VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО.
Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Согласно определению российского Федерального закона от 18 июля 1995 г. №108- ФЗ «О рекламе», реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице. (рекламная информация) [4].
Существуют несколько видов рекламы.
Уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. Политическая реклама – это форма политической коммуникации, которая воздействует на электоральные группы, как правило, в период предвыборных кампаний. Привлекает избирателей, чтобы получить их поддержку, сформировать у потенциальных избирателей определенное мировоззрение и впечатление о предмете рекламы.
Коммерческая реклама – это самый распространенный вид рекламы, которая распространяется через средства массовой информации, наружную рекламу, рекламу BTL. Она присутствует везде – на улице, на телевидении, на радио, в подземных переходах, в печатных изданиях, в транспорте. Цель коммерческой рекламы – убедить приобрести товар или услугу либо сформировать мнение о товаре/услуге.
С недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама.
Социальная реклама – встречается гораздо реже, чем коммерческая или политическая. Прежде всего, необходимо отметить, что по всему миру термин социальная реклама соответствуют понятиям некоммерческой рекламы, либо общественной рекламы.
«Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» [2].
«Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли). Место и время прохождения рекламы в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» [5].
Грубо говоря, термин социальная реклама используется только в России. Например, в США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности [3].
Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Как правило, заказчиками социальной рекламы являются государственные органы или некоммерческие организации.
Рассмотрим несколько определений понятия «Социальная реклама».
В Федеральном законе РФ «О рекламе» в статье 18 социальная реклама представляется как «общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей».
Социальная реклама – это реклама, которая нас побуждает не к покупкам, а к поступкам. Например, не курить – на это нет времени, позвонить родителям, беречь природу и т.п. Никакой экономической выгоды такая реклама, понятно, не несет [1].
Социальная реклама – это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы – изменение поведенческой модели общества.
Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.
На основе анализа социальной рекламы в России и за рубежом выделяют несколько групп социальной рекламы.
1. Реклама определенного образа жизни. К ней относится, с одной стороны, реклама, направленная против курения, наркомании, алкоголизма, а также реклама, пропагандирующая защиту от СПИДа, занятия спортом, правильное питание и воспитание (например, поощрение грудного вскармливания), крепкие семейные отношения. Например, социальная реклама в городе Ульяновск «За здоровый образ жизни» – направлена на пропаганду здорового образа жизни и укрепления института семьи [6]. Отдельное место занимает экологическая реклама, нацеленная на сохранение природы и бережное отношение к животным.
2. Реклама законопослушания, конституционных прав и свобод человека. В большинстве случаев такая реклама носит политический оттенок. В качестве примера, можно привести новый проект – «Политмарафон 2013», который запущен в городе Ульяновске 2013 году. Он призван объединить в себе весь поток информации, так или иначе относящийся к увлекательному процессу подготовки и проведения выборов.
3. Патриотическая реклама. К ней относится реклама к праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединять нацию. В частности, к 365-летию Ульяновска был подготовлен творческий проект «Русский дом», как сообщает сайт городского управления культуры, который был призван объединить ульяновских песенников, поэтов, музыкантов, танцоров и почитателей русского народного творчества. Главной целью «Русского дома» является развитие, сохранение и продвижение национально-культурных традиций Поволжья и России.
Автор статьи считает, что существует еще одна группа социальной рекламы, которая несет информацию населению о различных социальных проблемах, например, материнства и детства. Например, в Ульяновске в рамках муниципальной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2014 годы» каждому родившемуся новому жителю Ульяновска предусмотрено вручение подарка от главы города. Как правило, это наборы одежды для малышей ульяновского производства [7]. Необходимо как можно больше внедрять аналогичных программ в разных регионах, так как охрана здоровья женщин и детей признано важнейшей государственной задачей и доводить через социальную рекламу население о акциях, проводимых в рамках программ.
В заключение хотелось бы отметить, что применительно к нашей стране, у социальной рекламы есть большой потенциал. По сути, социальная реклама – это мощный инструмент влияния на общественное мнение в отношении проблем социума, а это как раз то, что необходимо на данный период российскому обществу. Ведь социальная реклама способствует развитию гуманистических отношений между всеми людьми, изменению общественного поведения, а это напрямую отражается на качестве экономических связей и благополучии общества.
1. Кобалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы. – Информационно-аналитический портал «Социальная реклама». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socreklama.ru (дата обращения:31.10.2010.).
2. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама.– 1995. – 610 с.
3. Николайшвили Г.Г. Краткая история социальной рекламы // Тезисы межрегиональной лингвистической конференции. Екатеринбург, 2002.
4. Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 414 с.
5. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – 2001. – 800 с.
6. Сайт администрации города Ульяновска. Агитпоезд «За здоровый образ жизни» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.ulmeria.ru/ru/news/20131125/60338 (Дата обращения: 25.11.2013)
7. Центральный сайт Ульяновска. «На что имеет право беременная женщина?»
Источник
Социология рекламы
Лекция на тему «Социальная реклама»
1. Социальная реклама: общая характеристика
Социальная реклама (Social Advertising) — это реклама, направленная на изменение моделей социального поведения и привлечение внимания к общественно значимым явлениям и проблемам. Социальная реклама представляет собой особую форму неличного представления и продвижения социальных идей, поведения и практик, способствующих как гуманизации общества в целом, так и достижению отдельных целей, полезных с точки зрения общественного блага.
Развитие социальной рекламы связано с представлениями о функции рекламы как агента социальных изменений, которая подразумевает, что реклама способствует или может способствовать передаче и распространению социальных норм и ценностей.
Как и коммерческая реклама, социальная реклама благодаря своей тиражности, многообразию, лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Вместе с тем, мнения в отношении эффективности социальной рекламы неоднозначны.
Социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели. Стратегической целью любой социальной рекламы является изменение поведенческой модели общества по отношению к объекту рекламы, а в некоторых случаях — создание новых социальных ценностей. В качестве объекта такой рекламы выступает осязаемый или неосязаемый социальный продукт (идеи, ценности, отношения), предназначенный для осуществления определенных изменений в сознании и поведении общественных групп. Этот вид рекламы представляет общественные или государственные интересы и, как правило, ориентирован не на узкую целевую группу потребителей, а на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу, либо на все общество или его значительную часть.
Социальная реклама относится к некоммерческой рекламе, так как не подразумевает извлечения прибыли. Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государственные институты и общественные организации, а рекламопроизводителии рекламораспространители производят и размещают ее на безвозмездной основе, в соответствии с требованиями законодательства. Регулирование социальной рекламы в разных странах организовано по-разному: в одних странах эти функции сосредоточены в руках правительства, в других этим занимаются общественные организации, в третьих регулирование практически отсутствует. В большинстве государств специального законодательства о социальной рекламе не существует. В России социальная реклама регулируется законодательно.
Правовое определение термина «Социальная реклама» содержит статья 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ: «Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» . В такой трактовке этот термин используется только в России. По своему содержанию, за исключением некоторых (государственно-политических) аспектов коммуникации, российский термин «Социальная реклама» соответствует распространенному в мировой рекламной практике понятию «Общественная реклама» (Public Advertising). В ряде англоязычных стран для обозначения такого вида рекламы также используются термины «Public Service Advertising» и «Public Service Announcement».
Статья 10 Федерального закона «О рекламе» описывает основные требования к социальной рекламе: «Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах» .
Некоторые специалисты считают, что уровень законодательного и общественного регулирования социальной рекламы в России пока недостаточен, так как некоторые важные аспекты отношений, возникающих в процессе создания и распространения социальной рекламы, до сих пор не регламентированы. Несмотря на значительное количество примеров эффективного использования социальной рекламы в отдельных сферах общественной жизни, в целом ощущается недостаток координации и системности деятельности в этой области. Отсутствуют механизмы оценки целесообразности и эффективности социальной рекламы. Программы ее распространения часто не согласованы, а содержание отдельных образцов социальной рекламы вызывает шок у населения и даже имеет обратный эффект.
Социальная реклама реализуется с помощью социальной рекламной кампании — организованного усилия группы людей (агентов перемен), направленного на убеждение других людей принять или изменить поведение, отношение или практики, либо поддержать социально-значимые общественные проекты. Используя инструменты рекламы, агенты перемен активизируют внимание общества или его части с целью осуществления изменений в его сознании и поведении по отношению к тем или иным социально-значимым проблемам.
Основные элементы кампаний социальной рекламы:
- Основание — общественное стремление, которое, как полагают агенты перемен, обеспечивает желаемый ответ на имеющуюся социальную проблему.
- Агент перемен — личность, организация или альянс, которые посредством кампании социальных изменений пытаются произвести какие-то перемены в обществе.
- Целевая аудитория — общественные группы или население в целом, которые являются объектом изменений со стороны агентов перемен.
- Каналы распространения — пути взаимодействия и каналы размещения рекламы, через которые производится воздействие и получается ответная реакция со стороны целевых групп.
- Стратегия изменений — направление или программа, принятые к действию агентами перемен для внесения изменений в отношение или поведение целевых групп.
В зависимости от поставленных целей, социальная реклама может решать следующие основные группы задач:
- Формирование общественного мнения.
- Привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни.
- Стимулирование действий по решению проблем общественной жизни.
- Поддержка государственной политики.
- Укрепление институтов гражданского общества.
- Демонстрация социальной ответственности бизнеса.
- Формирование новых типов общественных отношений.
- Изменение поведенческих моделей в обществе.
В зависимости от выбранных коммуникационных стратегий, социальная реклама может выполнять следующие основные функции:
- Образовательная.
- Воспитательная.
- Агитационная.
- Информационная.
В настоящее время приоритетными направлениями кампаний социальной рекламы являются следующие темы:
- Общество — гражданская ответственность; проблемы развития общества; проблемы безопасности жизнедеятельности; проблемы достижения равных прав и социальных гарантий; проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями; проблемы престарелых; привлечение внимания общества к социально незащищенным гражданам; профилактика социально опасных явлений и так далее.
- Здравоохранение — здоровый образ жизни; планирование семьи; профилактика опасных заболеваний; профилактика тобакокурения, наркотической и алкогольной зависимости.
- Экология — проблемы загрязнения окружающей среды; охрана природы; защита биоразнообразия; защита отдельных исчезающих видов растений и животных; защита лесов, заповедников и других природных объектов.
- Семья — защита семьи, детства и материнства; ценность семейных отношений; пропаганда против насилия в семье и так далее.
Основными заказчиками кампаний социальной рекламы являются государственные институты, общественные организации, благотворительные учреждения, а также отдельные коммерческие организации и профессиональные объединения.
В настоящее время основными заказчиками социальной рекламы в России выступают следующие организации:
- Общественные организации. Социальная реклама используется этими организациями как для достижения целей общественных изменений, осуществляемых ими, так и для актуализации своей деятельности, продвижения социальных продуктов и услуг. Среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, именно реклама общественных организаций встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
- Благотворительные учреждения. Характер деятельности этих организаций, который заключается в помощи нуждающимся, предопределяет направленность социальной рекламы, размещаемой ими. Основные направления такой рекламы — сбор денежных средств на целевые нужды: социальные проекты, направленные на решение конкретных проблем, адресная помощь нуждающимся, больным и так далее. Как правило, сектор благотворительных учреждений производит локальную по масштабам и бюджетам рекламу.
- Государственные институты. Эти организации, характер деятельности которых заключается в осуществлении государством своих функций, используют социальную рекламу для достижения своих целей и реализации своих потребностей, а также в качестве инструмента связи между государством и обществом, например для информирования общества о важных вопросах государственной деятельности или поддержки государственной политики. Такая реклама может не иметь прямого отношения к социальным вопросам, а заниматься продвижением того или иного государственного института, иногда используя при этом социальный дискурс. В этом случае принято говорить о государственной рекламе — то есть рекламе государственных институтов и продвижении их интересов. Как российский так и международный рекламный опыт свидетельствует о том, что при определенном стечении социальных, политических и экономических условий, характерных для конкретного исторического периода, переживаемого той или иной страной, государственную рекламу очень трудно отделить от политической рекламы или идеологической пропаганды. Это случается именно в те периоды, когда ее цели и задачи совпадают с целями и задачами политической или идеологической пропаганды. В настоящее время в России государство является фактически основным заказчиком социальной рекламы на общенациональном уровне, однако объем такой рекламы относительно невелик и весьма подвержен колебаниям.
- Коммерческие организации. Социальная реклама используется этими организациями в рамках разнообразных программ социальной ответственности бизнеса. Как правило, это крупные компании, которые включают социальные темы в свои коммуникационные стратегии, направленные на поддержку положительного образа организации в ее восприятии общественностью. Другое заметное направление сближения социальной рекламы и бизнеса в настоящее время — тенденция коммерциализации социальной рекламы, которая вызвана широко используемой ныне практикой привнесения в коммерческую рекламу социального дискурса.
Источник