Социальная деятельность как способ бытия

Социальная деятельность как способ бытия

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки.

Главное меню

Форма входа

Книги

Это интересно

Социальная деятельность как специфический способ бытия человека в природе

Социальная деятельность как специфический способ бытия человека в природе

Генетически исходной формой социальной деятельности является труд. Труд, с точки зрения экологической, есть процесс, совершающийся между обществом и природой, в ходе которого человек опосредствует, регулирует и контролирует свой обмен веществом и энергией с природой. На основе трудовой деятельности жизнь человека становится жизнедеятельностью (или деятельно организуемой формой жизни) и возникает целый спектр специализированных форм деятельности: научно-познавательная, техническая, экономическая, социальная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая,

философская, религиозная. Классификация форм деятельности может быть осуществлена и по другим основаниям. Выделяют трудовую и игровую, творческую и репродуктивную, управленческую и исполнительскую, индивидуальную и коллективную, разрушительную и созидательную, потребительскую и производительную, инструментальную и созерцательную и т.д. формы деятельности.

Социальная деятельность — специфический способ бытия человека в природе. Основные особенности деятельности как специфического способа связи человека с природой.

Орудийно-опосредованный характер деятельности. В области духовной такими орудиями являются знаки и символы, формы мышления. В области социальной — это организации и институты. В области материальной — технические средства (от примитивного инструмента до современных автоматизированных машин).

Сознательный, целесообразный, рефлексивный характер деятельности. Инстинктивные программы деятельности недостаточны для постоянно развивающейся из поколения в поколение деятельности. Познание и знание представляют собой качественно новый способ информационного обеспечения социальной деятельности. Человек не совпадает полностью со своей деятельностью. Он способен дистанцироваться по отношению к ней посредством сознания, делать предметом своей рефлексии и деятельности не только объекты природы, но и сами способы и формы этой деятельности.

Свободный и универсальный характер деятельности, связанный с первыми двумя особенностями. Человек не запрограммирован раз и навсегда на одни и те же, повторяющиеся из поколения в поколение формы активности и средства деятельности. У него всегда есть, хотя исторически и ограниченная, свобода выбора форм и средств поведения. Он не специализирован к строго определенной нише. Опосредовав свои обменные процессы с природой, он снял

целый ряд ограничений. Он способен действовать по меркам любого иного вида живых существ, моделируя их посредством своей деятельности и искусственных органов — летать, жить под водой или под землей и т.д. Он может, в принципе, бесконечно расширять пространство своего бытия, хотя при этом всегда останется зависимым от первоисточника и первоосновы своей жизни -Земли и биосферы.

Творческий характер деятельности. Социальная деятельность во всеобщем и сущностном смысле имеет творческий характер и связана с созданием артефактов, феноменов, имеющих искусственное происхождение и невозможных без творческого воображения и деятельности человека. Это не исключает того, что всякая творческая деятельность основывается на репродуктивной деятельности. Инновационные модели поведения, средства деятельности и формы поведения рутинизируются и образуют предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Творческий момент человеческой деятельности делает ее адаптивно-адаптирующей формой поведения. Свою инстинктивную недостаточность человек компенсирует посредством искусственных органов деятельности, используемых в качестве средств разрешения постоянно возникающих противоречий с изменяющейся окружающей средой

Коллективный, институционально организованный, основанный на нормативном порядке способ бытия, который обеспечивается средствами социального контроля Коллективность — важнейшее адаптивное средство человека как специфического живого существа. Специфика его коллективности в том, что это универсально развивающаяся форма взаимной зависимости и обмена деятельностью и ее результатами, совершенствующаяся в связи с постоянной прогрессирующей специализацией и дифференциацией труда.

Человек действует не только по законам пользы, но и по законам добра, человеческого достоинства и красоты, зачастую предпочитая в условиях ценностных коллизии последние.

Утверждение социальной деятельности с ее орудийностью, универсальностью в качестве основного способа адаптации человека к среде имело для него самого амбивалентные последствия. С одной стороны, новый социальный образ жизни избавил человечество как вид от конкурентов, дефицита биоресурсов, открыл возможности безграничного расширения своей экологической ниши, увеличения численности населения, продления индивидуальной жизни. С другой стороны, отключение большинства механизмов естественного отбора, несоизмеримость темпов и условий развития с адаптивным потенциалом человека, подмена защитных сил организма лекарственными средствами, переход многих заболеваний в хронические формы, сохранение людей с отягощенной наследственностью, издержки образа жизни, загрязнение окружающей среды не способствуют сохранению здорового генофонда. Генетический аппарат человека перегружен иммунологической информацией — генами, ответственными за синтез тысяч различных антител. Наш иммунитет все чаще не справляется с быстрыми антропогенными изменениями среды.

Читайте также:  Характеристика основных способов нагрева теплового оборудования

По данным медицинской генетики, наследственная отягощенность современной популяции людей составляет более 5%. Среди лиц до 21 года у 10% выявляются различные врожденные дефекты. Число выявленных форм наследственных болезней и отклонений увеличивается каждый год.

Экологические патологии весьма многообразны и могут быть подразделены на естественные и антропогенные. В ряду последних следует выделить патологии, связанные с образом жизни и загрязнением окружающей среды.

К патологиям «образа жизни» относятся отклонения, обусловленные нарушением двигательной активности, режима труда и отдыха, физическими и

психоэмоциональными нагрузками, чрезмерными социальными контактами, вредными привычками. Этими причинами вызываются многие психические, нервные, гармональные расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, болезни крови и органов пищеварения, костно-мышечной системы и многие другие патологии.

Причины экологических патологий естественного происхождения могут быть связаны с такими абиотическими факторами природной зоны как температура, интенсивность солнечного излучения (обморожение, тепловые удары, рак кожи и т.д.); дефицитом определенных элементов в пище и воде (авитаминозы, анемия, эндемический зоб и др.); биотическими компонентами окружающей среды (вирусами, бактериями, паразитами).

По данным экспертов ВОЗ, здоровье населения на 50 — 52% зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей, на 20 — 22% — от наследственных факторов, на 7 — 12% — от уровня медицинского обслуживания, и на 18 — 20 — от состояния окружающей среды. В ряде исследований 40 — 50% причин заболеваний связывают с качеством среды. Те авторы, которые к факторам среды относят образ жизни и экономику жизнеобеспечения, прямо или косвенно 95% всех патологий связывают с окружающей средой

К основным экопатологиям техногенного происхождения можно отнести те, которые связаны с хроническим воздействием на человека субкритических и обычно неощутимых техногенных загрязнителей: тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия, мышьяка, талия и др.), нитратов и нитритов, ксенобиотиков (диоксинов, фосфороорганических соединений, пестицидов, хлорированных фенолов и т.д.), радиоактивных веществ, физических загрязнителей (вибраций, шумов, инфразвуковых колебаний, электромагнитных полей) (1 .С.358-371).

Экологические факторы (в том числе и техногенного характера) возникновения и распространения болезней человека входят в предмет медицинской

экологии, включающей в себя рекреационную экологию, т.е. экологию отдыха и оздоровления людей, смыкающуюся с курортологией.

В рамках системы человеческой деятельности как специфического и определяющего способа адаптации к среде исторически первичной и определяющей является производственно-трудовая деятельность, поэтому, для дальнейшего теоретического развертывания и конкретизации картины взаимосвязи человека с природой необходимо перейти к анализу производства как родовой жизнедеятельности и специфического способа связи общества с природой.

Источник

Социальная деятельность как способ бытия

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя — свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Читайте также:  Показательные неравенства виды способы решения

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания — предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные пpoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив — это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

Читайте также:  Лучший способ планирования дня

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества — научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение — ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общение предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию. Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Источник

Оцените статью
Разные способы