Социальная реклама как способ социального воздействия

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО.

Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Согласно определению российского Федерального закона от 18 июля 1995 г. №108- ФЗ «О рекламе», реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице. (рекламная информация) [4].

Существуют несколько видов рекламы.

Уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. Политическая реклама – это форма политической коммуникации, которая воздействует на электоральные группы, как правило, в период предвыборных кампаний. Привлекает избирателей, чтобы получить их поддержку, сформировать у потенциальных избирателей определенное мировоззрение и впечатление о предмете рекламы.

Коммерческая реклама – это самый распространенный вид рекламы, которая распространяется через средства массовой информации, наружную рекламу, рекламу BTL. Она присутствует везде – на улице, на телевидении, на радио, в подземных переходах, в печатных изданиях, в транспорте. Цель коммерческой рекламы – убедить приобрести товар или услугу либо сформировать мнение о товаре/услуге.

С недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама.

Социальная реклама – встречается гораздо реже, чем коммерческая или политическая. Прежде всего, необходимо отметить, что по всему миру термин социальная реклама соответствуют понятиям некоммерческой рекламы, либо общественной рекламы.

«Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» [2].

«Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли). Место и время прохождения рекламы в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» [5].

Грубо говоря, термин социальная реклама используется только в России. Например, в США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности [3].

Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Как правило, заказчиками социальной рекламы являются государственные органы или некоммерческие организации.

Рассмотрим несколько определений понятия «Социальная реклама».

В Федеральном законе РФ «О рекламе» в статье 18 социальная реклама представляется как «общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей».

Социальная реклама – это реклама, которая нас побуждает не к покупкам, а к поступкам. Например, не курить – на это нет времени, позвонить родителям, беречь природу и т.п. Никакой экономической выгоды такая реклама, понятно, не несет [1].

Социальная реклама – это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы – изменение поведенческой модели общества.

Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.

На основе анализа социальной рекламы в России и за рубежом выделяют несколько групп социальной рекламы.

1. Реклама определенного образа жизни. К ней относится, с одной стороны, реклама, направленная против курения, наркомании, алкоголизма, а также реклама, пропагандирующая защиту от СПИДа, занятия спортом, правильное питание и воспитание (например, поощрение грудного вскармливания), крепкие семейные отношения. Например, социальная реклама в городе Ульяновск «За здоровый образ жизни» – направлена на пропаганду здорового образа жизни и укрепления института семьи [6]. Отдельное место занимает экологическая реклама, нацеленная на сохранение природы и бережное отношение к животным.

Читайте также:  Микодерил способ применения как капать

2. Реклама законопослушания, конституционных прав и свобод человека. В большинстве случаев такая реклама носит политический оттенок. В качестве примера, можно привести новый проект – «Политмарафон 2013», который запущен в городе Ульяновске 2013 году. Он призван объединить в себе весь поток информации, так или иначе относящийся к увлекательному процессу подготовки и проведения выборов.

3. Патриотическая реклама. К ней относится реклама к праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединять нацию. В частности, к 365-летию Ульяновска был подготовлен творческий проект «Русский дом», как сообщает сайт городского управления культуры, который был призван объединить ульяновских песенников, поэтов, музыкантов, танцоров и почитателей русского народного творчества. Главной целью «Русского дома» является развитие, сохранение и продвижение национально-культурных традиций Поволжья и России.

Автор статьи считает, что существует еще одна группа социальной рекламы, которая несет информацию населению о различных социальных проблемах, например, материнства и детства. Например, в Ульяновске в рамках муниципальной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2014 годы» каждому родившемуся новому жителю Ульяновска предусмотрено вручение подарка от главы города. Как правило, это наборы одежды для малышей ульяновского производства [7]. Необходимо как можно больше внедрять аналогичных программ в разных регионах, так как охрана здоровья женщин и детей признано важнейшей государственной задачей и доводить через социальную рекламу население о акциях, проводимых в рамках программ.

В заключение хотелось бы отметить, что применительно к нашей стране, у социальной рекламы есть большой потенциал. По сути, социальная реклама – это мощный инструмент влияния на общественное мнение в отношении проблем социума, а это как раз то, что необходимо на данный период российскому обществу. Ведь социальная реклама способствует развитию гуманистических отношений между всеми людьми, изменению общественного поведения, а это напрямую отражается на качестве экономических связей и благополучии общества.

1. Кобалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы. – Информационно-аналитический портал «Социальная реклама». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socreklama.ru (дата обращения:31.10.2010.).

2. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама.– 1995. – 610 с.

3. Николайшвили Г.Г. Краткая история социальной рекламы // Тезисы межрегиональной лингвистической конференции. Екатеринбург, 2002.

4. Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 414 с.

5. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – 2001. – 800 с.

6. Сайт администрации города Ульяновска. Агитпоезд «За здоровый образ жизни» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.ulmeria.ru/ru/news/20131125/60338 (Дата обращения: 25.11.2013)

7. Центральный сайт Ульяновска. «На что имеет право беременная женщина?»

Источник

Социология рекламы

Лекция на тему «Социальная реклама»

1. Социальная реклама: общая характеристика

Социальная реклама (Social Advertising) — это реклама, направленная на изменение моделей социального поведения и привлечение внимания к общественно значимым явлениям и проблемам. Социальная реклама представляет собой особую форму неличного представления и продвижения социальных идей, поведения и практик, способствующих как гуманизации общества в целом, так и достижению отдельных целей, полезных с точки зрения общественного блага.

Развитие социальной рекламы связано с представлениями о функции рекламы как агента социальных изменений, которая подразумевает, что реклама способствует или может способствовать передаче и распространению социальных норм и ценностей.

Как и коммерческая реклама, социальная реклама благодаря своей тиражности, многообразию, лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Вместе с тем, мнения в отношении эффективности социальной рекламы неоднозначны.

Социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели. Стратегической целью любой социальной рекламы является изменение поведенческой модели общества по отношению к объекту рекламы, а в некоторых случаях — создание новых социальных ценностей. В качестве объекта такой рекламы выступает осязаемый или неосязаемый социальный продукт (идеи, ценности, отношения), предназначенный для осуществления определенных изменений в сознании и поведении общественных групп. Этот вид рекламы представляет общественные или государственные интересы и, как правило, ориентирован не на узкую целевую группу потребителей, а на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу, либо на все общество или его значительную часть.

Читайте также:  Современные хирургические способы обработки ран

Социальная реклама относится к некоммерческой рекламе, так как не подразумевает извлечения прибыли. Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государственные институты и общественные организации, а рекламопроизводителии рекламораспространители производят и размещают ее на безвозмездной основе, в соответствии с требованиями законодательства. Регулирование социальной рекламы в разных странах организовано по-разному: в одних странах эти функции сосредоточены в руках правительства, в других этим занимаются общественные организации, в третьих регулирование практически отсутствует. В большинстве государств специального законодательства о социальной рекламе не существует. В России социальная реклама регулируется законодательно.

Правовое определение термина «Социальная реклама» содержит статья 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ: «Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» . В такой трактовке этот термин используется только в России. По своему содержанию, за исключением некоторых (государственно-политических) аспектов коммуникации, российский термин «Социальная реклама» соответствует распространенному в мировой рекламной практике понятию «Общественная реклама» (Public Advertising). В ряде англоязычных стран для обозначения такого вида рекламы также используются термины «Public Service Advertising» и «Public Service Announcement».

Статья 10 Федерального закона «О рекламе» описывает основные требования к социальной рекламе: «Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах» .

Некоторые специалисты считают, что уровень законодательного и общественного регулирования социальной рекламы в России пока недостаточен, так как некоторые важные аспекты отношений, возникающих в процессе создания и распространения социальной рекламы, до сих пор не регламентированы. Несмотря на значительное количество примеров эффективного использования социальной рекламы в отдельных сферах общественной жизни, в целом ощущается недостаток координации и системности деятельности в этой области. Отсутствуют механизмы оценки целесообразности и эффективности социальной рекламы. Программы ее распространения часто не согласованы, а содержание отдельных образцов социальной рекламы вызывает шок у населения и даже имеет обратный эффект.

Социальная реклама реализуется с помощью социальной рекламной кампании — организованного усилия группы людей (агентов перемен), направленного на убеждение других людей принять или изменить поведение, отношение или практики, либо поддержать социально-значимые общественные проекты. Используя инструменты рекламы, агенты перемен активизируют внимание общества или его части с целью осуществления изменений в его сознании и поведении по отношению к тем или иным социально-значимым проблемам.

Основные элементы кампаний социальной рекламы:

  1. Основание — общественное стремление, которое, как полагают агенты перемен, обеспечивает желаемый ответ на имеющуюся социальную проблему.
  2. Агент перемен — личность, организация или альянс, которые посредством кампании социальных изменений пытаются произвести какие-то перемены в обществе.
  3. Целевая аудитория — общественные группы или население в целом, которые являются объектом изменений со стороны агентов перемен.
  4. Каналы распространения — пути взаимодействия и каналы размещения рекламы, через которые производится воздействие и получается ответная реакция со стороны целевых групп.
  5. Стратегия изменений — направление или программа, принятые к действию агентами перемен для внесения изменений в отношение или поведение целевых групп.
Читайте также:  Принципиальный способ ведения переговоров

В зависимости от поставленных целей, социальная реклама может решать следующие основные группы задач:

  1. Формирование общественного мнения.
  2. Привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни.
  3. Стимулирование действий по решению проблем общественной жизни.
  4. Поддержка государственной политики.
  5. Укрепление институтов гражданского общества.
  6. Демонстрация социальной ответственности бизнеса.
  7. Формирование новых типов общественных отношений.
  8. Изменение поведенческих моделей в обществе.

В зависимости от выбранных коммуникационных стратегий, социальная реклама может выполнять следующие основные функции:

  1. Образовательная.
  2. Воспитательная.
  3. Агитационная.
  4. Информационная.

В настоящее время приоритетными направлениями кампаний социальной рекламы являются следующие темы:

  1. Общество — гражданская ответственность; проблемы развития общества; проблемы безопасности жизнедеятельности; проблемы достижения равных прав и социальных гарантий; проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями; проблемы престарелых; привлечение внимания общества к социально незащищенным гражданам; профилактика социально опасных явлений и так далее.
  2. Здравоохранение — здоровый образ жизни; планирование семьи; профилактика опасных заболеваний; профилактика тобакокурения, наркотической и алкогольной зависимости.
  3. Экология — проблемы загрязнения окружающей среды; охрана природы; защита биоразнообразия; защита отдельных исчезающих видов растений и животных; защита лесов, заповедников и других природных объектов.
  4. Семья — защита семьи, детства и материнства; ценность семейных отношений; пропаганда против насилия в семье и так далее.

Основными заказчиками кампаний социальной рекламы являются государственные институты, общественные организации, благотворительные учреждения, а также отдельные коммерческие организации и профессиональные объединения.

В настоящее время основными заказчиками социальной рекламы в России выступают следующие организации:

  1. Общественные организации. Социальная реклама используется этими организациями как для достижения целей общественных изменений, осуществляемых ими, так и для актуализации своей деятельности, продвижения социальных продуктов и услуг. Среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, именно реклама общественных организаций встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
  2. Благотворительные учреждения. Характер деятельности этих организаций, который заключается в помощи нуждающимся, предопределяет направленность социальной рекламы, размещаемой ими. Основные направления такой рекламы — сбор денежных средств на целевые нужды: социальные проекты, направленные на решение конкретных проблем, адресная помощь нуждающимся, больным и так далее. Как правило, сектор благотворительных учреждений производит локальную по масштабам и бюджетам рекламу.
  3. Государственные институты. Эти организации, характер деятельности которых заключается в осуществлении государством своих функций, используют социальную рекламу для достижения своих целей и реализации своих потребностей, а также в качестве инструмента связи между государством и обществом, например для информирования общества о важных вопросах государственной деятельности или поддержки государственной политики. Такая реклама может не иметь прямого отношения к социальным вопросам, а заниматься продвижением того или иного государственного института, иногда используя при этом социальный дискурс. В этом случае принято говорить о государственной рекламе — то есть рекламе государственных институтов и продвижении их интересов. Как российский так и международный рекламный опыт свидетельствует о том, что при определенном стечении социальных, политических и экономических условий, характерных для конкретного исторического периода, переживаемого той или иной страной, государственную рекламу очень трудно отделить от политической рекламы или идеологической пропаганды. Это случается именно в те периоды, когда ее цели и задачи совпадают с целями и задачами политической или идеологической пропаганды. В настоящее время в России государство является фактически основным заказчиком социальной рекламы на общенациональном уровне, однако объем такой рекламы относительно невелик и весьма подвержен колебаниям.
  4. Коммерческие организации. Социальная реклама используется этими организациями в рамках разнообразных программ социальной ответственности бизнеса. Как правило, это крупные компании, которые включают социальные темы в свои коммуникационные стратегии, направленные на поддержку положительного образа организации в ее восприятии общественностью. Другое заметное направление сближения социальной рекламы и бизнеса в настоящее время — тенденция коммерциализации социальной рекламы, которая вызвана широко используемой ныне практикой привнесения в коммерческую рекламу социального дискурса.

Источник

Оцените статью
Разные способы