Социальная профилактика методы приемы способы

Формы и методы профилактики правонарушений подростков в образовательной организации используемые социальным педагогом
статья

Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях — это комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде, ближайшем окружении, семье, которые влияют на формирование противоправного поведения у детей и подростков.

Скачать:

Вложение Размер
formy_i_metody_profilaktiki_pravonarusheniy_podrostkov_v_obrazovatelnoy_organizatsii_ispolzuemye_sotsialnym_pedagogom.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы профилактики правонарушений подростков в образовательной организации используемые социальным педагогом.

Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях — это комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде, ближайшем окружении, семье, которые влияют на формирование противоправного поведения у детей и подростков.

Методика социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях включает в себя ряд этапов: диагностика актуального состояния подростков склонных к противоправному поведению; анализ детско-родительских отношений в семье подростка, влияющих на формирование девиантного поведения, и выявление возможностей образовательной организации относительно организации социально-педагогической профилактики; разработка программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в общеобразовательной организации; внедрение программы в практику деятельности общеобразовательной организации; мониторинг процесса социально-педагогической профилактики правонарушений подростков в образовательной организации.

Согласно статьи 15 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан .

Ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжают играть образовательные организации. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих обучающихся, их родителей, но и на весь окружающий социум. Профилактическая деятельность в образовательном учреждении должна вестись с учетом общеобразовательных целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, сложившегося положения в семье. Деятельность администрации образовательного учреждения, социально-психологической службы, педагогических работников по профилактике правонарушений должна осуществляться с учетом реализуемых программ и проектов в различных направлениях, с применением активных форм и методов работы. «Объектами» профилактики являются все обучающиеся, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении. Основными целевыми группами, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия, являются школьники, педагогический коллектив, семьи обучающихся. Целью проводимой профилактической деятельности является обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений и безнадзорности; пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни; пропаганда культурно-семейных ценностей.

Основные задачи деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

− обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

− выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

− выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

− создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

− осуществление индивидуального подхода к обучающимся;

− осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

− предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому .

Деятельность администрации образовательного учреждения, социально-психологической службы, педагогических работников по профилактике правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, гуманного отношения к детям, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, обеспечения ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях используются разнообразные формы работы:

  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • рейды по неблагополучным семьям;
  • деятельность Совета профилактики школы;
  • организация родительского лектория;
  • индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
  • работа с документами;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • содействие в участии в системе внеурочной деятельности школы;
  • работа по профориентации;
  • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • родительские собрания, общешкольные, собрания с участием сотрудников ОДН УМВД, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
  • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
  • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Основными методами, применяемыми в образовательных учреждениях по профилактики правонарушений являются: тестирование, опрос, индивидуальные консультации, анкетирование, сбор и анализ документов, тренинги, беседы, индивидуальная педагогическая поддержка, дискуссии и т.д.

Однако практика показывает, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.

Необходимо более расширенное, комплексное применение других форм, методов, инновационных технологий работы, взаимодействие образовательной организации с другими учреждениями системы профилактики.

Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семей и школой.

Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения — залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

Главными задачами социального педагога являются:

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Выделяют следующие направления в работе социального педагога:

Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).

Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

Выявление и работа с неблагополучными семьями.

Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.

Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).

Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.

Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием, учебой ребенка.

Разработка мер помощи конкретным учащимся.

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы.

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов и т. п.

Профилактика и коррекция психического здоровья и социального поведения.

Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Школьный социальный педагог работает со всем контингентом детей, обращая внимание в первую очередь на трудных, социально-запущенных детей и выделяя семью как приоритетную сферу влияния.

Формы деятельности социального педагога в школе очень разнообразны и зависят от причин возникших проблем. И так как деятельность социального педагога является личностной службой помощи учащимся, в работе школьного социального педагога доминируют индивидуальные формы работы.

В центре школьной системы взаимоотношений конкретный учащийся, оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации, рассматриваемый нами только в контексте семьи. Рядом с ним социальный педагог, т. к. именно он является регулятором его социальных взаимоотношений, выразителем его интересов и посредником между ним и социальными структурами: школой, семьей и т. д. Модель деятельности социально педагогического сопровождения предусматривает работу со всем контингентом учащихся, уделяя особое внимание проблемным и социально незащищенным, и ориентируясь на семью как на приоритетную сферу влияния. Социальный педагог на протяжении всего школьного периода как бы наблюдает за динамикой развития и становления личности учащегося, управляет этим процессом, регулируя и уравновешивая деятельность школы, семьи и социума по отношению к ребенку. Он как бы «ведет его по жизни.

Таким образом, в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних используется весь спектр современных форм воспитательной работы. В работе с учащимися, склонными к правонарушениям, совершившим правонарушения и преступления, особое внимание уделяется индивидуальным беседам. Должен быть организован регулярный контроль за поведением учащихся, осуществляться постановка учащихся, совершивших дисциплинарные поступки на внутришкольный контроль, проводиться советы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, каждый случай правонарушения со стороны учащихся должен тщательно анализироваться. В каждом образовательном учреждении на уроках, факультативных занятиях и классных часах должна проводиться просветительская работа, направленная на объяснение важности соблюдения законов, норм и правил и формирование культуры поведения. Среди наиболее эффективных методов можно выделить такие, как массовые мероприятия, семейное консультирование, просветительская работа, тренинги, экскурсии, творческая деятельность, спортивные мероприятия и соревнования.

  1. Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 410-412.
  2. Байбородова JI. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. Пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. -380с.
  3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
  4. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. — 200 с
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Источник

Карта технологии

Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону.

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счет ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом не всегда выбор средств для достижения поставленной цели соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьезным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что также негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществленная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций

Организации социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, молодежной политики и спорта, УВД, ЦЗН, администрации городских округов и поселений

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: социально-политического, криминального или морально-нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении или социальном статусе индивида

Механизм реализации (формы и методы)

Стадии социальной профилактики:

  1. Стадия предупреждения – основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.
  2. Стадия предотвращения – направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.
  3. Стадия пресечения – используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определенных действий или не допускающих их повторения.

По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и третичную.

Общая профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, собственно, и называется общей социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и т.д. Что касается специальной профилактики, то она направлена на противодействие конкретным проблемам и проводится в отношении конкретного индивида или группы лиц.

Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы.

Задачи: информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения; развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих отрицательный социальный опыт. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.

Задачи: формирование мотивации на изменение поведения; изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные; формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Третичная профилактика в этом случае будет комплексом мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды.

Задачи: организация социально поддерживающих и терапевтических сообществ, реализация локальных и территориальных программ, а также программ на рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия.

Типы социально-профилактических мероприятий:

  • нейтрализующие (например, арест или временная изоляция);
  • компенсирующие (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца);
  • предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям (изъятие ребенка из семьи, ведущей девиантный образ жизни);
  • устраняющие эти обстоятельства (помещение ребенка в детский дом или установление опекунства);
  • мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Виды профилактической работы подразделяются на:

  • социальную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • социальную профилактику семейного неблагополучия;
  • профилактику употребления ПАВ несовершеннолетними;
  • профилактику негативных явлений в подростковой среде;
  • раннее выявление семейного неблагополучия.

Методы социальной профилактики.

  1. Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
  2. Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
  3. Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
  4. Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения.
  5. Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6. Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

К числу методов можно отнести:

  • метод профилактической информационно-консультационной беседы – предполагает работу как с небольшими группами (например, школьников), так и с отдельными индивидами;
  • системное наблюдение – как метод профилактики предусматривает проведение мониторинга проблемной области с целью выявления нежелательных тенденций;
  • профилактические тренинги – предназначены для получения объектом социальной профилактики углубленных знаний и навыков поведения в проблемной ситуации;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды – предполагает акцентирование внимания со стороны субъекта социальной профилактики на достижениях индивида в деле преодоления неблагоприятной ситуации, на возможности активизации скрытых внутренних резервов объекта, одобрение позитивных сдвигов;
  • метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации – направлен на выявление и устранение причин конфликта с целью недопущения его развития и эскалации.

Формами профилактики являются распространение наглядной агитации, брошюр, индивидуальная и групповая работа, патронаж

Результативность (критерии и показатели)

В зависимости от направленности профилактической работы показателями эффективности деятельности можно считать сокращение числа проблемных семей, разводов, численности правонарушений, совершенных несовершеннолетними, матерей и отцов-одиночек, социальных сирот, абортов, увеличение числа официально зарегистрированных браков, рождаемости, возросшую компетентность населения в отношении современных социальных проблем, оздоровление общества, позитивные социальные изменения и т.д.

Формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях, усвоенных получателем социальных услуг в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе, а также повышение устойчивости личности получателя к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды

Источник

Читайте также:  Как мариновать огурцы простой способ
Оцените статью
Разные способы
Название технологии Социальная профилактика
Характеристика технологии
  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  • сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей
  • проведение системных и комплексных мероприятий по профилактике негативных явлений в обществе;
  • использование инновационных форм социальной работы, которые способны эффективно влиять на ценностные приоритеты получателей социальных услуг;
  • формирование положительной мотивации поступков, повышение уровня информированности молодых людей, их родителей и ближайшего окружения
  • лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, тяжело или хронически больные люди, получившие серьезные ранения или травмы);
  • некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые);
  • лица, социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы);
  • семьи с детьми (в т.ч. с детьми-инвалидами);
  • граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании