Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения
Социальная диагностика – интегративная технология, которая включает совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональном, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.
Потенциал социального окружения клиента способствуем формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.
Цель социальной диагностики – выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента. Следовательно, предметом изучения социальной диагностикой являются особенности развития трудной жизненной ситуации.
Структура социальной диагностики включает в себя:
— поиск и выбор научных методов, обосновывающих правильность полученной информации;
— исследование трудной жизненной ситуации клиента;
— анализ результатов исследования и формулирование обоснованного заключения о предмете рассмотрения.
Особенностью социальной диагностики является исследование трудной жизненной ситуации клиента, которая всегда уникальна, неповторима, поэтому в практике чаще всего встречаются технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных о клиенте и его семье.
Социальная диагностика проводится с помощью следующих этапов:
1. Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной работе с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации.
2. Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента.
3. Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окружением.
4. Этап анализа результатов социальной диагностики.
5. Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза. Специалист по социальной работе делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выделяет главную проблему, которая может быть разрешена незамедлительно, выявляет имеющиеся способности клиента, на основании их будут разрабатываться для него реабилитационные мероприятия.
К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, мониторинг, методы тестирования. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: методика РАRI (создана американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет), проективная методика Р. Жиля и др. Более обстоятельно с содержанием приведенных выше диагностических методов можно познакомиться в учебном пособии Практическая психодиагностика. Методика и тесты. – Самара, 1998. Информация о причинах возникновения трудной жизненной ситуации может быть получена, как отмечает А.А. Чернецкая с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.
Историко-генетические методы – определяют время, истоки и причины зарождения проблемы клиента, возможность наследственной обусловленности патологии. Исследование специалист по социальной работе осуществляет на основании документов и фактических источников.
Структурно-функциональные методы – обеспечивают получение данных о текущем состоянии проблемы. С помощью данной группы методов происходит изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; исследование внутренней структуры самой личности, рассогласование или согласование социальных ролей.
Источник
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
Лекция 7. Технологии социальной работы
План
1. Понятие технологи и технологии социальной работы
2. Классификация технологий социальной работы.
3. Типология технологий социальной работы
4. Технологии социальной работы как технологии социальной помощи нуждающимся.
5.Социальнаядиагностика: цели, этапы и способы проведения
6.Социальное прогнозирование как метод научного познания
7. Сущность социального проектирования
8. Методы индивидуальной социальной работы
9.Методы социальной работы с группой
Технологии социальной работы трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения
Технология социальной работы – это совокупность социально-экономических, педагогических, психологических и других методов воздействия на человека с целью оказания ему помощи по формированию ценностных установок, социальных потребностей, навыков работы в изменяющихся условиях.
В 2-х аспектах нужно рассматривать:
– широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты, социальной работы.
Такой подход характерен для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.
– как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы, непосредственно организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений.
Этапами технологического процесса в социальной работе являются
Реализация принципа адресности технологии социального обслуживания населения заключается в предоставлении социальных услуг, исходя из реальной нуждаемости конкретного клиента
Типология – это расчленение объекта на элементы по их существенным признакам. В социальной работе мы имеем дело с различными категориями людей, которых можно разделить по полу, возрасту, материальной обеспеченности, территориальному, национальному и другим признакам.
По видам специальных социологических теорий : семьи, трудового коллектива, конфликта, города, сел, и т.д.).
По сферам общественной жизни: экономические; политические; социальные; духовно-нравственные; экологические; социокультурные; управленческие.
По уровням социологического знания: макросоциологические; мезосоциологические; микросоциологические.
По уровням управления: глобальные; континентальные; национальные; региональные; местные; трудовых ассоциаций.
По назначению: учебные; информационные; правоохранительные; ресурсосберегающие.
Личностные: самореализации; самообразования; самовоспитания; самоадаптации; самовыражения и др.
Типы:
· По характеру действия: стратегические; тактические; оперативные.
· По времени действия: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.
· По степени социального развития объекта:
низкая степень – технологии 1-го уровня;
средняя степень технологии 2-го уровня;
высокая степень технологии 3-го уровня.
По уровню эффективности: высокоэффективные; среднеэффективные; низкоэффективные.
По методам: прогнозирование; социодиагностика; моделирование; проектирование; планирование; социальный контроль.
По направленности: разрушительные; созидательные; традиционные; инновационные; квазитехнологии.
В социальной работе мы имеем дело с различными категориями людей, которых можно разделить по полу, возрасту, материальной обеспеченности, территориальному, национальному и другим признакам.
По основным социальным признакам. Это:
· престарелые, пожилые люди, нуждающиеся в помощи;
· бомжи, люди склонные к бродяжничеству;
· беспризорные, брошенные дети;
· наркоманы, алкоголики и другие опустившиеся люди;
· многодетные семьи, испытывающие финансовые трудности;
· переселенцы и беженцы, покинувшие свой дом;
· лица, прошедшие горячие точки, потерявшие здоровье, веру в справедливость;
· инвалиды войны и труда и ряд других.
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять:
· собственно социальные технологии,
· социально-медицинские и другие технологии.
Технологически опека и попечительство, поэтапно и пооперационально раскладывается на установление дееспособности, правовые процедуры, как результат защищенность. В описании технологии социальной опеки и попечительства часто встречаются понятия: защита прав и интересов клиента, усыновление, приемная семья;
Этапы и процедуры технологии социального обеспечения имеют общую цель – предоставить клиенту льготы. Технология пенсионного обеспечения это социальное обеспечение. Технология профилактической беседы обязывает социального работника лично пригласить клиента и не вести записей во время беседы;
В зависимости от уровня делятся на:
· простые (доступные неспециалистам);
· сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области,
· комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.
Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.
От «внешних» технологий отличаются социальные технологии, осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определен ной доли дохода для социального страхования и др ) К числу этого типа технологий можно отнести те действия, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.
Возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, с русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государств ближнего зарубежья).
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX — начале XX в..
В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.
Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого – распознавание, определение) заимствован из медицины.
«Диагностика» (греч. diagnostikos — способный распознавать) – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Социальная диагностика базируется на следующих принципах, конфиденциальности, научной обоснованности, ненанесения ущерба, объективности, эффективности.
Социальная диагностика проводиться с помощью определенных методов:
· наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем (на основе невербальной коммуникации;
· беседа — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации;
· вопросит — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности;
· метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования;
· социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений;
· мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу;
· методы тестирования (индивидуальные и групповые, вербальные, невербальные; количественные и качественные, и др.);
· биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, с помощью написания социальных биографий и др.
Социальная терапия в технологическом понимании предполагает этапность и операциональностьсистемы мер и мероприятий, направленных на врачевание социальных отношений и социальных действий
Источник
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
Диагностика(греч. diagnostikos — способный распознавать)— способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Cоциальная диагностика— процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние (1, с.48).
Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе приоритетов.
Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.
Цели социальной диагностики:
— установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде;
— прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты;
— выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Этапы социальной диагностики:
1) предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
4) построение выводов, заключение по диагнозу.
Результаты диагностики не жестки и предоставляют простор для авторской интерпретации.
Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными учреждениями и службами конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности (3, с. 28).
В.И.Вернадский советовал при диагностике придерживаться определенных правил, актуальных и в социальной диагностике. Вот некоторые из них:
— проводить детальный анализ;
— видеть за частным общее;
— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
— собирать как можно больше сведений о предмете исследования;
— не избегать вопроса «почему?»;
— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные (1, с.49).
В социальной диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и биологические (внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.
Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах.
Принцип причинной обусловленностипозволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.
Принцип конфиденциальности — неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).
Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.
Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов относятся интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, обследование и др.
Наблюдение— наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие:
— определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
— результаты обязательно фиксируются;
— полученные данные обрабатываются.
Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе; они позволяют судить о чувствах, мыслях, намерениях клиента. Отсутствие реакции может означать, что собеседник чего-то не понял или не согласен со сказанным.
Беседа — вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседе можно узнать такую информацию, какую другими способами не получить. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но это очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Чтобы повысить надежность результатов беседы и устранить неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры:
-выстраивание четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
— обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
— варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
— умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться.
Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование,перенесенное из социологии. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее.
Социальному работнику важно уметь располагать к себе собеседника, вызывать его доверие и добиваться искренности в ответах.
Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер полагают необходимым учитывать сензитивность тематики беседы. Сензитивная тема — это тема, представляющая для респондента серьезную потенциальную угрозу, которой он стремится избежать и поэтому старается не затрагивать в беседе. В силу того, что для объектов социальной работы их реальные проблемы как раз и являются причиной сензитивности, специалист должен соблюдать ряд дополнительных правил, позволяющих в определенной мере снизить степень остроты конкретной темы (2, с. 66).
Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики:
1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это нечто очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она место вообще в поведении респондентов.
2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему — как действия, свойственные всем исследованным объектам.
3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы придать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом.
4. Сослаться на авторитетный источник для оправдания проблемной деятельности.
Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы:
1. Задавать длинные вопросы. Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоминать размышления вслух. Длинные вопросы:
— дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры;
— помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией,
— ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий;
— снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо событиях;
— реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслушивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к выводу, что можно об этом высказать свое мнение.
2. Использовать знакомые респондентам слова, — попросить их сообщить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово.
3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возможных вариантов:
— замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, например тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине;
— снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к настоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось;
— менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему.
Заканчивая рассмотрение интервью сензитивных тем необходимо отметить, что этот метод в применении к практической социальной работе весьма рискован. Требуется большая осторожность при его выборе и в процессе использования во избежание необратимо негативных результатов.
Анкетирование— метод сбора материала путем опроса широкого круга лиц. Основные требования к анкетам, которые используются в консультационной деятельности, следующие. Анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами, по возможности предвидящими ответы «да» и «нет»); вопросы должны быть представлены в логическом порядке. Их целесообразно группировать для облегчения дальнейшей обработки информации.
Экспертный опрос —разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — компетентные лица, имеющие глубокое знание о предмете исследования и являющиеся специалистами в одной из областей исследования. Этот вид опроса используется при оценке эффективности практической социальной работы или социальных программ. Реже этот метод применяется при создании социальных программ. Общим процессом опроса руководят подготовленные специалисты, работающие исключительно в этой области макросоциальной работы. Они организуют процедуру оценки и готовят анкеты-опросники. Сама оценка работы или ситуации включает в себя, таким образом, не только полевое исследование, но и экспертизу, — процесс получения мнения экспертов.
Эксперты, как правило, работают в группе. Основными требованиями к организации их работы являются тщательный подбор участников группы, создание оптимальных условий для ее работы, предварительная оценка надежности и точности используемой информации, принятие мер для сохранения информации без изменения, учет факторов влияния на суждение экспертов.
Анкеты для экспертного опроса не должны содержать конкретных опросов. Открытых вопросов должно быть как можно больше. Следует иметь в виду, что сам эксперт не принимает решения. Виды экспертного опроса:
— мозговая атака, используемая при необходимости качественно новых идей при создании социальных программ;
— традиционная дискуссия, предполагающая поочередные высказывания различных точек зрения, поддерживаемых или опровергаемых участниками;
— отнесенная оценка, — несколько циклов дискуссий с выявлением сути наметившихся разногласий и постепенной выработкой мнений всех или большинства экспертов, — для которой необходим предварительно разработанный сценарий.
2. Заочный опрос:
— многоразовое анкетирование или дельфийский метод, основой которого является процесс обучения экспертов в результате каждого тура анкетирования и сближения мнения руководителя экспертизы с усредненным мнением большинства экспертов, скорректированным после нескольких туров.
Обследование— проверка статуса исследуемого объекта в естественных условиях его жизнедеятельности. В социальной диагностике с помощью обследования уточняются данные о социально-экономическом и социально-демографическом статусе индивидов и социальных групп.
В современных социальных службах обследование используется для изучения нуждаемости и социально-экономического статуса заявителей, претендующих на различные виды социальных услуг. Клиенты, получающие надомные медико-социальные услуги, подвергаются периодическим диспансеризационным обследованиям, которые проводит на дому комиссия, включающая специалистов медицинского и социального профиля. Территориальная работа с семьями включает обследование домашних условий, психосоциального статуса и потребностей семей для определения нуждаемости в социальном патронаже и семейном сопровождении.
В макросоциальной работе пользуются пилотными обследованиями для апробации методик сбора данных, оценки качества протоколов наблюдений и достоверности анкетных данных. В целях обоснования социальных программ либо оценки их эффективности проводятся полевые обследования, представляющие собой массовый сбор данных на локальной территории.
Основные результаты обследования конкретного объекта заносятся в протокол или акт обследования, — документ, содержащий формальные и неформальные данные об объекте. К формальным данным относятся фамилия, имя и отчество, год рождения, индикация удостоверений личности и прочих документов, фиксирующих статус объекта. К неформальным данным относятся сведения о местожительстве и жилищных условиях, о семейном положении и составе семьи, о личных доходах и среднедушевом доходе на каждого члена семьи.
В ряде случаев исследуемые лица оказываются заинтересованными в предоставлении недостоверных неформальных данных. Наиболее часто это относится к сведениям о доходах и о семейном положении. Для проверки соответствия реального семейного положения декларируемому следует обратиться в социальную службу, куда, возможно, обращался объект по поводу оказания социальной помощи. Если в обследуемой семье есть дети, можно обратиться в соответствующее образовательное учреждение.
Анализ документов.Документ – это предмет, специально созданный для передачи или хранения информации. Информация может быть зафиксирована в печатном или рукописном виде, на фото- или кинопленке, в аудио- или видеозаписи. Традиционный метод анализа документов – качественный анализ с использованием логической и интуитивной оценки, в том числе и с помощью методов психоанализа. Содержание документа интерпретируется на основании суммарной качественной оценки, выявляющей суть содержащейся в нем информации. Для проведения такого исследования прежде всего определяют области, в которых оно должно проводиться: кто является автором документа; цели создания документа; связь с другими документами и событиями; надежность и достоверность документа; содержание оценок и проблем, отраженных в документе; полнота сведений.
Формализованный метод анализа документов осуществляется на основе перевода качественной информации в количественные показатели либо путем целенаправленного отбора сведений по специальному перечню вопросов или за определенный период времени. Это метод контент-анализа. Он применяется при необходимости сопоставления однопорядковых данных, содержащихся в большом количестве документов, при необходимости систематизировать обширный материал, при изучении языка документов, при анализе открытого массового опроса (анкет).
Процедура контент-анализа начинается с определения предмета анализа и выделения категории анализа – изучаемого понятия, которое имеет некие признаки в содержании документа, называемые смысловыми единицами (качественные единицы анализа, относящиеся к изучаемой категории). В документе, соответственно, выделяют единицу анализа – часть его, соответствующую категории анализа и содержащую необходимые смысловые единицы. Последующие этапы заключаются в определении единиц счета – частоты появления смысловых единиц в изучаемых документах и объема внимания, уделяемого этим единицам.
Социометрия— метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. С его помощью измеряется степень дружественности отношений в малой группе.
Мониторинг— постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на
Биографический метод —способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Вторая группа методов: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В случае отклонения от стандарта возникает проблема. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
Третья группа методов. С их помощью определяются степень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд методов. Один из них — метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева целей— каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной. Это деление продолжается до тех пор, пока не будет достигнут уровень конкретных целей.
Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффективность данной процедуры.
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник /М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2007.
2. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методики социальной работы. – СПб:СПбГИПСР, 2004.
3. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов/ Под ред. П.Я.Циткилова. – Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 1998.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .
Источник