Социальная диагностика ее цели способ проведения

Карта технологии

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.

Социальная диагностика – это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни

Установление достоверности информации о социальном объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи, постановка социального диагноза, то есть определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи

Специалисты организаций социального обслуживания населения и образования (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе)

Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы получателей социальных услуг, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций

Механизм реализации (формы и методы)

При организации социальной диагностики выделяются три этапа ее проведения.

На первом этапе происходит процесс сравнения поставленной задачи:

  • с результатами деятельности (свойствами и т.д.) других («чужих»). Это позволяет выявить социальную соотносительную норму;
  • с прежними результатами деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков – «групповая соотносительная норма»;
  • с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Общая схема методики осуществления диагностики.

Этапы социальной диагностики:

  1. Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования.
  2. Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
  3. Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.
  4. Построение выводов, на основе которых делается заключение.
  5. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными организациями конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования. В практике управленческого консультирования наиболее востребованными и апробированными в настоящее время сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности специалистов организаций социального обслуживания. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний, и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Вторая группа методов – метод обработки и анализа информации. Включает анализ проблем, факторов, вызывающих проблему, взаимного влияния факторов, сравнение различной информации.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработана третья группа методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение – метод, который используется при изучении важнейших проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Вопросник (опросник личностный) – совокупность методов приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертами путем анкетирования и интервьюирования.

Социометрия – метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг – организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их измерения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу

Результативность (критерии и показатели)

Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Объектом социальной диагностики является не только получатель социальных услуг, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например, семьи может осуществляться на основании следующих критериев.

Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение.

Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.

Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.

Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.

Критерий активности и пассивности семьи в преодолении трудной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы)

Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации получателя социальных услуг, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений

Источник

1)Социальная диагностика: цели, этапы и способы ее проведения

Социальная диагностика — комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых, причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическре и санитарно-гигиеническое состояния. Социальная диагностика состоит в глубоком изучении и понимании природы явлений и процессов их характеристика и сущности для нахождения наиболее эффективного способа преодаления трудностей.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Общая схема процесса исследования: 1) предворительнаое ознакомление с объектом; 2) проведение общей диагностики; 3) основные проблемы сферы; 4) проведение специальной диагностики(точечная диагностика); 5) причины возникновения проблем по сферам; 6) выработка решений; 7) внедрение; 8) формы и методы внедрения; 9) конечная оценка результатов.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его, предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы социальной диагностики: Аналитический – когда рассматриваемое событие разлагается на простейшие компоненты и подвергаются тщательному изучению. Синтетический – изучение более мелких деталей, а потом объединяется лично накопленный массив знаний. Метод структурного анализа. Метод ситуационного анализа. Метод факторного анализа. Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла. Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактическая беседа, как правило, должна включать в себя 4 этапа. 1. Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Второй этап — главное:

а) установить последовательность событий, которые привели к кризису;

б) снять ощущение безысходности ситуации. Для достижения этой цели логично применение следующих приемов: «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.

3. Третий этап — совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; «удержание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.

4. Завершающий этап. Его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать такие психологические приемы, как «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности ».

Источник

Читайте также:  Как лепить манты пошаговое разные способы
Оцените статью
Разные способы
Название технологии Социальная диагностика
Характеристика технологии
  • выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения получателя социальных услуг;
  • определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
  • описание диагностируемых особенностей получателя социальных услуг, когда это необходимо;
  • ранжирование специфических свойств получателя социальных услуг
  • семьи с детьми (в т.ч. с детьми-инвалидами);
  • граждане пожилого возраста;
  • инвалиды;
  • граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании