Составьте уравнения реакций получения углекислого газа тремя способами

Урок «Газообразные вещества». 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11

  • актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;
  • установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;
  • повторить закон Авогадро;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа и этилена;
  • расширять кругозор детей; формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный.

Оборудование и реактивы:

а)на столах у учащихся: карточки с таблицей для заполнения по ходу урока

Газ (краткая характеристика)

Получение (уравнение реакции)

Собирание

Распознавание

б)на демонстрационном столе:

  • реактивы – оксид марганца (IV), пероксид водорода, перманганат калия; карбонат кальция, соляная кислота и известковая вода; соляная кислота и цинк; хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумажка; этиловый спирт и концентрированная серная кислота;
  • оборудование – химический стакан (2 шт.); пробирки (5 шт.); прибор для получения газов (штатив с зажимами для 2-х пробирок, 2 пробирки); пробиркодержатель, лучина, спички, спиртовка, пробки с газоотводными трубками (2 шт.); плоскодонная колба, аппарат Кипа, стеклянная трубочка, стеклянная палочка.

Ход урока.

II. Проверка домашнего задания (7 мин.).

Вопросы для беседы.

1.Что такое полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации?

2.Что такое пластмассы?

3.Что такое волокна?

4.На какие группы делят пластмассы? Восстановите схему:

(Заполнение схемы: термопласты и термореактопласты.)

5.На какие группы делят волокна? Восстановить схему:

(Заполнение схемы: природные и химические; растительные и животные; искусственные и химические.)

6.Каковы области применения пластмасс? При ответе используйте рисунок 40 на с.56.

7.Какие неорганические полимеры вам известны? Какова их роль в неживой природе?

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

-Вы знаете, что зависимости от условий вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Назовите эти состояния.

Планируемый ответ ученика.

(В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, твердом или газообразном состояниях).

-Рассмотрите рис. 51 на с. 67. Что характерно для газообразных веществ? Чем строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состояниях?

Планируемый ответ ученика.

(В газовой фазе расстояния между молекулами во много раз превышает размеры самих частиц.)

-При атмосферном давлении объем сосуда в сотни тысяч раз больше объема молекул газа, поэтому для газов выполняется закон Авогадро:

в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

-Вспомните, сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?

Планируемый ответ ученика.

(Один моль любого газа при нормальных условиях содержит 6х10 23 молекул.)

-Как называется это число?

Планируемый ответ ученика.

(Это число называется число Авогадро.)

-Какие условия считаются нормальными?

Планируемый ответ ученика.

(760 мм. рт.ст. и 0 0 С).

-Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при нормальных условиях? Как называют такой объем?

Планируемый ответ ученика.

(1 моль любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л. Такой объем называется молярным.)

-Найдите в учебнике на с.68 описание основных свойств газообразных веществ.

1.Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором находятся.

2.Газы легко сжимаются.

3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любом отношении.

-При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу.

Водород – это самый легкий газ. В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Кипа взаимодействием цинка с соляной кислотой:

Демонстрация получения водорода в аппарате Киппа.

— Так как водород самый легкий газ, его собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

Демонстрация собирания водорода.

-Вспомните, как распознают водород?

Планируемый ответ ученика.

(К отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси.)

Демонстрация опыта по распознаванию водорода.

Формулу водорода, уравнение реакции получения водорода, способ его собирания и распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.

— Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .

Демонстрация опытов получения кислорода:

1) разложением перманганата калия

2)разложением пероксида водорода в присутствии катализатора MnO2

— Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или методом вытеснения воды. Почему?

Планируемый ответ ученика.

(Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он мало растворим в воде.)

— Вспомните, как распознают кислород.

Планируемый ответ ученика.

(Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.)

Демонстрация опыта по распознаванию кислород: внесение в колбу с кислородом тлеющей лучинки; внесение тлеющей лучинки в химический стакан, в котором проходит разложение пероксида водорода.

Формулу кислорода, уравнения реакций получения кислорода, способы его собирания и распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.

— Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.

Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:

Демонстрация опыта получения углекислого газа и его собирание.

— Вспомните, как получают углекислый газ в промышленности.

Планируемый ответ ученика.

(В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:

— Вспомните, как можно распознать углекислый газ.

Планируемый ответ ученика.

(Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.)

Демонстрация опытов по распознаванию углекислого газа:

  1. помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
    СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3v + Н2О ;
  2. горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.

— Почему горящая лучина гаснет в атмосфере углекислого газа?

Планируемый ответ ученика.

(Потому что углекислый газ не поддерживает горение.)

— Где используют это свойство углекислого газа?

Планируемый ответ ученика.

(Свойство углекислого газа не поддерживать горение применяют при тушении пожаров.)

Формулу углекислого газа, уравнения реакций получения углекислого газа, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.

— Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.

В промышленности его получают взаимодействием азота с водородом, соблюдая следующие условия: катализатор (Fe), высокие температура и давление. Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает:

В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:

— Сравните молярные массы аммиака и воздуха.

Планируемый ответ ученика.

(Молярная масса аммиака равна 17 г/моль, молярная масса воздуха – 29 г/моль. Аммиак легче воздуха.)

— Как следует собирать аммиак?

Планируемый ответ ученика.

(Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.)

Демонстрация опыта получения и собирания аммиака.

— Как можно распознать аммиак?

Планируемый ответ ученика.

(Аммиак можно распознать по характерному запаху.)

-Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки и по появлению белого дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.

Демонстрация опытов по распознаванию аммиака:

  1. по запаху, соблюдая правило техники безопасности;
  2. поднести влажную лакмусовую бумажку к пробирке с аммиаком. Лакмусовая бумажка посинеет;
  3. стеклянную палочку смочить в соляной кислоте и опустить в пробирку с аммиаком. Наблюдается появление дыма. (Опыт «Дым без огня).

Формулу аммиака, уравнение реакции получения аммиака, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.

— На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:

Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.

В лаборатории этилен получают двумя способами: деполимеризацией полиэтилена или каталитической дегидратацией этилового спирта:

Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды. Как можно собрать этилен?

Планируемый ответ ученика.

(Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха.)

Демонстрация опыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена обесцвечиванием подкисленного раствора перманганата калия.

Формулу этилена, уравнения реакции получения этилена, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.

Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица, которая имеет следующий вид:

Получение (уравнения реакций)

Собирание

Распознавание

не имеет запаха.

Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:

В перевернутую вверх дном пробирку.

При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.

Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.

1.Разложением перманганата калия:

2.Разложением пероксида водорода

2.Вытеснением воды.

Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.

Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде.

2.В лаборатории:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.

Вытеснением воздуха.

1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2.

2.По помутнению известковой воды:

Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

2.В лаборатории:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.

В перевернутую вверх дном пробирку.

2.По изменению цвета влажной лакмусовой бумажки (синеет).

3.По появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.

Этилен (С2Н4 или СН2 = СН2 ) без цвета и запаха, тяжелее воздуха.

1.В промышленности дегидрированием этана:

б)дегидратацией этилового спирта

С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О

Вытеснением воздуха.

1.Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия.

2.Обесцвечивание бромной воды.

Беседа по вопросам. (При ответах использовать таблицу.)

  1. Какие газообразные вещества были рассмотрены на уроке?
  2. Какие способы получения рассматривали?
  3. От чего зависит способ собирания того или иного газа?

V. Подведение итогов.

-На сегодняшнем уроке вы изучили общие свойства газообразных веществ. Вспомнили закон Авогадро. Повторили способы получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.

Источник

Практическая работа № 2 по теме «Получение, собирание и распознавание газообразных веществ»

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока.doc

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Лесосибирский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

« Получение, собирание и распознавание газообразных веществ»

Практическая работа № 2

г. Лесосибирск, 2019

Сценарий открытого урока

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок практическая работа

Цель: совершенствовать умения и навыки проведения химического эксперимента и составления уравнений химических реакций.

1.Формирование устойчивого интереса к предмету, коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.

2.Совершенствование умений и навыков проведения химических опытов, составления уравнений химических реакций, формулирования выводов по проведенным химическим экспериментам.

Планируемые результаты урока:

— химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

— умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

— использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

— использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

— понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

— владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

— владение основными методами научного познания, используемыми в химии:

наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

— владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

— сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников

Межпредметные связи : с экологией, математикой

Технология, используемая на занятии : деятельностного подхода

Формы работы: фронтальная, парная, групповая

Используемые источники: презентация, учебное пособие «Химия. Практикум» О.С.Габриелян.

Оборудование: штатив, пробирка с газоотводной трубкой, ватный тампон, сухое горющее, спички, лучина, колбы для собирания кислорода, пробирки, химический стакан, стеклянная палочка.

Реактивы: перманганат калия, перекись водорода, мрамор (карбоната кальция), растворы: соляной кислоты, хлорида аммония и гидроксида натрия, лакмуса, вода, лакмусовой бумажки, концентрированная соляная кислота.

Приветствие обучающихся, выявление присутствующих и отсутствующих на уроке, проверка готовности обучающихся к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).

2.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Вопрос: Назовите известные вам газообразные вещества

* Обучающиеся называют известные им газообразные вещества.

1 слайд ЗАДАНИЕ: установите соответствие между названием газа и его химической формулой, ответы запишите в тетрадь

*Проверяем правильность выполнения задания. Проведем самопроверку. Если ответ правильный ставьте «+», если не правильный «-». Преподаватель открывает на презентации колонку с правильными ответами, обучающиеся проверяют ответы.

*Поднимите, руку у кого все ответы правильные, поставьте в тетради на полях 5 баллов. Вы молодцы, хорошо знаете формулы газов.

*Поднимите руку у кого 1 ошибка, поставьте в тетради на полях 4 балла. *Поднимите руку у кого 2 ошибки, поставьте в тетради на полях 3 балла. *Поднимите руку у кого 3 ошибки, поставьте в тетради на полях 2 балла. Вам нужно выучить формулы газообразных веществ.

— Конечно же, газообразных веществ очень много. Но сегодня мы экспериментальным путем будем получать некоторые из них. А какие газообразные вещества мы получим, вы мне сами их назовете, выполнив следующее задание.

— У вас на партах лежат карточки с кратким описанием газообразного вещества (см. прложение 1). Работа в парах.

2 слайд ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст КАРТОЧКИ и по краткому описанию определите, о каком газообразном веществе идет речь. Подготовьте ответ по плану:

1. Название газообразного вещества

2. Физические свойства газообразного вещества

3. Получение в лаборатории

4. Как его собрать?

5. Как его распознать?

*Время на работу 3-4 минуты

Карточка №1 выдается обучающимся сидящим за 1 партой — «кислород»

Карточка №2 выдается обучающимся сидящим за 2 партой — «водород»

Карточка №3 выдается обучающимся сидящим за 3 партой — «углекислый газ»

Карточка №4 выдается обучающимся сидящим за 4 партой — «аммиак»

* Обучающиеся готовят ответы.

*Проводится обсуждение результатов работы. Обучающиеся дают ответы по плану. Ответы оцениваются: за правильные ответы обучающиеся получают «смайлики», которые накапливают по ходу урока, а в конце урока подсчитывают и сдают преподавателю.

— И так, какие газообразные вещества мы будем получать? (ответ: кислород, водород, углекислый газ и аммиак).

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

* На партах лежат инструкционные листы для обучающихся (см. приложение 2)

— Откройте рабочие тетради и запишите:

3 слайд Практическая работа №2

Тема. Получение, собирание и распознавание газов

— Сформулируйте цель работы: Что предстоит сделать?

* Обучающиеся высказывают свои формулировки. Выстраивается единая формулировка цели.

— Запишите в тетрадь цель работы.

Цель: получить, собрать и распознать газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак.

— А так же предстоит вам совершенствовать свои умения и навыки проведения химического эксперимента и составления уравнений химических реакций.

— Далее напишите Ход работы:

— В ходе работы будем проводить опыты, а результаты записывать в таблицу. Это и будет отчет по практической работе. Оцениваться будет правильное написание уравнений химических реакций и составление вывода по работе.

4 слайд (на слайде таблица)

— Из инструкционных листов, в свои тетради, перечертите таблицу:

* Преподаватель дает разъяснения каждого столбца.

— Перед выполнением практической части вспомним правила ТБ:

На демонстрационном столе мы будем работать с нагревательным прибором, это сухое горючее в виде таблетки, самостоятельно вы будете работать с горящей лучиной.

5 слайд (на слайде вопросы)

1.Как зажечь и погасить нагревательный прибор и лучину?

2. В какой части пламени нужно нагревать пробирку с веществом?

ОТВЕТ: 1.Зажигать сухое горючее и лучину только от спички. Тушить нагревательный прибор колпачком, а лучину опустить в пустую пробирку, тем самым перекрывая доступ кислорода.

2.Пробирку нагревают в верхней части пламени, т.к. она самая горячая.

— В опыте №4 вам нужно будет распознать аммиак по запаху.

6 слайд (на слайде картинка распознавание вещества по запаху)

Вопрос: Как правильно распознать вещество по запаху?

ОТВЕТ: Определяя вещество по запаху, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см. от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу, не делая глубокого вдоха.

7 слайд (на слайде вопрос)

— Вы будете работать с растворами кислот и щелочей.

Вопрос: Как нужно с ними обращаться?

ОТВЕТ: При работе с кислотой и щелочью соблюдайте осторожность. В случае попадания на кожу – промойте водой. Затем нейтрализуйте: кислота нейтрализуется 2%-ным р-ром соды, щелочь -2%-ным р-ром борной кислоты.

Ответы оцениваются: за правильные ответы обучающиеся получают «смайлики», которые накапливают по ходу урока, а в конце урока подсчитывают и сдают преподавателю.

— Итак, правила ТБ мы повторили, приступим к работе: Выполнять опыты будите под моим руководством, попрошу слушать меня внимательно и все действия выполнять аккуратно, при этом не забывайте делать записи результатов в таблицу.

Опыт №1. «Получение кислорода»

— Существует несколько способов получения кислорода, мы получим его 2-мя способами.

8 слайд 1способ: «Разложение перманганата калия» — опыт проводим на демонстрационном столе, ассистентом назначаю одного ученика (пригласить его к демонстрационному столу).

Демонстрационный опыт (проводит преподаватель)

В лапке штатива закреплена пробирка с газоотводной трубкой, в которой находится перманганат калия (до 1/5 объема пробирки), у отверстия пробирки находится небольшой ватный тампон для улавливания твердых частиц.

Сейчас мы будем нагревать перманганат калия, он будет разлагаться, в результате этого в сосуд будет собираться кислород, вытеснения воздух.

Задание ученику: Вам нужно провести распознание собранного в сосуд кислорода. С помощью чего будем проводить распознание кислорода?

Ученик: С помощью тлеющей лучины.

Тлеющую лучину опускаем в сосуд с кислородом. Что наблюдаем?

Тлеющая лучина в кислороде ярко горит.

— В таблицу напишите уравнение реакции разложения перманганата калия.

* Обучающиеся записывают уравнение реакции разложения перманганата калия

9 слайд 2 способ: «Разложение пероксида водорода»

— Назовите формулу перекиси водорода (ответ: Н2О2). Где ее используют? (ответ: в медицине для дезинфекции ран)

— Опыт проводите самостоятельно, но вначале изучите порядок проведения опыта:

*задание дано на слайде 9

ЗАДАНИЕ: Изучите порядок проведения опыта, используя учебное пособие

«Химия. Практикум» с.141 №48.1

* Обучающие изучают порядок проведения опыта

— ОБСУДИМ. Как будите выполнять опыт? Ваши действия

*Отвечает ученик в пробирку помещаем 3-4 мл перекиси водорода + немного порошка оксида марганца ( IV ) и быстро закрываем пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускаем в сосуд для сбора кислорода.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1.Какую роль в этой реакции играет оксида марганца ( IV )? (ответ: оксид марганца ( IV ) играет роль катализатора)

2.Каким методом собираем кислород? (ответ: методом вытеснения воздуха)

3.Чем распознать наличие кислорода? (ответ: тлеющей лучиной)

— Приступите к проведению опыта, и не забудьте записать в таблицу уравнение реакции и вывод.

* Обучающиеся проводят опыт, делают записи в тетрадь

— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получили кислород с помощью реакции разложения. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали тлеющей лучиной, она ярко горит)

10 слайд Опыт №2 «Получение водорода»

— Водород можно получить несколькими способами. Мы тоже его можем получить в лаборатории, но вот собрать и распознать его не всегда получается, он быстро

смешивается с кислородом воздуха, а это взрывоопасная смесь. Поэтому посмотрим видео опыт.

ЗАДАНИЕ: Внимательно посмотрите видеоопыт «Получение водорода»

*Преподаватель демонстрирует видеоопыт, обучающиеся внимательно смотрят.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1.При взаимодействии, каких веществ получили водород? (ответ: при взаимодействии цинка и соляной кислоты)

2. Что вытесняет водород из кислоты? Почему? (ответ: цинк, потому, что он в ряду активности металлов стоит до водорода. Цинк является активным металлом)

3.Почему водород собрали в перевернутую вверх дном пробирку? (ответ: потому, что водород самый легкий газ)

4. Как распознали наличие водорода? (ответ: его наличие определяют горящей лучиной по характерному звуку «хлопку»)

— В таблицу напишите уравнение химической реакции получения водорода и вывод.

* Обучающиеся делают записи в тетрадь.

— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получили водород, вытеснив его цинком из кислоты. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали горящей лучиной по характерному звуку)

11 слайд Опыт №3 «Получение углекислого газа»

— На слайде представлен рисунок. Посмотрите внимательно и скажите, из каких веществ получают углекислый газ? (ответ: углекислый газ получают из мрамора – карбонат кальция и соляной кислоты)

— Чем можно распознать наличие углекислого газа?

ОТВЕТ: Распознаем его с помощью зажженной лучинки, она в среде СО2 гаснет, т.к. СО2 не поддерживает горение. Поэтому его используют для тушения пожаров.

— Приступаем к самостоятельному проведению опыта: в хим. стакан с кусочками мрамора, а мрамор это из карбоната кальция CaCO 3 добавьте соляную кислоту.

— Что наблюдаете? (ответ: Выделяется углекислый газ). Проведите его распознавание с помощью зажженной лучины.

— Распознать углекислый газ можно еще одним способом, для этого проведем опыт на демонстрационном столе.

В лапке штатива закреплена пробирка с газоотводной трубкой, в которой находятся кусочки мрамора, приливаю немного концентрированной соляной кислоты. Конец газоотводной трубки опускаю в колбу, углекислый газ соберем методом вытеснения воздуха.

-Чем распознать наличие газа в колбе? Ответ: зажженной лучиной, она в среде СО2 гаснет. Это вы уже знаете.

-Углекислый газ можно распознать и так: опустим конец газоотводной трубки в стакан с водой, окрашенной синим лакмусом.

— Что наблюдаете? (ответ: произошло изменение окраски, р-р стал красным).

— Почему? (ответ: СО2 является кислотным оксидом, и при взаимодействии с водой дает слабую угольную кислоту. Поэтому синий лакмус в кислой среде становится красным).

— В таблицу напишите уравнение химической реакции получения углекислого газа и вывод.

* Обучающиеся делают записи в тетрадь.

— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Углекислый газ получили действием соляной кислоты на карбонат кальция. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали зажженной лучиной, которая в среде газа гаснет)

12 слайд Опыт №4 «Получение аммиака»

Для того, чтобы правильно провести опыт, изучите порядок его выполнения. Обратите внимание на слайд, дано задание.

ЗАДАНИЕ: Изучите порядок проведения опыта, используя учебное пособие «Химия. Практикум» с.171 №57.3

*Обучающиеся изучают задание

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1.Как распознать наличие газообразного аммиака? (ответ: по запаху и лакмусовой бумажкой, она изменит цвет)

2. Для чего к отверстию пробирки нужно поднести стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой? (ответ: для обнаружения аммиака, вы увидите дым. Это говорит о том, произошла реакция между раствором аммиака и соляной кислотой, дым – это частицы образовавшегося продукта реакции, хлорида аммония)

ОБСУДИМ. Как будите выполнять опыт? Ваши действия:

*Отвечает ученик в пробирку нальем по 2 мл растворов хлорида аммония и гидроксида натрия, далее встряхнуть пробирку и осторожно понюхать.

-Зачем будете понюхать? (ответ: чтобы определить запах аммиака)

— При выполнении этого опыта, помните правила распознавания вещества по запаху.

Опустите в пробирку розовую полоску лакмусовой бумажки. Что наблюдаете? (бумажка стала синей, значит в пробирке слабая щелочь — раствор аммиака).

Поднесите стеклянную палочку, смоченную в концентрированной соляной кислоте.

— Проведите опыт, запишите в таблицу уравнение реакции и вывод.

* обучающиеся проводят опыт и делают записи в тетрадь.

— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получали аммиак взаимодействием хлорида аммония и щелочи. Обнаружили аммиак по запаху и изменению окраски лакмусовой бумажки, она стала синей)

13 слайд Опыт №4 «Получение аммиака»

Аммиак в лаборатории получают в результате нагревания смеси кристаллических веществ гидроксида кальция и хлорида аммония. Химическую реакцию вы видите на слайде.

ЗАДАНИЕ: Допишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты.

*Проверяем, что получилось:

— Итак, все опыты проведены, таблица результатов заполнена.

— Достигли ли мы поставленной цели? (Да, цель достигнута, получили газообразные вещества, собрали их и распознали).

— Скажите, а как эти газообразные вещества связаны с вашей профессии? Где они могут использоваться?

*Учащиеся высказывают свои предположения

14 слайд Кислород применяется для сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания автомобилей.

Бензин, дизельное топливо содержат различные углеводороды.

15 слайд Углекислый газ, как видно из приведенной выше реакции, образуется при сгорании топлива, а так же при выдыхании живых организмов и выделяется в атмосферу. Из атмосферы его поглощают зеленые растения в процессе фотосинтеза: 6СО2 +6Н2О = С6Н12 О6 + 6О2.

У водителя в автомобиле должен быть огнетушитель. Углекислотный огнетушитель предназначен для тушения загораний различных веществ и материалов и др.

16 слайд Проведены исследования и доказано, что при сгорании водорода в кислороде из выхлопной трубы автомобиля в атмосферу выходит безвредное вещество вода 2 + О2 = 2Н2О. Поэтому водород считают экологически чистым топливом будущего.

17 слайд Аммиак свое применения в вашей профессии находит в аптечке водителя, в виде раствора нашатырного спирта его используют для выведения человека из обморочного состояния при потери сознания.

18 слайд 4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

* Организуется работа в парах, выполнение Тест по теме «Получение, собирание и распознавание газов» (см. приложение 3)

*Обучающимся выдается лист с тестом, и они выполняют тест.

*После выполнения организуется взаимопроверка: обучающиеся обмениваются вариантами теста и проверяют друг у друга. В презентации открываются правильные ответы.

По критериям оценивают работу.

5 правильных ответов — оценка «5»

19 слайд 5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

* Обучающимся предлагаются задания на выбор

Задания на выбор

Составьте уравнение реакции горения бензина — С 5 Н 12

Подготовить сообщения, рефераты или презентации о любом газообразном веществе.

Творческое задание: составить кроссворд «Газообразные вещества»

20 слайд 6.РЕФЛЕКСИЯ (см. приложение 4)

*Обучающие на выданных листочках отвечают на вопросы, отмечая галочкой.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (подсчитываются накопленные за урок «смайлик» выставляются оценки, даются устные комментарии за работу)

Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать …..»

КАРТОЧКА №1 Это газ, без цвета и запаха. В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом – синюю. Он входит в состав атмосферы, его содержание составляет 21%. Необходим для дыхания живых организмов, а так же поддерживает горение многих веществ. При взаимодействии с металлами и неметаллами образует оксиды. В лаборатории его получают путем разложения перманганата калия: 2 KMnO 4 K 2 MnO 4 + MnO 2 + … или пероксида водорода:

2 H 2 O 2 → 2 H 2 O + … в присутствии катализатора MnO 2 — оксида марганца ( IV ). Собирают газ методом вытеснения воздуха, а распознают его тлеющей лучиной, которая в среде этого газа ярко горит.

КАРТОЧКА №2 Это самый легкий газ, без цвета и запаха. Он более чем в 14 раз легче воздуха, почти не растворим в воде. В лаборатории получают в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой: Zn + 2 HCl ZnCl 2 + …↑ Собирают газ в перевернутый вверх дном сосуд, вытеснением воздуха. Определяют его наличие горящей лучиной по характерному звуку «хлопку».

При горении этого газа образуется вода: … + O 2 → 2 H 2 O . Благодаря этому свойству данный газ считают экологически чистым топливом будущего.

КАРТОЧКА №3 Газ без цвета и запаха, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха. При температуре 15 0 С в 1 объеме воды растворяется 1 объем газа. При сильном охлаждении газ кристаллизуется и превращается в твердую снегообразную массу – «сухой лед». Этот газ не поддерживает горение и поэтому применяется для тушения пожаров. Еще его используют для получения газированных напитков. В лаборатории газ получают при действии мела или мрамора CaCO 3 с соляной кислотой: CaCO 3 + 2 HCl C а Cl 2 + H 2 O + . ↑. Собирают газ методом вытеснения воздуха, распознают его с помощью горящей лучины, которая в среде газа гаснет.

КАРТОЧКА №4 В лаборатории этот газ получают взаимодействием солей аммония с щелочью: 2 NH 4 Cl + C а( O Н)2 C а Cl 2 + 2 H 2 O + …↑. Это бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, поэтому его собирают методом вытеснения воздуха в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его: а) по запаху; б) по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки (с красного цвета на синий); в) по появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной соляной кислотой. Этот газ очень хорошо растворяется в воде, при 20 0 С в 1 объеме воды растворяется около 710 объемов газа. В медицине используют его 10%-й раствор под названием нашатырный спирт

Инструкционный лист приложение 2

Практическая работа №2. Тема: Получение, собирание и распознавание газов

Источник

Читайте также:  Все способы рекламы своего бизнеса
Оцените статью
Разные способы