунд 15, а потом хорошо расслабиться. А еще могут подойти сон и еда – главное, не «заедать» стресс постоянно, а иногда позволять себе что-нибудь вкусное.

Как управлять своим поведением в конфликтной ситуации?

Контролировать себя в момент конфликта и злости чаще всего мешает эмоция, которая захлестывает и не дает сосредоточиться. А когда мы смотрим на ситуацию постфактум, без эмоции, то понимаем, как нужно было действовать.

Позиция, в которой мы не сливаемся с эмоциями и можем смотреть на ситуацию со стороны, – это позиция наблюдателя. Чтобы научиться мысленно перемещаться в эту позицию, нужно ответить себе на ряд вопросов:

  • Какую эмоцию я испытываю в этот момент? У эмоций есть огромное количество оттенков, но основных эмоций не так много: злость, страх, обида, вина, грусть и радость. Называя эмоцию, мы возвращаем себе некоторый контроль над ситуацией.
  • Где в теле я чувствую эту эмоцию? Если мы понимаем, что где-то в теле есть напряжение, то можем пользоваться подходящими методами, чтобы избавляться от него, и так защитить свое тело от негативных последствий стресса.
  • Какие мои убеждения в данной ситуации конфликтуют с реальностью? Чтобы это понять, есть еще немного вопросов: «Что меня бесит в этой ситуации?», «Как бы мне хотелось, чтобы развивались события?», «Как в подобной ситуации все должно быть в идеале?» Когда вы отвечаете себе на эти вопросы, иногда можно понять, что ваши убеждения не всегда реальны и рациональны: не может быть так, чтобы мир всегда был именно таким, как нам хочется.

Откуда берутся эти убеждения? Они формируются в процессе жизни в ситуациях с наиболее яркой эмоциональной реакцией, закладываются как программы на жесткий диск, а потом всплывают и начинают управлять нашим поведением.

Важно понять, когда «программка», которая мешает вам адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, заложилась, в результате каких обстоятельств, под влиянием кого из значимых людей.

Это понимание помогает дистанцироваться от эмоции, убеждения, посмотреть со стороны на ситуацию и изменить свое поведение в этой ситуации таким образом, чтобы результат радовал.

Чаще всего у нас есть противоположные убеждения на одну тему: как будто одна наша часть подталкивает поступить так, как «я хочу», а вторая – «как надо».

Читайте также:  Способы гипсовки восковой композиции

Обе части созданы нами в какой-то момент жизни, чтобы нас защитить, и обе они нужны. Из позиции наблюдателя мы можем посмотреть на наше «хочу» и «надо» и придумать вариант поведения, учитывающий основные потребности обоих.

Так как же правильно вести себя во время ссоры?

Когда мы посмотрели на ситуацию со всех сторон, увидели конфликт между «хочу» и «надо» и выбрали для себя вариант поведения, у нас может появиться возможность выбрать не привычный способ проявления агрессии или подавления злости, а третий вариант: искреннее проявление эмоций безопасным для себя и окружающих образом – «я-высказывание».

Этот способ детально описан в книге «Ненасильственное общение. Язык жизни» Маршала Розенберга. Автор разделил его на четыре составляющие:

  1. Наблюдение
    Описание ситуации без оценки, критики, навешивания ярлыков и сравнений.
  2. Высказывание чувств
    Высказываемся с принятием чувства ответственности на себя: не «ты меня бесишь», а «я злюсь».
  3. Потребность
    В любой конфликтной ситуации человек нуждается в удовлетворении своей базовой потребности, и ее надо проговорить простым языком и без обвинений.
  4. Просьба
    Важно формулировать ее в виде утвердительного высказывания.

А приведите пример

Стороны конфликта: родитель и взрослый ребенок, которому «указывают, как жить».

  1. Когда мне говорят, что делать в какой-то ситуации, я…
  2. …жутко злюсь.
  3. Мне бы хотелось, чтобы мои близкие уважали мои желания, признавали, что я как взрослый человек могу принимать решения и нести за них ответственность.
  4. Поэтому было бы хорошо, если бы, прежде чем давать советы, вы интересовались, что я думаю об этой ситуации, что планирую делать, и обсуждали со мной варианты решений.

Еще один пример. Здесь стороны конфликта – родитель и взрослый ребенок, который не поддерживает порядок на общей территории семьи.

  1. Когда я вижу невымытую посуду и остатки еды на столе…
  2. …я расстраиваюсь и жутко злюсь.
  3. Мне хотелось бы, чтобы мои близкие уважали мои усилия по поддержанию чистоты и комфорта в доме.
  4. И поэтому я прошу тебя мыть за собой посуду, убирать остатки еды и вытирать стол после еды.

Такое поведение позволяет нам выразить просьбу и желание, не держать в себе эмоцию – и в результате нас слышат, а конфликт дальше не развивается.

Вывод

Все эти алгоритмы и советы не сработают просто так. Чтобы ваша жизнь изменилась, нужно в первую очередь ваше желание изменить свое поведение. И много терпения: вряд ли получится научиться правильно реагировать на конфликт сразу, пройдясь один раз по всем схемам.

А еще в идеале нужна помощь психотерапевта: если вы проработаете свою злость по плану вместе с ним, шансов научиться вести себя лучшим для вас образом будет намного больше.

Источник

Способы выражения злости

Постоянные опоздания, забывчивость и лень могут быть прямыми признаками неотреагированной злости. Например, мать просит сына купить хлеба с молоком – тем более, ему по пути. Он говорит, что купит, но возвращается с пустыми руками: «Да забыл я!». Или же обязательный и пунктуальный коллега по работе в самый неподходящий момент подводит вас. Или вы сообщаете супругу, что в следующем месяце у вас будет всего пара выходных. Через какое-то время график его дежурств резко меняется, и как раз в эти дни его не будет дома. А может быть, вы сами выслушиваете по телефону от вечно болеющего родственника очередную просьбу приехать, но как-то не торопитесь допивать кружку горячего кофе.

Отсутствие навыков

В нашей культуре люди не умеют правильно выражать свои чувства, злиться в открытую. Именно поэтому так часто агрессия проявляется косвенным образом. Родители не учат этому детей – ведь они и сами не знают, как управляться со своими эмоциями. Чаще ребенку внушают, что злость – это нехорошо; или, что еще хуже – что она является грехом. Ребенок, растущий с такими установками, во взрослой жизни столкнется с собственным неумением отстаивать личностные границы, тревожностью, психосоматикой, аутоагрессией.

Читайте также:  Способы изготовления контактных линз

Способы выражения злости

Агрессию можно выражать разными путями. Условно можно поделить все способы на три группы:

  • Деструктивные;
  • Облегчающие;
  • Конструктивные.

Деструктивные

К первой категории относятся те способы реагирования, к которым человек прибегает «на автомате» – уйти, замолчать, накричать гадостей в ответ, хлопнуть дверью, разбить мамину любимую вазу. Так как проку от них мало, мы их априори не рассматриваем.

Облегчающие способы избавления от злости

Облегчающие способы помогают избавиться от негативных переживаний. Хотя они и не меняют ситуации как таковой, в этом заключается их основное преимущество – злость перенаправляется в безопасное русло. Эти способы позволяют человеку отреагировать неприятные переживания, облегчить свое эмоциональное состояние. Вот некоторые из них:

  • Поколотить боксерскую грушу;
  • Покричать от души (но, чтобы не сбежались соседи);
  • Выражать зло в письмах, которые адресат никогда не прочтет;
  • Поломать или разбить ненужную вещь;
  • Сублимировать злость в творчество (петь, рисовать и т. д.).
  • Конструктивный способ выражения агрессии

Конструктивные способы

К третьей категории относятся действия, направленные на решение конфликтной ситуации:

1. Во-первых, это вопросы, задаваемые оппоненту с целью прояснить ситуацию. Ведь нередко мы попадаем в ловушку проецирования – безобидный поступок другого человека представляется оскорблением в силу собственных психологических проблем. И чтобы не воевать, подобно Дон Кихоту, с ветряными мельницами, лучше направлять энергию злости на построение конструктивного диалога. Задайте собеседнику вопрос:

  • Ты действительно хотел меня обидеть, когда назвал «как-то обидно»?
  • Почему ты не дождалась меня с работы?
  • Зачем ты дал Васе попользоваться моим велосипедом?

2. Затем нужно дать понять собеседнику, что именно вас не устраивает в этой ситуации, прояснить для него свою позицию. Например:

  • Мне неприятны твои шутки, они меня задевают (это уместно сообщить в том случае, если после первого вопроса оказалось, что человек и правда не хотел вас обидеть);
  • Мы вчера строили планы на вечер, и мне неприятно, что они не реализовались;
  • Я доверил тебе свою вещь не за тем, чтобы ты ею делился.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

3. Предложить собеседнику тот вариант, который будет оптимальным для обоих:

  • Когда мы общаемся на таких тонах, я теряю контроль над собой. Могу я попросить тебя разговаривать доброжелательнее и спокойнее?
  • Пожалуйста, сообщай мне, если твои планы меняются.

4. Услышать, что думает собеседник на этот счет, что его не устраивает в данной ситуации.

Психологи рекомендуют пользоваться этим алгоритмом только тем людям, которые владеют своими эмоциями (а не наоборот). Научиться управлять своей злостью можно, если систематически повышать уровень осознанности. Для этого нужно отслеживать появление агрессии в зародыше – пока она находится на стадии легкого раздражения или недовольства. Если же ваши эмоции уже плещут через край, и управлять ими вряд ли представляется возможным, стоит взять небольшой тайм-аут и перейти к облегчающим методам работы с агрессией.

Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom

Источник

Оцените статью
Разные способы