- Стратегии решения конфликтов. Стратегия пятая. Сотрудничество
- Основные способы разрешения конфликтов
- Виды конфликтов и способы их разрешения
- Способами разрешения конфликта могут быть
- Переговоры как способ разрешения конфликта
- Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
- Посредничество как способ разрешения конфликтов
- Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
- Семейные конфликты и способы их разрешения
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
- Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Стратегии решения конфликтов. Стратегия пятая. Сотрудничество
В завершение цикла статей по теме управления конфликтами хотелось бы рассказать об еще одной стратегии, имя которой — «сотрудничество». Сотрудничество — это стремление выработать решение, полностью удовлетворяющее интересам обеих сторон. Это самый сложный путь, который можно выбрать в решении конфликтов, но только он приводит к полному разрешению противостояния и его окончательному завершению.
Предлагаю сразу же перейти к примерам!
Семейная пара не может разделить только что приобретенный первый совместный автомобиль. Выходной день и каждый из них имеет собственные планы на авто без желания им делиться или уступать партнеру. Ситуация накаляется, вариант компромисса – сегодня ты, завтра я – не устраивает, авто нужен каждому из них именно сегодня и безоговорочно! С желанием не испортить друг другу выходной день, и провести его в любви и согласии, они садятся за стол переговоров и начинают разбирать проблему, выявляя её суть. Как оказывается ей авто необходим чтобы навестить маму, которая живет за городом, а мужу для того, чтобы съездить на занятие курса экстремального вождения, которое назначено на сегодня и которое он уже оплатил. Путем переговоров они находят решение, которое полностью удовлетворяет их обеих: он отвозит её к маме за город, после чего едет на занятие, практикуется в езде, а вечером забирает её от мамы. Все довольны, необходимым ресурсом (автомобилем) каждый обладает на основании изначальных требований.
Или другой пример «сотрудничества». Бюджетный комитет в одной компании. Времена не простые и бюджеты подразделений урезают по-максимуму. Остается небольшая не распределенная сумма, за которую борются руководители АХО и IT отдела. Каждому принципиально важен этот ресурс, руководителю АХО – для того, чтобы приобрести новый шкаф и стулья, руководителю IT – для того, чтобы закупить пару системных блоков. Решение ситуации они находят в следующем: в IT отделе как раз есть шкаф, который давно уже не используется за ненадобностью, да и поделиться парой стульев не является проблемой. В АХО – довольны, они получили требуемое, в IT – также удовлетворены, так как теперь они обладают необходимыми средствами для покупки «железа».
Конечно же приведенные выше ситуации максимально упрощены и в действительности, борьба за ресурс в конфликте, когда обе стороны готовы идти на встречу друг другу, но при этом полностью удовлетворить свои интересы, занимает существенное время. В этом плане стратегия «сотрудничество» самая затратная по времени и часто по расходуемой сторонами энергии. Но при этом она является единственной верной тогда, когда стороны заинтересованы в истинном решении конфликта, в поиске идеального выхода.
Ведь действительно трудно (а часто и в принципе невозможно) найти то решение, которое устраивало бы всех! Не решение разделить ресурс, как при компромиссе, а именно дать каждой из сторон желаемое и требуемое. Для этого недостаточно поверхностного изучения сути конфликта, но необходимо его глубокое, детальное исследование. Учитываются цели, мотивы сторон, истинные желания, скрытые потребности и многие другие факторы. Плюс к этому каждая из сторон должна быть готова к конструктивным и сложным переговорам, которые определенно займут длительное время.
Именно высокие трудозатраты влияют на то, что «сотрудничество» крайне редко применяется на практике. Всегда проще надавить («принуждение») или уступить («уступчивость»), разделить ресурс («компромисс») или же даже в принципе не ввязываться в борьбу («уход»). Мы по своей природе устроены так, что всегда выбираем путь с наименьшим сопротивлением, более легкое и доступное решение, которое требует меньшего затрата энергии, поэтому «сотрудничество» выглядит привлекательным только на словах, на деле же на это не хватает ни времени, ни желания, ни сил.
Каковы же сильные стороны реализации этой стратегии?
• Безусловным достижением и жирным плюсом является конечно же то, что обе стороны полноценно удовлетворены, получив максимум желаемого.
• Конфликт в этом случае действительно исчерпан и ни одна из сторон не захочет пересмотра договоренностей в перспективе. Иными словами, конфликтная ситуация разрешена окончательно, причина устранена безвозвратно.
• При подобном решении сохраняются отношения между сторонами конфликта, взаимное уважение и доверие друг к другу. Это особенно важно, если стороны конфликта находятся в условиях, предполагающих их дальнейшее сотрудничество (коллеги по работе, семья, друзья и прочее).
И всё же при всех плюсах, самым существенным минусом «сотрудничества» являются временные затраты и как следствие растягивание конфликта во времени. А если учитывать то, что конфликт сам по себе является источником повышенного расхода энергии, то его затягивание значительно отвлекает нас от действительно важных дел, снижают нашу результативность и эффективность в целом. И именно поэтому я бы не рекомендовал стремиться решать все конфликты с использованием данной стратегии, это не разумно и не продуктивно, но в исключительных случаях, когда на кону отношения с важными и чрезвычайно значимыми для вас людьми её использование оптимально.
Источник
Основные способы разрешения конфликтов
Чтобы ответить на вопрос, какие существуют способы разрешения конфликтов, нужно разобраться в том, какие виды конфликтных ситуаций бывают. Ведь то, что является наилучшим способом разрешения конфликта в семье, совершенно может не подойти для урегулирования коллективных споров. Рассмотрим сначала общие, универсальны методики и перейдем к специфике отдельных видов способов разрешения конфликтов.
Виды конфликтов и способы их разрешения
Подбор способов разрешения конфликта зависит от его вида. Типологий существует несколько, в зависимости от критерия положенного в основу спорной ситуации.
В одном конфликте может сочетаться несколько представленных видов. Например, между супругами возникает конфликт интересов, внутриличностный и деструктивный, в организации межгрупповой и компромиссный и т. д.
Универсальные способы разрешения конфликтов могут применяться к каждому из видов, в зависимости от желания сторон достичь общих целей и готовности идти на уступки. Процесс нахождения адекватного способа разрешения возникшего конфликта зависит от всех участников процесса.
Способами разрешения конфликта могут быть
И так, возник конфликт, какие способы разрешения конфликтной ситуации могут быть:
- прямое или косвенное воздействие непосредственно на оппонента или его оборону;
- изменение соотношения сил, например наращивание собственных ресурсов для победы;
- ложной или правдивой информацией противника о своих намерениях;
- оценка возможностей противника.
Перечисленные способы взаимосвязаны между собой. Например, для того, чтобы принять решение какой метод разрешения спорной ситуации применить, вам сначала потребуется оценить возможности противника, есть ли вероятность привлечения других ресурсов с его стороны. И только после этого можно приступить к изменению соотношения сил, воздействию на оппонента.
Методы разрешения противоречий могут быть созидательными и разрушающими. Первые учитывают интересы противоборствующих сторон, а ко вторым можно отнести варианты, когда в итоге кто-то останется проигравшим.
Методы разрешения конфликтов :
- НЕГАТИВНЫЕ — методы борьбы, целью которых является достижение победы любой ценой только одной из сторон.
- ПОЗИТИВНЫЕ – способствуют сохранению единства между оппонентами, то есть направлены на соблюдение интересов обеих сторон, к ним относятся конструктивное соперничество, переговоры и др.
Негативные методы :
- Конкуренция – отстаивание своих интересов в ущерб потребностей противника.
- Достижение победы ввиду получения нужной свободы действий – формирование свободы действий для себя и ограничение в этом противника.
- Использование резервов оппонента для своей выгоды.
- Дискредитация лидеров — выведение из строя основной управленческой единицы противника.
- Метод проволочек – затягивание дела, используется для выбора подходящего поля действия и создания благоприятного соотношения сил.
- Уход от борьбы – с целью выиграть время, изменить обстановку на более выгодную.
- Подчинение – принуждение противоборствующей стороны пожертвовать своими интересами.
Позитивные методы :
- Переговоры — подразумевает частичное удовлетворение интересов обеих сторон.
- Компромисс — достижение обоюдного добровольного соглашения, с удовлетворением требований обеих сторон или частичным отказом от них.
- Сотрудничество – взаимовыгодное взаимодействие для достижения общих целей.
- Взаимные уступки – частичное удовлетворение интересов обеих сторон, путем взаимного частичного отказа от своих позиций.
- Посредничество – использование третьей стороны для урегулирования спорных вопросов.
Нельзя однозначно сказать какой вариант будет самым оптимальным способом разрешения конфликта. Например, если речь идет об организации, то специалисты отмечают, что подчинение является лучшим способом разрешения спорного вопроса. Но если мы будем применять его в отношении семьи, то он будет далеко не самым выигрышным.
Таким образом, психология конфликта подразумевает отсутствие согласия между двумя или более сторонами, и предлагает различные способы его разрешения.
Таблица способы разрешения конфликтов
Переговоры как способ разрешения конфликта
К способам разрешения конфликта относят переговоры, посредничество. Второй вариант рассмотрим позже, а пока поговорим о переговорном процессе, как способе разрешения противоречий.
Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой взаимодействие сторон, при котором каждая из них выдвигает свои требования, но в то же время готова идти на уступки, компромисс.
Отличительные особенности переговоров:
- предполагают равноправие и непосредственное взаимодействие сторон;
- исключают варианты силового разрешения ситуации, судебных разбирательств;
- у участников есть возможность контролировать процедуру, изменять условия по взаимному согласию, определять временные рамки;
- ведутся на основе определенных правил, с которыми согласны участники процесса;
- принятое решение носит неофициальный характер.
Но невсегда целью ведения переговоров является принятие какого-то конкретного решения. Данный способ взаимодействия может выполнять и другие функции.
Функции переговоров:
- решение проблемы;
- информационная – получение сведений участниками процесса о важных для них факторах в отношении урегулирования спорного вопроса, но иногда методика используется для дезинформации оппонентов;
- коммуникативная – налаживание связей участников процесса;
- регулятивная – регулирование и контроль действий сторон;
- пропагандистская – оказания влияния на общественное мнение с целью привлечения союзников.
В зависимости от цели взаимодействия стороны могут выбрать одну из стратегий переговоров:
- Позиционный торг — конфронтационный тип поведения, при котором участники стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, без учета интересов оппонента.
- Переговоры на основе интересов — предполагающие партнерский тип поведения, с учетом взаимных интересов.
Как же проходит сам процесс? Определившись с функциями и стратегией, стороны приступают к ведению переговоров.
Этапы переговоров:
- оглашение позиций сторон, определение целей и интересов;
- совместное обсуждение спорных вопросов;
- достижение соглашения по конфликтной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев переговоры направлены на удовлетворение требований (полностью или частично) всех участников процесса. Но в некоторых случаях они могут выступать и как негативный метод разрешения конфликта.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
Существуют и другие способы разрешения конфликтов. Компромисс — достижение общей цели путем взаимных уступок . В литературе эти два определения используются как идентичные, так как принцип действий в обоих случаях один и тот же.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон предполагает, что оппоненты должны сделать ряд шагов навстречу друг другу, с учетом результата, который будет удовлетворять всех. В этом случае потребуется взаимный отказ от амбиций и интересов, с целью достижения максимальной взаимовыгодной пользы.
Данный метод имеет свои плюсы и минусы :
Стратегии и способы в рамках одной группы могут отличаться. Это можно сказать и про взаимные уступки.
Виды компромисса :
- Добровольные взаимные уступки, когда соглашение достигается без оказания давления на одну из сторон.
- Вынужденный компромисс – условия, которые участники процесса вынуждены принять под влиянием различных факторов.
Способность к взаимным уступкам — признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс как способ разрешения конфликта стоит использовать или нет? Прежде чем прибегать к данному варианту, следует испробовать другие, при которых возможно достигнуть максимального удовлетворения интересов.
Посредничество как способ разрешения конфликтов
Еще одним способом разрешения конфликта может быть посредничество при проведении переговоров. Данный способ взаимодействия предполагает участие третьего лица в разрешении спорного вопроса.
Так почему же возникает необходимость в привлечении независимых участников, почему нельзя самостоятельно прийти к обоюдному соглашению?
В каких случаях целесообразно привлечение посредника:
- Стороны готовы идти на уступки, искать компромисс, но не могут прийти к общему мнению.
- Невозможно организовать непосредственное общение участников конфликта.
- Требуется контроль за исполнением принятого решения.
- Роль авторитетного посредника нужна для сохранения имиджа обеих сторон.
- Требуется конфиденциальность при преодолении разногласий.
Таким образом, роль посредника сводится к выполнению функций :
- организация общения сторон;
- предложение вариантов решения ситуации;
- оказание помощи при подготовке итоговых документов;
- контроль за соблюдением принятых договоренностей.
Остается только правильно выбрать посредника. Для этого стоит обратить внимание на следующие критерии, предъявляемые независимому эксперту :
- компетентность, обладание навыками посреднической деятельности;
- беспристрастность – третье лицо должно сохранять нейтралитет по отношению к участникам оппозиции;
- авторитетность – имея определенный авторитет в обществе, посредник способен воздействовать на оппонентов для принятия соглашения.
Наилучшим результатом работы посредника является разрешение спора и достижение соглашения. Но невсегда стороны приходят к такому итогу.
Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов это сотрудничество . Данный вид взаимодействия предполагает погружение всех участников в проблемную ситуацию с целью достижения соглашения, удовлетворяющего интересам всех сторон.
Отличительные особенности сотрудничества :
- Стороны оппозиции не враги, а союзники, которые пытаются найти оптимальное для всех решение.
- Вовлеченность сторон в процесс разрешения спорного вопроса.
- Взаимная заинтересованность сторон в нахождении выгодных путей решения проблемы.
- Общая польза от использования данного способа разрешения конфликта.
- Требует больше времени.
- Позволяет увидеть скрытые причины конфликта всех участников, тем самым способствует эффективному решению проблемы.
Но важно понимать, когда именно целесообразно применять сотрудничество , как способ разрешения конфликта:
- достижение соглашения важно для обеих сторон;
- наличие прочных связей и перспектив на дальнейшее взаимодействие с оппонентом;
- есть время, чтобы проработать проблему и подобрать подходящие варианты ее решения;
- стороны способны изложить свою версию происходящего и выслушать друг друга;
- участники оппозиции равноправны или готовы игнорировать разницу в положении с целью разрешения возникшей ситуации
Сотрудничество можно отнести к дружеским методам разрешения конфликта, но в то же время к самым сложным, так как решение нужно принимать из расчета не только на свои потребности, но и интересов противоположной стороны. При данном способе взаимодействия оппоненты готовы выслушать друг друга и прийти к общему соглашению, которое максимально устроит всех.
Семейные конфликты и способы их разрешения
Как мы уже рассматривали в одной из статей, конфликты в семье возникают на разных этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенной выше типологии, можно разделить конфликты в семье на две общие группы:
- конструктивные – в результате разрешения которых стороны чувствуют полное или частичное удовлетворение своих потребностей, интересов, целей;
- деструктивные, итог которых — развод.
Конфликты в семье и способы их разрешения зависят от желания сторон взаимодействовать и прийти к общей цели. Рассмотрим, какие из методов применимы к семейным отношениям:
- конкуренция или конфронтация – заключается в борьбе с заведомым проигрышем одной из сторон;
- избегание – уклонение от конфликта, сохранение нейтралитета;
- сотрудничество – выигрыш для всех конфликтующих сторон;
- уступка – согласие с участником конфликта, примирение;
- компромисс – минимально приемлемое решение для оппонентов.
Это способы разрешения конфликтов с точки зрения психологии. Как они реализуются на практике можно прочитать здесь.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Особенность преодоления внутриличностного конфликта в том, что результат положительно отражается на личности и ее саморазвитии, самосовершенствовании, достижении состояния внутреннего равновесия.
Процесс разрешения внутриличностного конфликта зависит от индивидуальных особенностей личности: возраста, характера, мировоззрения и т.д. Поэтому универсальных, подходящих для всех, методов разрешения внутренних противоречий не существует.
Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:
- Компромисс как способ разрешения внутриличностного конфликта — это выбор одного из возможных вариантов и его реализация.
- Избегание – осознанный уход от проблемы, с надеждой, что она сама исчезнет.
- Сублимация – перенаправление негативной энергии в другое русло, например в творчество.
- Идеализация – наделения объекта, вызвавшего конфликт не существующими свойствами, с целью ухода от негативных эмоций, но достигнутое состояние равновесия временное, так как данный способ в итоге не устраняет причин возникновения внутренних противоречий.
- Репрессия – вытеснение негативных эмоций и мыслей.
- Коррекция – изменение отношения к факторам, способствующим проявлению внутриличностного конфликта.
На практике данные методы могут выглядеть следующим образом:
- оценка ситуации – выявление внутренних противоречий, которые привели к негативному состоянию.
- оценка важности конфликта для развития личности, и его влияние на другие сферы деятельности.
- локализация непосредственной причины конфликты.
- снижение уровня эмоционального негативного состояния, необходимо дать волю накопившимся тревоге, беспокойству, страху.
- изменение внешних условий дома или на работе, по мере возможности.
- снижение уровня притязаний.
Чаще всего при возникновении внутриличностного конфликта включаются защитные механизмы, для подавления негативных эмоций – страха, тревоги, неуверенности. Но к сожалению, такой метод не способен устранить саму причину возникновения внутренних противоречий, поэтому необходимо осознанно выбирать варианты, которые будут препятствовать повторному кризисному состоянию.
Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
Способы разрешения конфликтов в организации условно можно разделить на 3 общие группы:
- Структурные методы, основанные на 4 механизмах:
- описание конкретных требований к работе;
- установление иерархических полномочий на всех уровнях структуры;
- сплочение коллектива ради одной общей цели;
- введение системы поощрений сотрудников.
- Нормативные методы, предполагающие нормативный контроль и регулирование деятельности представителей организации.
- Конструктивные методы направленные на разрешение функциональных конфликтов. Например споры, которые в итоге помогают принять единственное верное решение.
Из общей типологии, представленной выше, для решения конфликтов в организации допустимо применение следующих вариантов:
- Конкурентные методы – применяются только в случаях, когда требуется быстрое решение проблемы.
- Избегание или уклонение – обоснованно в ситуациях, когда требуется время для сбора информации или когда для ликвидации последствий разрешения конфликта необходимо слишком много времени.
- Компромисс –оппоненты взаимно стремятся к решению, которое их устроит.
- Приспособление – применяется в ситуациях, когда важно поддержание гармоничных отношений в коллективе.
- Сотрудничество – позволяет противоборствующим сторонам выработать совместное решение.
Для предотвращения возникновения конфликтов в организации требуется создание эффективной управленческой структуры, правильное распределение ресурсов, улучшение условий труда, контроль за соблюдением принятых норм и правил.
Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Конфликты на работе нередкое явление, поэтому рассмотрим способы их разрешения. В коллективе, спорные ситуации могут возникнуть в деловой сфере или на эмоциональной почве в следующих видах:
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
Для урегулирования вопросов приемлемо применение следующих способов разрешения конфликта:
- целенаправленное создание здоровой конкуренции;
- формирование тенденций к сотрудничеству в коллективе;
- применение стиля уклонения, в случае, если возникший конфликт незначим для сотрудников и для организации в целом;
- вынужденный компромисс, в случае, если оппоненты идут к одной цели, и уступки предотвратят общий провал;
- приспособление – действия противоборствующих сторон направлены на осознанное сглаживание конфликта.
Важно, чтобы выбранные методы способствовали сохранению возможности дальнейшего общения коллег.
Выбор способа разрешения конфликта зависит в первую очередь от перспектив достижения общей цели и необходимости дальнейшего взаимодействия сторон. Так же немаловажную роль в применении того или иного метода играет временной фактор. Так при ограниченности данного ресурса придется прибегать к конкуренции или, например, к дискредитации. Такие варианты как сотрудничество, компромисс, избегание, рассчитаны на более продолжительный период.
Источник